Дело № 2-615/11
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
10 мая 2011 года
Советский районный суд г. Красноярска
в составе: председательствующего судьи Демидовой В.В.,
при секретаре Лис О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад № 99 с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей», Главному управлению образования администрации г.Красноярска, Управлению образования администрации Советского района г.Красноярска, Администрации города Красноярска о признании незаконным бездействия, выраженного в неисполнении предписания, понуждении к устранению нарушений санитарно-эпидемиологических требований,
УСТАНОВИЛ:
Управление Роспотребнадзора по Красноярскому краю в интересах неопределенного круга лиц обратилось в суд с иском к МБДОУ «Детский сад № 99 с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей» о признании бездействия, выраженного в неисполнении предписания должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор № от ДД.ММ.ГГГГ, противоправным, понуждении ответчика устранить нарушение п. 3.9 СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» - установить теневой навес для защиты детей от солнца и осадков на территории каждой групповой площадки площадью из расчета не менее 2 кв.м. на одного ребенка в срок до ДД.ММ.ГГГГ, понуждении устранить нарушения п. 4.31 СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» - оборудовать двухгнездную моечную ванну для мытья столовой посуды с подводкой к ним холодной и горячей воды в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Требования мотивировало тем, что на основании распоряжения Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ проведены мероприятия по надзору за соблюдением норм действующего законодательства РФ в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в МДОУ «Детский сад № 99 с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей». Поскольку при проведении данного мероприятия выявлены нарушения СанПиН, ДД.ММ.ГГГГ ответчику выдано предписание об устранении выявленных нарушений с установлением срока исполнения – до ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ в целях проверки исполнения предписания от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ответчика проведено внеплановое мероприятие, выявлено невыполнение в установленный срок выданного предписания от ДД.ММ.ГГГГ.
Судом по ходатайству представителя истца к участию в деле в качестве соответчиков привлечены администрация г. Красноярска, Управление образования администрации Советского района г. Красноярска, Главное управление образования администрации г. Красноярска.
Впоследствии истец требования уточнил, просил признать бездействие, выраженное в неисполнении предписания должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор № от ДД.ММ.ГГГГ в части не установки теневых навесов противоправным, обязать устранить нарушение п. 3.9 СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» - установить теневой навес для защиты детей от солнца и осадков на территории каждой групповой площадки площадью из расчета не менее 2 кв.м. на одного ребенка, оборудованный деревянными полами на расстоянии не менее 15 см. от земли или выполнить из других строительных материалов, безвредных для здоровья детей в срок два месяца после вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании представитель истца Бурунова Ю.В. (по доверенности) требования поддержала. Представители МБДОУ «Детский сад № 99 с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей» Шевлякова И.В. (на основании приказа), Управления образования администрации Советского района г. Красноярска Михашенок Д.В. (по доверенности) исковые требования не признали. Представитель администрации г. Красноярска в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие. Представители Главного управления образования администрации г. Красноярска, департамента финансов администрации г. Красноярска в судебное заседание не явились, извещались своевременно и надлежащим образом.
Выслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав представленные сторонами доказательства, суд полагает требования Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю подлежащими частичному удовлетворению.
Судом установлено, что в соответствии со ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.
В соответствии со ст. 28 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.
В силу п. 3.9 СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» (вместе с «СанПиН 2.4.1.2660-10. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы») для защиты детей от солнца и осадков на территории каждой групповой площадки устанавливают теневой навес площадью из расчета не менее 2 кв. м на одного ребенка. Для групп с численностью менее 15 человек площадь теневого навеса должна быть не менее 30 кв. м. Теневые навесы рекомендуется оборудовать деревянными полами на расстоянии не менее 15 см от земли или выполнить из других строительных материалов, безвредных для здоровья детей.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> и МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 99» (Учреждение) заключен договор № о закреплении имущества на праве оперативного управления, <данные изъяты> по условиям которого имущество, закрепленное за Учреждением на праве оперативного управления, является муниципальной собственностью г. Красноярска и отражается на самостоятельном балансе Учреждения (п. 1.3 договора).
Распоряжением администрации г. Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 99» предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование земельный участок, находящийся по адресу: <адрес>, для использования в целях <данные изъяты> (л.д. 157).
Земельный участок по адресу: <адрес> закреплен на праве постоянного (бессрочного) пользования за МДОУ «Детский сад № 99 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей» на основании распоряжения администрации г. Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ №-№. (свидетельство о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ – л.д. 86).
На основании приказа Главного управления образования администрации г. Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ № МДОУ «Детский сад № 99 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей» переименовано в МБДОУ «Детский сад № 99 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей» (л.д. 49).
При обследовании МДОУ «Детский сад № 99 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей» выявлены нарушения санитарного законодательства, а также условия, создающие угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых инфекционных заболеваний (отравлений) людей, с целью устранения выявленных нарушений, предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний ДД.ММ.ГГГГ выдано предписание должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор об устранении: нарушения п. 2.1.12 СанПиН 2.4.1.1249-03 в части оборудования теневых навесов для защиты детей от солнца и осадков для всех групповых ячеек; нарушения п. 2.7.2 СанПиН 2.4.1.1249-03 в части обеспечения качественной питьевой водой всех групповых ячеек; нарушения п. 2.10.8 СанПиН 2.4.1.1249-03 в части оборудования в буфетных всех групповых ячеек кранов гибким шлангом с душевой насадкой; нарушения п. 2.10.5 СанПиН 2.4.1.1249-03 в части обеспечения соблюдения режима мытья кухонной посуды, установлении второй моечной ванны в моечной кухонной посуды; нарушения п. 2.10.21 СанПиН 2.4.1.1249-03 в части соблюдения среднесуточных норм выдачи продуктов на одного ребенка в соответствии гигиеническими требованиями; нарушения п. 2.10.26 СанПиН 2.4.1.1249-03 в части обеспечения ведения бракеражного журнала сырой продукции, установлен срок исполнения предписания – ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 10-11).
ДД.ММ.ГГГГ Управлением федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю составлен протокол об административном правонарушении №, согласно которому обнаружено невыполнение в установленный срок предписания заместителя главного государственного санитарного врача по Красноярскому краю от ДД.ММ.ГГГГ №/з, срок исполнения которого истек ДД.ММ.ГГГГ, не выполнен п.1 предписания в части оборудования теневых навесов для защиты детей от солнца и осадков для всех групповых ячеек, фактически на всех игровых площадках теневые навесы отсутствуют, в связи с чем возможно перегревание (охлаждение) детей, что может привести к увеличению заболеваемости детей. Не выполнен пункт 4 предписания в части оборудования второй моечной ванной для мытья кухонной посуды в моечной пищеблока (л.д. 6-9).
Из акта МДОУ «Детский сад № 99 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что фирмой ООО «<данные изъяты>.» ДД.ММ.ГГГГ установлено 2 моечных ванны в моечной кухонной посуды (л.д. 40).
Из справки от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в МДОУ «Детский сад № 99 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей» фактически оборудована двухгнездная ванна для мытья кухонной посуды, что соответствует требованиям п. 14.10 СанПиН 2.4.12660-10 (л.д. 74).
ДД.ММ.ГГГГ МДОУ «Детский сад № 99 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей» в адрес Управления образования администрации Советского района г. Красноярска направлено служебное письмо с просьбой изыскания финансовых возможностей в части оборудования теневыми навесами прогулочных участков для защиты детей от солнца и осадков для всех групповых ячеек в связи с предписанием Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 45).
ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> управления образования администрации Советского района в г. Красноярске в адрес главного управления образования г. Красноярска направлено письмо о включении в план 2011 года устройства теневых навесов в учреждениях дошкольного образования Советского района, в том числе МДОУ «Детский сад № 99» в целях устранения предписаний надзорных органов (л.д. 44).
ДД.ММ.ГГГГ Главным управлением образования администрации г. Красноярска в адрес МДОУ «Детский сад № 99» направлено письмо, согласно которому в 2010 году финансирование мероприятия «Устройство теневых навесов на территории муниципальных ДОУ» в рамках городской целевой программы «Устранение нарушений по предписаниям надзорных органов, совершенствование материально-технической базы и осуществление мер пожарной безопасности в муниципальных учреждениях социальной сферы г. Красноярска на 2009-2011 годы» приостановлено. При корректировке бюджета на 2011 год выделены средства на текущий ремонт образовательных учреждений по районам и на разработку проектно-сметной документации на устройство эвакуационных выходов в МОУ.
Постановлением мирового судьи судебного участка № 79 в Советском районе г. Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу об административном правонарушении в отношении МДОУ «Детский сад № 99 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей» по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ прекращено. Указанным постановлением установлено, что МДОУ № 99 находится в оперативном управлении, без разрешения собственника не вправе изменять конструкцию здания, бездействия по устранению нарушений, указанных в предписании, не имеется (л.д. 73).
В судебном заседании представитель истца пояснила, что на основании распоряжения Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю ДД.ММ.ГГГГ проведены мероприятия по надзору за соблюдением норм действующего законодательства РФ в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в МБДОУ «Детский сад № 99 с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей». Поскольку при проведении данного мероприятия выявлены нарушения п. 2.1.12, 2.10.5 СанПиН 2.4.1.1249-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» ДД.ММ.ГГГГ ответчику выдано предписание об устранении выявленных нарушений с установлением срока исполнения – до ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ в целях проверки исполнения предписания от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ответчика проведено внеплановое мероприятие, выявлено невыполнение в установленный срок выданного предписания от ДД.ММ.ГГГГ, а именно не исполнен п. 1 предписания в части оборудования теневых навесов для защиты детей от солнца и осадков для всех групповых ячеек, фактически на всех игровых площадках теневые навесы отсутствуют, в связи с чем возможно перегревание (охлаждение) детей, что может привести к увеличению заболеваемости детей, а также не выполнен пункт 4 предписания в части оборудования второй моечной ванной для мытья кухонной посуды в моечной пищеблока. В процессе рассмотрения дела ДД.ММ.ГГГГ установлено, что в МБДОУ «Детский сад № 99 с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей» на пищеблоке оборудована двухгнездная ванна для мытья кухонной посуды, предписание в части оборудования теневых навесов для защиты детей от солнца и осадков для всех групповых ячеек не исполнено. Просила признать бездействие, выраженное в неисполнении предписания должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор № от ДД.ММ.ГГГГ, по не устройству теневых навесов противоправным, обязать устранить нарушение п. 3.9 СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» - установить теневой навес для защиты детей от солнца и осадков на территории каждой групповой площадки площадью из расчета не менее 2 кв.м. на одного ребенка, оборудованный деревянными полами на расстоянии не менее 15 см. от земли или выполнить из других строительных материалов, безвредных для здоровья детей в срок два месяца после вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании представитель управления образования администрации Советского района г. Красноярска пояснила, что мероприятия по установке теневых навесов для защиты детей от солнца и осадков не должны осуществляться МБДОУ «Детский сад № 99 с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей». В целях необходимости исполнения выданного предписания от ДД.ММ.ГГГГ МБДОУ «Детский сад № 99 с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей» обратилось в управление образования администрации Советского района г. Красноярска с запросом о предоставлении денежных средств на оборудование теневыми навесами прогулочных участков для защиты детей от солнца и осадков для всех групповых ячеек. Пояснила, что управление является главным распорядителем бюджетных средств в отношении образовательных учреждений, расходные обязательства по центральным статьям находятся в ведении ГУО администрации г. Красноярска. Полагала, что управление образования администрации Советского района г. Красноярска является ненадлежащим ответчиком.
В судебном заседании представитель МБДОУ «Детский сад № 99 с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей» пояснила, что Управлением Роспотребнадзора по Красноярскому краю проведены мероприятия по надзору за соблюдением норм действующего законодательства РФ в МДОУ «Детский сад № 99 с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей». При проведении данного мероприятия выявлены нарушения СанПиН, ДД.ММ.ГГГГ выдано предписание об устранении выявленных нарушений с установлением срока исполнения – до ДД.ММ.ГГГГ. Требования в части установки теневого навеса для защиты детей от солнца и осадков на территории каждой групповой площадки не исполнены в связи отсутствием финансирования. 11.11.2010 года обратилась в управление образования администрации Советского района г. Красноярска с просьбой изыскания финансовых возможностей в части оборудования теневыми навесами прогулочных участков для защиты детей от солнца и осадков для всех групповых ячеек в связи с предписанием Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю от ДД.ММ.ГГГГ, Главным управлением образования администрации г. Красноярска сообщено, что в 2010 году финансирование мероприятия «Устройство теневых навесов на территории муниципальных ДОУ» в рамках городской целевой программы «Устранение нарушений по предписаниям надзорных органов, совершенствование материально-технической базы и осуществление мер пожарной безопасности в муниципальных учреждениях социальной сферы г. Красноярска на 2009-2011 годы» приостановлено. Полагала, что МБДОУ «Детский сад № 99 с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей» является ненадлежащим ответчиком.
Из отзыва главного управления образования администрации г. Красноярска следует, что указанный ответчик не является главным распорядителем бюджетных средств в отношении МБДОУ № 99, не наделено обязанностями по осуществлению контроля за устранением замечаний надзорных органов, относящихся к деятельности указанного учреждения. Кроме того, установка теневых навесов в МБДОУ № 99 не относится к компетенции главного управления образования администрации г. Красноярска. Полагала, что со стороны МБДОУ № 99 отсутствует бездействие в части создания безопасных условий для пребывания участников образовательного процесса, учреждением устранены нарушения санитарного законодательства, не требующие выделения значительных бюджетных средств. МБДОУ № 99 направлено обращение к главному распорядителю бюджетных средств по вопросу принятия мер по установке теневых навесов на территории учреждения. Главное управление образование администрации г. Красноярска является ненадлежащим ответчиком, просила в удовлетворении исковых требований отказать.
Из отзыва администрации г. Красноярска следует, что МБДОУ «Детский сад № 99 с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей» является бюджетным учреждением, подведомственным управлению образования администрации Советского района г. Красноярска. В соответствии со ст. 158 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель бюджетных средств осуществляет планирование соответствующих расходов, составляет обоснования бюджетных ассигнований, вносит предложения по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств. Главным распорядителем в отношении МБДОУ «Детский сад № 99 с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей» является управление образования администрации Советского района г. Красноярска. Администрация г. Красноярска, как исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления, является ненадлежащим ответчиком, в связи с чем полагал, что правовые основания для удовлетворения заявленных требований отсутствуют.
Рассматривая дело по представленным доказательствам, суд учитывает, что Управлением Роспотребнадзора по Красноярскому краю, действующим в интересах неопределенного круга лиц, заявлено требование к ответчикам о признании бездействия, выраженного в неисполнении предписания от ДД.ММ.ГГГГ в части не установки теневых навесов противоправным, устранении нарушений п. 3.9 СанПиН 2.4.1.2660-10 - установки теневого навеса для защиты детей от солнца и осадков на территории каждой групповой площадки МБДОУ «Детский сад № 99 с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей», расположенного по адресу: <адрес>, оборудованного деревянными полами на расстоянии не менее 15 см. от земли или выполнении из других строительных материалов, безвредных для здоровья детей.
Материалами дела установлено, что учредителем МБДОУ «Детский сад № 99 с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей» является муниципальное образование г. Красноярск, функции и полномочия учредителя осуществляет орган местного самоуправления – администрация г. Красноярска; здание, сарай, забор закреплены на праве оперативного управления за МБДОУ «Детский сад № 99 с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей», имущество, закрепленное за МБДОУ «Детский сад № 99 с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей» на праве оперативного управления, является муниципальной собственностью г. Красноярска.
Указанные обстоятельства подтверждены Уставом МДОУ «Детский сад № 99 с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей» (л.д. 76,77), договором с муниципальным учреждением о закреплении имущества на праве оперативного управления от ДД.ММ.ГГГГ, актом приема-передачи муниципального имущества от ДД.ММ.ГГГГ.
Администрация г. Красноярска является учредителем МБДОУ «Детский сад № 99» согласно Уставу МДОУ «Детский сад № 99 с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей».
Согласно статьям 63, 26, 45 Устава г. Красноярска муниципальная собственность города Красноярска является достоянием населения города, владение, пользование и распоряжение городской собственностью не может осуществляться в ущерб интересам нынешних и будущих поколений его жителей. В целях эффективного управления городской собственностью от имени города владение, пользование и распоряжение ею осуществляется органами городского самоуправления. Администрация города, как исполнительно-распорядительный орган городского самоуправления, входит в его состав. Администрация города в установленном настоящим Уставом и другими правовыми актами города порядке осуществляет полномочия, в том числе, по распоряжению и управлению имуществом, находящимся в городской собственности.
Действующим законодательством закреплена обязанность по осуществлению в дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм мер по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе мер по организации их питания, выполнения требований санитарного законодательства.
Суд учитывает, что в рамках проведения мероприятий по надзору за соблюдением норм действующего законодательства РФ в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, в том числе, при обследовании МБДОУ «Детский сад № 99 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей» выявлены нарушения санитарного законодательства, в связи с чем ДД.ММ.ГГГГ выдано предписание, в том числе в части оборудования теневых навесов для защиты детей от солнца и осадков для всех групповых ячеек; обеспечения качественной питьевой водой всех групповых ячеек; оборудования в буфетных всех групповых ячеек кранов гибким шлангом с душевой насадкой; обеспечения соблюдения режима мытья кухонной посуды, установлении второй моечной ванны в моечной кухонной посуды; соблюдения среднесуточных норм выдачи продуктов на одного ребенка в соответствии гигиеническим требованиям; обеспечения ведения бракеражного журнала сырной продукции; установлен срок исполнения предписания – ДД.ММ.ГГГГ.
В целях исполнения выданного предписания ДД.ММ.ГГГГ проведена внеплановая выездная проверка, в ходе которой установлено, что МБДОУ «Детский сад № 99» не выполнено предписание в части оборудования теневых навесов для защиты детей от солнца и осадков для всех групповых ячеек, фактически на всех игровых площадках теневые навесы отсутствуют, а также в части оборудования второй моечной ванной для мытья кухонной посуды в моечной пищеблока. На день рассмотрения дела предписание в части оборудования второй моечной ванной для мытья кухонной посуды в моечной пищеблока исполнено.
Принимая во внимание, что п. 3.9 СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» установлена обязанность в целях защиты детей от солнца и осадков на территории каждой групповой площадки установки теневого навеса площадью из расчета не менее 2 кв. м на одного ребенка, для групп с численностью менее 15 человек площадь теневого навеса должна быть не менее 30 кв. м., теневые навесы рекомендуется оборудовать деревянными полами на расстоянии не менее 15 см от земли или выполнить из других строительных материалов, безвредных для здоровья детей, МБДОУ «Детский сад № 99» обеспечивает воспитание, обучение и развитие, уход и оздоровление детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет, создает условия для реализации гарантированного конституционного права на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования, суд приходит к твердому убеждению, что указанные требования п. 3.9 СанПиН 2.4.1.2660-10 подлежат применению при рассмотрении настоящего дела.
Материалами дела не установлен факт передачи администрацией г. Красноярска полномочий и обязанностей собственника по выполнению требований санитарно-эпидемиологического законодательства в зданиях, на земельных участках, являющихся муниципальной собственностью каким – либо органам администрации города, или иным субъектам.
Согласно п.4 ст. 61 ГПК РФ вступивший в законную силу приговор суда по уголовному делу обязателен для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого вынесен приговор суда, по вопросам, имели ли место эти действия и совершены ли они данным лицом.
В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда РФ № 23 от 19.12.2003 года «О судебном решении» на основании части 4 статьи 1 ГПК РФ, по аналогии с частью 4 статьи 61 ГПК РФ, следует также определять значение вступившего в законную силу постановления и (или) решения судьи по делу об административном правонарушении при рассмотрении и разрешении судом дела о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого вынесено это постановление (решение).
