К делу № 2-1629/2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
« 17 » июня 2011 года г. Майкоп
Майкопский городской суд Республики Адыгея в составе:
председательствующего - судьи Булжатова А.Х.,
при секретаре Карагезьян Е.А.,
с участием представителя истца по доверенности Хачмамук Л.В.,
представителя Министерства образования и науки РА Самоквитовой Л.В.,
представителя Администрации МО «Город Майкоп» Зехова А.Н.,
рассмотрев в судебном открытом заседании дело по иску Ященко Н.Б. к Министерству образования и науки Республики Адыгея и Администрации МО «Город Майкоп» о признании незаконным в части постановления органа местного самоуправления, признании нуждающейся в улучшении жилищных условий и взыскании субсидии на приобретение жилья,
У С Т А Н О В И Л :
Истец Ященко Н.Б. обратилась в суд с иском к Министерству образования и науки Республики Адыгея и Администрации МО «Город Майкоп» о признании незаконным в части постановления органа местного самоуправления, признании нуждающейся в улучшении жилищных условий и взыскании субсидии на приобретение жилья. В обоснование иска указала, что она родилась ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ умерла её мать ФИО2 Её отец ФИО1 устранился от воспитания и содержания дочери, о чём написал заявление в орган опеки и попечительства. Постановлением Главы МО «Город Майкоп» от 29.01.2004 г. № 40 она была определена в ГОУ «Адыгейская республиканская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», где находилась на полном государственном обеспечении с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Пунктом 2 данного постановления за ней была закреплена квартира <адрес> <адрес>. Постановлением главы МО «Город Майкоп» от ДД.ММ.ГГГГ № её старшая сестра ФИО5 была назначена её попечителем. ДД.ММ.ГГГГ умер её отец. Своего жилья не имеет, поэтому обратилась в Администрацию МО «Город Майкоп» для включения её составом семьи 3 человека (она и 2 дочери Тамила, 2006 года рождения, и Мадина, 2009 года рождения) в список детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для улучшения жилищных условий. Ей была выдана справка о том, что она не является ребёнком из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, т.к. её отец не был лишен родительских прав и был жив до её совершеннолетия, а также за ней закреплено жилое помещение, и она не имеет права на улучшение жилищных условий. Квартира № по <адрес> <адрес> в <адрес> является муниципальной собственностью. Пункт 2 постановления главы МО «Город Майкоп» № от ДД.ММ.ГГГГ о закреплении за ней указанной квартиры не соответствует закону, т.к. в данной квартире на момент издания постановления проживали её сестра ФИО6, опекун ФИО5, дочери опекуна ФИО7 и ФИО8 Общая площадь квартиры составляет 43,6 кв. м, а жилая – 26,3 кв.м. На одного человека приходилось по 8,72 кв. м, что менее учётной нормы. Если бы она проживала в данной квартире, то на одного человека площадь составляла бы вообще 6,22 кв.м. Закрепляя за ней спорную квартиру менее учётной нормы, Администрация МО «Город Майкоп» нарушила её право на жилище, и в последующем право на получение жилья, оставшегося без попечения родителей. В силу того, что органы опеки в свое время должным образом не оформили отказ отца от родительских прав, формально она не стала числиться ребёнком, оставшимся без попечения родителей. На момент обращения в Администрацию ей было менее 23 лет. Просила признать незаконным пункт 2 постановления Главы МО «Город Майкоп» от 29.01.2004 г. № 40 «Об определении несовершеннолетних Ященко Н.Б., ФИО6 в детское государственное учреждение и закрепление жилья за указанными несовершеннолетними», признать её составом семьи 3 человека нуждающейся в улучшении жилищных условий как ребёнка из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и взыскать с Администрации МО «Город Майкоп» и субсидиарно с Министерства образования и науки РА в её пользу за счет субвенций социальную выплату в размере 1123200 руб. ((18 кв. м х 3 чел.) х 20800 руб.) на приобретение жилья.
Истец Ященко Н.Б. в судебное заседание не явилась, однако её представитель по доверенности Хачмамук Л.В. поддержала заявленные истцом требования.
Представители ответчиков, Администрации МО «Город Майкоп» и Министерства образования и науки РА, соответственно Зехов А.Н. и Самоквитова Л.В. иск не признали. В обоснование своих возражений пояснили, что истец не относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также имеет закреплённое за ней жилое помещение, в связи с чем, не может быть поставлена на жилищный учёт для улучшения жилищных условий. Просили в иске отказать.
Выслушав доводы участников процесса, исследовав материалы дела, дав им надлежащую оценку, суд приходит к выводу, что заявленные Ященко Н.Б. исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно свидетельству о рождении № от ДД.ММ.ГГГГ истец Ященко Н.Б. родилась ДД.ММ.ГГГГ, её родители – ФИО1 и ФИО2.
Как видно из повторного свидетельства о смерти серии I-АЗ № от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2, мать истца, умерла ДД.ММ.ГГГГ, то есть до достижения истцом 18-летнего возраста.
Как указала истец в исковом заявлении, её отец ФИО1 умер ДД.ММ.ГГГГ, то есть после достижения истцом 18-летнего возраста. При этом до смерти отец истца родительских прав лишён не был.
В соответствии со ст.1 ФЗ от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», под детьми-сиротами понимаются лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.
Поскольку у истца до достижения 18-летнего возраста умер один из двух родителей, то она не относится к категории детей-сирот.
Постановлением Главы администрации МО «Город Майкоп» № 40 от 29.01.2004 г. истец Ященко Н.Б. и её младшая сестра ФИО6 были определены в детское государственное учреждение (ГОУ «Адыгейская республиканская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»), за ними было закреплено жилое помещение по адресу: <адрес> <адрес>, относящееся к муниципальному жилищному фонду, в котором они проживали на момент их определения в детское учреждение. Основанием к вынесению данного постановления послужило заявление ФИО1 об определении его дочерей временно, сроком на 1 год, в детское государственное учреждение, т.к. он оказался в тяжелой жизненной ситуации, ввиду чего не может обеспечить надлежащее воспитание детям.
Из справки ГОУ «Адыгейская республиканская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» № 335/3 от 13.01.2011 г. видно, что Ященко Н.Б. действительно находилась на содержании в данном учреждении с 30.01.2004 г. по 31.08.2004 г. и находилась на полном государственном обеспечении, после чего вернулась в вышеназванную квартиру и стала проживать со своей старшей совершеннолетней сестрой ФИО5
Постановлением Главы администрации МО «Город Майкоп» № 421 от 02.09.2004 г. сестра истца ФИО5 была назначена попечителем над несовершеннолетними истцом и её сестрой ФИО6, т.к. они остались без попечения родителей: мать умерла, отец устранился от их воспитания и содержания.
В соответствии со ст.1 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» под детьми, оставшимися без попечения родителей понимаются лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.
Поскольку мать истца умерла, а отец истца стал уклоняться от её воспитания до достижения истцом возраста 18 лет, в связи с чем, над истцом был установлен институт попечительства, то истца Ященко Н.Б. следует отнести к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
Как было указано выше, пунктом 2 постановления Главы администрации МО «Город Майкоп» № 40 от 29.01.2004 г. на время пребывания истца Ященко Н.Б. и её младшей сестры ФИО6 в детском государственном учреждении за ними было закреплено жилое помещение по адресу: <адрес> <адрес>, относящееся к муниципальному жилищному фонду.
Истец оспаривает вышеназванный пункт решения органа местного самоуправления, полагая его незаконным, с чем согласиться нельзя.
В соответствии с действовавшей на момент издания спорного постановления статьёй 60 Жилищного кодекса РСФСР, при выезде из жилых помещений в домах государственного или муниципального жилищного фонда детей в связи с утратой попечения родителей за ними сохраняется право на указанные жилые помещения в течение всего времени их пребывания в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях здравоохранения, стационарных учреждениях социального обслуживания и других учреждениях независимо от форм собственности для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемных семьях, детских домах семейного типа либо в течение всего времени пребывания у родственников или опекунов (попечителей), если в жилых помещениях, из которых выбыли дети, остались проживать другие члены семьи.
Пунктом 1 статьи 148 Семейного кодекса РФ также предусмотрено право детей, находящихся под опекой и попечительством, на сохранение за ними права собственности или права пользования жилым помещением.
Таким образом, принятие органом местного самоуправления решения о закреплении за истцом жилого помещения по адресу: <адрес> <адрес>, на время её пребывания в детском государственном учреждении соответствует требованиям закона и было направлено на защиту прав и законных интересов несовершеннолетней Ященко Н.Б.
Являясь членом семьи нанимателя жилого помещения, относящегося к муниципальному жилищному фонду, и проживая в нём, истец Ященко Н.Б. снялась с регистрационного учёта 09.11.2010 г., что подтверждается выпиской из лицевого счёта квартиросъёмщика от 21.04.2011 г., то есть фактически отказалась от своего права участвовать в приватизации жилого помещения, то есть намеренно ухудшила свои жилищные условия.
Кроме того, истцом пропущён установленный законом срок для обращения в суд по оспариванию решения органа местного самоуправления.
Согласно ч.1 ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В соответствии со ст.256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трёх месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.
Как видно из представленной истцом справки председателя жилищной комиссии Администрации МО «Город Майкоп» № 206 от 01.02.2011 г., копия оспариваемого истцом постановления была вручена истцу вместе со справкой, а с настоящим иском Ященко Н.Б. обратилась только 26.05.2011 г., то есть по истечении срока обращения в суд, предусмотренного ст.256 ГПК РФ.
При этом доказательств уважительности причины пропуска срока для оспаривания пункта 2 постановления главы Администрации МО «Город Майкоп» от 29.01.2004 г. № 40 истец не представила, в связи с чем, иск в указанной части не подлежит удовлетворению не только в связи с его необоснованностью, но и за пропуском срока.
В соответствии с п.1 ст.8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и ч.2 ст.57 Жилищного кодекса РФ, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закреплённого жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Поскольку истец, хоть и относилась к категории детей, оставшихся без попечения родителей, однако имела закреплённое за ней жилое помещение, а затем намеренно ухудшила свои жилищные условия, отказавшись от участия в приватизации муниципальной квартиры путём снятия с регистрационного учёта, то основания для признания её составом семьи 3 человека нуждающейся в улучшении жилищных условий как ребёнка из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также для взыскания с ответчиков за счёт субвенций социальной выплаты в размере 1123200 руб. на приобретение жилья отсутствуют, в связи с чем, иск Ященко Н.Б. к вышеназванным ответчикам не подлежит удовлетворению ввиду его необоснованности.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
1.В иске Ященко Н.Б. к Администрации МО «Город Майкоп» о признании незаконным пункта 2 постановления Главы МО «Город Майкоп» от 29.01.2004 г. № 40 «Об определении несовершеннолетних Ященко Н.Б., Ященко И.Б. в детское государственное учреждение и закрепление жилья за указанными несовершеннолетними» отказать за необоснованностью и пропуском срока обращения в суд.
2.В иске Ященко Н.Б. к Министерству образования и науки Республики Адыгея и Администрации МО «Город Майкоп» о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий и взыскании субсидии на приобретение жилья отказать за необоснованностью.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня принятия в Верховный Суд Республики Адыгея через Майкопский городской суд.
Председательствующий А.Х. Булжатов