Решение по делу № 2-1832/2015 от 17.04.2015

Дело № 2-1832/15

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Ухта Республики Коми

08 мая 2015 года

Ухтинский городской суд Республики Коми в составе:

председательствующего судьи Хазиевой С.М.

с участием помощника прокурора г. Ухты Чемагиной О.Н.,

при секретаре Рузиной Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора города Ухты в интересах неопределённого круга лиц к индивидуальному предпринимателю Кучеренко В.И. о возложении обязанности по созданию условий для беспрепятственного доступа маломобильных групп населения в учреждение,

установил:

Прокурор г. Ухты обратился в Ухтинский городской суд Республики Коми в порядке ст. 45 ГПК РФ с заявлением в интересах неопределённого круга лиц к ИП Кучеренко В.И. о возложении обязанности по созданию условий для беспрепятственного доступа маломобильных групп населения в учреждение. В обоснование заявленных требований прокурор указал, что в результате проверки прокуратурой города со стороны магазина «Колос» ИП Кучеренко В.И., расположенного по адресу: ...., выявлены нарушения прав инвалидов, не способных свободно передвигаться, на беспрепятственный доступ к объекту социальной инфраструктуры – в магазин. Прокурор г. Ухта просит возложить на ИП Кучеренко В.И. обязанность по созданию условий для маломобильных групп населения для беспрепятственного доступа в магазин «Колос» в срок до <...> г. года.

В судебное заседание ответчик Кучеренко В.И. не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, не сообщил суду об уважительных причинах неявки, не просил о рассмотрении дела в свое отсутствие, отзыв на исковые требования не предоставил. На основании положений ст. 167 ГПК РФ судом определено рассмотреть дело в отсутствие ответчика.

В судебном заседании помощник прокурора г. Ухты Чемагина О.Н. на заявленных требованиях и.о. прокурора г. Ухты настаивала.

В судебном заседании представитель третьего лица УГО КРО «Всероссийское общество инвалидов» гр. Козловский А.А., действующий на основании доверенности, поддержал заявленные требования.

Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии с ч. 2 ст. 150 ГПК РФ не предоставление ответчиком возражений и доказательств, подтверждающих данные возражения не препятствуют рассмотрению дела по имеющимся в деле доказательствам.

Суд, выслушав помощника прокурора г. Ухта, представителя третьего лица, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Кучеренко В.И. с <...> г. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя и ему присвоен государственный регистрационный номер ..... Согласно свидетельству о государственной регистрации права серии .... от <...> г., Кучеренко В.И. является собственником 1/6 доли в праве на нежилое здание – магазин «Колос», расположенный по адресу: ..... Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от <...> г. .... собственником 5/6 долей в праве на нежилое здание – магазин «Колос», расположенный по адресу: ...., является К.И.. <...> г. К.И. умер, о чем <...> г. в Территориальном отделе ЗАГС г. Ухта сделана запись акта о смерти № .....

Из представленных в материалы дела фотоматериалов следует, что крыльцо при входе в здание магазина является одним из конструктивных элементов здания.

В результате проверки по обращению Ш.А., являющегося инвалидом I группы, на предмет соблюдения на территории МОГО «Ухта» прав инвалидов на обеспечение равных с другими гражданами возможностей, предусмотренных нормами международного права и Конституцией РФ, проведённой прокуратурой г. Ухты в рамках надзора за исполнением действующего законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации, выявлены нарушения прав инвалидов, не способных свободно передвигаться, на беспрепятственный доступ к объекту социальной инфраструктуры, а именно вход в здание магазина «Колос» не оборудован специальным приспособлением для обеспечения беспрепятственного доступа маломобильных групп населения – пандусом. Как следует из материалов дела и установлено в ходе судебного разбирательства, до настоящего времени выявленные нарушения не устранены.

Согласно ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

В силу ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Декларация о правах инвалидов, принятая 9 декабря 1975 г. Резолюцией 3447 (XXX) на 2433-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН, предусматривает, что инвалиды имеют право на меры, предназначенные для того, чтобы дать им возможность приобрести как можно большую самостоятельность (ст. 5).