Суд принимает во внимание, что постановление мирового судьи судебного участка № 79 в Советском районе г. Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ при рассмотрении настоящего дела имеет преюдициальное значение, МДОУ находится в оперативном управлении, без разрешения собственника не вправе осуществлять строительство, в том числе, теневых навесов, на земельном участке, находящемся в собственности муниципального образования город Красноярска.
По указанным основаниям, суд полагает надлежащим ответчиком по исковым требованиям о понуждении в течение двух месяцев с момента вступления решения в законную силу установить теневой навес на территории каждой групповой площадки Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 99 с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей», расположенного по <адрес> <адрес> в <адрес>, площадью из расчета не менее двух квадратных метров на одного ребенка, оборудованный деревянными полами на расстоянии не менее 15 сантиметров от земли, или выполнить из других строительных материалов, администрацию г. Красноярска. В удовлетворении указанных требований к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад № 99 с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей», Главному управлению образования администрации г. Красноярска, Управлению образования администрации Советского района г. Красноярска суд полагает необходимым отказать.
Довод ответчиков о том, что главным распорядителем бюджетных средств является управление образования администрации Советского района г. Красноярска, не может быть положен в основу решения об отказе в иске к администрации г. Красноярска, поскольку предметом судебного разбирательства является требование об устранении нарушений правил санитарно-эпидемиологического законодательства, а не требование о взыскании денежных средств.
Довод администрации г. Красноярска о персональной ответственности за выполнение требований санитарного законодательства руководителя муниципального учреждения, судом не принимается, поскольку администрация является собственником земельного участка, закрепленного за МБДОУ «Детский сад № 99» на праве бессрочного пользования, а также учредителем указанного учреждения.
Требование истца о признания бездействия ответчиков, выраженного в неисполнении предписания должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в части установки теневого навеса, противоправным, суд находит не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Так, материалами дела установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Управлением федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю выдано предписание должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор № исключительно МДОУ «Детский сад № 99 с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей».
Учитывая изложенное, вступившее в законную силу постановление мирового судьи судебного участка № 79 в Советском районе г. Красноярска от 30.11.2010 года, суд полагает не обоснованным требования истца в части признания бездействия МДОУ «Детский сад № 99 с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей», выраженного в неисполнении предписания должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор противоправным. Так, устанавливать теневые навесы на земельном участке, не находящемся в собственности, МБДОУ не вправе.
Поскольку в отношении других ответчиков предписание не выносилось, суд полагает возможным в удовлетворении требований Управлению Роспотребнадзора по Красноярскому краю в интересах неопределенного круга лиц к Главному управлению образования администрации г.Красноярска, Управлению образования администрации Советского района г.Красноярска о признании незаконным бездействия, выраженного в неисполнении предписания, отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194, 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад № 99 с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей», Главному управлению образования администрации г.Красноярска, Управлению образования администрации Советского района г.Красноярска, Администрации города Красноярска о признании незаконным бездействия, выраженного в неисполнении предписания, понуждении к устранению нарушений санитарно-эпидемиологических требований удовлетворить частично.
Обязать Администрацию г. Красноярска в течение двух месяцев с момента вступления решения в законную силу установить теневой навес для защиты детей от солнца и осадков на территории каждой групповой площадки Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 99 с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей», расположенного по <адрес> <адрес> в <адрес>, площадью из расчета не менее двух квадратных метров на одного ребенка, оборудованный деревянными полами на расстоянии не менее 15 сантиметров от земли, или выполнить из других строительных материалов, безвредных для здоровья детей, в удовлетворении иных требований к указанному ответчику отказать.
В удовлетворении исковых требований Управлению Роспотребнадзора по Красноярскому краю в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад № 99 с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей», Главному управлению образования администрации г.Красноярска, Управлению образования администрации Советского района г.Красноярска о признании незаконным бездействия, выраженного в неисполнении предписания, понуждении к устранению нарушений санитарно-эпидемиологических требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Советский районный суд г. Красноярска в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий Демидова В.В.