Судья: Хусаинова Е.В. гр. дело № 33-5613/2013
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
21 июня 2013 года г.Самара
Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего: Сказочкина В.Н.,
судей: Сивохина Д.А. и Минеевой О.Г.,
при секретаре: Мамонтовой М.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Администрации городского округа Новокуйбышевск Самарской области на решение Новокуйбышевского городского суда Самарской области от 16 апреля 2013 года, которым постановлено:
«В удовлетворении заявления Администрации городского округа Новокуйбышевск о признании незаконным и об отмене представления № от ДД.ММ.ГГГГ «Об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения», отказать».
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Сивохина Д.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Администрация городского округа Новокуйбышевск Самарской области обратилась в суд с заявлением в порядке главы 25 ГПК РФ о признании незаконным и отмене представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения №, выданного ДД.ММ.ГГГГ начальником территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в Самарской области в г.Новокуйбышевске – главным государственным санитарным врачом по городу Новокуйбышевску, Красноармейскому, Пестравскому районам Самарской области Зотовым Г.Н. в отношении Главы городского округа Новокуйбышевск Коновалова А.А. по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении в отношении муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей городского округа Новокуйбышевск Самарской области «Детская художественная школа» (далее – МБОУ ДОД «ДХШ»).
В обоснование заявления указала, что при проведении Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в Самарской области в г.Новокуйбышевске ДД.ММ.ГГГГ плановой выездной проверки в МБОУ ДОД «ДХШ», расположенном по адресу: <адрес> были выявлены нарушения ст.24 ФЗ «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 года № 52-ФЗ, п.п.9.1, 3.10, 3.9 СН 2.4.4.1251-03 «Санитарно — эпидемиологические требования к проведению дератизации», п.п.5.1, 5.2 СанПиН 3.5.2.1376-03 «Санитарно - эпидемиологические требования к организации и проведению дезинсекционных мероприятий против синантропных членистоногих», а именно: не обеспечены необходимые условия для соблюдения санитарных правил и норм: нарушена целостность отмостки здания; нарушена целостность полов в местах прохождения коммуникаций в перекрытиях в тепловом узле здания; часть оконных рам в ветхом состоянии, что затрудняет очистку окон от грязи и пыли; нарушена целостность отделки стен, полов в учебном помещении для занятий керамикой (на стене трещины, сколота часть плитки на полу), в ряде учебных мастерских лупится краска на стенах и подоконниках; отделка стен в рекреации второго этажа выполнена обоями, что затрудняет проведение влажной уборки с применением моющих и дезинфицирующих средств; санитарные узлы для детей не оборудованы кабинами; не проводится ежемесячное обследование здания на наличие грызунов; не проводятся ежемесячные контрольные обследования здания на наличие насекомых.
По результатам проверки составлен акт № от №.
По факту выявленного правонарушения ведущим специалистом - экспертом территориального отдела управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области в г.Новокуйбышевске Коньковой Е.В. ДД.ММ.ГГГГ составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст.6.4 КоАП РФ в отношении МБОУ ДОД «ДХШ» и постановлением начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Самарской области в г.Новокуйбышевск № от ДД.ММ.ГГГГ МБОУ ДОД «ДХШ» признано виновным в совершении административного правонарушения по ст.6.4 КоАП РФ.
Ссылаясь на то, что действующим законодательством не установлена ответственность Главы городского округа за ненадлежащее осуществление контроля за соблюдением санитарного законодательства в МБОУ ДОД «ДХШ», заявитель удовлетворить заявленные требования.
В судебном заседании представитель Администрации городского округа Новокуйбышевск Самарской области заявленные требования поддержал.
Представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в Самарской области в г.Новокуйбышевске против удовлетворения заявления возражал.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель Администрации городского округа Новокуйбышевск Самарской области просит решение суда отменить, считает его вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Если в судебном заседании будет установлено, что оспариваемое решение или действие (бездействие) противоречит закону, а также то, что права либо свободы заявителя были нарушены оспариваемым действием (бездействием), решением, суд принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод /ч.1 ст. 258 ГПК РФ/.
Частью 4 ст. 258 ГПК РФ установлено, что суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Согласно разъяснениям, данным в п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", в порядке главы 25 ГПК РФ суды не вправе рассматривать дела об оспаривании решений, действий (бездействия), связанных с применением норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в том числе решений, для которых главой 30 КоАП РФ установлен порядок их обжалования, в частности постановлений по делам об административных правонарушениях, определений об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, а также решений, действий (бездействия), в отношении которых КоАП РФ не предусматривает порядка обжалования и которые, являясь неразрывно связанными с конкретным делом об административном правонарушении, не могут быть предметом самостоятельного обжалования (доказательства по делу, которыми являются и протоколы о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении). В этом случае доводы о недопустимости конкретного доказательства либо применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении могут быть изложены как в ходе рассмотрения дела, так и в жалобе на постановление или решение по делу об административном правонарушении. Однако если производство по делу об административном правонарушении прекращено, то действия, совершенные при осуществлении производства по этому делу, повлекшие за собой нарушение прав и свобод гражданина или организации, создание препятствий к осуществлению ими прав и свобод, незаконное возложение какой-либо обязанности после прекращения производства по делу, могут быть оспорены по правилам главы 25 ГПК РФ.
Согласно ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений, является одной из задач производства по делам об административных правонарушениях.
В развитие названной нормы в ч. 1 ст. 29.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.
В соответствии с ч. 2 указанной статьи организации и должностные лица обязаны рассмотреть представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в течение месяца со дня его получения и сообщить о принятых мерах судье, в орган, должностному лицу, внесшим представление.
Судом установлено, что на основании распоряжения начальника территориального отдела управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области в г.Новокуйбышевске от ДД.ММ.ГГГГ № назначена и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ сотрудниками территориального отдела управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области в г.Новокуйбышевске проведена плановая выездная проверка в отношении МБОУ ДОД «ДХШ» по надзору и контролю за соблюдением санитарного законодательства.
ДД.ММ.ГГГГ по результатам проверки ведущий специалист-эксперт территориального отдела управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области в г.Новокуйбышевске Конькова Е.В. составила акт № (л.д. 15), в котором указала на нарушения обязательных требований из 13 пунктов, в том числе: нарушена целостность отмостки здания; нарушена целостность полов в местах прохождения коммуникаций в перекрытиях в тепловом узле здания; часть оконных рам в ветхом состоянии, что затрудняет очистку окон от грязи и пыли; нарушена целостность отделки стен, полов в учебном помещении для занятий керамикой (на стене трещины, сколота часть плитки на полу), в ряде учебных мастерских лупится краска на стенах и подоконниках; отделка стен в рекреации второго этажа выполнена обоями, что затрудняет проведение влажной уборки с применением моющих и дезинфицирующих средств; санитарные узлы для детей не оборудованы кабинами; не проводится ежемесячное обследование здания на наличие грызунов; не проводятся ежемесячные контрольные обследования здания на наличие насекомых.
Судом установлено, что при рассмотрении акта плановой проверки начальником территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в Самарской области в г.Новокуйбышевске – главным государственным санитарным врачом по городу Новокуйбышевску, Красноармейскому, Пестравскому районам Самарской области Зотовым Г.Н. было издано предписание № от ДД.ММ.ГГГГ обязывающее МБОУ ДОД «ДХШ» в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить нарушения санитарного законодательства и предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых инфекционных заболеваний (отравлений) людей (л.д.12).
ДД.ММ.ГГГГ ведущим специалистом-экспертом территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в Самарской области в г.Новокуйбышевске Коньковой Е.В. был составлен протокол о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении МБОУ ДОД «ДХШ» по ст. 6.4 коАП РФ за нарушение санитарно-эпидемиологического благополучия населения (л.д. 8-9).
Постановлением начальника территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в Самарской области в г.Новокуйбышевске – главного государственного санитарного врача по городу Новокуйбышевску, Красноармейскому, Пестравскому районам Самарской области Зотова Г.Н. № от ДД.ММ.ГГГГ МБОУ ДОД «ДХШ» признано виновным по ст.6.4 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей (л.д. 8-9).
В тот же день указанным должностным лицом в отношении администрации городского округа Новокуйбышевск было выдано представление N 16-05/43 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения (л.д. 6-7).
Данным представлением администрации городского округа Новокуйбышевск Самарской области было предложено принять меры по устранению причин административного правонарушения, и условий, способствующих его совершению в течение тридцати дней со дня получения предписания.
Суд, рассматривая требования заявителя, пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для их удовлетворения, поскольку оспариваемое предписание вынесено в соответствии с законом в пределах полномочий должностного лица территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в Самарской области в г.Новокуйбышевске Самарской области.
При этом суд обоснованно исходил из того, что Уставом городского округа Новокуйбышевск Самарской области вопрос организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, в том числе осуществление муниципального контроля в области охраны окружающей среды отнесен к вопросам местного значения, а осуществление общего руководства муниципальными предприятиями и муниципальными учреждениями, при условии невмешательства в их оперативную деятельность возложено на Главу городского округа Новокуйбышевск.
Довод апелляционной жалобы о том, что оспариваемое предписание незаконно, поскольку к полномочиям Главы городского округа Новокуйбышевск Самарской области не отнесен контроль за соблюдением санитарного законодательства в МБОУ ДОД «ДХШ» основан на неправильном толковании норм материального права, кроме того, представлением от ДД.ММ.ГГГГ на Администрацию городского округа Новокуйбышевск Самарской области не возлагаются какие-либо обязанности, создающие препятствия для осуществления данным органом своей деятельности.
Нарушений судом первой инстанции норм материального и процессуального права, которые в соответствии со ст. 330 ГПК РФ привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судебной коллегией не установлено.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не усматривает правовых оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Новокуйбышевского городского суда Самарской области от 16 апреля 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Администрации городского округа Новокуйбышевск Самарской области - без удовлетворения.
Председательствующий –
Судьи -