Арбитражный суд Пермского края
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Пермь
27 января 2009 года № дела А50-21056/2008
Арбитражный суд Пермского края в составе судьи Н.В. Якимовой,
при ведении протокола судебного заседания судьей, рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г.Перми к лицу, в отношении которого составлен протокол по делу об административном правонарушении, – индивидуальному предпринимателю Санникову Денису Викторовичу о привлечении к административной ответственности. В заседании суда приняли участие: представитель от заявителя - Можаева И.Ю., доверенность от 17.10.2008г. №04-11/10515, паспорт 5701 705717; предприниматель – не явился, извещен надлежащим образом.
ИФНС России по Кировскому района г.Перми обратилась в арбитражный суд с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Санникова Д.В. к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за розничную продажу алкогольной продукции без документов, подтверждающих легальность ее оборота.
Заявитель в судебном заседании настаивает на заявленных требованиях.
Индивидуальный предприниматель, в соответствии с ч.1 ст.123 АПК РФ надлежащим образом извещенный судом о месте и времени судебного разбирательства, в заседание суда не явился, представил ходатайство об отложении судебного разбирательства в связи с необходимостью явиться в другой судебный процесс по делу А50-608/2009 в тоже время. Рассмотрев данное ходатайство в порядке ст.158 АПК РФ, не признав причины уважительными, суд не находит оснований для его удовлетворения, в связи с тем, что ответчик в нем не указал на наличие у него возражений относительно заявленных требований, а также о наличии у него доказательств, опровергающих выводы заявителя и необходимости их представления в материалы дела. При таких обстоятельствах, в силу ст.156 АПК РФ, арбитражный суд считает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствии ответчика.
Изучив материалы дела, заслушав представителя заявителя, арбитражный суд первой инстанции установил:
28.11.2008г. сотрудниками ИФНС России по Кировскому района г.Перми проведена проверка соблюдения законодательства в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в магазине «24 часа», в котором осуществляет свою деятельностьИП Санников Д.В., расположенном по адресу: г.Пермь, ул.М. Рыбалко, 90. В ходе проверки составлен акт проверки №АЛКО-409705/25 от 28.11.2008г. (л.д.13). По результатам проверки установлен факт реализации алкогольной продукции без соответствующих документов (при отсутствии лицензии и без сертификатов соответствия, справок к товаротранспортной накладной), в т.ч.:
- энергетический напиток «Ягуар», емкостью 0,5л, д.р. 02.11.2008г., по цене 49 руб., в количестве 13 бутылок.
Проверка проводилась в присутствии продавца, с которого взяты объяснения (л.д.15).
В тот же день алкогольная продукция в количестве 13 бутылок, реализуемая без документов, в присутствие понятых изъята, о чем составлен протокол от 28.11.2008г. (л.д.14).
Действия предпринимателя по реализации алкогольной продукции при отсутствии установленных документов квалифицированы административным органом как содержащие признаки правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.14.16 КоАП РФ, о чем 16.12.2008г. в отношении Санникова Д.В. составлен протокол №25 д об административном правонарушении (л.д.9).
С заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя к указанной ответственности ИФНС России по Кировскому района г.Перми обратилась в арбитражный суд, т.к. рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных ч.2 ст.14.16 КоАП РФ в соответствии с ч.3 ст.23.1 КоАП РФ, подведомственно арбитражному суду.
В силу пункта 1 статьи 26 Федерального закона №171-ФЗ от 22.11.1995г. «О государственном регулировании в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» запрещаются оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, установленных в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.
Согласно ст.10.2. Федерального закона №171-ФЗ оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется только при наличии следующих сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота: товарно-транспортной накладной; справки, прилагаемая к грузовой таможенной декларации (для импортированных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции); справки, прилагаемая к товарно-транспортной накладной (для этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, производство которых осуществляется на территории Российской Федерации); уведомления (для этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 60 процентов объема готовой продукции).
В силу положений п.2 ст.10.2 названного закона этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, оборот которых осуществляется при полном или частичном отсутствии сопроводительных документов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, считаются продукцией, находящейся в незаконном обороте.
Правила заполнения справки к товарно-транспортной накладной на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию (далее - Правила) утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2005г. № 864 «О справке к товарно-транспортной накладной на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию».
Согласно положениям п.п.3,4,5 указанных Правил организация - производитель продукции заполняет при ее отгрузке разд. "А" и "Б" справки по утвержденной форме, за исключением указания фамилии, имени, отчества и должности уполномоченного лица организации-покупателя, и заверяет данные, указанные в разд. "А" и левой части разд. "Б" справки, подписью уполномоченного лица и своей печатью. Организация-покупатель при поступлении продукции от производителя заверяет относящиеся к этой организации данные в обоих разделах справки подписью уполномоченного должностного лица и своей печатью. При каждой последующей реализации продукции организацией-продавцом заполняется только раздел "Б" справки. Согласно п.7 указанных Правил раздел "Б" справки заполняется с соблюдением следующих требований: в левой части раздела указываются реквизиты и данные организации-продавца; в правой части раздела при заполнении справки организацией-продавцом указываются реквизиты и данные организации-покупателя. В силу п.8 Правил при заполнении справки все записи, а также оттиски печатей на ней должны быть четкими и ясными.
В соответствии со ст.16 Федерального закона №171-ФЗ поставки и (или) розничная продажа алкогольной продукции осуществляются только организациями при наличии соответствующих лицензий.
Согласно ч.2 ст.14.16 КоАП РФ поставка или розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей продукции без надлежаще оформленных товаротранспортных документов, без сертификата соответствия по каждому наименованию продукции, без справки к грузовой таможенной декларации или без ее копии с оригиналами оттисков печатей предыдущего собственника (на импортную алкогольную продукцию) либо без справки к товаротранспортной накладной (на отечественную алкогольную продукцию), а равно поставка или розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей продукции в таре и упаковке, не соответствующих установленным законом требованиям, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех до пяти тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Таким образом, частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за розничную продажу алкогольной продукции при отсутствии перечисленных в ней документов у хозяйствующего субъекта, то есть в случае продажи такой продукции, легальность производства и оборота которой не подтверждена необходимыми документами.
Исходя из существа правонарушения, субъектного состава возникших отношений и характера применяемого в данном случае законодательства, при рассмотрении настоящего дела следует руководствоваться двухмесячным сроком давности привлечения к административной ответственности, установленным статьей 4.5 КоАП РФ. Данная позиция изложена в Постановлении ВАС РФ от 15.07.2003г. по делу №2692/03. Правонарушение совершено 28.11.2008г., срок привлечения к ответственности на момент рассмотрения дела в суде первой инстанции не истек.
Процессуальных нарушений при составлении протокола об административном правонарушении судом не установлено.
Поскольку надлежащим образом оформленные документы отсутствовали у предпринимателя в момент проверки и не представлены в судебное заседание, то в его действиях имеется состав административного правонарушения по ч.2 ст.14.16 КоАП РФ.
Предъявление особых требований к производству и обороту алкогольной продукции имеет своей целью защиту здоровья и жизни населения и обеспечение права потребителей на качественную продукцию. Продажа алкогольной продукции без соответствующих документов и соблюдения иных требований является незаконной, опасной для жизни и здоровья людей и тем самым затрагивает как конституционные права, в частности закрепленное статьей 41 (часть 1) Конституции Российской Федерации право на охрану здоровья, так и интересы государства, обязанного обеспечить их соблюдение и защиту (статья 2 Конституции Российской Федерации). Исходя из повышенной опасности правонарушения по ч.2 ст.14.16 КоАП РФ, федеральным законодателем предусмотрена обязательная конфискация алкогольной продукции, реализуемой без надлежаще оформленных документов.
Обстоятельств, исключающих производство по делу в соответствии со ст.24.5 КоАП РФ, а также нарушения прав лица, привлекаемого к административной ответственности, судом не установлено.
При указанных обстоятельствах заявленное требование административного органа о привлечении предпринимателя подлежит удовлетворению. При назначении административного наказания в силу ч.2 ст.4.2 КоАП РФ суд учитывает совершение правонарушения впервые как смягчающее обстоятельство, в связи с чем полагает обоснованным привлечение к административной ответственности в пределах минимальной санкции, установленной за данный вид правонарушения, то есть 4000 руб. с конфискацией алкогольной продукции.
Руководствуясь ст.ст. 167-170, 205, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд Пермского края
РЕШИЛ:
Привлечь Санникова Дениса Викторовича, 11.12.1983 года рождения, уроженца г.Перми, проживающего по адресу: г.Пермь, ул.Богдана Хмельницкого, д.31 кв.2, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя ИФНС России по Кировскому району г.Перми 01.10.2008г., ОГРН 308590827500064, ИНН 590811546465, к административной ответственности на основании ч.2 ст.14.16 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 4000 руб. с конфискацией алкогольной продукции согласно протоколу изъятия от 28.11.2008г., в общем количестве 13 бутылок, в том числе:
- энергетический напиток «Ягуар», емкостью 0,5л, д.р. 02.11.2008г., по цене 49 руб., в количестве 13 бутылок.
Реквизиты для зачисления административного штрафа: получатель: Управление Федерального казначейства Министерства финансов РФ по Пермской области (ИФНС России по Кировскому району г.Перми), банк получателя: ГРКЦ ГУ Банка России по Пермскому краю г.Пермь, БИК 045773001, ИНН 5908011253, КПП 590801001, расчетный счет 40101810700000010003, КБК 182 1 160 800001 0000 140, ОКАТО 57401000000, наименование платежа – штраф АЛКО по ст.14.16 КоАП РФ (ч.2,3).
Исполнительный лист на взыскание штрафа направить судебному приставу-исполнителю по месту жительства лица, привлеченного к административной ответственности, по истечении тридцати дней со дня вступления в законную силу решения суда.
Исполнительный лист на конфискацию алкогольной продукции направить судебному приставу-исполнителю по месту жительства лица, привлеченного к административной ответственности, после вступления в законную силу решения суда.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия (изготовления в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления его в законную силу через Арбитражный суд Пермского края.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайтах Семнадцатого арбитражного апелляционного суда www.17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округаwww.fasuo.arbitr.ru
Судья Н.В. Якимова