Дело № 2-228/2016г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Одесский районный суд Омской области в составе:
председательствующего судьи Толмачева Е.В.,
при секретаре судебного заседания Дмитриевой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Одесское, Омской области 27 апреля 2016 года гражданское дело по исковому заявлению прокурора Одесского района Омской области в интересах неопределённого круга лиц, в том числе несовершеннолетних к администрации Одесского муниципального района Омской области, МУП «Социально-тепловой сервис Одесского района» Одесского муниципального района Омской области о признании незаконным бездействия по необеспечению котельных резервными источниками электроснабжения и обязании обеспечить котельные резервными источниками электроснабжения,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Одесского района Омской области обратился в суд с указанным иском, в исковом заявлении указал, что прокуратурой района проведена проверка исполнения требований законодательства о теплоснабжении в деятельности администрации Одесского муниципального района Омской области и муниципальным унитарным предприятием «Социально-тепловой сервис Одесского района» Одесского муниципального района Омской области. В ходе проверки установлено, что администрация Одесской муниципального района Омской области на основании распоряжения № 217 от 16.07.2015 закрепила за муниципальным унитарным предприятием «Социально-тепловой сервис Одесского района» Одесского муниципального района Омской области на праве хозяйственного ведения с постановкой на баланс муниципальное имущество, а именно котельные. Среди указанных объектов указаны котельные в с. Благодаровка (отапливают школу, дом культуры и детский сад), с. Ганновка (отапливают школу и дом культуры), с. Побочино (отапливает школу), с. Славгородка (отапливает дом культуры), с. Лукьяновка (отапливается участковая больница), с. Буняковка (отапливает дом культуры). Однако на обслуживаемых котельных отсутствуют резервные источники электроснабжения (дизельные электрические станции, агрегаты бесперебойного питания, аккумуляторные батареи), что может повлечь перерывы в энергоснабжении котельных, создать угрозу для здоровья работников и обучающихся, повлечь дезорганизацию деятельности образовательного учреждения и учреждения здравоохранения. Просит признать незаконным бездействие администрации Одесского муниципального района Омской области и МУП «Соц.тепло сервис» по необеспечению котельных, №№ 4, 5, 7, 8, 17, 19, 21, 22, 23 снабжающих теплом учреждения образования и культуры резервными источниками электроснабжения. Обязать ответчиков обеспечить котельные №№ 4, 5, 7, 8, 17, 19, 21, 22, 23, снабжающие теплом учреждения образования и культуры резервными источниками электроснабжения
В судебном заседании прокурор Кузнецов Г.С. исковые требования изменил, просил суд обязать ответчиков обеспечить котельные №№ 4, 5, 7, 8, 17, 19, 21, 22, 23 снабжающие теплом учреждения образовании и культуры резервными источниками электроснабжения.
Представитель ответчика администрации Одесского муниципального района Омской области Бабина Н.А. иск признала в части, пояснила, что не согласна с тем, что ответчик бездействует, напротив ответчик принимает меры для устранения выявленных нарушений, однако в виду недостаточности бюджетных средств, нарушения в полном объеме не устранены. Просила в удовлетворении иска отказать.
Представитель ответчика МУП «Социально-тепловой сервис Одесского района» Одесского муниципального района Омской области в судебное заседание не явился о дне слушания дела извещен надлежащим образом.
Выслушав участников судебного разбирательства, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему:
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 27.07.2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также определяет полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций.
Согласно п.п. 17, 26 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» под надежностью теплоснабжения понимается характеристика состояния системы теплоснабжения, при котором обеспечиваются качество и безопасность теплоснабжения. Базовый режим работы источника тепловой энергии - режим работы источника тепловой энергии, который характеризуется стабильностью функционирования основного оборудования (котлов, турбин) и используется для обеспечения постоянного уровня потребления тепловой энергии, теплоносителя потребителями при максимальной энергетической эффективности функционирования такого источника.
На основании п. 1 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» к общим принципам организации отношений в сфере теплоснабжения относится обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов.
Согласно ст. 6 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств. Полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, на территории сельского поселения реализуются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» общими принципами организации экономических отношений и основами государственной политики в сфере электроэнергетики является обеспечение бесперебойного и надежного функционирования электроэнергетики в целях удовлетворения спроса на электрическую энергию потребителей, обеспечивающих надлежащее исполнение своих обязательств перед субъектами электроэнергетики.
На основании ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» целями государственного регулирования безопасности в сфере электроэнергетики являются обеспечение ее надежного и безопасного функционирования и предотвращение возникновения аварийных ситуаций, связанных с эксплуатацией объектов электроэнергетики и энергетических установок потребителей электрической энергии.
В соответствии с п. 1.3 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго РФ от 24.03.2003 № 115, электрооборудование тепловых энергоустановок должно соответствовать правилам устройства электроустановок и эксплуатироваться в соответствии правилами технической эксплуатации и правилами безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей.
Согласно п. 1.2.18 Правил устройства электроустановок, утвержденных: приказом Минэнерго РФ от 08.07.2002 № 204, электроприемники второй категории - электроприемники, перерыв: электроснабжения которых приводит к массовому недоотпуску продукции, массовым простоям рабочих, механизмов и промышленного транспорта, нарушению нормальной деятельности значительного количества городских и сельских жителей.
На основании п. 1.2.20 Правил устройства электроустановок, утвержденных: приказом Минэнерго РФ от 08.07.2002 № 204, электроприемники второй категории в нормальных режимах должны обеспечиваться электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания. Для электроприемников второй категории при нарушении электроснабжения от одного из источников питания допустимы перерывы электроснабжения на время, необходимое для включения резервного питания действиями дежурного персонала или выездной оперативной бригады.
Судом установлено, что администрация Одесской муниципального района Омской области на основании распоряжений № 217 от 16.07.2015 и № 283 от 22.09.2015, закрепила за муниципальным унитарным предприятием «Социально-тепловой сервис Одесского района» Одесского муниципального района Омской области на праве хозяйственного ведения с постановкой на баланс муниципальное имущество, а именно котельные (л.д. 7-12, 13).
Муниципальное унитарное предприятие «Социально-тепловой сервис Одесского района» Одесского муниципального района Омской области является юридическим лицом, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц (л.д. 5-6).
Судом установлено, что на обслуживаемых МУП «Социально-тепловой сервис Одесского района» котельных отсутствуют резервные источники электроснабжения (дизельные электрические станции, агрегаты бесперебойного питания, аккумуляторные батареи), что может повлечь перерывы в энергоснабжении котельных, создать угрозу для здоровья работников и обучающихся, повлечь дезорганизацию деятельности образовательного учреждения и учреждения здравоохранения
Данные обстоятельства подтверждаются информацией № 24 от 31.03.2016 года МУП «Социально-тепловой сервис Одесского района», согласно которой, на котельных №№ 4, 5, 7, 8, 17, 19, 21, 22, 23 отсутствуют резервные источники электроснабжения (л.д. 4).
Суд считает, что незаконным бездействием администрации Одесского муниципального района Омской области и МУП «Социально-тепловой сервис Одесского района» нарушаются права несовершеннолетних учащихся и лиц, находящихся на лечении в учреждении здравоохранения, поскольку отсутствие резервных источников электроснабжения может привести к перебоям в теплоснабжении.
В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Прокурор в судебном заседании предоставил доказательства, что на обслуживаемых МУП «Социально-тепловой сервис Одесского района» котельных отсутствуют резервные источники электроснабжения.
Представители ответчиков не предоставил суду доказательств того, что на обслуживаемых МУП «Социально-тепловой сервис Одесского района» котельных имеются резервные источники электроснабжения.
В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Суд считает, что прокурор Одесского района Омской области законно и обоснованно предъявил иск интересах неопределённого круга лиц, в том числе несовершеннолетних к администрации Одесского муниципального района Омской области, МУП «Социально-тепловой сервис Одесского района» Одесского муниципального района Омской области.
Суд считает необходимым оплату госпошлины возложить на МУП «Социально-тепловой сервис Одесского района» Одесского муниципального района Омской области.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Одесского района Омской области прокурора Одесского района Омской области удовлетворить.
Обязать администрацию Одесского муниципального района Омской области, Муниципальное унитарное предприятие «Социально-тепловой сервис Одесского района» Одесского муниципального района Омской области обеспечить котельные №№ 4, 5, 7, 8, 17, 19, 21, 22, 23, снабжающие теплом учреждения образования и культуры, резервными источниками электроснабжения.
Взыскать с Муниципального унитарного предприятия «Социально-тепловой сервис Одесского района» Одесского муниципального района Омской области государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 6 000 (шесть тысяч) рублей 00 копеек.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Омского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Одесский районный суд Омской области.
Судья Е.В. Толмачев