Решение по делу № 2-1114/2016 от 04.03.2016

Дело     

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 марта 2016 года

Пермский районный суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Коцур Т.Н.,

при секретаре Сюремовой Н.Н.,

с участием истца Замориной Н.М.,

представителя ответчика Зыряновой О.В. по доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Замориной ФИО8 к Управлению образования <данные изъяты> муниципального района о предоставлении места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении,

УСТАНОВИЛ:

Заморина Н.М., действующая в интересах несовершеннолетнего ФИО3, обратилась в суд с иском к Управлению образования администрации <данные изъяты> муниципального района об обязании предоставить место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении.

В обоснование исковых требований указала, что она имеет несовершеннолетнего сына ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Ее сын на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ был поставлен на учет за номером 4651 в Управление образования администрации Пермского муниципального района для определения в муниципальное дошкольное образовательное учреждение на получение дошкольного образования. Ей устно было озвучено, что ее сын получит доступ к бесплатному дошкольному образованию ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ она обратилась с заявлением на имя начальника Управления образования Пермского муниципального района о переносе даты желаемого посещения детского сада с ДД.ММ.ГГГГ на ДД.ММ.ГГГГ. Однако комплектование уже прошло, и ее сын место не получил. В результате работы комиссии по распределению путевок в МАДОУ «<данные изъяты>» и МАДОУ«<данные изъяты>» ее сыну было отказано в предоставлении места в детском саду. ДД.ММ.ГГГГ она вновь обратилась с заявлением на имя начальника Управления образования Пермского муниципального района о предоставлении места ее сыну в дошкольном бесплатном образовательном учреждении на основании п.2. ст.45 Конституции РФ. Из ответа Управления образования следует, что доступ к дошкольному образованию в группе полного дня через путевку МАДОУ ее сыну будет решен в порядке очереди в соответствии с датой рождения. На данный момент ее сыну уже исполнилось 2 года, однако, он до сих пор лишен возможности посещать МАДОУ. Просит обязать Управление образования Пермского муниципального района предоставить ее сыну доступ к дошкольному образованию через предоставление места в МАДОУ <данные изъяты> муниципального района, в группе полного дня в течение месяца с момента вынесения решения по существу.

Истец – Заморина Н.М., действующая в интересах несовершеннолетнего ФИО3, в судебном заседании исковые требования поддержала, пояснила, что до настоящего времени место в детском саду не предоставлено.

Представитель ответчика Зырянова О.В. в судебном заседании пояснила, что по итогам комплектования дошкольных учреждений на 2015-2016 года детские сады в <адрес> укомплектованы полностью. В дошкольные организации выданы путевки детям 2010-2012 годов рождения и детям 2013 года рождения, чьи родители имеют льготу при зачислении в ДОУ. ФИО3 находится на 117 позиции в очереди на предоставление места в детском саду, льгот на внеочередное зачисление в детский сад не имеет. Зачисление его в дошкольные образовательные учреждения в <адрес> возможно только в порядке очередности.

Выслушав истца, представителя ответчика, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к выводу, что заявленные требования законны, обоснованны и подлежат удовлетворению.

Согласно ст. 3 Конвенции о правах ребенка во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка. Государства - участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры.

Статьей 43 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый имеет право на образование и каждому гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

Законодательные гарантии конституционного права ребенка на доступное дошкольное образование закреплены в Федеральном законе от 24.07.1998 № 124 - ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», а также в Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

В силу ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Важнейшей функцией Российской Федерации как социального государства является обеспечение права каждого на образование, в том числе дошкольное, общедоступность и бесплатность которого в государственных или муниципальных образовательных учреждениях гарантируется (статья 43, части 1 и 2 Конституции РФ) на основе конституционного принципа юридического равенства.

В соответствии с ч. 1, п. 1 ч. 2 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательные организации подразделяются на типы в соответствии с образовательными программами, реализация которых является основной целью их деятельности. В Российской Федерации устанавливаются следующие типы образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы: дошкольная образовательная организация - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми.

В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», к вопросам местного значения муниципального района относятся в том числе, организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района, а также организация отдыха детей в каникулярное время.

Статьей 5 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» определено, что право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, а также других обстоятельств. В Российской Федерации гарантируется общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в том числе дошкольного образования. Аналогичные требования отражены и в абзаце 4 пункта 2.1 Постановления Конституционного Суда РФ от 15.05.2006 № 5-П.

В соответствии с п. 1 ч. 1. ст. 9 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами).

Исходя из положений, предусмотренных статьей 67 этого же Закона, получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев. Правила приема на обучение по основным образовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня. Правила приема в государственные и муниципальные образовательные организации на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать также прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация. В приеме в государственную или муниципальную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест. В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования.

Таким образом, закрепляя право на общедоступное, бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных учреждениях, действующее законодательство определяет обязанность государства и муниципальных образований обеспечивать прием на обучение по основным общеобразовательным программам всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня.

В силу ч. 1 ст. 67 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и п. 6 Приказа Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» образовательная организация обеспечивает получение дошкольного образования, присмотр и уход за воспитанниками в возрасте от двух месяцев до прекращения образовательных отношений. В соответствии с ч. 1 ст. 9 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», п. 11 ч. 1 ст. 15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения муниципального района относятся: организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами).

Таким образом, в Российской Федерации реализация права каждого человека на образование обеспечивается путем создания федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления соответствующих социально-экономических условий для его получения, расширения возможностей удовлетворять потребности человека в получении образования различных уровней и направленности в течение всей жизни.

Для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений.

Органы местного самоуправления организуют и координируют методическую, диагностическую и консультативную помощь семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста на дому.

В силу п. 3.1, 3.1.1 Положения об Управлении образования администрации муниципального образования «Пермский муниципальный район», утвержденного решением Земского Собрания Пермского муниципального района от 26.03.2014 № 428, для достижения поставленной цели и решения указанных задач Управление наделяется полномочиями по организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в подведомственных муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами).

Управление образования администрации Пермского муниципального района является самостоятельным юридическим лицом (п. 1.4 Положения).

Организуя предоставление общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в подведомственных муниципальных образовательных организациях, а также предоставление дополнительного образования детей в подведомственных муниципальных образовательных организациях, Управление устанавливает порядок приема в подведомственные муниципальные образовательные организации, ведущие образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования (п. 4.1, 4.1.7).

Положение о комплектовании дошкольных образовательных учреждений муниципального образования «<данные изъяты> муниципальный район», утверждено соответствующим Приказом Управления образования администрации муниципального образования «<данные изъяты> муниципальный район» от 18.12.2013 № 574.

Согласно вышеуказанному Положению, настоящий порядок применяется для комплектования ДОУ на текущий учебный год. Под учебным годом понимается период с 01 сентября текущего календарного года по 31 августа следующего календарного года (п. 4.1).

В ДОУ могут приниматься дети в возрасте от 2 месяцев до 7 лет (в исключительных случаях дети, не принятые в 1 класс по медицинским показаниям, могут посещать компенсирующие группы или группы общеразвивающей направленности до 8 лет) Комплектование ДОУ осуществляется по дате рождения ребенка. В первую очередь в дошкольное учреждение зачисляются дети более старшего возраста. Для комплектации ДОУ в Пермском муниципальном районе считать шаг возраста - 1 месяц, совпадающий с календарным месяцем года (п. 4.9, п. 4.10).

Непосредственное решение о предоставлении персонального места в ДОУ принимает комиссия управления образования по комплектованию ДОУ в <данные изъяты> муниципальном районе (п. 4.2). Комиссия действует на основании Положения о комиссии по комплектованию дошкольных образовательных учреждений <данные изъяты> муниципального района (п. 4.3). Срок работы Комиссии с 1 мая по 15 июня каждого года (п. 4.4). Прием детей в ДОУ осуществляется на основании путевки Управления образования и медицинского заключения о состоянии здоровья ребенка (п. 4.19).

Положение о Комиссии по комплектованию муниципальных образовательных учреждений, реализующих основную программу дошкольного образования, утверждено Приказом Управления образования администрации муниципального образования «<данные изъяты> муниципальный район от ДД.ММ.ГГГГ .

В судебном заседании установлено следующее.

Заморина ФИО9 и ФИО11 ФИО12 являются родителями ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, что подтверждается свидетельством о рождении (л.д. 8).

ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения состоит в очереди на получение места в детском саду, его номер очередности на данный момент составляет (л.д.6). Однако до настоящего времени место в дошкольном образовательном учреждении не предоставлено.

Проанализировав исследованные в судебном заседании доказательства в совокупности с нормами действующего законодательства, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных исковых требований.

Конституцией Российской Федерации и ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» прямо предусмотрено право граждан Российской Федерации на получение дошкольного образования. Действующее законодательство предусматривает, что государство гарантирует гражданам как саму возможность получения образования, так и общедоступность и бесплатность дошкольного образования.

В судебном заседании установлено, и сторонами не оспаривается, что несовершеннолетний ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения имеет право на получение бесплатного дошкольного образования, его законный представитель – мать Заморина Н.М. обратилась с заявлением о предоставлении путевки в детский сад для получения бесплатного дошкольного образования в муниципальном образовательном учреждении, однако соответствующей путевки до настоящего времени не получила.

Следовательно, на день рассмотрения дела нарушено право несовершеннолетнего ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения на получение бесплатного дошкольного образования в муниципальном образовательном учреждении. Из смысла положений статей 11, 12 ГК РФ следует, что нарушенные права подлежат судебной защите.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 15 мая 2006 г. N 5-П, государство и муниципальные образования, исходя из конституционного требования общедоступности дошкольного образования независимо от места жительства, обязаны сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть. Недостаточность собственных доходных источников на уровне субъектов Российской Федерации или муниципальных образований обеспечивается посредством оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях надлежащего исполнения ими установленных федеральным законодательством расходных обязательств. Органы местного самоуправления в случае недостаточности собственных денежных средств для возмещения расходов, связанных с содержанием детей в детских дошкольных учреждениях, вправе требовать возмещения соответствующих расходов за счет бюджета другого уровня.

Суд считает, что Управление образования администрации муниципального образования «<данные изъяты> муниципальный район» должно предвидеть соответствующую потребность в местах в дошкольных образовательных учреждениях и своевременно принимать меры к увеличению числа либо вместительности соответствующих образовательных учреждений.

До настоящего времени место в дошкольном образовательном учреждении ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения не предоставлено, это свидетельствует о неисполнении органом местного самоуправления возложенной на него законом обязанности по обеспечению общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района, полномочия по обеспечению дошкольного образования возложены на Управление образования администрации муниципального образования «<данные изъяты> муниципальный район».

Таким образом, требование о возложении на Управление образования администрации муниципального образования «<данные изъяты> муниципальный район» обязанности предоставить ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении с учетом территориальной доступности обоснованно и подлежит удовлетворению.

Указанная обязанность подлежит исполнению Управлением образования администрации муниципального образования «<данные изъяты> муниципальный район» в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу.

Суд считает, что месячный срок, в течение которого Управление образования администрации <данные изъяты> муниципального района обязано предоставить место в детском саду ФИО3, является разумным и достаточным для надлежащего исполнения данной обязанности.

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

    Возложить на Управление образования администрации <данные изъяты> муниципального района обязанность предоставить ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающего на территории <данные изъяты> сельского поселения, место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении, за которым закреплены граждане, проживающие на территории <данные изъяты> сельского поселения, в течение месяца со дня вступления решения в законную силу.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в <адрес>вой суд через Пермский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда.

Судья                                 Т.Н. Коцур

СПРАВКА

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья                             Т.Н. Коцур

2-1114/2016

Категория:
Гражданские
Истцы
Заморина Н.М.
Ответчики
Управление образования Пермского муниципального района
Суд
Пермский районный суд Пермского края
Дело на странице суда
permsk.perm.sudrf.ru
04.03.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
04.03.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
04.03.2016Передача материалов судье
04.03.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.03.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.03.2016Судебное заседание
23.03.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.03.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее