Дело № 2-5198/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
2 октября 2018 года
Центральный районный суд города Читы в составе:
председательствующего судьи Лоншаковой Т.В.
при секретаре судебного заседания Савченко О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Чите гражданское дело по иску Величкина Владимира Владимировича, Величкиной Ксении Владимировны к администрации муниципального района «Читинский район», Министерству труда и социальной защиты населения Забайкальского края, ГУ МЧС России по Забайкальскому краю, УМВД России по Забайкальскому краю, Министерству финансов Забайкальского края об установлении факта постоянного проживания, признании права на получение выплаты, включении в список на оказание единовременной материальной помощи,
УСТАНОВИЛ:
истцы обратились в суд с вышеназванным иском, просили установить факт своего постоянного проживания в жилом доме, распложенном по адресу: <адрес> признать за собой право на получение единовременной материальной помощи в размере 10 000 руб.; признать право на получение единовременной материальной помощи в размере 10 000 руб.; обязать администрацию муниципального района «Читинский район» включить в список нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи; обязать Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края, Министерство финансов Забайкальского края выплатить единовременную материальную помощь в размере 10 000 руб. за счет средств, выделенных Правительству Забайкальского края из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий для ликвидации последствий паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июле 2018 года на территории Забайкальского края.
В обоснование заявленных требований указано, что истцы постоянно проживают в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>А, попавшем в зону подтопления в связи с паводком, вызванном сильными дождями, прошедшими в июле 2018 года на территории Забайкальского края. Вместе с тем, регистрация по месту жительства в указанном выше жилом помещении у истцов отсутствует. Данное обстоятельство является препятствием для реализации предоставленного им права на возмещение ущерба вследствие чрезвычайной ситуации природного характера. Установление факта проживания необходимо для включения истцов в список граждан, нуждающихся в получении денежных выплат.
В судебном заседании истец Величкин В.В. исковые требования по вышеизложенным доводам поддержал, просил удовлетворить.
Истица Величкина К.В. в судебное заседание не явилась, направила заявление, в котором требования поддержала.
Представитель ответчика Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края в судебное заседание не явился, от Кафтанчиковой Е.С. поступил отзыв на иск, в котором просит в удовлетворении требований отказать.
Представитель ответчика УМВД России по Забайкальскому краю Писаренко Е.В., действующая на основании доверенности, против удовлетворения требований возражала по доводам, изложенным в отзыве, просила в иске отказать, ссылаясь на то, что УМВД России по Забайкальскому краю является ненадлежащим ответчиком по делу.
Представитель ответчика ГУ МЧС России по Забайкальскому краю в настоящее судебное заседание не явился, от представителя по доверенности Нарышкина Е.Г. поступил отзыв на иск.
Представитель ответчика Министерства финансов Забайкальского края, надлежаще извещенный о дате и месте слушания дела, в настоящее судебное заседание не явился, от представителя по доверенности Каменевой Л.В., действующей по доверенности, ранее поступил отзыв на иск, просила рассмотреть дело без своего участия. Ходатайствовала о привлечении в качестве соответчика Министерства финансов Российской Федерации.
Ходатайство разрешено, отклонено.
Представитель ответчика администрации муниципального района «Читинский район» в настоящее судебное заседание не явился, возражений на иск не направил.
В силу положений ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ суд полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с абзацем первым статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Статьей 18 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» предусмотрено право граждан Российской Федерации на возмещение ущерба, причиненного их имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
В пункте 2 данной статьи определено, что порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 этой статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Подпунктом «л» пункта 1 статьи 11 данного Федерального закона установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайный ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.
Постановлением Правительства РФ от 15 февраля 2014 г. N 110 утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий (далее - Правила), которые определяют порядок выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий (далее – резервный фонд) на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера (далее - чрезвычайные ситуации), а также на осуществление компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещение вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями.
Подпункт «г, д» пункта 2 Правил предусматривает, что бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на оказание гражданам единовременной материальной помощи (из расчета до 10 тыс. рублей на человека, но не более 50 тыс. рублей на семью), а также на оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество - 50 тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество - 100 тыс. рублей на человека).
При этом 30 мая 2018 года постановлением Правительства РФ № 627 введен в действие п. 2.1 Правил, согласно которому выделение бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мероприятий, предусмотренных подпунктом «г» пункта 2 настоящих Правил, осуществляется при одновременном выполнении на день введения режима чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций следующих условий:
постоянное проживание гражданина в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации и в котором он зарегистрирован по месту жительства;
нарушение условий жизнедеятельности гражданина в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации.
Выделение бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мероприятий, предусмотренных подпунктом «д» пункта 2 настоящих Правил, осуществляется при одновременном выполнении на день введения режима чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций следующих условий:
постоянное проживание гражданина в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации и в котором он зарегистрирован по месту жительства;
утрата гражданином частично или полностью имущества первой необходимости в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации.
Таким образом, право на компенсационные выплаты пострадавшим, оказавшимся в зоне чрезвычайной ситуации, признается за гражданами, которые на момент возникновения чрезвычайной ситуации проживали и были зарегистрированы по месту жительства в жилых домах, поврежденных в результате чрезвычайной ситуации.
При отсутствии у гражданина необходимых документов, подтверждающих право на получение единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой им имущества первой необходимости (отсутствие регистрации по месту жительства) граждане включаются в списки на получение указанной финансовой помощи на основании принятых судебных решений.
В соответствии с ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно ст. 55 Гражданского процессуального кодекса РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти данные могут устанавливаться объяснениями сторон, показаниями свидетелей, письменными доказательствами, заключением эксперта.
Судом установлено, что постановлением Губернатора Забайкальского края от 09.07.2018 г. № 45 в связи с выпадением большого количества осадков, приведшим к повышению уровня воды в реках Забайкальского края и к возникновению паводковых явлений, в результате которых произошло подтопление территорий и населенных пунктов, с 9 июля 2018 года на территории Забайкальского края введен режим чрезвычайной ситуации.
Из материалов дела следует, что истица Величкина К.В. на основании договора дарения земельного участка и жилого строения от 16 февраля 2017 года является собственником земельного участка и расположенного на нем жилого дома по адресу: <адрес>.
Право собственности зарегистрировано в установленном порядке 6 марта 2017 года.
Истец Величкин В.В. является отцом истицы Величкиной К.В.
В ходе рассмотрения дела не оспаривалось, что земельный участок и расположенный на нем жилой дом по вышеназванному адресу попали в зону подтопления в связи с паводком, вызванным сильными дождями, прошедшими в июле 2018 года на территории Забайкальского края.
На обращение истцов за предоставлением денежной компенсации в связи с чрезвычайной ситуацией администрацией муниципального района «Читинский район» выдана справка от 23 июля 2018 г., в которой указано на отсутствие правовых оснований для включения в список на оказание единовременной материальной и финансовой помощи в связи с отсутствием постоянной регистрации по месту проживания, попавшему в зону подтопления.
Обстоятельство отсутствия постоянной регистрации в жилом помещении, попавшем в зону подтопления, истцами в ходе судебного разбирательства не оспаривалось.
Из материалов дела следует, что истцы зарегистрированы по месту жительства по адресу: <адрес>
Указанное жилое помещение, как установлено в судебном заседании, на основании договора дарения от от 30.11.2016, договора на передачу квартир в собственность граждан от 22.01.2003 принадлежит истице Величкиной К.В. Право собственности зарегистрировано в установленном законом порядке 06.12.2006.
При этом доказательств того, что истица Величкина К.В. не пользуется указанным жилым помещением, как того, что в нем отсутствует принадлежащее ей имущество первой необходимости, в материалы дела не представлено.
В квартире, где истица Величкина К.В. имеет постоянную регистрацию, право пользования и проживания ею не утрачено, таким образом, обстоятельства о постоянном проживании в с. Угдан Читинского района при отсутствии достаточных и непротиворечивых доказательств, нельзя признать установленными.
При этом не оспаривалось, что супруга истца Величкина В.В. – Величкина Г.В. получила денежную компенсацию в размере 10 000 рублей в связи с чрезвычайной ситуацией, она также имеет постоянную регистрацию в жилом доме, попавшем в зону подтопления.
Из анализа действующего законодательства, следует, что целью оказания материальной помощи гражданам, пострадавшим в результате паводка, произошедшего на территории Забайкальского края в 2018 году, является государственная поддержка тем гражданам, которые потеряли основное свое имущество в результате наводнения.
Из указанного следует, что администрацией муниципального района «Читинский район» истице Величкиной К.В. обоснованно отказано во включении в соответствующий список нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи, поскольку последняя имеет в собственности иное жилье, пригодное для проживания, общей площадью 50,4 кв.м.
Принимая во внимание вышеизложенное, правовых оснований для удовлетворения требований Величкиной К.В. у суда не имеется.
При этом в ходе судебного разбирательства установлено, что истец Величкин В.В. какого-либо жилого помещения в собственности не имеет, постоянно проживает в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>
Таким образом, приведенными выше письменными доказательствами подтвержден факт постоянного проживания истца Величкина В.В. в жилом помещении по адресу: <адрес>А, на момент чрезвычайной ситуации.
При таких обстоятельствах, установив постоянное проживание в жилом доме, пострадавшем в результате чрезвычайной ситуации, суд приходит к выводу, что истец Величкин В.В. имеет право на получение единовременной материальной помощи.
При этом доводы стороны ответчиков о том, что они являются ненадлежащими ответчиками по делу, суд полагает несостоятельными, поскольку в силу Приложения №10 к Правилам выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий Список граждан, нуждающихся в оказании единовременной финансовой помощи составляется главой местной администрации, согласовывается начальником ГУ МЧС России по субъекту, руководителем территориального органа МВД России на территориальном уровне, а уполномоченным органом исполнительной власти в части организации единовременных выплат определено Министерство труда и социальной защиты населения и Министерство финансов Забайкальского края (п.10 Постановления Губернатора Забайкальского края от 09.07.2018 №45).
На основании ст. 212 Гражданского процессуального кодекса РФ суд считает возможным обратить решение к немедленному исполнению в части включения истца в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
иск удовлетворить частично.
Установить факт постоянного проживания Величкина Владимира Владимировича в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес> для получения единовременной материальной помощи за счет средств, выделенных Правительству Забайкальского края из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий для ликвидации последствий паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июле 2018 года на территории Забайкальского края.
Признать за Величкиным Владимиром Владимировичем право на получение единовременной материальной помощи в размере 10 000 рублей каждому за счет средств, выделенных Правительству Забайкальского края из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий для ликвидации последствий паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июле 2018 года на территории Забайкальского края.
Обязать администрацию муниципального района «Читинский район» включить Величкина Владимира Владимировича в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи за счет средств, выделенных Правительству Забайкальского края из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий для ликвидации последствий паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июле 2018 года на территории Забайкальского края.
Обязать Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края, Министерство финансов Забайкальского края выплатить Величкину Владимиру Владимировичу единовременную материальную помощь в размере 10 000 рублей за счет средств, выделенных Правительству Забайкальского края из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий для ликвидации последствий паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июле 2018 года на территории Забайкальского края.
Решение в части включения истца Величкина В.В. в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной, подлежит немедленному исполнению.
В удовлетворении исковых требований Величкиной Ксении Владимировны отказать.
Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд г. Читы.
Решение в окончательной форме принято 2 октября 2018 года.
Судья Т.В. Лоншакова