Дело № 2-156/2015
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
21 апреля 2015 года а. Хабез
Хабезский районный суд Карачаево-Черкесской Республики в составе: председательствующего судьи Чимовой З.В.,
при секретаре судебного заседания Джантемировой М.Н.,
с участием представителя истца - заместителя Хабезского межрайонного прокурора Карачаево-Черкесской Республики Аппаева Ш.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале Хабезского районного суда Карачаево-Черкесской Республики гражданское дело по исковому заявлению Хабезского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Кош-Хабльского сельского поселения Хабезского муниципального района КЧР об обязании ликвидировать несанкционированную (стихийную) свалку отходов, путем очистки территории с рекультивацией земельного участка (в порядке ст. 45 ГПК РФ),
У С Т А Н О В И Л:
Хабезский межрайонный прокурор Карачаево-Черкесской Республики обратился в Хабезский районный суд с исковым заявлением к администрации Кош-Хабльского сельского поселения Хабезского муниципального района КЧР об обязании ликвидировать несанкционированную (стихийную) свалку отходов, путем очистки территории с рекультивацией земельного участка (в порядке ст. 45 ГПК РФ, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц), в обоснования своих требований указав, что Хабезской межрайонной прокуратурой с привлечением специалиста Управления Росприроднадзора по КЧР проведена проверка исполнения органами местного самоуправления Хабезского и Абазинского муниципальных районов законодательства об отходах производства и потребления. Проведенной проверкой установлено, что на территории Кош-Хабльского сельского поселения, по ул. Мельничная (координаты С - 44°50/44.27//; В - 41°50/44.27//), расположена несанкционированная (стихийная) свалка отходов IV-V класса опасности, площадью около S = 50 кв. м. Предоставление земельных участков на территории Кош-Хабльского сельского поселения, в том числе для временного накопления твердых бытовых отходов находится в пределах компетенции администрации Хабезского муниципального района. Между тем, проверкой установлено, что администрацией Хабезского муниципального района земельный участок для временного размещения твердых бытовых отходов администрации Кош-Хабльского сельского поселения не выделялся. Просит суд обязать администрацию Кош-Хабльского сельского поселения ликвидировать несанкционированную (стихийную) свалку отходов IV-V класса опасности, на земельном участке площадью около S = 50 кв. м., расположенную в а. Кош-Хабль, по ул. Мельничная (координаты С - 44°50/44.27//; В - 41°50/44.27//) путем очистки территории с рекультивацией земельного участка до 1 июня 2015 года.
В судебном заседании представитель истца - заместитель Хабезского межрайонного прокурора Аппаев Ш.М. поддержал исковые требования в полном объеме, просил их удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика - администрации Кош-Хабльского сельского поселения Хабезского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики в судебное заседание не явился, вместе с тем из администрации поступило ходатайство о рассмотрении данного гражданского дела без участия их представителя, а также не возражают против удовлетворения исковых требований Хабезского межрайонного прокурора.
В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом мнения представителя истца, полагавшего возможным рассмотрение данного гражданского дела в отсутствие представителя администрации Кош-Хабльского сельского поселения, суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя ответчика, участвующего в деле.
Выслушав объяснения представителя истца, исследовав материалы гражданского дела, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд считает необходимым удовлетворить исковые заявленные требования по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации.
Статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» определено, что временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейших утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования.
В соответствии с пунктом 2.5 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.08.2003 № 80 объектом размещения отходов также считаются открытые площадки или специализированные помещения, на которых производится временное хранение отходов.
В силу пункта 3.7 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления» при временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия:
- временные склады и открытые площадки должны располагаться с подветренной стороны по отношению к жилой застройке;
- поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.);
- поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.);
- по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями; допускается ее присоединение к локальным очистным сооружениям в соответствии с техническими условиями;
- поступление загрязненного ливнестока с этой площадки в общегородскую систему дождевой канализации или сброс в ближайшие водоемы без очистки не допускается.
Вместе с тем, указанная выше свалка твердых бытовых отходов вопреки санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления» не защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров, не имеет обваловки и обособленной сети ливнестоков, искусственного водонепроницаемого и химически стойкого покрытия.
Организация на территории Кош-Хабльского сельского поселения несанкционированной свалки твердых бытовых отходов, не соответствующей требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства свидетельствует о ненадлежащем исполнении полномочий по сбору и вывозу твердых бытовых отходов от населения и юридических лиц администрацией данного сельского поселения.
Так, в силу ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений.
В целях реализации вышеуказанной нормы закона 26 декабря 2014 года Народным Собранием (Парламентом) Карачаево-Черкесской Республики принят Закон КЧР № 95-РЗ «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями в Карачаево-Черкесской Республики» (вступил в силу с 30.12.2014 года).
Необходимо указать, что Законом КЧР от 26.12.2014 № 95-РЗ дополнительно к установленным ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» с 1 января 2015 года по 1 января 2016 года за сельскими поселениями в Карачаево-Черкесской Республике закреплены и иные вопросы местного значения, в том числе вопросы организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Пунктом 1 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» закреплено, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 13 ФЗ от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 1, ч. 2 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
В силу ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» под охраной окружающей среды, понимается деятельность органов местного самоуправления, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.
В судебном заседании установлено, что в нарушение требований федерального законодательства на момент проведения Хабезской межрайонной прокуратурой проверки в пределах границ территории Кош-Хабльского сельского поселения по ул. Мельничная (координаты С - 44°50/44.27//; В - 41°50/44.27// ), обнаружена несанкционированная свалка отходов IV-V класса опасности, площадью около S=50 м2.
В соответствии со статьей 249 Гражданского процессуального кодекса При таких обстоятельствах, администрацией Псаучье-Дахского сельского поселения не соблюдаются экологические и санитарно-эпидемиологические требования при обращении с отходами производства и потребления.
Подобные действия администрации Кош-Хабльского сельского поселения нарушают право граждан на благоприятную окружающую среду, закрепленное ст. 42 Конституции Российской Федерации.
Таким образом, исковые требования Хабезского межрайонного прокурора об обязании администрацию Кош-Хабльского сельского поселения ликвидировать несанкционированную (стихийную) свалку отходов, путем очистки территории с рекультивацией земельного участка подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 88 ГПК РФ, судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Согласно ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
В силу п.п. 8 п. 1 ст. 333.20 Налогового кодекса Российской Федерации в случае, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с главой 25.3 НК РФ, государственная пошлина уплачивается ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.
В соответствии с п.п. 9 п. 1 ст. 333.36 и п.п. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие в качестве истцов или ответчиков, в связи с чем, судебных расходов, связанных с рассмотрением дела, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198, Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление Хабезского межрайонного прокурора Карачаево-Черкесской Республики - удовлетворить.
Обязать администрацию Кош-Хабльского сельского поселения ликвидировать несанкционированную (стихийную) свалку отходов IV-V класса опасности, на земельном участке площадью около S = 50 кв. м., расположенную в а. Кош-Хабль, по ул. Мельничная (координаты С - 44°50/44.27//; В - 41°50/44.27//) путем очистки территории с рекультивацией земельного участка до 1 июня 2015 года.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Карачаево-Черкесской Республики через Хабезский районный суд Карачаево-Черкесской Республики в течение месяца со дня его принятия.
Судья З.В. Чимова