ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 декабря 2016 года город Тула
Центральный районный суд г. Тулы в составе:
председательствующего судьи Рыбиной Н.Н.,
при секретаре Шатских В.А.,
с участием истца Тарханова С.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3504/2016 по иску Тарханова С.К. к УК «Жилцентр», ЗАО «Тулатеплосеть» о признании действий незаконными,
установил:
Тарханов С.К. обратился в суд с иском, с учетом уточнения, к УК «Жилцентр», ЗАО «Тулатеплосеть» о признании действий незаконными.
В обоснование заявленных требований указал, что он проживает в жилом доме по адресу: <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ года. В конце ДД.ММ.ГГГГ года он получил квитанцию на оплату ЖКХ за ДД.ММ.ГГГГ года, которая была оплачена. Через несколько дней была получена еще одна квитанция, в которой предлагалось заплатить за отопление больше на 349,7 рублей. Техник управляющей компании объяснил это тем, что в доме стоят два счетчика измерения потребленной тепловой энергии. Первый производит замеры потребления с первого по третий подъезд, а второй – с четвертого по восьмой подъезд. Соответственно, с первого по третий подъезд меньшая площадь потребления тепла и меньшее количество гигакалорий, чем с четвертого по восьмой подъезд. Руководство УК «Жилхоз» решило объединить показания этих двух счетчиков и его перераспределить между квартирами, так появилась вторая квитанция. При этом не было учтено, что количество потребленного тепла на единицу площади (т.е. удельного потребления) с 1 по 3 подъезды меньше, чем с 4 по 8 подъезд, а соответственно и цена потребленного тепла меньше, что подтверждается приложенным расчетом. Удельное потребление тепла, умноженное на тариф и на площадь квартиры, дает индивидуальную для каждой квартиры стоимость потребленной тепловой энергии. Как следствие, с жильцов подъездов с 4-8 стали взимать плату меньше, а с жильцов подъездов 1-3 пропорционально больше, при этом общая сумма платежей осталась прежней.
С ДД.ММ.ГГГГ управление домом перешло к УК «Жилцентр» и на собрании было объявлено, что повысится плата за обслуживание.
На основании изложенного просит суд обязать ЗАО «Тулатеплосеть» обеспечить температуру воды, подаваемую в инженерные сети отопления жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, не ниже 60; обязать УК «Жилцентр» проводить проверку температуры подаваемой воды не реже 1 раза в неделю; обязать УК «Жилцентр» отключить не предусмотренный проектом насос на обратную систему теплоснабжения.
Протокольным определением от ДД.ММ.ГГГГ в качестве ответчика привлечено ЗАО «Тулатеплосеть».
Истец Тарханов С.К. в судебном заседании заявленные требования с учетом уточнения поддержал в полном объеме, просил удовлетворить, не возражал против вынесения заочного решения.
Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, причину неявки суду не сообщили.
Представитель ответчика АО «Тулатеплосеть» представил заявлении о рассмотрении дела в его отсутствие.
В соответствии со ст. 233 ГПК РФ в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства.
При таких обстоятельствах, суд в соответствии со ст. 233 ГПК РФ, счел возможным рассмотреть данное гражданское дело в порядке заочного производства, о чем вынесено соответствующее определение.
Выслушав истца, исследовав письменные доказательства по делу, суд считает исковые требования Тарханова С.К. обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами, в том числе плату за данные коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в данном доме (часть 4 статьи 154 ЖК РФ).
Согласно п. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 307 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, действующие на момент спорных отношений в различных редакциях.
Правила регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, в том числе порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии.
В соответствии с абз.2 п. 42(1) Правил, утвержденных Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 354 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в жилом помещении определяется в соответствии с формулой 3 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, а именно: Pi = Vд х Si/Sоб х Тт, где:
Vд - объем (количество) потребленной за расчетный период тепловой энергии, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, которым оборудован многоквартирный дом. В случаях, предусмотренных пунктом 59 Правил, для расчета размера платы за коммунальные услуги используется объем (количество) коммунального ресурса, определенный в соответствии с положениями указанного пункта;
Si - общая площадь i-го жилого или нежилого помещения;
Sоб - общая площадь всех жилых и нежилых помещений многоквартирного дома;
Тт - тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, при расчете платы за отопление отдельной квартиры учитываются показания общедомового прибора учета, площадь квартиры и площадь всех помещений в доме.
Показания коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии отражают реальное количество тепла, которое было затрачено на отопление конкретных помещений (которые запитаны единой отопительной системой, на входе которой установлен счетчик).
Исходя из содержания формулы расчета, указания в Правилах на коллективный прибор учета, при расчете необходимо учитывать площадь тех жилых и нежилых помещений многоквартирного дома, которые отапливались.
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, между собственниками жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, и ООО «ЖИЛХОЗ» <адрес> ДД.ММ.ГГГГ заключен договор управления многоквартирным домом.
Протоколом № внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от ДД.ММ.ГГГГ выбран способ управления многоквартирным домом – управление управляющей организацией ООО «ЖИЛЦЕНТР». ДД.ММ.ГГГГ заключен договор управления №.
Согласно п. 2.2 названного договора управляющая организация по заданию собственников помещений в многоквартирном доме обязуется оказывать услуги и выполнять работы по управлению, надлежащему содержанию и ремонту общего имущества, а также предоставлять коммунальные услуги собственникам и лицам, которые пользуются жилыми помещения в названном доме.
Как установлено и сторонами по делу не оспаривалось, в многоквартирном доме, расположенном по вышеуказанному адресу, установлено два счетчика измерения потребленной тепловой энергии. Первый производит замеры потребления с 1 по 3 подъезд, а второй с 4 по 8 подъезд.
Правила предоставления коммунальных услуг № от ДД.ММ.ГГГГ не предусматривает расчет платы за потребленную услугу по суммарным показаниям общедомовых счетчиков тепловой энергии с использованием общей площади всего дома, т.к. в многоквартирном доме присутствуют два ввода с установленными на них приборами учета тепловой энергии, поэтому расчет производится по показаниям раздельных счетчиков с использованием общей площади, установленные справками БТИ, т.к. коммунальный ресурс использован потребителями именно той частью многоквартирного дома,
Многоквартирный дом как объект управления в рамках жилищного законодательства состоит из следующих основных элементов: здания, включая конструктивные элементы здания, помещений, не являющихся частями жилых и нежилых помещений, инженерных сетей и оборудования внутри здания, земельного участка, на котором расположено здание, включая элементы озеленения и благоустройства, объектов, на нем расположенных и предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома.
Наличие единого архитектурного решения, земельного участка и адреса не может быть достаточным признаком единства секций, как одного дома.
Данное обстоятельство объективно подтверждается наличием индивидуальных отдельных тепловых вводов с самостоятельным прибором учета.
Проанализировав вышеназванные Правила суд установил, что в них не указан метод или способ, который следует применять при наличии в многоквартирном доме двух (или нескольких) приборов учета тепловой энергии.
При таких обстоятельствах подход ООО «ЖИЛХОЗ» к расчету стоимости тепловой энергии, при котором, исходя из единства дома, суммируются показания приборов учета разных его частей представляется неправильным, поскольку, в нем не учитывается разница температур, подаваемых для теплоснабжения, количество тепловых узлов в разных частях дома, а также количество подъездов, квартир, приходящихся на каждый вход тепла.
Поскольку в данном случае каждая часть дома, расположенного по адресу: <адрес>, отапливается отдельно, плата собственниками части дома должна рассчитываться только исходя из площади помещений этой доли многоквартирного дома.
Определение платы за отопление путем суммирования показаний двух приборов учета тепла приведет к учету в размере платы площади тех помещений, которые системой не отапливались. Таким образом, расчет путем суммирования приведет к оплате тех услуг, которые собственником квартиры получены не были.
При отсутствии нормы права, подлежит применению нормы, регулирующие сходные отношения, а также аналогия права.
В данном случае юридически значимым при определении размера платы за коммунальную услугу является факт ее получения потребителем. Суммированный подсчет, исходя из показаний двух приборов учета, такому принципу не соответствует.
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что собственники многоквартирного дома по адресу: <адрес> уполномочили ООО «ЖИЛХОЗ» производить расчет существующим способом. Напротив, установка самостоятельных приборов учета в разных частях дома свидетельствует о том, что получающие через них коммунальные услуги жители частей дома рассчитывают на их оплату по показаниям каждый своего счетчика.
С учетом изложенного, положенный в основу расчета задолженности вышеназванного дома метод с использованием (суммированием) двух приборов учета и площади всего дома нельзя признать правильным.
Анализируя представленные доказательства, суд приходит к выводу, что поскольку действия УК «ЖИЛЦЕНТР» в части расчета стоимости оплаты за тепловую энергию, которые существуют в настоящее время, следует признать незаконными, на ответчика следует возложить обязанность восстановить систему оплаты за потребление тепловой энергии в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, исходя из показаний двух счетчиков, определяющих потребление тепловой энергии с 1 по 3 подъезды и с 4 по 8 подъезды.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░ «░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ 1 ░░ 3 ░░░░░░░░ ░ ░ 4 ░░ 8 ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░ ░ ░░░░░░, ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, - ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░