Судья Шумайлова Е.П. Дело №33-10095
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда в составе:
председательствующего Няшина В.А.,
судей Елецких О.Б., Кустовой И.Ю.,
при секретаре Окуловой Т.Т.
рассмотрела в открытом судебном заседании 07 октября 2013 года в городе Перми гражданское дело по апелляционной жалобе Департамента земельных отношений администрации г. Перми на решение Орджоникидзевского районного суда г. Перми от 02 июля 2013 года, которым постановлено:
«Исковые требования Пожарковой В.П. удовлетворить. Признать за Пожарковой В.П. право собственности на земельный участок № **, общей площадью 1629 кв.м., расположенный по адресу: ****, в границах между точками: 63 (Х=527 975,94,У=2 245 364,75); 64 (Х=527 976, 94,У=2 245 366,23); 65 (Х=527 973,97, У=2 245 386,64); 66 (Х=527 988,52, У=2 245 386,42); 67 (Х=527 989,48, У=2 245 366,23); 67 (Х=527 989,48, У=2 245 395,71); 68 (Х=528 000,79, У=2 245 398,52), 69 (Х-528 002,89, У=2 245 409,07); 70 (Х=527 970,36, У-2 245 406,66); 71 (Х-527 959,01,У=2 245 417,94); 72 (Х=527 938,61, У=2 245 415,34); 73 (Х=527 946,26, У=2 245 382,70); 74 (Х=527 962,42, У=2 245 382,99); 75(Х=527 962,95, У=2 245 374,37), 76 (Х=527 965,09, У=2 245 371,39); 63 (Х=527 975,94, У=2 245 364,75).
Заслушав доклад судьи Кустовой И.Ю., пояснения представителя МКУ «Пермское городское лесничество» -Паластровой А.В., изучив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Пожаркова В.П. обратилась в суд с иском к Департаменту земельных отношений администрации г. Перми о признании права собственности на земельный участок № ** площадью 1629 кв.м., расположенный по адресу: **** при станции «***». Требования мотивированы тем, что истец является членом СНТ с 1997 года, в ее пользовании находится земельный участок № **. На заявление СНТ об оформлении земельного участка, ответчиком было отказано и сообщено о необходимости изменения границ территорий городских лесов и установления территориальной зоны коллективных садов и садово-огородных участков. Истец считает, что имеет право приобрести земельный участок в собственность как член СНТ. Отвод земельного участка товариществу подтверждается соответствующими документами. Земельный участок входит в зону Ж-5, членами товарищества проведено межевание и подготовлены для утверждения схемы расположения земельных участков, находящихся в пользовании.
В ходе рассмотрения дела требования были уточнены в порядке ст. 39 ГПК Российской Федерации, истец просила признать право собственности на спорный земельный участок с указанием координат характерных точек его границ согласно прилагаемой схеме.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Департамент земельных отношений администрации г. Перми просит решения суда отменить, мотивируя тем, что истец с заявлением о предоставлении земельного участка в департамент не обращалась, доказательства предоставления земельного участка СНТ -** при станции «***» не представлены. Документы, на которые ссылается суд первой инстанции, свидетельствуют о начале процедуры оформления прав на земельный участок, но не подтверждают его предоставление в установленном законом порядке на определенном праве. Доказательств формирования и постановки земельного участка на государственный кадастровый учет не имеется. Схема расположения спорного земельного участка не согласована и не утверждена в порядке, установленном Правилами разработки схем расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, утвержденными постановлением администрации г. Перми от 06.03.2009г. № 108, в связи с чем основания для признания права собственности в границах, установленных данной схемой, отсутствуют. Садоводство и огородничество не относится к числу основных видов разрешенного использования для территориальной зоны Ж-5. В силу норм действующего законодательства ни один из вспомогательных видов разрешенного использования, указанных в градостроительных регламентах. Правил землепользования и застройки, не может быть выбран в качестве основного и единственного. По информации управления по экологии и природопользованию администрации г. Перми земельный участок входит в состав лесного фонда и особо охраняемой природной территории «***», размещение СНТ на территории городских лесов недопустимо исходя из норм закона. В случае вынесения судом решения о признании права собственности на земельный участок, судом будет фактически осуществлено распоряжение земельным участком, право на которое имеется только у департамента земельный отношений и ограничено быть не может. Указанные доводы приводились ответчиком в суде первой инстанции, однако в решении отражения не нашли, правовая оценка им не дана.
Проверив законность и обоснованность решения суда, по доводам апелляционной жалобы (ч.1 ст. 327-1 ГПК российской Федерации), судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
Пунктом 1 статьи 28 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» предусмотрено, что предоставление в собственность земельных участков садоводам, огородникам, дачникам и их садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям, получившим такие земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов за плату или бесплатно в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Согласно пункта 1 статьи 56 Земельного Кодекса РФ права па землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Пожаркова В.П. является членом СНТ-** при станции «***», в ее пользовании находится участок №**, площадью 1629 кв.м.
СНТ-** при станции «***» является юридическим лицом, действует на основании Устава, деятельность товарищества подтверждается протоколами собраний.
Исполнительным комитетом Молотовского городского Совета депутатов трудящихся в целях разрешения вопроса по развитию в городе коллективных и индивидуальных огородов трудящихся, 10.04.1947г. было принято решение № 195, в соответствии с которым были закреплены под огороды рабочих и служащих ранее выделенные земли подсобных хозяйств предприятий, учреждений, организаций и в лесах Горзеленхоза, за исключением земель, отошедших под застройку и другие городские надобности, а также возложена обязанность на Горзеленхоз выявить и предоставить дополнительно имеющиеся вырубки и другие участки в лесах вблизи города для освоения под индивидуальные и коллективные огороды рабочих и служащих.
25.02.1994 г. Пермский лесхоз Пермского управления лесного хозяйства в лице Левшинского лесничества на основании акта технического обследования лесных площадей, испрашиваемых к отводу земельных участков из состава Гослесфонда, согласовал отвод и передачу земельного участка площадью 3,8 га под коллективные сады в постоянное пользование, расположенного в лесах первой группы в квартале ** Левшинского лесничества.
08.11.1995г. администрация Орджоникидзевского района г. Перми обратилась в администрацию города с заявлением об отводе дополнительного земельного участка площадью 5 га в районе ст. **** под существующий садовый кооператив на землях Левшинского лесничества.
Процедура по отводу земельного участка под коллективный сад ** в районе станции «***» подтверждается материалами дела: санитарно-эпидемиологическим заключением № 51 от 27.06.1994 года, постановлением администрации города № 852 от 28.04.1995 года, № 1629 от 27.08.1996г., актом технического обследования от 03.06.1996 года и 09.02.1999 года, заключением Комитета по земельным ресурсам и землеустройству от 31.01.1997 года, актом выбора земельного участка под организацию коллективного сада от 1997 года, заключением Пермского городского комитета по охране природы от 26.05.1997г., письмом Главного управления природопользования от 17.12.1997 года, заключением государственной экологической экспертизы от 04.02.1999 года, письмом Главного управления архитектуры и градостроительства администрации Пермской области от 03.06.1999 года, письмом Городского муниципального комитета по архитектуре и градостроительству о предоставлении земельного участка под коллективный сад от 17.05.1999 года, заключением по отводу земельного участка под строительство от 24.05.1999 года, заключением Пермского городского комитета по охране природы от 26.05.1997 года, заключением о переводе лесных земель в нелесные от 11.06.1999 года, заключением государственной экологической экспертизы от 15.06.1999 года, заключением Комитета по земельным ресурсам и землеустройству от 18.06.1999 года, Указом Губернатора Пермской области от 06.07.1999 года о переводе лесных земель в нелесные и изъятии нелесных земель в городских лесах г. Перми.
25.10.2012г. между Департаментом земельных отношений администрации г. Перми и Муниципальным казенным учреждением «Пермское городское лесничество» заключен договор № ** безвозмездного срочного пользования земельным участком с кадастровым номером ** площадью 8607765, расположенным на землях населенных пунктов по адресу : ****, на особо охраняемой природной территории «***».
Из ответа ФГБУ «ФКП Росреестра» по Пермскому краю следует, что по сведениям государственного кадастра недвижимости участок с кадастровым номером ** входит в границы следующих территориальных зон: зона рекреациошю-ландшафтных территорий (Р-2), зона индивидуальной усадебной жилой застройки (Ж-5), зона транспортных сооружений (С-3), зона городских лесов (ГЛ), зона производственно-коммунальных объектов II класса вредности (ПК-2).Частично участок входит в охранную зону газопровода «ГЗУ - ТЭЦ-6», «Ярино-Пермь», «Каменный Лог-Пермь», ООО «Пермнефтегазпереработка», а также в особо охраняемую природную территорию местного значения «***». Сведения о границах территориальной зоны Ж-5 внесены в ГКН 19.10.2011 г. Исходя из документов, хранящихся в кадастровом деле и сведений ГКН, определить конфигурацию части участка, входящей в границы территориальной зоны Ж-5 не представляется возможным. Определение площади наложения границ земельного участка и территориальной зоны возможно путем сопоставления координат поворотных точек указанного земельного участка и соответствующей территориальной зон, полномочиями по осуществлению подобных действий Филиал не обладает.
Из пояснительной записки кадастрового инженера Мальцева М.С. следует, что конфигурация и площадь спорного земельного участка (1629 кв.м.) определена с учетом фактического землепользования, красных линий, местоположения границ смежных земельных участков в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Образуемый земельный участок расположен по адресу: г. Пермь, **** при станции «***». Доступ к земельному участку осуществляется от земель общего пользования со ст. «***». Земельный участок образуется из земельного участка, находящегося в государственной собственности. При определении границ земельного участка не выявлены нарушения прав третьих лиц. Земельный участок отнесен к территориальной зоне (Ж-5) индивидуальной усадебной жилой застройки.
Удовлетворяя иск, суд исходил из того, что земельный участок иод существующий сад фактически был выделен СНТ-73 из состава Гослесфонда в пользование с 1997 года, тогда как право муниципальной собственности на спорные земли возникло после 11.11.2005г., администрацией г. Перми проведено согласование отвода земельного участка, то обстоятельство, что процедура отвода закончена не была, не может являться основанием для отказа в требованиях. Предоставление земельного участка СНТ на основании указанных выше документов закону не противоречит. Земельный участок находится в территориальной зоне Ж-5, которая разрешает его использование под сады и огороды. С момента создания садоводческого товарищества до настоящего времени земельный участок из фактического обладания СНТ не выбывал, используется в целях удовлетворения потребностей своих членов. Возражений со стороны администрации г. Перми по использованию земельного участка истцом длительный период времени не поступало. Ответчиком каких-либо действий, направленных на изъятие оспариваемого земельного участка не осуществлялось. Доказательств, свидетельствующих о незаконном характере пользования земельным участком, наличия правовых оснований невозможности его предоставления в собственность не представлено.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на обстоятельствах дела и представленных сторонами доказательствах, которые оценены судом в их совокупности, но правилам, предусмотренным ст. 67 ГПК Российской Федерации, нарушений норм материального и процессуального права судом не допущено.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению в силу следующего.
Относительно довода об отсутствии заявления в Департамент земельных отношений о предоставлении земельного участка, судебная коллегия считает необходимым отметить, что право гражданина на судебную защиту гарантировано ст.46 Конституции РФ. Исковое заявление Пожарковой В.П. принято к рассмотрению суда в установленном законном порядке. Федеральным законом № 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" обязательный досудебный порядок рассмотрения спорных вопросов о предоставлении гражданам земельных участков не предусмотрен.
Положениями Федерального закона №66-ФЗ не установлена обязанность таких объединений или их членов по предварительному кадастровому учету предоставляемых земельных участков. Статьей 28 указанного закона установлена обязанность гражданина, претендующего на предоставление земельного участка, представить описание местоположения такого земельного участка, подготовленное этим гражданином. Требований о постановке на кадастровый учет, либо о согласовании описания местоположения земельного участка с какими-либо органами закон не содержит. Схема расположения земельного участка в материалах дела имеется. В связи с чем, судебная коллегия отклоняет, как необоснованные, доводы заявителя жалобы об отсутствии кадастрового учета земельного участка и согласования схемы расположения земельного участка.
Правила разработки схем расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, утвержденные постановлением администрации г. Перми от 06.03.2009 №108, не могут являться основанием для ограничения прав граждан либо установления для них дополнительных обязанностей по сравнению с федеральным законом.
Также отклоняются судебной коллегией доводы о незавершенности процедуры предоставления земельного участка СНТ-** при станции «***». В связи с возникновением прав собственника на земельный участок у органов местного самоуправления г. Перми с 11.11.2005 г. на основании распоряжения Губернатора Пермской области от 05.09.2005 г., именно данные органы обязаны были завершить оформление земельного участка СНТ в соответствии с действующим законодательством. Неисполнение органами местного самоуправления возложенных на них полномочий в течение длительного времени не может являться основанием для ограничения прав граждан, закрепленных Федеральным законом "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан".
Полномочия по контролю за соблюдением земельного законодательства на территории Пермского городского округа возложены на Департамент земельных отношений администрации г. Перми. Однако сведений о том, что заявитель жалобы при исполнении своих полномочий обращался к органам СНТ- ** при станции «***» по вопросам оформления прав на земельные участки, относящиеся к общему имуществу товарищества, либо находящиеся в пользовании граждан - членов товарищества, в материалах дела не имеется.
В силу положений пункта 2 статьи 81 Земельного кодекса РФ порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается, как настоящим кодексом, так и Федеральным законом «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», который является специальной правовой нормой. В связи с изложенным, доводы жалобы о несоблюдении порядка предоставления земельного участка, предусмотренного ст.28, 29 Земельного Кодекса РФ, положений ст.66, 68 Земельного Кодекса РФ о документах государственного кадастра и землеустройства отклоняются, как основанные на неправильном толковании указанных правовых норм.
В соответствии с пунктом 6 статьи 28 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" единственным возможным основанием для отказа в предоставлении в собственность земельного участка является установленный федеральным законом запрет на предоставление земельного участка в частную собственность.
Довод жалобы о том, что спорный земельный участок входит в состав лесного фонда, особо охраняемой природной территории «***», нахождение земельного участка в границах ООПТ «***» свидетельствует о его изъятии из оборота и невозможности предоставления в частную собственность подлежат отклонению.
Особо охраняемая природная территория - охраняемый природный ландшафт "***", образованная решением Пермской городской Думы № 192 от 07.12.2004 г., в соответствии с пунктом 2 статьи 2 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" не является государственным природным заповедником или национальным парком.
В соответствии с пунктом 5 статьи 27 Земельного Кодекса РФ расположенные в пределах особо охраняемых природных территорий земли из оборота не изъяты. Ограничения оборота таких земель осуществляется с учетом положений ст.94, 95 Земельного Кодекса РФ. Правовой режим земель определяется, исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий (статья 7 Земельного кодекса Российской Федерации).
Материалами дела подтверждено и заявителем жалобы не оспаривается, что спорный земельный участок находится в пределах зоны Ж-5. Правилами землепользования и застройки г. Перми, утвержденными решением Пермской городской Думы от 26.06.2007 №143, такой вид использования земельных участков, как садоводство, указанной зоной предусматривается.
В силу пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Судебная коллегия полагает, что ограничения в обороте спорного земельного участка с учетом правового режима земель находящихся в зоне Ж-5 на территории ООПТ охраняемый природный ландшафт "***" не препятствуют его предоставлению в собственность истца. Садоводство, являясь видом разрешенного использования спорного земельного участка, установлено органами местного самоуправления в качестве допустимого вида хозяйственной деятельности.
По существу доводы апелляционной жалобы являются результатом иного толкования правовых норм, сводятся к изложению заявителем своей правовой позиции по делу, которая была озвучена в суде первой инстанции, что не может являться основанием к отмене постановленного судом решения.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу Департамента земельных отношений администрации г, Перми на решение Орджоиикидзевского районного суда г. Перми от 02 июля 2013 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: