РЕШЕНИЕ
(резолютивная часть)
Именем Российской Федерации
25 февраля 2019 г. г. Самара
Ленинский районный суд г. Самары в составе председательствующего судьи Болочагина В.Ю., при секретаре Хоменко Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-408/19 по иску Ф. к ПАО «Банк ВТБ» об обязании совершить действия,
Руководствуясь ст.ст.194, 196-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования удовлетворить.
Обязать Публичное акционерное общество с ограниченной ответственностью «Банк ВТБ» направить заявку на перечисление социальной выплаты в размере 260 316 рублей в счёт погашения задолженности Ф. и Ф. по кредитному договору от 16.04.2010 г. №2824-ИЛ.
Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья В.Ю. Болочагин
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 февраля 2019 г. г. Самара
Ленинский районный суд г. Самары в составе председательствующего судьи Болочагина В.Ю., при секретаре Хоменко Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-408/19 по иску Ф. к ПАО «Банк ВТБ» об обязании совершить действия,
установил:
Ф. обратился в Ленинский районный суд г. Самары с иском к ПАО «Банк ВТБ» об обязании совершить действия. В обоснование иска указывает, что с 10.06.2008 г. он и его семья были признаны участниками краевой целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае». 4.06.2018 г. ему было выдано свидетельство №0493 серии Д о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья в размере 260 316 рублей. Социальная выплата может быть использована для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным или жилищным займам на приобретение жилого помещения или строительство жилого дома. 16.04.2010 г. им были заключены кредитный договор №2824-ИЛ для приобретения квартиры по адресу: <адрес>, площадью 43,2 м2, договор купли-продажи квартиры. Его семья состояла из 3 человек, площадь жилого помещения на каждого члена семьи составляла 14,4 м2, что соответствовало требованиям правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ», утверждённым постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 г. №1050. В настоящее время в семье 4 человека, младший сын родился 15.08.2011 г. 9.11.2018 г. банком было принято решение об отказе от использования социальной выплаты за счет средств бюджета Пермского края в рамках государственной программы «Социальная поддержка жителей Пермского края», поскольку площадь жилого помещения на каждого члена нашей семьи составляет по 10,8 м2, что меньше учетной нормы площади жилого помещения в Перми. Просит обязать направить заявку на перечисление 260 316 рублей в счёт погашения задолженности по кредитному договору.
В судебное заседание истец не явился, о времени и месте разбирательства дела извещен, просил о рассмотрении дела без своего участия.
Ответчик в судебное заседание представителя не направил, о времени и месте разбирательства дела извещён, представил письменный отзыв (л.д. 34-36), в котором иск не признал.
Третье лицо Министерство социального развития Пермского края представителя в судебное заседание не направило, о времени и месте разбирательства дела извещено, представило письменный отзыв (л.д. 107-111), в котором полагало иск не подлежащим удовлетворению.
Третье лицо Управление жилищных отношений Администрации г. Перми представителя в судебное заседание не направило, о времени и месте разбирательства дела извещено, представило письменный отзыв (л.д. 113), в котором полагало иск не подлежащим удовлетворению.
Третье лицо ЗАО «Ипотечный агент АИЖК 2012-1» представителя в судебное заседание не направило, о времени и месте разбирательства дела извещено, отзыва на иск не представило.
Изучив материалы дела, суд приходит исковые требования подлежащими удовлетворению ввиду следующего.
Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 г. №1050 утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2015-2020 годы.
В качестве одного из основных мероприятий указанная программа до 30.01.2019 г. предусматривала подпрограмму «Обеспечение жильём молодых семей».
Целью указанного мероприятия являлось предоставление государственной поддержки в решении жилищной проблемы молодым семьям, признанным в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий, в частности, путём предоставления участникам мероприятия социальных выплат на приобретение жилья эконом-класса или строительство жилого дома эконом-класса.
Согласно п.6 входящих в состав названной программы Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, участником основного мероприятия может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного ребенка и более, где один из супругов не является гражданином РФ, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином РФ, и одного ребенка и более, соответствующие следующим требованиям:
а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта РФ решения о включении молодой семьи - участницы основного мероприятия в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;
б) молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении. При этом под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учёт в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1.03.2005 г., а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1.03.2005 г. по тем же основаниям, которые установлены ст.51 ЖК РФ для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях;
в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчётной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
Согласно п.2 тех же Правил социальные выплаты используются:
а) для оплаты цены договора купли-продажи жилого помещения (за исключением случаев, когда оплата цены договора купли-продажи предусматривается в составе цены договора с уполномоченной организацией на приобретение жилого помещения экономкласса на первичном рынке жилья);
б) для оплаты цены договора строительного подряда на строительство жилого дома;
в) для осуществления последнего платежа в счет уплаты паевого взноса в полном размере, после уплаты которого жилое помещение переходит в собственность молодой семьи (в случае если молодая семья или один из супругов в молодой семье является членом жилищного, жилищно-строительного, жилищного накопительного кооператива;
г) для уплаты первоначального взноса при получении жилищного кредита, в том числе ипотечного, или жилищного займа на приобретение жилого помещения или строительство жилого дома;
д) для оплаты цены договора с уполномоченной организацией на приобретение в интересах молодой семьи жилого помещения экономкласса на первичном рынке жилья, в том числе на оплату цены договора купли-продажи жилого помещения (в случаях, когда это предусмотрено договором с уполномоченной организацией) и (или) оплату услуг указанной организации;
е) для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным, или жилищным займам на приобретение жилого помещения или строительство жилого дома, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам;
ж) для уплаты цены договора участия в долевом строительстве, который предусматривает в качестве объекта долевого строительства жилое помещение, путем внесения соответствующих средств на счет эскроу.