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Статьёй 15 вышеназванного Федерального закона № 181-ФЗ предусмотрено, что Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации). Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.

Таким образом, в Федеральном законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» законодатель установил обязанности разных субъектов, в том числе органов местного самоуправления и организаций независимо от организационно-правовых форм, по осуществлению мер социальной защиты инвалидов, включая обязанность по созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.

Закрепляющее названную обязанность положение части 1 статьи 15 Федерального закона № 181-ФЗ носит общий характер, конкретизация данного положения, в частности в законодательстве о местном самоуправлении, градостроительной деятельности, техническом регулировании, определяет деятельность органов местного самоуправления и иных управомоченных субъектов в указанной сфере. Одним из средств конкретизации положения части 1 статьи 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» является нормативное закрепление требования доступности зданий и сооружений - объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения, в том числе заключающееся в оборудовании в указанных зданиях и сооружениях пандусов. Необходимость установления такого требования вытекает из Градостроительного кодекса Российской Федерации (статьи 2, 24 и 48) и Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», вступившего в силу в полном объёме с 1 июля 2010 года (статьи 3, 8, 12, 15, 30).

Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения указаны в строительных нормах и правилах СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» (далее СНиП), введённым в действие Постановлением государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 16.07.2001 года № 73. Пунктом 3.9 СНиП в части общих требований к зданиям, сооружениям и их участкам предусмотрено, что лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости другими средствами подъема. В силу п. п. 1.4, 3.13, 3.14 СНиП проектные решения объектов, доступных для маломобильных групп населения, должны обеспечивать досягаемость мест целевого посещения и беспрепятственность перемещения внутри здания и сооружения. В здании должен быть как минимум один вход, приспособленный для маломобильных групп населения с поверхности земли и из каждого доступного для маломобильных групп населения подземного или надземного перехода, соединенного с этим зданием. Наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261. При ширине лестниц на основных подходах к зданию 2,5 м и более следует дополнительно предусматривать разделительные поручни. Входная площадка при входах, доступных маломобильным группам населения, должна иметь: навес, водоотвод, а в зависимости от местных климатических условий - подогрев, что устанавливается заданием на проектирование. Поверхности покрытий входных площадок и тамбуров должны быть твердыми, не допускать скольжения при намокании и иметь поперечный уклон в пределах 1-2 %. Согласно п. п. 3.29 – 3.33 СНиП максимальная высота одного подъема (марша) пандуса не должна превышать 0,8 м при уклоне не более 8 %. При перепаде высот пола на путях движения 0,2 м и менее допускается увеличивать уклон пандуса до 10 %. В исключительных случаях допускается предусматривать винтовые пандусы. Ширина пандуса при исключительно одностороннем движении должна быть не менее 1,0 м, в остальных случаях - принимать по ширине полосы движения согласно 3.18. Площадка на горизонтальном участке пандуса при прямом пути движения или на повороте должна быть глубиной не менее 1,5 м. Несущие конструкции пандусов следует выполнять из негорючих материалов с пределом огнестойкости не менее R60, а ограждающих конструкций помещений пандусов - не менее R120. Следует предусматривать бортики высотой не менее 0,05 м по продольным краям маршей пандусов, а также вдоль кромки горизонтальных поверхностей при перепаде высот более 0,45 м для предотвращения соскальзывания трости или ноги. Вдоль обеих сторон всех лестниц и пандусов, а также у всех перепадов высот более 0,45 м необходимо устанавливать ограждения с поручнями. Поручни пандусов следует, как правило, располагать на высоте 0,7 и 0,9м, у лестниц - на высоте 0,9 м, а в дошкольных учреждениях также и на высоте 0,5 м. Поручень перил с внутренней стороны лестницы должен быть непрерывным по всей ее высоте. Завершающие части поручня должны быть длиннее марша или наклонной части пандуса на 0,3 м. На верхней или боковой, внешней по отношению к маршу, поверхности поручней перил должны предусматриваться рельефные обозначения этажей. Размеры цифр должны быть, не менее, м: ширина - 0,01, высота - 0,015, высота рельефа цифры - не менее 0,002 м. К данным строительным нормам и правилам разработан свод правил СП 35-101-2011 «Проектирование зданий и сооружений с учетом доступности для маломобильных групп населения. Общие положения», которым определено, что пандус представляет собой сооружение, имеющее наклонную по направлению движения поверхность и предназначенное для перемещения с одного уровня горизонтальной поверхности на другой.

Вышеуказанная правовая позиция изложена Конституционным судом Российской Федерации в Определении от 13 мая 2010 года № 689-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы муниципального образования - городского округа «Город Зеленогорск» Красноярского края на нарушение конституционных прав и свобод положениями статьи 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». В данном определении указано, что вытекающая из норм федерального законодательства публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается, в частности, на собственников зданий и сооружений. Применительно к зданиям и сооружениям, находящимся в муниципальной собственности, данная обязанность возлагается, если нормативно не установлено иное, на муниципальные образования в лице органов местного самоуправления.

Как следует из вышеназванных норм законодательства, создание доступной для инвалидов среды жизнедеятельности является составной частью социальной политики государства и является публичной обязанностью органов местного самоуправления и организаций, осуществляющих деятельность объектов социальной инфраструктуры. В этой связи суд находит обоснованным довод представителя заявителя о нарушении прав инвалидов, имеющих заболевания, в силу которых последние не способны свободно передвигаться.

Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несёт бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Таким образом, индивидуальный предприниматель Кучеренко В.И. является надлежащим ответчиком по настоящему делу.

Возлагая обязанность по приведению учреждения в соответствие с требованиями законодательства на ИП Кучеренко В.И., суд учитывает следующее. Вытекающая из норм федерального законодательства публичная обязанность по обеспечению доступности зданий для инвалидов возлагается, в частности, на собственников зданий и сооружений. При этом данная норма Федерального закона № 181-ФЗ не разграничивает ответственность за осуществление такой обязанности между субъектами и не ставит исполнение этой обязанности в зависимость от права собственности на помещение либо отсутствие таковой.

Учитывая вышеизложенное, а также то, что статья 15 Федерального закона от 24.11.1995г. № 181-ФЗ введена в действие 01 января 1999 года, СНиП 35-01-2001 введён в действие в 2001 году, а в здании магазина «Колос» до настоящего времени не проведены мероприятия, направленные на обеспечение беспрепятственного доступа маломобильных групп населения в данный объект, заявленные прокурора г. Ухты требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Из полученных <...> г. представителем прокуратуры г. Ухта объяснений Кучеренко В.И., следует, что нежилое помещение, используемое под магазин «Колос», оборудовано пандусом без поручней, ремонт крыльца указанного помещения, в том числе установка поручней пандуса, планируется в летний период <...> г..

С учетом изложенного, суд находит обоснованным предложенный прокурором срок исполнения заявленных требований до <...> г..

В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ суд устанавливает ответчикам срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, – до <...> г..

Государственная пошлина за подачу иска в суд, от уплаты которой истец был освобожден при подаче искового заявления, в соответствии с положениями ст. 103 ГПК РФ, подлежит взысканию с ответчика. В соответствии со ст. 333.19 НКРФ её размер составляет .... руб.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Заявленные требования прокурора города Ухта в интересах неопределённого круга лиц к индивидуальному предпринимателю Кучеренко В.И. о возложении обязанности по созданию условий для беспрепятственного доступа маломобильных групп населения в магазин «Колос» удовлетворить.

Обязать индивидуального предпринимателя Кучеренко В.И. в срок до <...> г. создать условия для маломобильных групп населения для беспрепятственного доступа в магазин «Колос», расположенный по адресу: .....

Взыскать с индивидуального предпринимателя Кучеренко В.И. в доход бюджета муниципального образования городского округа «Ухта» государственную пошлину в размере .... руб.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Ухтинский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня вынесения решения.

Судья Ухтинского городского суда – Хазиева С.М.

2-1832/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор г.Ухты
Ответчики
Кучеренко Владимир Иванович
Суд
Ухтинский городской суд Республики Коми
Дело на странице суда
ukhtasud.komi.sudrf.ru
17.04.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.04.2015Передача материалов судье
20.04.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.04.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.04.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.05.2015Судебное заседание
08.05.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.05.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.05.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее