Дело № 2-378/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 апреля 2017 года р.п. Климово
Климовский районный суд Брянской области в составе
председательствующего судьи Марковой Л.С.,
при секретаре Бондаревой Е.М.,
с участием истца Самосват С.А.,
представителя ответчика - УПФР (гу) в Климовском муниципальном районе Брянской области Мазура С.Н., действующего по доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Самосват С.А. к государственному учреждению Управлению Пенсионного Фонда РФ в Климовском муниципальном районе Брянской области о признании права на назначение пенсии по старости с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на шесть лет,
у с т а н о в и л:
Самосват С.А. обратилась в суд с иском, в котором просила признать за ней право на назначение пенсии по старости с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 6 лет, обязать ответчика назначить и выплачивать ей выплату пенсии по старости с момента обращения, то есть с 10 марта 2017 года. В обоснование иска она указала, что по достижению 49-летнего возраста она обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 6 лет. Ответчиком было вынесено решение об отказе в установлении пенсии, так как она не имеет права на назначение пенсии по старости со снижением пенсионного возраста, потому что у нее отсутствует документ, подтверждающий проживание в зоне отселения. Она с 30 января 1990 года по настоящее время постоянно проживает в ......................, территория которого отнесена к зоне проживания с правом на отселение. Таким образом, в зоне радиационного загрязнения №3 она прожила 27 лет 1 месяц и 11 дней. С 22 августа 1986 года по 11 октября 1988 года она проживала и работала с ......................, территория которого в то время была отнесена к зоне отселения. Общий стаж ее проживания в данной зоне составляет 2 года 2 месяца 4 дня. Факт ее проживания в зоне отселения подтверждается соответствующей справкой, в это время она работала швеей-мотористкой в Злынковском горпромкомбинате, что подтверждается трудовой книжкой. Поэтому отказ ответчика в назначении ей пенсии является необоснованным и незаконным.
В судебном заседании истец Самосват С.А. настаивала на удовлетворении заявленных исковых требований по доводам, изложенным выше.
Представитель ответчика УПФР (гу) в г.о. пгт Климово и Климовском муниципальном районе Мазур С.Н., действующий по доверенности, возражал в удовлетворении исковых требований Самосват С.А., так как у нее отсутствует надлежащим образом оформленный документ, подтверждающий ее проживание в зоне отселения.
Выслушав истца, представителя ответчика, изучив материалы настоящего гражданского дела и обозрев материалы пенсионного дела, представленные представителем ответчика, суд приходит к следующему.
Самосват С.А., ____/____/_____ года рождения, 10 марта 2017 года обратилась в УПФР (гу) в Климовском муниципальном районе Брянской области с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 6 лет.
15 марта 2017 года УПФР (гу) в Климовском муниципальном районе Брянской области было вынесено решение об отказе в установлении пенсии, так как Самосват С.А. не имеет права на назначение пенсии по старости со снижением пенсионного возраста на 6 лет, потому что у нее отсутствует документ, подтверждающий проживание в зоне отселения.
Согласно ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 г. №166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" пенсия гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, и членам их семей, пенсия по старости гражданам, постоянно проживающим в зоне проживания с правом на отселение, гражданам, постоянно проживающим в зоне отселения до их переселения в другие районы, а также гражданам, постоянно проживающим в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, назначается при наличии трудового стажа не менее пяти лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом "О страховых пенсиях", в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Статьи 33и 35 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" N 1244-1 от 15.05.1991 года предусматривают, что гражданам, указанным в п. 7 ч. 1 ст. 13 настоящего закона, пенсия по старости назначается с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 2 года и дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания или работы на территории зоны проживания с правом на отселение, но не более чем на 5 лет в общей сложности; гражданам, указанным в пункте 9 части первой статьи 13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона "О страховых пенсиях", на 3 года и дополнительно на полгода за каждый полный год проживания или работы в зоне отселения, но не более чем на 7 лет в общей сложности
Частью первой статьи 13 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие Чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение (пункт 7) и граждане, постоянно проживающие (работающие) в зоне отселения до их переселения в другие районы (пункт 9.
Согласно примечанию к ст.35 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» №1244-1 от 15 мая 1991 года первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32-35 настоящего Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.
Анализ вышеприведенных правовых норм позволяет сделать вывод о том, что назначение пенсии по старости лицам, проживающим (работавшим) в зонах радиоактивного загрязнения, производится с уменьшением возраста выхода на пенсию на первоначальную и дополнительную величины. При этом первоначальная величина снижения пенсионного возраста обусловлена фактом проживания (работы) гражданина на соответствующей территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года, независимо от времени пребывания на указанной территории, тогда как дополнительная величина - определяется с учетом периода проживания (работы) гражданина на территории каждой из зон радиоактивного загрязнения независимо от того, на какой территории он проживает на момент обращения за пенсией.
При решении вопроса о назначении пенсии по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию гражданам, переселившимся из зоны отселения в зону с меньшей плотностью радиационного загрязнения - зону проживания с правом на отселение, факт проживания (работы) в зоне отселения не может игнорироваться: эти граждане имеют право на назначение пенсии с уменьшением возраста на 3 года, если они проживали (работали) на такой территории в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года, и дополнительно на полгода за каждый полный год проживания или работы в зоне отселения, но не более чем на 7 лет в общей сложности.
Также при решении вопроса о назначении пенсии по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию должен учитываться срок проживания в зоне проживания с правом на отселение, после переселения в данную зону граждан из зоны отселения после 30 июня 1986 года, из расчета 1 год за каждые 3 года проживания или работы на территории зоны проживания с правом на отселение.
Из справки МБУ «Злынковский районный многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» №5/996 от 21 июня 2016 года следует, что Самосват С.А. с 22 августа 1986 года по 11 октября 1988 года проживала постоянно в ......................, на территории зоны отселения.
В соответствии со справкой председателя уличного комитета от 25 января 2017 года Самосват С.А. проживала постоянно в ......................, на территории зоны радиационного загрязнения, отнесенной к зоне отселения, с 22 августа 1986 года по 11 октября 1988 года. В связи с пожаром в ......................указанных улицы и населенного пункта вышеуказанные данные подтверждены председателем уличкома.
Согласно справки Злынковской городской администрации №382 от 04 февраля 2002 года Самосват С.А. была зарегистрирована по месту жительства в ...................... с 22 августа 1986 года по 11 октября 1988 года.
В период с 01 сентября 1986 года по 19 февраля 1988 года Самосват С.А. работала швеей-мотористкой в Злынковском Горпромкомбинате в ......................, отнесенном к зоне отселения., что подтверждается трудовой книжкой № _______ от 06 сентября 1986 года.
Проверяя доводы истца и материалы настоящего гражданского дела, суд установил, что Самосват С.А., действительно, в период с 22 августа 1986 года по 11 октября 1988 года постоянно проживала и была зарегистрирована в ......................, территория которого в то время была отнесена к зоне №2 РЗ (зона отселения).
При вынесении решения по данному делу суд исходит из позиции Конституционного Суда РФ, отраженной в Определении от 11 июля 2006 года N 403-О, согласно которой право на досрочное назначение пенсии гражданам должно быть обеспечено с учетом периода проживания на территории каждой из зон радиоактивного загрязнения независимо от того, на какой территории они проживают на момент обращения за пенсией. Иное противоречило бы смыслу и назначению правовых норм, устанавливающих льготное пенсионное обеспечение для лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, означало бы неправомерное ограничение закрепленного в статье 42 Конституции Российской Федерации права на возмещение ущерба, причиненного здоровью, и тем самым нарушение статьи 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации, приводило бы к нарушению принципа равенства и правовой справедливости, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, в том числе право на социальное обеспечение, и которые предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в этой сфере.
В связи с вышесказанным, в силу положений п. 7, 9 ст. 13, ст. ст. 33, 35 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» № 1244-1 от 15.05.1991 г. суд приходит к обоснованному выводу, что Самосват С.А. имеет право на льготу по снижению пенсионного возраста с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на полгода за каждый полный год проживания в зоне отселения, и дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания (работы) в зоне с правом на отселение, но не более, чем на 7 лет в общей сложности.
Учитывая положения ст. ст. 33, 34, 35 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» № 1244-1 от 15.05.1991 г., суд считает, что Самосват С.А. имеет право на снижение пенсионного возраста на шесть лет.
Согласно ст.22 Федерального закона №400-ФЗ от 28 декабря 2013 года «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что Самосват С.А. согласно паспортным данным, родилась ____/____/_____ и достигла 49-летнего возраста, она имеет право на назначение пенсии с момента обращения к ответчику, то есть с 10 марта 2017 года.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление Самосват С.А. к государственному учреждению Управлению Пенсионного Фонда РФ в Климовском муниципальном районе Брянской области о признании права на назначение пенсии по старости с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на шесть лет - удовлетворить.
Признать за Самосват С.А. право на досрочное назначение пенсии по старости со снижением пенсионного возраста на 6 лет.
Обязать Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Климовском муниципальном районе Брянской области назначить и выплачивать Самосват С.А. пенсию по старости с 10 марта 2017 года.
Решение суда может быть обжаловано в Брянский областной суд в течение месяца с момента изготовления путем подачи апелляционной жалобы через Климовский районный суд.
Судья Маркова Л.С.