Постановлением Правительства Пермского края от 3.10.2013 г. №1322-п утверждена региональная государственная программа «Семья и дети Пермского края», содержащая подпрограмму «Государственная социальная поддержка семей и детей».
Постановлением Правительства Пермского края от 1.04.2014 г. №215-п утверждён Порядок реализации мероприятий названной подпрограммы, в соответствии с которым реализация мероприятий подпрограммы осуществляется по двум направлениям:
- предоставление участникам подпрограммы социальных выплат на условиях софинансирования мероприятий подпрограммы в рамках участия Пермского края в реализации основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы РФ, предусматривающее привлечение средств федерального бюджета, средств бюджета Пермского края и средств местных бюджетов;
- предоставление участникам подпрограммы социальных выплат за счет средств бюджета Пермского края в размере 10% расчётной (средней) стоимости жилья (п.2.2 Порядка).
Социальные выплаты предоставляются на приобретение у физических и (или) юридических лиц жилья как на первичном, так и на вторичном рынке жилья или на создание объекта индивидуального жилищного строительства, отвечающих требованиям (п.2.8, 2.9, 3.5 Порядка).
Приобретаемое жилое помещение (строящийся индивидуальный жилой дом) должно находиться на территории Пермского края.
Общая площадь приобретаемого жилого помещения (строящегося индивидуального жилого дома) в расчёте на каждого члена молодой семьи, учтённого при расчёте размера социальной выплаты, не может быть меньше учётной нормы общей площади жилого помещения, установленной органами местного самоуправления в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в месте приобретения (строительства) жилья.
Участники подпрограммы могут привлекать в целях приобретения жилого помещения (строительства индивидуального жилого дома) собственные средства, средства материнского (семейного) капитала, а также средства кредитов или займов, предоставляемых любыми организациями и (или) физическими лицами, в том числе средства ипотечных жилищных кредитов.
Право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты имеют семьи, которые ранее не воспользовались правом на предоставление государственных социальных выплат, компенсаций, субсидий и прочих выплат, связанных с приобретением (строительством) жилья и обслуживанием кредита (займа) за счет средств бюджетов бюджетной системы РФ.
Размер общей площади жилого помещения, с учетом которой определяется размер социальной выплаты, составляет:
для семьи, состоящей из 2 человек (молодые супруги или один молодой родитель и ребенок) – 42 м2;
для семьи, состоящей из 3 и более человек, включающей помимо молодых супругов одного и более детей (либо семьи, состоящей из одного молодого родителя и двух и более детей) – по 18 м2 на одного человека.
Решением Пермской городской думы от 30.05.2006 г. №103 учётная норма площади жилого помещения в Перми установлена в размере 12 м2 на одного члена семьи.
Ранее в Пермском крае действовала аналогичная по своему содержанию долгосрочная целевая программа «Обеспечение жильём молодых семей в Пермском крае на 2011-2015 годы», утверждённая постановлением Правительства Пермского края от 30.12.2010 г. №1119-п, а до неё – аналогичная краевая целевая программа «Обеспечение жильём молодых семей в Пермском крае на 2007-2010 годы», утверждённая Законом Пермского края «О краевой целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2007-2010 годы»».
Истец со своей женой Ф. и дочерью Ф.., родившейся 4.09.2002 г., 10.06.2008 г. был признан участником краевой целевой программы «Обеспечение жильём молодых семей в Пермском крае на 2007-2010 годы».
В соответствии с п.1.4 упомянутого выше Порядка участники краевой целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2007-2010 годы» сохранили право на получение социальной выплаты за счёт бюджета Пермского края уже в рамках реализации подпрограммы «Государственная социальная поддержка семей и детей».
20.04.2010 г. истец и его жена, Ф.., как покупатели, и Ч.,Х.,С,., как продавцы, заключили договор купли-продажи квартиры от 16.04.2010 г. с дополнительным соглашением от 19.04.2010 г. (л.д. 21-27), по которому истец с женой приобрели в совместную собственность квартиру по адресу: <адрес>, площадью 43,2 м2, за 1 800 000 рублей.
Для оплаты покупной цены истец и Ф.. заключили ДД.ММ.ГГГГ с ОАО КБ «Камабанк» кредитный договор №-ИЛ (л.д. 10-20), по которому им был предоставлен кредит в размере 1 100 000 рублей на 20 лет.
Права залогодержателя по кредитному договору, обеспеченному ипотекой квартиры, удостоверены закладной, законным владельцем которой в настоящее время является ЗАО «Ипотечный агент АИЖК 2012-1».
4.07.2018 г. Министерство социального развития Пермского края приняло решение о предоставлении истцу социальной выплаты в размере 260 316 рублей на приобретение (строительство) жилья в рамках указанной выше подпрограммы (л.д. 7).
6.06.2016 г. Министерство социального развития Пермского края и ответчик заключили соглашение №589 (л.д. 44-47), в соответствии с которым ответчик принял на себя обязанности осуществлять первичный контроль сделок участников программы по приобретению (строительству) жилья на соответствие условиям программы на основе предоставленных документов, осуществлять расчётные операции по приобретению (строительству) жилья участниками программы и кредитованию последних на эти цели.
После принятия органом исполнительной власти региона решения о предоставлении истцу социальной выплаты истец обратился к ответчику с заявлением о направлении выплаты на исполнение обязательств по кредитному договору от 16.04.2010 г. №2824-ИЛ, однако письмом от 9.11.2018 г. (л.д. 80) ответчик ему в этом отказал, сославшись на то, что площадь квартиры по адресу: <адрес>, на одного члена семьи истца меньше учётной нормы общей площади жилого помещения по Перми, т.е. использование социальной выплаты на приобретение этой квартиры не соответствует условиям её использования, определённым указанной выше подпрограммой.
Решение ответчика не соответствует смыслу жилищного законодательства, условиям указанной подпрограммы и условиям соглашения от 6.06.2016 г. №589.
На момент заключения договора купли-продажи квартиры от 16.04.2010 г. семья истца состояла из 3 человек. Обеспеченность семьи истца жильём после покупки этой квартиры составила 14,4 м2 на человека, что превышало учётную норму.
15.08.2011 г., т.е. уже после приобретения указанной выше квартиры, у истца родился сын Ф, (л.д. 29). Его рождение привело к уменьшению обеспеченности семьи истца жильём до уровня ниже учётной нормы.
Однако рождение второго ребёнка не может быть поставлено в вину истцу и повлечь какие-либо негативные последствия для него как для участника региональных программ обеспечения жильём молодых семей. Оно не может рассматриваться как намеренное ухудшение жилищных условий или расцениваться как иное проявление недобросовестности. Очевидно, что на момент приобретения квартиры площадью 43,2 м2 сын ответчика не был даже зачат. Истец в это время уже являлся участником специализированной программы, имел право на социальную выплату и мог использовать её на исполнение обязательств по кредитному договору от 16.04.2010 г. №2824-ИЛ. То, что до рождения сына истец социальную выплату не получил, является обстоятельством, за которое отвечают региональные органы исполнительной власти. Рождение второго ребёнка до того, как орган государственной власти субъекта РФ принял решение о предоставлении социальной выплаты, не может лишать истца имевшегося у него права на её использование для погашения ранее полученного кредита.
В связи с этим то, что после использования социальной выплаты семья истца останется нуждающейся в улучшении жилищных условий, в данном случае не свидетельствует о нецелевом использовании выплаты. Очевидно, что истец не имеет финансовой возможности приобретения или строительства жилья с площадью, превышающей 48 м2 (исходя из учётной нормы на 4 членов семьи), не исполнив кредитные обязательства, возникшие при покупке прежней квартиры.
Ссылка Министерства социального развития Пермского края на то, что истец исключён с 19.12.2018 г. из числа участников целевой программы по причине неиспользования социальной выплаты в установленный срок, не свидетельствует о наличии оснований для отказа в удовлетворении иска. Неиспользование социальной выплаты в установленный срок произошло по вине ответчика, необоснованно отказавшего в перечислении суммы выплаты кредитору истца. Истец обратился с рассматриваемым иском 29.11.2018 г., т.е. ранее его исключения из числа участников программы.
Исходя из изложенного, руководствуясь ст.ст.194, 196-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования удовлетворить.
Обязать Публичное акционерное общество с ограниченной ответственностью «Банк ВТБ» направить заявку на перечисление социальной выплаты в размере 260 316 рублей в счёт погашения задолженности Ф. и Ф. по кредитному договору от ДД.ММ.ГГГГ №-ИЛ.
Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 4.03.2019 г.
Судья (подпись) В.Ю. Болочагин
Копия верна
Судья
Секретарь