РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
11 апреля 2016г. г.Улан-Удэ
Судья Советского районного суда г.Улан-Удэ Бадмаева Д.Н. единолично, рассмотрев в судебном заседании дело по жалобе должностного лица Зеленовского ... на постановление по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением мирового судьи судебного участка №1 Советского района г.Улан-Удэ Маншеева Н.Н., и.о. мирового судьи судебного участка №3 Советского района г.Улан-Удэ от 18февраля 2016г. должностное лицо Зеленовский М.Г. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.19.6.1 ч.1 КоАП РФ и подвергнут наказанию в виде штрафа в размере 3000руб.
Указанное судебное постановление Зеленовский М.Г. обжаловал в районный суд. Жалоба мотивирована тем, что решение о проведении проверки ФГБУ «Заповедное Подлеморье» на предмет соблюдения законодательства и нормативных правовых актов в сфере ведения государственного учёта, мониторинга и кадастра объектов животного мира принято законно и обоснованно. Основанием для назначения проверки явилось письмо регионального органа в сфере охраны и использования животного мира, включая охотничьи ресурсы - Республиканской службы по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира, отнесённых к объектам охоты, контролю и надзору в сфере природопользования от 25.03.2015г. № 83-02-79-и 802/15 и служебная записка начальника отдела по надзору в сфере охоты, за ООПТ и разрешительной деятельности Юрьева И.В. Был установлен факт многолетнего не представления данных государственного мониторинга и государственного кадастра объектов животного мира, включая охотничьи ресурсы ФГБУ «ЗаповедноеПодлеморье» в региональный специально уполномоченный орган в сфере охраны и использования объектов животного мира. Данный факт не опровергается ни прокуратурой, ни судом. Непредставление данных по ведению государственного мониторинга и государственного кадастра объектов животного мира, включая охотничьи ресурсы в региональный орган в сфере охраны и использования объектов животного мира, в том числе охотничьих ресурсов (Бурприроднадзор) федеральным государственным бюджетным учреждением, коим является ФГБУ «Заповедное Подлеморье»,создаёт реальную угрозу для жизни человека, возникновения заболеваний сельскохозяйственных и других домашних животных, нанесения ущерба народному хозяйству, животномумиру и среде его обитания, поскольку отсутствие полных данных о численности охотничьих ресурсов, об их размещении в охотничьих угодьях, о динамике их состояния и других данных государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания, документированной информации, содержащейся в государственном охотхозяйственном реестре не позволяет федеральному специально уполномоченному органу в сфере охраны и использованию объектов животного мира принять превентивные меры, направленные напредотвращение угрозы для жизни человека, возникновения заболеваний сельскохозяйственных и других домашних животных, нанесения ущерба народному хозяйству, животному миру и среде его обитания решение, в том числе меры по регулировании численности объектов животного мира, включая охотничьи ресурсы, иные меры по предотвращению опасных заболеваний, меры по усилению охраны объектов животного мира, и.т.п.Таким образом, после установления факта не представления данных государственного мониторинга и кадастра объектов животного мира имелись все основания для назначения внеплановой документарной проверки ФГБУ «Заповедное Подлеморье». Считает, что имелись все основания для назначения внеплановой проверки ФГБУ «Заповедное Подлеморье», а постановление природоохранного прокурора и постановление мирового судьи о том, что «не исполнение требований по предоставлению сведений государственного учёта, государственного кадастра и государственного мониторинга не свидетельствует о наличии угрозы причинения вреда животным и растениям» не основано на законе. Согласно постановлению природоохранного прокурора, вина заключается в том, что Зеленовский выполнил приказ руководителя Управления Росприроднадзора от 08.04.2015г. №200 и осуществил внеплановую документарную проверку ФГБУ «Заповедное Подлеморье» в части соблюдения требований природоохранного законодательства по ведению государственного учёта, мониторинга и кадастра объектов животного мира. Как следует из постановления
природоохранного прокурора, гражданский служащий не вправе исполнять данное ему неправомерное поручение, в случае исполнения неправомерного поручения гражданский служащий несёт, в том числе, административную ответственность в соответствии с федеральными законами. Считает, что довод суда о том, что в силу ст.15 ч.2 «О
государственной гражданской службе Российской Федерации» «не
требовалось признание приказа незаконным» не основано на законе, поскольку согласно указанному закону не подлежат исполнения именно неправомерные порученияруководителя государственного (муниципального) органа. Никаких мероприятий по контролю выходящих за рамки приказа №200 о проведении проверки не проводились. Просил постановление мирового судьи судебного участка №1 Советского района, и.о. мирового судьи судебного участка №1 отменить, производство прекратить в связи с отсутствием события административного правонарушения.
В судебном заседании заявитель Зеленовский М.Г., его защитник Лхасаранов А.Ц.Д., допущенный к участию в деле по устному ходатайству заявителя, доводы, изложенные в жалобе, поддержали в полном объеме. Настаивали на прекращении производства по делу по указанному основанию.
Представитель Восточно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора по доверенности Алиев Р.С. в судебном заседании полагал, что оснований для отмены решения мирового судьи не имеется. Суду пояснил, что доводы жалобы о наличии оснований для проведения проверки не нашли своего подтверждения, так как информация Бурприроднадзора о не предоставлении отчетов, указанная в качестве основания проведения проверки, не содержит сведений, служащих основанием для проведения проверки в силу ч.2 ст. 10 Федерального закона №294-ФЗ от 26.12.2008г. «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». При отсутствии оснований для проведения проверки наличие распоряжения о ее проведении не является в силу ст. 15 Федерального закона №79-ФЗ от 27.07.2004г. «О государственной гражданской службе Российской Федерации» основанием освобождения от административной ответственности лица, который провел эту проверку. Несостоятельной является ссылка в жалобе на то, что административный орган составил протокол об административном правонарушении с нарушением действующего законодательства, а именно ст.28.5 КоАП РФ, в соответствии с которой протокол об административном правонарушении составляется немедленно после совершения административного правонарушения. Само по себе нарушение срока составления протокола об административных правонарушениях не является основанием, исключающим производство по делу об административном правонарушении, если этим протоколом подтверждается факт правонарушения и он составлен в пределах срока давности.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела об административном правонарушении, суд находит поданную жалобу подлежащей оставлению без удовлетворения.
Согласно ч.1 ст.19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение должностными лицами федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального контроля, либо государственных или муниципальных учреждений, осуществляющих контрольные функции, требований законодательства о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле, выразившееся в проведении проверки при отсутствииоснований для ее проведения, нарушении сроков проведения проверки, отсутствии согласования внеплановой выездной проверки с органами прокуратуры, непредставлении акта о проведенной проверке, привлечении к проведению мероприятий по контролю не аккредитованных в установленном порядке юридических лиц, индивидуальных предпринимателей или не аттестованных в установленном порядке граждан либо проведении плановой проверки, не включенной в ежегодный план проведения плановых проверок, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей.
В соответствии с п. п. 4.1, 5, 6 ст. 2Федерального закона от 26.12.2008 года №294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", проверка - совокупность проводимых органом государственного контроля (надзора) в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя мероприятий по контролю для оценки соответствия осуществляемых ими деятельности или действий (бездействия) обязательным требованиям и требованиям, установленным муниципальными правовыми актами. К мероприятиям по контролю относятся действия должностного лица по рассмотрению документов юридического лица, индивидуального предпринимателя, по обследованию используемых указанными лицами при осуществлении деятельности производственных объектов, в том числе судов и иных плавучих средств.
Согласно ч.2 ст.10 ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" основанием для проведения внеплановой проверки является:
1) истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами;
2) поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:
а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
в) нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены);
3) приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
В соответствии со ст.16 ФЗ «О животном мире» федеральный государственный надзор в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия по федеральному государственному надзору в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания, согласно их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в порядке, установленном Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации.
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ №963 от 22.12.2011г. утвержден Порядок ведения государственного учета, государственного кадастра и государственного мониторинга объектов животного мира.
Согласно п.5,6 указанного Порядка ведение государственного учета, государственного кадастра и государственного мониторинга объектов животного мира осуществляется в отношении охотничьих ресурсов, объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, Красные книги субъектов Российской Федерации. На территориях государственных природных заповедников и национальных парков государственный учет и государственный мониторинг объектов животного мира ведутся также в отношении объектов животного мира, не указанных в пункте 5 Порядка ведения государственного учета, государственного кадастра и государственного мониторинга объектов животного мира.
Пунктами 9, 16.1 Порядка предусмотрено, что ведение государственного учета, государственного кадастра и государственного мониторинга объектов животного мира, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, осуществляют государственные природоохранные учреждения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях. Государственными природоохранными учреждениями, указанными в пункте 9 настоящего Порядка, - в уполномоченные органы соответствующих субъектов Российской Федерации, в отношении охотничьих ресурсов ежегодно до 15 апреля, иных объектов животного мира - до 1 июля не реже одного раза в три года.
Из материалов административного дела усматривается, что в ходе проведенной Восточно-Байкальской межрайонной природоохранной прокуратурой Республики Бурятия проверки обоснованности проведения внеплановых проверок, проведенных Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Бурятия, установлено, что в период с 08 апреля 2015г. по 14 мая 2015г. Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Бурятия проведена внеплановая документарная проверка в отношении Федерального государственного бюджетного учреждения «Объединенная дирекция Баргузинского государственного природного биосферного заповедника и Забайкальского национального парка» (далее- ФГБУ «Заповедное Подлеморье»).
Согласно Акту проверки №Ж-048-в от 14.05.2015г., внеплановая документарная проверка юридического лица ФГБУ «ЗаповедноеПодлеморье» проведена в период с 14.04.2015г. по 14.05.2015г., в ходе которой выявлены нарушения обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами. Так, в нарушение п.16.1 Порядка ведения государственного учета, государственного кадастра и государственного мониторинга объектов животного мира, утв. Приказом Минприроды РФ от 22.12.2011г. №963, в 2014г., 2015г. ФГБУ «ЗаповедноеПодлеморье» не представлялись данные о ведении государственного учета, государственного кадастра и государственного мониторинга объектов животного мира в специально уполномоченный орган Республики Бурятия – Республиканскую службу по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, контролю и надзору в сфере природопользования.
14 мая 2015г. государственным инспектором РФ по охране природы по РБ в отношении Федерального государственного бюджетного учреждения «Объединенная дирекция Баргузинского государственного природного биосферного заповедника и Забайкальского национального парка» вынесено предписание ...
Полагая действия по проведению внеплановой проверки незаконными, заместитель Восточно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора Республики Бурятия Меркушев Н.А. вынес постановление о возбуждении в отношении должностного лица Зеленовского М.Г. производства об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.6.1 КоАП РФ.
Из приказа руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Бурятия Дремова К.Г. №200 от 08.04.2015г. следует, что в отношении ФГБУ «Заповедное Подлеморье» приказано провести внеплановую документарную проверку. Лицами, уполномоченными на проведение проверки, назначены – Зеленовский М.Г. – государственный инспектор РФ по охране природы по РБ, главный специалист-эксперт отдела по надзору в сфере охоты, за ООПТ и разрешительной деятельности и Матвеев Г.Г. - государственный инспектор РФ по охране природы по РБ, главный специалист-эксперт отдела по надзору в сфере охоты, за ООПТ и разрешительной деятельности.
В п.5 указанного приказа предусмотрено, что контрольное мероприятие проводится с целью проверки информации Республиканской службы по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, контролю и надзору в сфере природопользования, в котором усматриваются признаки ненадлежащего исполнения требований по ведению государственного учета, государственного кадастра и государственного мониторинга объектов животного мира, что может явиться следствием причинения вреда животным и окружающей среде.
Таким образом, из вышеуказанного приказа №200 от 08.04.2015г. следует, что в качестве основания для проведения внеплановой проверки Управление указало причинение вреда животным и окружающей среде, что подпадает под основание, предусмотренное пунктом б) ч.2 ст.10 ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Судом из материалов дела установлено, что внеплановая проверкапроведена с целью проверки информации Республиканской службы по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, контролю и надзору в сфере природопользования от 25.03.2015г., согласно которой ежегодно в Службу предоставляют:
отчет о зимнем маршрутном учете охотничьих животных на электронном носителе – Тункинский национальный парк,
итоговую информацию о численности охотничьих животных по данным ЗМУна бумажных носителях– ГПБЗ «Байкальский» и ФГУ «Заповедное Подлеморье».
Иные данные государственного учета, мониторинга и кадастра в отношении охотничьих ресурсов, а также объемы мероприятий в рамках ведения данных работ от указанными учреждениями в Росприроднадзор не предоставлялись.
Между тем, анализ указанной в письме Бурприроднадзора от 25.03.2015г. информации не позволяет суду сделать вывод о том, что такая информация содержит факты возникновения угрозы причинения вреда животным и окружающей среде, либо факты причинения вреда животным и окружающей среде, при наличии которых проведенную внеплановую проверку юридического лица можно было бы считать основанной на законе.
Суд считает, что сам по себе факт не представления ФГБУ «Заповедное Подлеморье»данных государственного мониторинга и кадастра объектов животного мира при отсутствии конкретных фактов причинения вреда животным и окружающей среде, наличие которых является императивным требованием, не может служить основанием для назначения внеплановой документарной проверки. Исходя из этого, районный суд соглашается с выводом мирового судьи о том, что информация Бурприроднадзора от 25.03.2015г. не могла служивать основанием для проведения внеплановой проверки, данная информация не содержит сведений ни о возникновении угрозы причинения вреда животным, растениям, окружающей среде, ни о фактах причинения такого вреда.
В соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела мировой судья установил все фактические и юридически значимые обстоятельства, подлежащие доказыванию, необходимые для правильного разрешения дела, предусмотренные ст.26.1 КоАП РФ, дал надлежащую правовую оценку действиям должностного лица Зеленовского М.Г. и пришел к обоснованному выводу о его виновности в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.6.1 КоАП РФ.
Нарушений норм материального и процессуального права мировым судьей не допущено, наказание определено с соблюдением положений ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ с учетом характера совершенного административного правонарушения и личности правонарушителя в пределах санкции ч. 1 ст. 19.6.1 КоАП РФ, в связи с чем, оснований для отмены судебного постановления не имеется.
Доводы заявителя об исполнении им, как гражданским служащим, правомерного поручения руководителя при установлении судом отсутствия законных оснований для проведения внеплановой проверки, не имеют правового значения, потому подлежат отклонению.
Руководствуясь п.1 ч.1 ст.30.7 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, суд,
РЕШИЛ:
Постановление мирового судьи судебного участка №1 Советского района г.Улан-Удэ Маншеева Н.Н., исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка №2 Советского района г.Улан-Удэ, от 18февраля 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.6.1 КоАП РФ, в отношении должностного лица Зеленовского ... оставить без изменения, жалобу Зеленовского М.Г. - без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу немедленно после оглашения и может быть обжаловано в порядке надзора.
Судья Д.Н.Бадмаева
Копия верна: