дело №
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 мая 2018 года город Соликамск
Соликамский городской суд Пермского края в составе председательствующей судьи Старчак Т.А.,
при секретаре Швецовой Н.С.,
с участием Усольского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Захарова А.А.,
помошника Усольского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Гуриненко Н.Б.,
представителя ответчиков ФСИН России, ГУФСИН России по Пермскому краю, ФКУ ОИК-2 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю Алимбаевой О.В.. действующей на основании доверенностей,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Усольского прокурора по надзору за исполнением законов в исправительных учреждениях к ФКУ ОИК-2 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю, ГУФСИН России по Пермскому краю, ФСИН России о возложении обязанности по выполнению законных требований,
у с т а н о в и л :
Усольским прокурором по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в Соликамский суд подан настоящий иск в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ, в обоснование заявленных требований указано, что
по результатам проведенного анализа соблюдения требований уголовно-исполнительного законодательства в ИК-1 ФКУ ОИК-2 в части привлечения осужденных к труду прокуратурой выявлены нарушения требований ст. 103 Уголовного исполнительного кодекса Российской Федерации, статей 13 и 18 Федерального закона Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", а именно, общее количество осужденных, содержащихся в ИК-1 по состоянию на <данные изъяты> человека, фактическое количество свободных мест, организованных администрацией исправительного учреждения для трудоустройства осужденных <данные изъяты>, что составляет <данные изъяты> % от общей потребности рабочих мест в целях <данные изъяты> % трудоустройства, количество трудоспособных осужденных ИК-1 составляет <данные изъяты> человек, количество трудоустроенных-<данные изъяты> человек, что составляет <данные изъяты>% от общего количества осужденных, которые могут быть привлечены к труду. Отсутствие работы не только отрицательно влияет на исправление осужденных, но и влечет неисполнение решений судов о возмещении вреда. Общая сумма, подлежащая взысканию в счет возмещения ущерба, причиненного преступлением в бюджеты всех уровней и по другим обязательствам на <данные изъяты> тыс. руб., общая сумма фактически взысканных средств в бюджеты всех уровней и по другим обязательствам-<данные изъяты> тыс.руб. Таким образом, администрацией ФКУ ОИК-2 не выполняются обязанности по обязательному привлечению к труду осужденных и созданию для них рабочих мест, предусмотренные ст. 103 Уголовного исполнительного кодекса Российской Федерации, статьями 13 и 18 Федерального закона Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы". Подпунктом 1 пункта 15 Положения о Главном управлении Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю, утвержденного приказом ФСИН России от 11.06.2015г. № 518 установлены полномочия Главного управления по привлечению осужденных к труду и созданию условий для из моральной и материальной заинтересованности в результатах труда, Подпунктом 4 пункта 15 предусмотрено, что Главное управление организует выполнение размещенных на собственном производстве подведомственных учреждений и предприятий уголовно-исполнительной системы заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд. Согласно подпункту 3 пункта 3 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента РФ от 13.10.2004 г. № 1314 одна их основных задач ФСИН России обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных, ФСИН России согласно подпункту 6 пункта 7 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента РФ от 13.10.2004 г. № 1314 осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализации возложенных на нее обязанностей, то есть, финансовое обеспечение деятельности территориальных органов уголовно-исполнительной системы и учреждений, исполняющих уголовное наказание. Таким образом, ответчики в соответствии с компетенцией каждого из них и возложенных обязанностей должны принять необходимые меры по устранению имеющихся в деятельности ИК-1 нарушений закона в части обязательного привлечения к труду всех осужденных и созданию необходимого количества рабочих мест, а потому прокурор согласно исковых требований просил обязать ФКУ ОИК-2 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю, ГУФСИН России по Пермскому краю, ФСИН России создать для осужденных, отбывающих наказание в ИК-1 ФКУ ОИК-2, рабочие места с учетом возможности трудоустройства всех трудоспособных лиц, отбывающих наказание в учреждении и привлекать осужденных к труду. Обязать ФСИН России, ГУФСИН России по Пермскому краю организовать финансовое обеспечение расходов, связанных с созданием в ИК-1 ФКУ ОИК-2 необходимого количества рабочих мест и установить срок для исполнения данного решения 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании Усольский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Захаров А.А., помошник Усольского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждения Гуриненко Н.Б. настаивали на удовлетворении заявленных требований по приведенным в исковом заявлении основаниям, указывая что ответчиками в ИК-1 не обеспечено трудоустройство желающих работать и трудоспособных осужденных, в результате чего осужденные не выполняют алиментные обязательства, не исполняют постановленные судами приговоры в части возмещения вреда, не оплачивают свое содержание, питание, их содержание осуществляется за счет средств бюджета, полная занять осужденных в трудовом процессе может быть достигнута за счет модернизации производства, приобретения нового оборудования, что требует дополнительного финансирования. Также процессуальными истцами уточнены исковые требования в части срока исполнения обязанности до 24 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Представитель ответчиков с иском не согласилась по основаниям, приведенным в письменных возражениях на исковое заявление, указав что со стороны ОИК-2 нет бездействия, изыскивается возможность по трудоустройству осужденных, для трудоустройства задействованы все свободные площади исправительного учреждения, действующее законодательство предусматривает обязанность исправительного учреждения привлекать к труду осужденных исходя из наличия свободных мест, действующее законодательство не предусматривает 100% привлечения осужденных к труду, количество осужденных в исправительном учреждении постоянно меняется, с учетом бюджетного процесса невозможно постоянное обеспечение 100% -ного обеспечения рабочих мест, рабочие места для осужденных создаются и финансируются за счет средств федерального бюджета, места и виды работ, на которых осужденные обязаны трудиться, определяются администрацией исправительного учреждения. Учреждения, исполняющие наказание, самостоятельно планируют собственную производственную деятельность и определяют перспективы ее развития, реализация обязанности администрации исправительного учреждения по привлечению осужденных к труду и выполнение обязанности осужденных трудиться затруднена в результате нарушения экономический связей учреждений уголовно-исполнительной системы, отсутствие заказов, слабой конкурентной способности товаров, производимых осужденными.
В ходе рассмотрения дела в качестве свидетеля был опрошен начальник отдела по организации трудовой занятости спецконтингента ГУФСИН России по Пермскому краю САА который пояснил, что ОИК-2 последние два года предприняты все возможные меры для полной занятости осужденных, задействованы для трудоустройства осужденных все свободные площади, дальнейшее рассмотрение вопроса занятости осужденных возможно путем модернизации производства либо организации других видов производств, привлечения дополнительного персонала УИС, что требует финансовых затрат, возможность которых ограничена утвержденным бюджетом.
Выслушав представителей сторон, заслушав свидетеля, исследовав материалы гражданского дела, оценив представленные сторонами доказательства, суд приходит к убеждению о необходимости удовлетворения заявленных исковых требований.
Согласно ч. 3 ст. 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
В соответствии со ст. 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний.
В соответствии со ст. 103 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации Российская Федерация каждый осужденный к лишению свободы обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений. Администрация исправительных учреждений обязана привлекать осужденных к труду с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и, по возможности, специальности, а также исходя из наличия рабочих мест. Осужденные привлекаются к труду в центрах трудовой адаптации осужденных и производственных (трудовых) мастерских исправительных учреждений, на федеральных государственных унитарных предприятиях уголовно-исполнительной системы и в организациях иных организационно-правовых форм, расположенных на территориях исправительных учреждений и (или) вне их, при условии обеспечения надлежащей охраны и изоляции осужденных.
В соответствии с Указами Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти", от 13 октября 2004 г. N 1314 "Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний", Приказами Федеральной службы исполнения наказаний "Об организационных вопросах по территориальным органам Федеральной службы исполнения наказаний" N 2 от 18 января 2005 г., "Об утверждении Регламента Федеральной службы исполнения наказаний" N 245 от 19 мая 2006 г., Положением о территориальном органе, утверждаемым приказом ФСИН, территориальные органы уголовно-исполнительной системы имеют право создавать в пределах своей компетенции предприятия любых организационно-правовых форм, участвовать в их создании и деятельности на правах учредителя, а также в управлении ими. На этом основании учреждения, исполняющие наказания, могут организовывать собственные предприятия.
Таким образом, уголовно-исполнительное законодательство называет исправление осужденных в числе приоритетных целей уголовно-исполнительной системы, при этом, общественно полезный труд наряду с профессиональной подготовкой включается в перечень основных средств исправления осужденных. При этом, по смыслу положений вышеприведенных правовых норм привлечение осужденных к труду предусматривает не только использование имеющихся в наличии свободных мест, но и создание новых рабочих мест для вовлечения наибольшего числа осужденных в производственные отношения в целью их трудовой адаптации.
Суд не может согласиться с толкованием ответчиками положений ст. 103 УИК РФ, как нормы, определяющей привлечение осужденных к труду исходя из количества свободных рабочих мест. Совокупность требований, приведенных в статьях 9, 11, 103, 104, 105 УИК РФ, свидетельствует о возложении на уголовно-исполнительную систему обязанности предоставить возможность трудиться каждому трудоспособному осужденному.
Представленные истцами доказательства свидетельствуют о том, что данная обязанность ответчиками не исполняется, о чем свидетельствуют заявления осужденных, выразивших намерение трудиться, но не привлеченных к труду, представленные прокурором суду данные ОИК-2, свидетельствующие о неполной занятии осужденных, справки о причинах невозможности трудоустройства ввиду недостаточного финансирования.
В соответствии с положениями Устава ФКУ ОИК-2 при недостаточности денежных средств ответственность за его обязательства несут ФСИН и ГУФСИН по Пермскому краю, ФСИН России согласно Положения о службе и норм бюджетного кодекса РФ является главным распорядителем бюджетных средств, ГУФСИН России по Пермскому краю согласно положения является территориальным органом ФСИН России, участником бюджетного процесса, получателем бюджетных средств.
Таким образом, суд находит заявленные прокурором требования обоснованными и подлежащими удовлетворению, в соответствии с со ст. 12 ГК РФ присуждение к исполнению обязанностей является одним из способов защиты нарушенных гражданских прав, срок выполнения данной обязанности с учетом особенностей бюджетного процесса следует определить в течение двух лет со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
исковые требования Усольского прокурора по надзору за исполнением законов в исправительных учреждениях удовлетворить.
Обязать ФКУ ОИК-2 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю, ГУФСИН России по Пермскому краю, ФСИН России создать для осужденных, отбывающих наказание в ИК-1 ФКУ ОИК-2 рабочие места с учетом возможности трудоустройства всех трудоспособных лиц, отбывающих наказание в учреждении и привлекать осужденных к труду.
Обязать ФСИН России, ГУФСИН России по Пермскому краю организовать финансовое обеспечение расходов, связанных с созданием в ИК-1 ФКУ ОИК-2 необходимого количества рабочих мест.
Установить срок для исполнения данного решения 24 месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме,<дата>, с принесением апелляционной жалобы в Соликамский суд.
Судья Т.А.Старчак