Решение по делу № 33-2271/2018 от 20.09.2018

Судья Петрик С.Н. К делу № 33-2271/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Майкоп 12 октября 2018 года                              

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Адыгея в составе:

председательствующего Боджокова Н.К.

судей: Мерзакановой Р.А. и Тачахова Р.З.

при секретаре судебного заседания Охтовой З.А.

с участием представителя истца - Главного управления Министерства Российской Федерации по дедам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Адыгея – Авиловой Д.И.

представителей ответчика - Майкопского городского отдела судебных приставов УФССП России по Республике Адыгея – Тхаркахо А.В. и Шемаджукова А.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя ответчика Майкопского городского отдела судебных приставов УФССП России по Республике Адыгея Пхешховой М.Б. на решение Майкопского городского суда Республики Адыгея от 09.08.2018 года, которым постановлено:

- иск Главного управления Министерства Российской Федерации по дедам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Адыгея к Майкопскому городскому отделу УФССП России по Республике Адыгея и УФССП РФ по Республике Адыгея об освобождении от уплаты исполнительского сбора, удовлетворить;

- освободить Главное управление Министерства Российской Федерации по дедам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Адыгея от взыскания исполнительского сбора в размере 50.000 рублей по Постановлению судебного пристава-исполнителя Майкопского городского отдела судебных приставов УФССП по Республике Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании исполнительского собора.

Заслушав доклад судьи Тачахова Р.З., доводы представителя ответчика Пхешховой М.Б. и возражения на апелляционную жалобу представителя истца Авиловой Д.И., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Главное управление Министерства Российской Федерации по дедам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Адыгея обратилось в суд с иском к ответчикам об освобождений от уплаты исполнительского сбора. В обоснование своих требований указал, что решением Тахтамукайского районного суда Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ ГУ МЧС РФ, Кабинет Министров Республик Адыгея, администрация МО «Яблоновское городское поселение» обязаны создать на территории пгт. Яблоновской Тахтамукайского района пожарное депо, в соответствии с нормами пожарной безопасности , введенными в действие приказом ГУГПС МВД России от ДД.ММ.ГГГГ .

ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем МГО УФССП России по Республике Адыгея вынесено постановление о взыскании с Главного управления Министерства Российской Федерации по дедам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Адыгея исполнительского собора в размере 50.000 рублей в рамках исполнительного производства от ДД.ММ.ГГГГ -ИП.

Главное управление Министерства Российской Федерации по дедам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Адыгея обращалось к руководству Республики Адыгея о рассмотрении вопроса о включеии в бюджет Республики Адыгея статью расходов, предусматривающую строительство пожарной части на территории пгт. Яблоновский, в Южный региональный центр МЧС России с просьбой рассмотрения вопроса о разделении обязанностей между МЧС России, Главным управлением и Кабинетом министров Республики Адыгея по исполнению решения суда, к руководителю ФКУ «ФРЦ МЧС России» о рассмотрении вопроса о выделении денежных средств на строительство двух пожарно-спасательных депо, в МЧС России о включении в «План капитального строительства на 2018-2020 годы» устроительство пожарного депо в пгт. Яблоновском, к Первому заместителю министра МЧС России об оказании содействия в реализации указанного решения суда по созданию пожарного депо в пгт. Яблоновский. Считали, что в связи с вышеуказанным имеется непреодолимые препятствия по исполнению решения суда, находящиеся вне контроля Главного управления.

В судебном заседании представитель истца поддержал исковые требования, просил суд их удовлетворить.

Представители ответчиков, извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд первой инстанции не прибыли, о причинах неявки не сообщили.

Суд постановил обжалуемое решение.

В апелляционной жалобе представитель ответчика Пхешхова М.Б. просит отменить решение Майкопского городского суда Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ, и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении заявленных требований истца отказать.

Исследовав обстоятельства дела, судебная коллегия приходит к следующему выводу.

В соответствии со ст. 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.

В соответствии с разъяснениями, данными в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года N , исполнительский сбор является не правовосстановительной санкцией, то есть санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов, а представляет собой санкцию штрафного характера, т.е. возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.

Согласно ч. 6 ст. 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве" должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.

Частью 7 названной статьи предусмотрено право суда освободить должника от взыскания исполнительского сбора при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, решением Тахтамукайского районного суда Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ ГУ МЧС РФ, Кабинет Министров Республик Адыгея, администрация МО «Яблоновское городское поселение» обязаны создать на территории <адрес> пожарное депо, в соответствии с нормами пожарной безопасности , введенными в действие приказом ГУГПС МВД России от ДД.ММ.ГГГГ .

    

ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем Майкопского городского отдела судебных приставов УФССП по Республике Адыгея Тхаркахо А.В. на основании исполнительного листа № ФС от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Тахтамукайским районным судом Республики Адыгея по делу (11), вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, возбуждено исполнительное производство -ИП в отношении иск Главного управления Министерства Российской Федерации по дедам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Адыгея.

Данным Постановлением постановлено: взыскать с Главного управления Министерства Российской Федерации по дедам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Адыгея исполнительский сбор в размере 50 000 рублей.

Ссылаясь на наличие объективных причин, препятствующих своевременному исполнению решения суда истец указывает, что Главное управление обращалось в Южный региональный центр МЧС России о рассмотрении вопроса о разделении обязанностей между МЧС России, Главным управлением и Кабинетом Министров Республики Адыгея по исполнению решения суда следующим образом: кабинет Министров Республики Адыгея инициирует вопрос о принятии в собственность субъекта ранее выделенного земельного участка и разработки необходимой исходно-разрешительной документации; МЧС России прорабатывает вопрос о выделении субсидии правительству Республики Адыгея на строительство пожарного депо; Главное управление обеспечивает укомплектование пожарного депо личным составом и необходимой пожарно-спасательной техникой, путем перераспределения имеющейся штатной численности.

ДД.ММ.ГГГГ Глава Республики Адыгея совместно с Главным управлением обратился в МЧС России с предложением об оказании содействия в выделении финансовых средств из федерального бюджета РФ на строительство пожарно-спасательных депо, отметив, что создание указанных пожарно-спасательных депо за счет средств бюджета Республики Адыгея, предусмотренных из государственной программы Республики Адыгея «Защита населения и территорий от ЧС, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах» на 2014-2018 годы, утвержденной Постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ , не представляется возможным.

В адрес Кабинета Министров Республики Адыгея поступило письмо заместителя Министра МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ , где сообщалось, что Министерством финансов России объемы финансирование мероприятий Программы, в том числе по предоставлению субсидий субъектам Российской Федерации на 2017 год не определены. В связи с вышеизложенным, вопрос о предоставление субсидий субъектам РФ будет рассматриваться при подготовке проекта ФЗ «С федеральном бюджете на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов».

В 2017 году, также в адрес Кабинета Министров Республики Адыгея поступило письмо заместителя Министра МЧС России, в котором сообщалось, что федеральным законом «О федеральном бюджете на 2017 год к плановый период 2018 и 2019 годов» от ДД.ММ.ГГГГ № 415-ФЗ на реализации: мероприятий Федеральной целевой программы «Пожарная безопасность в РФ не период до 2017 года» выделены бюджетные ассигнования в объеме 884,9 млн рублей, что составляет менее 8 процентов от предусмотренного Федеральной целевой программы «Пожарная безопасность в РФ на период до 2017 года», г бюджетные ассигнования на предоставление субсидий субъектам РФ не предусмотрены. Также сообщалось, что указанные бюджетные ассигнования направлены на завершение реконструкции и строительства объектов, работы по которым начаты в 2016 году. Учитывая изложенное, строительство в 2017 году указанных пожарно-спасательных депо за счет средств федерального бюджета в рамках Программы не представляется возможным. В соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № РД-П4-5957 МЧС России разрабатывается новая федеральная целевая программа «Пожарная безопасность в РФ на период до 2025 года».

Обращением Главного управления от ДД.ММ.ГГГГ к руководителю ФКУ «ФРЦ МЧС России» предлагается рассмотреть вопрос о выделении денежных средств на строительство двух пожарно-спасательных депо, что позволит сократить время реагирования к месту вызова.

Главное управление направило в МЧС России письмо от ДД.ММ.ГГГГ о включении в «План капитального строительства на 2018-2020 годы» устроительство пожарного депо в <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ Главное управление обратилось к первому заместителю Министр; МЧС России об оказании содействия в реализации указанного решения суда по созданию пожарного депо в пгт. Яблоновском.

Принимая решение об удовлетворении заявленных требований об освобождении Главного управления Министерства Российской Федерации по дедам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Адыгея от уплаты исполнительского сбора, суд обоснованно руководствовался положениями ч. 7 ст. 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве", согласно которой суд вправе при отсутствии установленных Гражданским кодексом РФ оснований ответственности за нарушение обязательства освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

Как следует из материалов дела, в действиях истца отсутствует виновное неисполнение в установленный срок требований Федерального закона "Об исполнительном производстве", являющееся необходимым условием для наступления ответственности и применения санкций в виде взыскания исполнительского сбора.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что в течение установленного пятидневного срока реальное исполнение решения суда невозможно вследствие объективных обстоятельств.

Изложенные в апелляционной жалобе доводы об отсутствии оснований для освобождения должника от исполнительского сбора были предметом рассмотрения суда первой инстанции, и им в решении дана надлежащая правовая оценка, с которой судебная коллегия соглашается.

Оснований для отмены решения по доводам апелляционной жалобы, направленным на иную оценку установленных по делу обстоятельств, не имеется.

Учитывая, что при рассмотрении дела судом не было допущено нарушений норм материального и процессуального права, всем юридически значимым обстоятельствам по делу дана верная правовая оценка, оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Майкопского городского суда Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя ответчика Майкопского городского отдела судебных приставов УФССП России по Республике Адыгея Пхешховой М.Б. - без удовлетворения.

Председательствующий – Н.К. Боджоков

Судьи: Р.А. Мерзаканова, Р.З. Тачахов

Копия верна:

Судья Верховного суда

Республики Адыгея Р.З. Тачахов

33-2271/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Истец ГУМЧС России по РА
Ответчики
Ответчик УФССП по РА
Ответчик МГО УФССП по РА
Суд
Верховный Суд Республики Адыгея
Судья
Тачахов Руслан Заурбиевич
12.10.2018Судебное заседание
30.10.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
31.10.2018Передано в экспедицию
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее