Решение по делу № 2-446/2015 (2-3316/2014;) от 25.12.2014

Дело № 2 – 446/2015 <.....>

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

27.01.2015

Орджоникидзевский районный суд г. Перми

в составе председательствующего судьи Угловой Т.А.,

при секретаре Власовой О.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску СТВ к Департаменту земельных отношений администрации г. Перми о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка,

У С Т А Н О В И Л:

Истец СТВ обратилась в суд с иском о признании незаконным отказа Департамента земельных отношений администрации г. Перми и предоставлении земельного участка в аренду. Указала, что она является инвалидом <.....> группы бессрочно. При обращении в ДЗО администрации г. Перми ею получен ответ №... от (дата) об отказе в предоставлении земельного участка для строительства индивидуального жилого дома по тем основаниям, что не представлены сведения о нуждаемости истца в улучшении жилищных условий, отсутствует нормативно установленный порядок предоставления земельных участков инвалидам; испрашиваемый истцом земельный участок не сформирован и не поставлен на кадастровый учёт. Считает данный отказ незаконным, поскольку истец не является собственником жилых помещений и/или иного недвижимого имущества, проживает в комнате в квартире <АДРЕС>. Общее количество лиц, постоянно проживающих и зарегистрированных в указанной комнате - 3. Общая площадь указанной комнаты составляет 25,9 квадратных метров. Таким образом, на каждого из проживающих в указанной комнате приходится 8,63 квадратных метра общей площади. Бездействие органов государственной власти Пермского края и органов местного самоуправления города Перми в сфере определения порядка предоставления земельных участков инвалидам не может ухудшать положения граждан, имеющих право на получение земельных участков на основании абзаца 14 статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ. Довод ответчика об отсутствии у него обязанности по формированию земельных участков также не может являться основанием для отказа в предоставлении спорного земельного участка истцу, поскольку и он связан с отсутствием нормативного регулирования порядка предоставления земельных участков инвалидам. В отсутствие четко регламентированной процедуры предоставления земельных участков инвалидам данная категория граждан практически лишена возможности реализовать свои права на улучшение жилищных условий, что недопустимо, поскольку такое право предусмотрено федеральным законодательством. Возложение на истца бремени по формированию и постановке на кадастровый учет земельных участков, в отсутствие надёжных гарантий в благоприятном разрешении вопроса о предоставлении им этих земельных участков, означало бы для них риск несения неоправданных расходов, что не соответствует социальной направленности норм права, предоставляющих истцу как инвалиду первоочередное право на получение земельного участка для улучшения своих жилищных условий. Просит признать незаконным отказ Департамента земельных отношений Администрации города Перми в предоставлении СТВ земельного участка, выраженный в письме от (дата) №...; возложить на ДЗО Администрации города Перми обязанность обеспечить формирование и постановку на кадастровый учет земельного участка площадью 1 835 квадратных метров, расположенного по <АДРЕС>, в границах, определённых схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории, приложенной к заявлению в адрес Департамента земельных отношений Администрации г. Перми, и после формирования и постановки на кадастровый учёт предоставить СТВ в аренду на 10 лет для индивидуального жилищного строительства земельный участок площадью 1 835 квадратных метров, расположенный по <АДРЕС>, в границах, определённых схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории, заключив и исполнив соответствующий договор аренды в первоочередном порядке - без проведения аукциона - в течение 10 дней со дня вступления в законную силу решения суда по настоящему делу.

Истец в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, просила дело рассмотреть без ее участия, на иске настаивала.

Представитель ответчика в суд не явился, извещен надлежащим образом, просил дело рассмотреть в его отсутствие, исковые требования не признал. Суду был представлен подробный письменный отзыв по иску

Суд, исследовав материалы дела, пришел к следующему выводу.

Как установлено в судебном заседании, СТВ с (дата) является инвалидом <.....> группы бессрочно (л.д. 17).

В удовлетворении заявления СТВ о предоставлении в аренду земельного участка Департаментом земельных отношений Администрации г. Перми письмом от (дата) №... было отказано по тем основаниям, что не представлены сведения о нуждаемости истца в улучшении жилищных условий, в земельном законодательстве отсутствует специальный порядок предоставления инвалидам земельных участков для индивидуального жилищного строительства, в настоящее время предоставление земельных участков осуществляется исключительно на торгах; на территории города Перми отсутствуют сформированные и поставленные на государственный кадастровый учет земельные участки, федеральным законом не предусмотрена обязанность органа местного самоуправления по формированию земельных участков для их предоставления (л.д. 6,20-24).

Согласно пояснительной записке кадастрового инженера ФИО, площадь земельного участка 1835 кв.м., земельный участок образуется из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности., объекты недвижимости отсутствуют, при определении границ нарушения третьих лиц не выявлены, разрешенное использование земельного участка – зона индивидуальной жилой застройки городского типа (л.д.9-10). Кроме того, суду истцом представлен ситуационный план, каталог координат и схема расположения земельного участка, которая ответчиком не подписана (л.д.11).

В соответствии с п. 1 ст. 17 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», инвалиды и семьи, имеющие детей – инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно п. 14 ст. 17 этого же ФЗ, инвалидам и семьям, имеющих в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.

В соответствии с п. 3 постановления Правительства РФ от 27.07.1996 № 901 «О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей – инвалидов» по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, органам исполнительной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления необходимо было осуществить организационные меры, обеспечивающие предоставление льгот инвалидам по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, по получению земельных участков для индивидуального жилищного строительства ведения подсобного и дачного хозяйства.

Конституция Российской Федерации (статья 7), провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие каждого человека, возлагает на государство обязанность обеспечивать государственную поддержку инвалидов, развивать систему социальных служб, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

К числу таких гарантий относится и положение части четырнадцатой статьи 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», закрепляющее право для инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.

В соответствии с положениями статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.

Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.

В соответствии со ст. 29, 11 Земельного кодекса РФ, обязанность по определению порядка предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, лежит на органах местного самоуправления.

Таким образом, бездействие органов местного самоуправления по вопросу определения порядка предоставления земельных участков инвалидам не может ухудшать права граждан, имеющих право на получение в пользование земельных участков в соответствии со ст. 17 ФЗ «О социальной защите инвалидов».

Особенности предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, содержатся в ст. 30.1 Земельного кодекса РФ.

Согласно ч. 2 ст. 30.1 ЗК РФ продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случая, установленного п. 27 ст. 38.1 ЗК РФ (если аукцион признан не состоявшимся по причине участия в нем менее двух участников).

Аукцион представляет собой продажу, в частности имущества, с публичных торгов, при которой продаваемое имущество приобретается лицом, предложившим наивысшую цену, тогда как право на первоочередное получение чего-либо предполагает безусловное предоставление при отсутствии торгов. Действующим законодательством не предусмотрены какие-либо льготы для лиц, участвующих в аукционе. Таким образом, в рамках аукциона, проведение которого предполагает соблюдение определенных условий (внесение задатка, «шаг аукциона» и т.д.), а также обязательное участие нескольких лиц, невозможна реализация принципа первоочередности предоставления гражданам земельных участков.

Поэтому при предоставлении инвалиду земельного участка для жилищного строительства в соответствии со ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» торги не должны проводиться.

Учитывая требования закона и установленные судом фактические обстоятельства спора, суд считает, что исковые требования заявлены обосновано, но подлежат частичному удовлетворению.

Судом достоверно установлено, что истец является инвалидом <.....> группы бессрочно.

Согласно справке о составе семьи истец зарегистрирована в комнате общей площадью 25,9 кв.м. по адресу: <АДРЕС>, кроме нее в квартире зарегистрированы ФИО1, ФИО2 (л.д.25). Данная квартира по договору безвозмездной передачи принадлежит ФИО1 на праве собственности.

СТВ, ФИО1 и ФИО2 не имеют в г. Перми недвижимости, принадлежащей им на праве собственности, что подтверждается справкой ГУП «ЦТИ Пермского края» и уведомлениями Росреестра (л.д.20).

Таким образом, на каждого члена семьи истца приходится по 8,63 кв.м. общей площади 25,9 кв.м.:3 чел.), что свидетельствует о нуждаемости СТВ в улучшении жилищных условий.

Таким образом, доводы представителя ответчика о том, что истцом не представлены доказательства нуждаемости в улучшении жилищных условий, опровергаются материалами дела.

Кроме того, суд учитывает, что главой 7 Жилищного кодекса РФ предусмотрены основания и порядок постановки на учет лиц, нуждающихся в жилом помещении по договорам социального найма. Предметом настоящего спора не является обеспечение истца жилым помещением на условиях социального найма, она просит предоставить земельный участок на возмездной основе в целях осуществления на нем строительства жилого дома. С учетом этого обстоятельства достаточным является сам факт нуждаемости в улучшении жилищных условий лица, имеющего право на предусмотренную ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ гарантию.

При таких обстоятельствах истец имеет право на первоочередное получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства.

Отказ в предоставлении земельного участка по тем основаниям, что в настоящее время не определен порядок предоставления льгот инвалидам в части первоочередного предоставления земельных участков, является незаконным. Реализация инвалидом предоставленных ему законом социальных гарантий не может быть поставлена в зависимость от наличия либо отсутствия механизма применения закона. Положение ст. 17 Закона является нормой прямого действия и подлежит применению вне зависимости от обстоятельств, на которые ссылался ответчик в своем письменном отказе.

Вместе с тем, суд не усматривает предусмотренных законом оснований для возложения на ответчика обязанности предоставить истцу участок, расположенный в по <АДРЕС>.

В соответствии с п. п. 1, 2 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации, которые с учетом имеющихся особенностей могут быть применены к спорным правоотношениям, учитывая, что в данном случае не действуют положения ст. 30.1 Земельного кодекса о предоставлении земельного участка для жилищного строительства на аукционе и иной порядок выбора земельного участка законом не предусмотрен, гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты. Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 Земельного кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.

Проанализировав вышеприведенные правовые нормы, суд приходит к выводу о том, что заявитель как инвалид имеет первоочередное право на получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства, однако наличие такого права не означает обязанность органа местного самоуправления представить истцу по его требованию земельный участок на выбранной им территории. Исходя из системного анализа п. п. 4, 11, ст. 30 ст. 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации, органы местного самоуправления самостоятельны в принятии решений о судьбе конкретных земельных участков.

Суд учитывает, что истец в установленном законом порядке не обращалась в администрацию г. Перми с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. Истец в своем заявлении просит предоставить ей земельный участок на самостоятельно выбранной территории, между тем, обязанность по предоставлению ей такого земельного участка на орган местного самоуправления законом не возложена. Из ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» либо иных нормативно-правовых актов не следует, что инвалиды вправе требовать предоставления им земельного участка по своему выбору.

Частью 2 статьи 206 ГПК РФ предусмотрено, что в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.

С учетом изложенного, суд признает отказ незаконным и возлагает на Департамент земельных отношений администрации г. Перми обязанность устранить допущенное нарушение прав и законных интересов истца путем предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства в границах Муниципального образования г. Пермь в первоочередном порядке в соответствии с требованиями закона в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования СТВ удовлетворить частично.

Признать незаконным отказ Департамента земельных отношений Администрации г. Перми от (дата) №... в предоставлении земельного участка СТВ.

Возложить на Департамент земельных отношений администрации г. Перми обязанность предоставить СТВ, земельный участок для индивидуального жилищного строительства в границах Муниципального образования г. Пермь в первоочередном порядке в соответствии с требованиями закона в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу.

В удовлетворении остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Орджоникидзевский районный суд г. Перми в течение месяца.

<.....>

Судья:                  Т.А. Углова

2-446/2015 (2-3316/2014;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Соснина Т.В.
Ответчики
Департамент земельных отношений администрации г. Перми
Другие
Казаков С.В.
Суд
Орджоникидзевский районный суд г. Перми
Дело на странице суда
ordgonik.perm.sudrf.ru
25.12.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.12.2014Передача материалов судье
26.12.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.12.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.12.2014Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
27.01.2015Предварительное судебное заседание
27.01.2015Судебное заседание
27.01.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.02.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.01.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее