Решение по делу № 3а-29/2019 ~ М-29/2019 от 10.04.2019

Дело № 3а-29/2019

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г.Йошкар-Ола                                31 мая 2019 года

Верховный Суд Республики Марий Эл в составе:

председательствующего судьи Петровой О.А.,

при секретаре Демаковой В.А.,

с участием прокурора Назарова А.А.,

представителя административного истца генерального директора ООО УК «Купол» Симонова В.С.,

представителя административного ответчика Мякишевой Т.Г., действующей на основании доверенности от 10 января 2019 года № 13,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью управляющая компания «Купол» о признании недействующим в части приказа Министерства государственного имущества Республики Марий Эл от 26 декабря 2018 года № 19-нп «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год»,

УСТАНОВИЛ:

приказом Министерства государственного имущества Республики Марий Эл от 26 декабря 2018 года № 19-нп, опубликованным 28 декабря 2018 года на официальном интернет-портале Республики Марий Эл (марийэл.рф) и на официальном сайте Министерства государственного имущества Республики Марий Эл (www.mari-el.gov.ru), определен Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год (далее – Перечень).

В Перечень на 2019 год под пунктом 9007 включен объект недвижимого имущества с кадастровым номером <№>, расположенный по адресу: <адрес> (л.д.112-114).

Общество с ограниченной ответственностью управляющая компания «Купол» (далее – ООО УК «Купол») обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании не действующим пункта 9007 Перечня, определенного приказом Министерства государственного имущества Республики Марий Эл от 26 декабря 2018 года № 19-нп, ссылаясь на то, что включение в Перечень административно-управленческого здания, не являющегося отдельно стоящим зданием, имеющего промышленное назначение, арендуемое ООО «Завод порошковых изделий «Купол», занимающимся производством комплектующих запорно-пломбировочных устройств, противоречит требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Оспариваемый нормативный правовой акт незаконно возлагает обязанность по уплате налога на имущество исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости.

В возражениях на административный иск Министерство государственного имущества Республики Марий Эл указало, что спорное здание включено в Перечень, поскольку согласно протоколу заседания Межведомственной комиссии по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения от 6 декабря 2018 года спорный объект недвижимого имущества соответствует критериями и признакам, установленным пунктом 3 статьи 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации, предназначен для использования в целях размещения офисных объектов.

В судебном заседании представитель административного истца Симонов В.С. заявленные требования поддержал, суду пояснил, что спорный объект не является отдельно стоящим зданием, отдельных офисных помещений не имеет.

Представитель административного ответчика Мякишева Т.Н. требования не признала, поддержала доводы письменных возражений, суду пояснила, что спорный объект недвижимости обоснованно включен в Перечень, так как в ходе обследования было установлено, что 29,9% общей площади используется под административные помещения (кабинеты).

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора Назарова А.А., полагавшего административное исковое заявление подлежащим удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно пункту «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В силу части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов, а также установления налоговых ставок по федеральным налогам в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Налог на имущество организаций относится к региональным налогам, устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (пункт 1 статьи 14, пункт 1 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость; направляет перечень в электронной форме в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества, а также размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В соответствии с Положением о Министерстве государственного имущества Республики Марий Эл, утвержденным постановлением Правительства Республики Марий Эл от 5 февраля 2018 года № 39, Министерство в соответствии с возложенными на него задачами определяет перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость для целей налогообложения, расположенных на территории Республики Марий Эл.

Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 4 августа 2017 года № 325 «Об утверждении порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения, о внесении изменения в постановление Правительства Республики Марий Эл от 30 января 2014 года № 29 и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Республики Марий Эл» на Министерство государственного имущества Республики Марий Эл возложены полномочия по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения в соответствии с Порядком, утвержденным настоящим постановлением; по определению перечня зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость; по созданию межведомственной комиссии по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения (пункт 2).

Указом Президента Республики Марий Эл от 10 ноября 2010 года № 237 определено, что официальными источниками опубликования правовых актов Республики Марий Эл являются: периодическое печатное издание «Марийская правда. Официальный еженедельник»; периодическое печатное издание «Марий Эл. Официальный документым савыктыше газет»; официальный интернет-портал Республики Марий Эл (марийэл.рф); «Официальный интернет-портал правовой информации» (www.pravo.gov.ru).

С учетом изложенного суд приходит к выводу, что приказ Министерства государственного имущества Республики Марий Эл от 26 декабря 2018 года № 19-нп издан уполномоченным органом в пределах его компетенции, с соблюдением требований, предъявляемых к форме издаваемых им нормативных правовых актов, правил введения в действие и опубликования.

Согласно пункту 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении признаваемых объектами налогообложения административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них (подпункт 1); в отношении нежилых помещений, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых центров, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (подпункт 2).

Подпунктами 1 и 2 статьи 1.1 Закона Республики Марий Эл от 27 октября 2011 года № 59-З «О регулировании отношений в области налогов и сборов в Республике Марий Эл» установлено, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них; нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых центров, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

В соответствии с пунктом 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, либо предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения.

При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки). Фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

В целях статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (пункт 5).

В соответствии с частью 9 статьи 213, частью 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административный ответчик обязан доказать законность включения принадлежащего административному истцу здания в оспариваемый перечень объектов недвижимого имущества.

Судом установлено, что 29 сентября 2014 года в Единый государственный реестр недвижимости внесена запись <№> о регистрации права собственности ООО УК «Купол» на административно-управленческое здание, литер А1, общей площадью <...> кв.м, кадастровый номер <№>, расположенное по адресу: <адрес> (л.д.95-103, 140).

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах от 25 апреля 2019 года (л.д.83-84) объект недвижимости с кадастровым номером <№>, площадью <...> кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, имеет вид: здание, назначение: нежилое, наименование: административное здание.

По данным выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах от 25 апреля 2019 года (л.д.79-82) спорный объект недвижимости расположен на земельном участке площадью <...> кв.м, с кадастровым номером <№>, с видом разрешенного использования для размещения производственных и административных строений, для размещения промышленных объектов.

Из технического паспорта на спорный объект недвижимости (л.д.197-205), справки производственного участка Отделения по Республике Марий Эл по городу Йошкар-Ола Волго-Вятского филиала акционерного общества «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» от 24 января 2019 года № 85/7-2019 (л.д.45-47) следует, что объект недвижимости «административно-управленческое здание» (общая площадь <...> кв.м, 1990 года постройки), литер А1, расположенный по адресу: <адрес>, является пристройкой к нежилому зданию «производственный корпус»(общая площадь <...> кв.м, 1980 год постройки), литер А, расположенному по адресу: <адрес>.

С 1 января 2018 года административно-управленческое здание, литер А1, расположенное по адресу: <адрес>, сдается ООО УК «Купол» в аренду для ведения хозяйственной и производственной деятельности (л.д.48-52).

13 августа 2018 года ООО УК «Купол» обращалось в Министерство государственного имущества Республики Марий Эл с заявлением о проведении обследования спорного здания с целью исключения из списка объектов недвижимого имущества, подлежащих включению в перечень зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на очередной налоговый период, указывая, что помещения в здании используются в качестве служебных помещений для производственного персонала (л.д.55-56, 136-137).

24 августа 2018 года Министерство государственного имущества Республики Марий Эл издало распоряжение № 690 о проведении в срок с 1 по 2 октября 2018 года обследования административного здания, принадлежащего ООО УК «Купол» на праве собственности, с кадастровым номером <№>, расположенного по адресу: <адрес>, для целей налогообложения (л.д.155-156).

Согласно акту обследования здания (строения, сооружения) и нежилого помещения по определению вида фактического использования (л.д.176-178) по состоянию на 3 октября 2018 года фактическая площадь административного здания, принадлежащего ООО УК «Купол» на праве собственности, с кадастровым номером <№>, расположенного по адресу: <адрес>, используемая для размещения офисов и офисной инфраструктуры составляет <...> кв.м (29,9% общей площади объекта).

Из протокола заседания Межведомственной комиссии по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения, созданной приказом Министерства государственного имущества Республики Марий Эл от 23 августа 2017 года № 434-од, от 6 декабря 2018 года следует, что по результатам рассмотрения заявления ООО УК «Купол» и прилагаемых к нему документов, акта обследования, фотоматериалов комиссией принято решение об отказе в удовлетворении заявления об исключении административного здания с кадастровым номером <№> из списка объектов недвижимого имущества, подлежащих включению в перечень зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на очередной налоговый период в связи с его соответствием критериям и признакам, установленным пунктом 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (л.д.115-118). При этом было принято во внимание, что согласно экспликации к плану строения и фактическому обследованию 29,9 % площади объекта используется под кабинеты.

Министерством государственного имущества Республики Марий Эл 11 декабря 2018 года в адрес ООО УК «Купол» направлено уведомление об отказе в исключении объекта недвижимого имущества с кадастровым номером <№> из списка объектов недвижимого имущества, подлежащих включению в Перечень на очередной налоговый период, в связи с соответствием указанного объекта условиям, установленным пунктом 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (л.д.65).

Суд приходит к выводу, что довод административного ответчика о том, что спорный объект недвижимости предназначен для размещения офисов и офисной инфраструктуры, поскольку более 20 % общей площади используется под кабинеты, является несостоятельным.

По данным технического паспорта и экспликации к плану строения (л.д.197-205) в спорном здании на первом этаже размещены тамбуры (<...> кв.м), лестничные клетки (<...> кв.м), бойлерная (<...> кв.м), склады (<...> кв.м), коридоры (<...> кв.м), туалеты (<...> кв.м), умывальная (<...> кв.м), 6 кабинетов (<...> кв.м), подсобные помещения (<...> кв.м), раздевалка (<...> кв.м), санузлы (<...> кв.м), мастерская (<...> кв.м); на втором этаже – лестничные клетки (<...> кв.м), 17 кабинетов (<...> кв.м), тамбур (<...> кв.м), коридоры (<...> кв.м), подсобное помещение (<...> кв.м), венткамеры (<...> кв.м.), туалеты (<...> кв.м).

Расположенные в административно-управленческом здании помещения не могут быть однозначно отнесены к офисам и сопутствующей инфраструктуре, учитывая, что термин «кабинет» не является тождественным термину «офис». Из объяснений представителя административного истца, сведений о фактическом использовании здания (л.д.246), представленных административным истцом, следует, что административно-управленческое здание используется для размещения административного персонала, вспомогательных помещений бытового предназначения, обеспечивающих функционирование производственного процесса ООО «Завод порошковых изделий «Купол», арендующего помещения.

Оценивая акт обследования здания (строения, сооружения) и нежилого помещения по определению вида фактического использования, составленный по состоянию на 3 октября 2018 года, в совокупности с другими доказательствами по делу, суд учитывает положения части 4 статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, согласно которым доказательство признается судом достоверным, если в результате его проверки и исследования суд придет к выводу, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности.

Согласно Порядку определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения и приложениям №№ 3, 4 к нему, утвержденному постановлением Правительства Республики Марий Эл от 4 августа 2017 года № 325 «Об утверждении порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения, о внесении изменения в постановление Правительства Республики Марий Эл от 30 января 2014 года № 29 и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Республики Марий Эл», на основании документов технического учета (инвентаризации), сведений из ЕГРН, договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования на объекты недвижимого имущества, а также фактических измерений (обмеров) подлежат определению общая площадь объекта недвижимого имущества, общая полезная нежилая площадь, а также полезная нежилая площадь, используемая для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания; площадь помещений общего пользования (пункт 3 Методики определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения). При этом площадь помещений общего пользования, используемых для осуществления каждого из видов деятельности, рассчитывается как произведение площади, используемой для осуществления каждого из видов деятельности, и отношения площади помещений общего пользования к общей полезной нежилой площади. Фактическая площадь объекта недвижимого имущества, используемая при осуществлении каждого из видов деятельности, рассчитывается как сумма площади, используемой для осуществления каждого из видов деятельности, и соответствующей площади помещений общего пользования, используемых для осуществления каждого из видов деятельности.

Результаты определения должны быть указаны в акте обследования (пункт 20 Порядка).

Вместе с тем в акте обследования не указаны результаты определения общей полезной нежилой площади, площади помещений общего пользования.

Из указанного акта обследования и фотоматериалов к нему не следует, что спорный объект недвижимости является отдельно стоящим нежилым зданием, а помещения 4-8, 11, 13-17, 21 второго этажа, площадь которых (<...> кв.м) учтена как площадь помещений, используемых для размещения офисов, фактически использовались для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Суд считает, что административным ответчиком не представлено доказательств, достоверно подтверждающих использование более 20% площади здания под размещение офисов, в связи с чем принадлежащий ООО УК «Купол» на праве собственности объект недвижимости с кадастровым номером <№>, площадью <...> кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, необоснованно включен в пункт 9007 Перечня, поскольку не отвечает признакам, установленным в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

С учетом изложенного суд приходит к выводу об удовлетворении административного иска.

Определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт должен быть признан недействующим, суд, руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, принимая во внимание, что оспариваемый нормативный акт имеет ограниченный срок действия (на 2019 год), считает, что в целях восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца приказ в оспариваемой части подлежит признанию недействующим со дня его принятия.

В силу пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о настоящем решении суда подлежит опубликованию на официальном Интернет-портале Республики Марий Эл и на официальном сайте Министерства государственного имущества Республики Марий Эл в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административный иск общества с ограниченной ответственностью управляющая компания «Купол» удовлетворить.

Признать пункт 9007 Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, определенного приказом Министерства государственного имущества Республики Марий Эл от26 декабря 2018 года № 19-нп, недействующим со дня его принятия.

Сообщение о решении подлежит опубликованию на официальном Интернет-портале Республики Марий Эл и на официальном сайте Министерства государственного имущества Республики Марий Эл в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Верховный Суд Республики Марий Эл в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                                О.А.Петрова

В окончательной форме решение принято 5 июня 2019 года

3а-29/2019 ~ М-29/2019

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
ООО УК "Купол"
Ответчики
Министерство государственного имущества РМЭ
Суд
Верховный Суд Республики Марий Эл
Судья
Петрова Ольга Александровна
10.04.2019[Адм.] Регистрация административного искового заявления
10.04.2019[Адм.] Передача материалов судье
10.04.2019[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
19.04.2019[Адм.] Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
19.04.2019[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.04.2019[Адм.] Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
06.05.2019[Адм.] Предварительное судебное заседание
20.05.2019[Адм.] Предварительное судебное заседание
31.05.2019[Адм.] Судебное заседание
05.06.2019[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.06.2019[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее