Судья Петренко А.П. дело № 33 – 4428/2015
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
03 марта 2015 года г. Краснодар
Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Лободенко К.В.,
судей Перовой М.В., Сидорова В.В.,
по докладу судьи Сидорова В.В.,
при секретаре Ядришниковой А.Г.,
с участием прокурора Давыдова А.А.,
слушала в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе врио начальника Отдела МВД России по <...> < Ф.И.О. >5 на решение Приморско-Ахтарского районного суда Краснодарского края от 18 декабря 2014 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор <...> в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением о признании несоответствующей действующему законодательству организации деятельности изолятора временного содержания отдела МВД РФ по <...> и возложении обязанности по оборудованию указанного помещения в соответствии с предъявленными требованиями закона.
Обжалуемым решением Приморско-Ахтарского районного суда Краснодарского края от 18 декабря 2014 года заявление прокурора <...> удовлетворено, суд признал бездействие ОМВД России по <...>, выразившееся в нарушении требований Федерального закона РФ от 15.07.1995г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» при содержании подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений в ИВС ОМВД России по <...>, незаконным.
Обязал ОМВД России по <...> устранить в полном объеме допущенные нарушения, а именно:
- подозреваемым и обвиняемым создать бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности, обеспечить все камеры средствами радиовещания общегосударственных программ, кнопками для вызова дежурного, шкафами для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов, светильниками ночного освещения закрытого типа, бачками для питьевой воды;
- фельдшеру < Ф.И.О. >8, получить лицензию на осуществление медицинской деятельности;
- оборудовать комнату для свиданий;
- оборудовать карцер;
- в камерах обеспечить приватность санитарных узлов, заменить устаревшее оборудование (сантехнику), светильники дневного освещения;
- в коридоре помещения ИВС обеспечить эвакуационное (аварийное) освещение;
- обеспечить соблюдение проектных решений и требований нормативных документов, по наличию на путях эвакуации знаков пожарной безопасности;
- в помещениях ИВС на видных местах обеспечить таблички с указанием номера телефона вызова пожарной охраны;
- обслуживающий персонал обеспечить электрическими фонарями из расчета один на каждого сотрудника дежурной смены и средствами фильтрующего действия, для защиты органов дыхания и зрения;
- разработать инструкцию о порядке действий дежурного персонала на случай возникновения пожара иной чрезвычайной ситуации в дневное и ночное время;
- на огнетушителях обеспечить порядковые номера, на корпусах нанесенные белой краской;
- огнетушители расположить на видных местах вблизи от выходов из помещения ИВС на высоте не более 1,5 м.;
- руководителю ИВС обеспечить проведение практических тренировок по эвакуации людей, в целях подготовки персонала к действиям в условиях возникновения пожароопасных и иных чрезвычайных ситуаций (отсутствует план-график проведения противопожарных тренировок, утвержденный руководителем);
- обеспечить надлежащий свет, пригодный для чтения печатных изданий, в камере для административно задержанных лиц ОМВД РФ по <...>;
- не допускать фактов помещение более 2 лиц в камеру административно задержанных ОМВД РФ по <...>;
- устранить эксплуатацию светильников со снятыми колпаками предусмотренные конструкцией светильника;
- в камерах ИВС ОМВД России по <...> произвести ремонт.
С указанным решением суда не согласился врио начальника Отдела МВД России по <...> < Ф.И.О. >5 и подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, в удовлетворении требований прокуратуры <...> отказать.
Свои доводы жалобы мотивирует тем, что в действиях должностных лиц Отдела МВД России по <...> виновных действий и незаконного бездействия не усматривается, а выводы суда о том, что недостатки, выявленные при содержании подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений в ИВС ОМВД России по <...> создают угрозу жизни и здоровью граждан, а их последствия повлекут за собой нарушение прав и законных интересов значительного числа граждан, являются недоказанными и несостоятельными.
В возражениях на апелляционную жалобу помощник прокурора <...> < Ф.И.О. >6 полагает решение районного суда законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений прокурора на нее, заслушав прокурора < Ф.И.О. >4, полагавшего решение законным и обоснованным, представителя Отдела МВД России по <...> < Ф.И.О. >7, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда по доводам, изложенным в жалобе.
Как следует из материалов дела, прокуратурой <...> в ходе проверки соблюдения законодательства при содержании подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений в ИВС ОМВД России по <...>, проведенной в соответствии со ст. 1 от 15.07.1995г. № 103-ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», ст. 51 Федерального закона РФ от 15.07.1995г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», выявлены нарушения действующего законодательства при содержании подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений в ИВС ОМВД России по <...>.
Согласно ст. 4 Федерального закона РФ от 15.07.1995г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской
Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей.
Положениями ст. 17 Федерального закона РФ от 15.07.1995г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» предусмотрено, что подозреваемые и обвиняемые имеют право на личную безопасность в местах содержания под стражей, получать бесплатное питание, материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение.
В ходе проверки было установлено, что в ОМВД России по <...> специальный приемник для содержания лиц, арестованных в административном порядке, отсутствует.
В ИВС имеется 9 камер, в которых содержатся как следственноарестованные, так и граждане, арестованные в административном порядке.
Также было установлено, что допускаются нарушения требований ст. 23 Федерального закона РФ от 15.07.1995г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», согласо которым подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности, все камеры обеспечиваются средствами радиовещания, а по возможности телевизорами, холодильниками и вентиляционным оборудованием.
Однако, в ИВС ОМВД РФ по <...> отсутствуют радиоприемники для вещания общегосударственных программ, кнопки для вызова дежурного, шкафы для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов, светильники ночного освещения закрытого типа, бачки для питьевой воды.
В здании ИВС ОМВД в нарушение п. 4 ст. 17 Федерального закона РФ от 15.07.1995г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», отсутствует (не функционирует) комната для свиданий, вследствие чего нарушается право подозреваемого или обвиняемого на свидание с защитником, с родственниками и иными лицами, перечисленными в ст. 18 данного закона. В изоляторе также отсутствует (не функционирует) карцер, что делает невозможным применение меры взыскания в виде водворения в карцер.
В нарушение требований ст. 4 Федерального закона РФ от 15.07.1995г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», в ИВС ОМВД РФ по <...> в камерах требования приватности санитарных узлов не соблюдено, оборудование (сантехника) устаревшее, светильники дневного освещения малоэффективны, в камерах дефицит света для чтения печатных изданий.
Кроме того, не обеспечен надлежащий свет, пригодный для чтения печатных изданий, в камере для административно задержанных лиц ОМВД РФ по <...>.
Согласно данным технического паспорта на здание РОВД № 17, <...>, площадь КАЗ ОМВД России по <...> составляет 5,9 кв.м, следовательно не обеспечивает возможность помещения в камеру 3 и более лиц. Иных специальных помещений для размещения задержанных лиц не имеется, что не соответствует нормам санитарной площади и не обеспечивает раздельное размещение различных категорий граждан (мужчин, женщин, несовершеннолетних и больных лиц) в камерах (п. 1 Правил от <...> № 389).
В соответствии с п. 96 ст. 17 Федерального закона РФ «О лицензировании отдельных видов деятельности» медицинская деятельность подлежит лицензированию. При этом, каких либо исключений данный закон не предусматривает.
На основании п. 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 22.01.2007г. <...> «Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности», медицинская деятельность предусматривает выполнение работ (услуг) по оказанию медицинской помощи, в том числе, доврачебной медицинской помощи, в соответствии с Перечнем работ (услуг) при осуществлении медицинской деятельности, включающим и медицинские осмотры.
В ИВС ОМВД России по <...> в должности фельдшера состоит < Ф.И.О. >8, которой содержащимся оказывается медицинская помощь без соответствующей лицензии. Несоблюдение установленных требований влечет нарушение подозреваемых и обвиняемых, содержащихся под стражей.
Согласно ст. 37 Федерального Закона РФ от <...> № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров.
Кроме того, неукоснительному исполнению подлежат требования Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03) и Норм пожарной безопасности (НПБ 110-03), утверждённые Приказами министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003г. № 313, № 315.
Вместе с тем, проверкой установлено, что в деятельности ОМВД России по <...> допускаются нарушения положений Федерального Закона РФ от 21.12.1994г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».
Согласно представленной ОНД <...> информации от 28.11.2014г, в нарушение ст. 82, ст. 89 Федерального закона от 22.07.2008г. № 123-Ф3, п. 7.62, п. 7.65 СНиП 23-05-95 в ИВС ОМВД России по <...> также были выявлены следующие нарушения: в коридоре помещения ИВС отсутствует эвакуационное (аварийное) освещение; не обеспечивается соблюдение проектных решений и требований нормативных документов, по наличию на путях эвакуации знаков пожарной безопасности; в помещениях ИВС на видных местах отсутствуют таблички с указанием номера телефона вызова пожарной охраны; обслуживающий персонал не обеспечен электрическими фонарями из расчета один на каждого сотрудника дежурной смены; обслуживающий персонал (сотрудники дежурной смены) не обеспечены индивидуальными средствами фильтрующего действия, для защиты органов дыхания и зрения; в помещениях ИВС отсутствует инструкция о порядке действий дежурного персонала на случай возникновения пожара иной чрезвычайной ситуации в дневное и ночное время; на огнетушителях отсутствуют порядковые номера, нанесенные на корпусах белой краской; наличие и состояние огнетушителей следует вести в специальном журнале произвольной формы; огнетушители не расположены на видных местах вблизи от выходов из помещения ИВС на высоте не более 1,5 м; допускается эксплуатация светильников со снятыми колпаками предусмотренные конструкцией светильника; руководитель ИВС не обеспечивает проведение практических тренировок по эвакуации людей, в целях подготовки персонала к действиям в условиях возникновения пожароопасных и иных чрезвычайных ситуаций (отсутствует план-график проведения противопожарных тренировок, утвержденный руководителем); камеры ИВС ОМВД требуют ремонта.
Судом установлено, что нахождение подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений в ИВС ОМВД России по <...> с нарушением действующего законодательства может повлечь опасность причинения вреда жизни и здоровью подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений и нарушению их законных прав и интересов.
В связи с чем, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции об удовлетворении иска прокурора следует признать законным и обоснованным, поскольку бездействие ОМВД России по <...> влечет за собой нарушение прав лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, число которых постоянно меняется, то есть нарушает права неопределенного круга лиц.
Вывод суда основан на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам статьи 67 ГПК РФ, и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Доводы жалобы о том, что в действиях должностных лиц Отдела МВД России по <...> виновных действий и незаконного бездействия не усматривается, не нашли своего подтверждения при рассмотрении дела в суде вышестоящей инстанции, в связи с чем не могут быть признаны обоснованными и служить основанием для отмены решения суда
Юридически значимые обстоятельства судом определены правильно. Нарушений материального либо процессуального права, влекущих отмену определения судом не допущено.
При таких обстоятельствах, суд вышестоящей инстанции приходит к выводу о законности и обоснованности принятого судом первой инстанции решения и не находит оснований для его отмены или изменения, поскольку суд первой инстанции действовал в соответствии с нормами материального и процессуального права.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Приморско-Ахтарского районного суда Краснодарского края от 18 декабря 2014 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу врио начальника Отдела МВД России по <...> < Ф.И.О. >5 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи