Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
21 марта 2019 г. г. Минусинск
Дело № 2а-1059\2019 24RS0035-01-2019-000773-29
Минусинский городской суд Красноярского края в составе председательствующего Музалевской Н.В., при секретаре Королевой Е.А., с участием представителя административного истца Гордеевой О.К. по доверенности от 28.02.2019, административного ответчика председателя правления ТСЖ «Наш Дом» и представителя административного ответчика ТСЖ «Наш Дом» Кырца К.К., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Службы строительного надзора и жилищного контроля по Красноярскому краю, территориальное подразделение по южной группе районов к ТСЖ «Наш Дом» Председателю правления ТСЖ «Наш Дом» Кырцу Карлу Карловичу о ликвидации ТСЖ «Наш Дом»,
У С Т А Н О В И Л:
Служба строительного надзора и жилищного контроля по Красноярскому краю, территориальное подразделение по южной группе районов обратилась в суд с административным иском к ТСЖ «Наш Дом» Председателю правления ТСЖ «Наш Дом» Кырцу К.К. о ликвидации ТСЖ «Наш Дом», требования мотивированы тем, что ТСЖ «Наш Дом» было создано 06.12.2005 на одном доме по ул.Гагарина, 11 в г.Минусинске, впоследствии к нему присоединены дома по ул.Гагарина, 3,5,9, ул.Ботаническая, 45,47,49 ул.Сургуладзе, 17, при этом ч.2 ст.136 ЖК РФ предусматривает определенные требования к ТСЖ в нескольких многоквартирных домах, этим требованиям ТСЖ «Наш Дом» не отвечает, не все земельные участки, на которых расположены дома, входящие в ТСЖ «Наш Дом», имеют общие границы, сети инженерно-технического обеспечения также не едины, в связи с чем ТСЖ «Наш Дом» должно было быть реорганизовано, 13.06.2018 выдано предписание об устранении выявленных в ходе проведения проверки вышеприведённых нарушений, срок исполнения истёк, однако установлено, что предписание не исполнено. Ввиду изложенного истец просил ликвидировать ТСЖ «Наш Дом», возложить обязанности по осуществлению ликвидации ТСЖ «Наш Дом» на уполномоченный орган, предусмотренный уставом ТСЖ «Наш Дом».
В судебном заседании представитель административного истца Гордеева О.К. поддержала исковые требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, пояснила, что ТСЖ «Наш Дом» было предоставлено время для исполнения предписания и даны рекомендации, каким образом привести свою деятельность в соответствие с законодательством, однако стороной ответчика эта возможность не использована, на примере другого ТСЖ пояснила, что было приведено осуществление деятельности в соответствие с законом, в результате продолжается управление теми же домами.
Представитель административного ответчика ТСЖ «Наш Дом», Председатель правления ТСЖ «Наш Дом» Кырц К.К. возражал против удовлетворения исковых требований, пояснил, что в настоящее время дома приведены в порядок, есть отдельные недовольные граждане, но в целом собственников домов устраивает управление ТСЖ, общими собраниями не удалось реорганизовать ТСЖ, поскольку граждан устраивает такая форма управления домом, с учетом зоны благоустройства практически все дома граничат друг с другом, коммуникации общие, за исключением электроснабжения.
Представитель заинтересованного лица Администрации г.Минусинска Сионберг Ю.А. в судебном заседании не присутствовала, ходатайствовала о рассмотрении дела в отсутствие заинтересованного лица.
Выслушав пояснения, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст.50 Гражданского кодекса РФ юридическими лицами могут быть организации, в т.ч. не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации) (пункт 1); юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах: общественных организаций (подпункт 2 пункта 3), товариществ собственников недвижимости, к которым относятся, в том числе товарищества собственников жилья (подпункт 4 пункта 3).
В силу п.1 ч.3 ст.1 КАС РФ суды рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе в порядке, предусмотренном главой 27 данного Кодекса административные дела о ликвидации общественного объединения, некоммерческой организации, об исключении сведений о некоммерческой организации из государственного реестра.
Согласно п.1 и п.3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.12.2016 № 64 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами", следует, что нарушение некоммерческими организациями и иными общественными объединениями Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов может повлечь применение мер публично-правовой ответственности в виде ликвидации объединения граждан по заявлению уполномоченного органа или должностного лица в порядке административного судопроизводства; дела по административным исковым заявлениям о ликвидации некоммерческой организации рассматриваются судами в порядке главы 27 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с учетом правил подсудности.
В соответствии со ст.20 Жилищного кодекса РФ государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) (далее - органы государственного жилищного надзора) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ (часть 2).
Поскольку Служба строительного надзора и жилищного контроля по Красноярскому краю относится к органам, организациям, наделенным отдельными государственными или иными публичными полномочиями, следовательно, заявленные ею требования о ликвидации некоммерческой организации товарищества собственников жилья являются мерой реагирования на нарушение действующего законодательства, таким образом, истец по делу надлежащий.
Орган государственного жилищного надзора вправе обратиться в суд с заявлением о ликвидации ТСЖ в случае выявления нарушений порядка создания такого товарищества, если эти нарушения носят неустранимый характер (п.2 ч.6).
Ликвидация товарищества собственников жилья осуществляется на основании и в порядке, которые установлены гражданским законодательством (часть 1 статьи 141 Жилищного кодекса РФ).
ТСЖ «Наш Дом» является действующим (Выписка из ЕГРЮЛ, л.д.57-60), Кырц К.К. является председателем правления ТСЖ (копия решения заседания членов правления ТСЖ «Наш Дом» от 01.04.2017, л.д.35).
Согласно подп.1 п.3 ст.61 Гражданского кодекса РФ юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае признания государственной регистрации юридического лица недействительной, в том числе в связи с допущенными при его создании грубыми нарушениями закона, если эти нарушения носят неустранимый характер.
Из материалов дела следует, что в Службу строительного надзора и жилищного контроля по <адрес> обратилась ФИО8 с требованием о проверке деятельности ТСЖ «Наш Дом» по начислению платы жилищно-коммунальных услуг, а также наличия общей границы земельных участков, инженерно-технических сетей и элементов инфраструктуры (копия заявления от 22.05.2018, л.д.11).
Актом проверки Службы строительного надзора и жилищного контроля по Красноярскому краю от 13.06.2018, проведенной в отношении ТСЖ «Наш Дом» на основании приказа от 28.05.2018 (л.д.14), уведомления от 29.05.2018 (л.д.13), зафиксировано, что ТСЖ «Наш Дом» было создано 06.12.2005 на одном доме по ул.Гагарина, 11, впоследствии к нему были присоединены дома по ул.Гагарина, д.3,5,9, ул.Ботаническая, 45, 47,49, ул.Сургуладзе, 17. ТСЖ, созданные до 18.06.2011 в случае несоответствия требованиям, установленным п.1 ч.2 ст.136 ЖК РФ, должны быть реорганизованы в срок до 01.07.2016. Установлено, что в составе ТСЖ «Наш Дом» находится 8 многоквартирных домов, при этом установлен факт отсутствия у земельных участков общей границы, что противоречит ч.1 п.2 ст.136 ЖК РФ.
В силу п.1 ч.2 ст.136 ЖК РФ Товарищество собственников жилья может быть создано собственниками помещений в нескольких многоквартирных домах, если данные дома расположены на земельных участках, которые в соответствии с содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости документами имеют общую границу и в пределах которых имеются сети инженерно-технического обеспечения, другие элементы инфраструктуры, которые предназначены для совместного использования собственниками помещений в данных домах.
В силу части 1 статьи 8 Федерального закона от 04.06.2011 № 123-ФЗ действие п.1 ч.2 ст.136 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) не распространяется на товарищества собственников жилья, созданные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Вместе с тем, решение о выборе управления ТСЖ «Наш Дом» в отношении домов по ул.Гагарина, 3,9,11, ул.Ботаническая, 45,47,49 принято после вступления в действие названного Федерального закона, о чем свидетельствует протокол внеочередного общего собрания от 05.12.2012 (л.д.41), таким образом, на ТСЖ «Наш Дом» распространяются требования п.1 ч.2 ст.136 ЖК РФ.
Из предписания № 2727-ж от 13.06.2018 по результатам проверки следует, что в срок до 10.01.2019 Службой строительного надзора и жилищного контроля по Красноярскому краю предписано ТСЖ «Наш Дом» обеспечить реорганизацию ТСЖ (л.д.12). Предписание не оспорено, его законность не оспаривалась.
В указанный срок предписание не исполнено, что подтверждают как административный истец, так и сторона административного ответчика.
Сведениями из кадастровой карты г.Минусинска на сайте Управления Росреестра подтверждается, что общей границы земельных участков у всех домов, входящих в ТСЖ «Наш Дом» не имеется (л.д.26-33), также не имеется общего электроснабжения, как следует из ответа АО «Красноярская региональная энергетическая компания» от 20.06.2018 электроснабжение жилых домов по адресам: ул.Ботаническая, 45,47, 49, ул.Гагарина, 3,5 осуществляется от трансформаторной подстанции 16-2, ул.Гагарина, 9,11, ул.Сургуладзе, 17 – от подстанции ТП 16-1 (л.д.28-29).
Опрошенная в судебном заседании специалист МУП г.Минусинска «Земли города» ФИО9 подтвердила, что многоквартирные дома, входящие в состав ТСЖ «Наш Дом» не имеют общих границ, не имеют общих сетей электроснабжения.
При изложенных обстоятельствах исковые требования о ликвидации ТСЖ следует признать обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Разрешая требование о возложении обязанности по осуществлению ликвидации ТСЖ «Наш Дом» на уполномоченный орган, предусмотренный уставом ТСЖ «Наш Дом», суд приходит к следующему.
Как видно из Устава ТСЖ «Наш Дом», ликвидация ТСЖ осуществляется ликвидационной комиссией, назначенной общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме или по решению суда (п.15.8 Устава, л.д.54).
Соответственно, полномочным органом, решающим вопрос ликвидации ТСЖ, является ликвидационная комиссия, а потому суд возлагает по осуществлению ликвидации ТСЖ «Наш Дом» на ликвидационную комиссию ТСЖ «Наш Дом».
В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае принятия решения, обязывающего совершить действия, которые могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Суд определяет срок 4 мес. для совершения действий по ликвидации ТСЖ с момента вступления решения суда в законную силу. Данный срок является разумным, не противоречит ст.63 ГК РФ.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Ликвидировать ТСЖ «Наш Дом».
Возложить обязанность по осуществлению ликвидации ТСЖ «Наш Дом» на ликвидационную комиссию ТСЖ «Наш Дом» в срок 4 мес. с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано сторонами в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме в Красноярский краевой суд через Минусинский городской суд.
Мотивированный текст решения изготовлен и подписан 26.03.2019.
Председательствующий Н.В. Музалевская