Именем Российской Федерации
05 июля 2016 года |
г. Магнитогорск |
Ленинский районный суд г. Магнитогорска Челябинской области в составе
председательствующего судьи |
Воробьёвой Т.А. |
при секретаре |
Ивановой Р.З., |
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Серебряковой Г.Г. к ГУ УПФ РФ в городе Магнитогорске Челябинской области о признании права на ежемесячную денежную выплату, установленную для участников Великой Отечественной войны, о возложении обязанности по установлению и выплате ежемесячной денежной выплаты в размере, установленном для участников, о взыскании недополученной денежной выплаты,
У С Т А Н О В И Л:
Серебрякова Г.Г. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Магнитогорске Челябинской области (далее УПФР в г. Магнитогорске Челябинской области) о признании права на ежемесячную денежную выплату в размере, установленном для участников Великой Отечественной войны, о возложении обязанности по установлению и выплате ежемесячной денежной выплаты в размере, установленном для участников Великой Отечественной войны, с ДД.ММ.ГГГГ, о взыскании недополученной денежной выплаты в размере <данные изъяты> коп.
В обоснование заявленных требований истец указала на то, что является матерью военнослужащего С.А.В., погибшего в результате наступательных боевых действий в трех километрах восточнее населенного пункта Шали, при исполнении обязанностей военной службы, в связи с чем, имела право на льготы и преимущества, установленные Федеральным законом "О ветеранах", которые по своему объему соответствовали льготам, установленным для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих. С ДД.ММ.ГГГГ установленные данным законом льготы были преобразованы в ежемесячную денежную выплату, размер которой стал значительно ниже, чем размер единовременной денежной выплаты, назначаемой участникам Великой Отечественной войны. Ссылаясь на Закон СССР от 01 августа 1989 года N 313-1 "О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения", считает свои права на получение мер социальной поддержки в большем объеме нарушенными.
В судебное заседание истец не явилась, в судебном заседании 27.06.2016 года требования поддержала по основаниям, изложенным в иске.
Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика ГУ УПФР в городе Магнитогорске – Стефанюк А.У. исковые требования не признала. Представила в суд возражения на иск.
Представитель третьего лица Администрации г. Магнитогорска Челябинской области в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, представил в суд отзыв на исковое заявление и ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд полагает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:
Судом установлено, что Серебрякова Г.Г. является матерью военнослужащего С.А.В., погибшего ДД.ММ.ГГГГ при исполнении обязанностей военной службы в Чеченской Республике.
Данные обстоятельства подтверждаются извещением Военного комиссариата Орджоникидзевского района г. Магнитогорска №, свидетельством о смерти С.А.В. (л.д. 12, 13).
ДД.ММ.ГГГГ истцу выдано удостоверение, согласно которому Серебрякова Г.Г. имеет право на льготы и преимущества, установленные законодательством для родителей и жен погибших военнослужащих на основании ст. 21 Федерального закона "О ветеранах" (л.д. 17).
На заявление Серебряковой Г.Г. об установлении ежемесячной денежной выплаты в размере, установленном для участников Великой Отечественной войны, ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Магнитогорске ДД.ММ.ГГГГ ответило отказом со ссылкой на отсутствие у нее права на получение ежемесячной денежной выплаты в размере, установленном для ветеранов Великой Отечественной войны, поскольку, такое право распространяется только на родителей военнослужащих, которые погибли при исполнении обязанностей военной службы до 16.01.1995 года (дата вступления в силу Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах»), поскольку до указанной даты родителям уже предоставлялись льготы и преимущества, предусмотренные ранее действовавшим Законом СССР от 01.08.1989 № 313-1 «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения» для участников Великой Отечественной войны. Соответственно такие льготы и преимущества сохранились за ними и после 16.01.1995 года. Учитывая, что право на льготы по категории «член семьи погибшего (умершего) военнослужащего» приобретены Серебряковой Г.Г. только после ДД.ММ.ГГГГ, а значит в соответствии со ст. 21 Закона «О ветеранах», оснований для установления ЕДВ в повышенном размере не имеется (л.д. 15).
Федеральным законом N 5-ФЗ от 12 января 1995 года "О ветеранах", вступившим в силу с 16 января 1995 года, определен круг лиц, относящихся к ветеранам, и установлены меры социальной защиты для отдельных категорий ветеранов и членов их семей, при этом предусмотрен различный объем мер социальной защиты указанных категорий граждан, в том числе для участников войны, а также лиц, приравненных к ним, и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий и приравненных к ним лиц.
Согласно Определению Конституционного Суда РФ N 1125-О-О от 13 октября 2009 года, различия в размерах ежемесячных денежных выплат основаны на объективных обстоятельствах, связанных также и с моментом приобретения того или иного правового статуса.
Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ внесены изменения в ряд законодательных актов Российской Федерации, в том числе в Федеральный закон N 5-ФЗ "О ветеранах", в связи с чем система мер социальной защиты ветеранов, включая участников Великой Отечественной войны, была преобразована в систему социальной поддержки, в рамках которой основная часть ранее предоставлявшихся ветеранам льгот в натуральной форме была заменена ежемесячной денежной выплатой, размер которой установлен пунктом 4 ст. 23.1 Федерального закона N 5-ФЗ для каждой категории граждан различный (для участников Великой Отечественной - войны в большей сумме, чем для членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий).
До 16 января 1995 года действовал Закон СССР от 01 января 1989 года N 313-1 "О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения", статьей 7 которого на родителей и жен военнослужащих, погибших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного на фронте, были распространены льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.
В соответствии с п. 3 ст. 11 Федерального закона N 5-ФЗ "О ветеранах", в редакции, действовавшей до 01 января 2005 года, было установлено, что права и льготы, а также другие меры социальной защиты ветеранов и членов их семей, ранее установленные законодательством СССР и законодательством Российской Федерации, не могут быть отменены без равноценной замены.
Согласно Определениям Конституционного Суда РФ от 13 октября 2009 года N 1125-О-О, от 15 июля 2010 года N 1017-О-О, от сентября 2010 года N 1206-О-О, от 23 сентября 2010 года N 1207-О-О, от февраля 2011 года N 246-О-О, от 18 октября 2012 года N 1986-О, в связи с принятием Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации)) и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" законодатель, изменив систему социальной Защиты, предусмотрел гарантии сохранения ранее достигнутого уровня социальной защищенности граждан.
В соответствии с целями данного Федерального закона, указанными в его преамбуле, статьей 23.1 Федерального закона "О ветеранах" членам семьи военнослужащего, погибшего при исполнении обязанностей военной службы, предоставлено право на ежемесячную денежную выплату. Данная норма направлена на восполнение потерь для граждан, ранее являвшихся получателями льгот в натуральной форме, представляет собой неотъемлемую составляющую социальной поддержки ветеранов и членов их семей и не может рассматриваться как нарушающая конституционные права и свободы граждан.
Члены семей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, с учетом ранее приобретенного ими в соответствии с предписаниями ст. 7 Закона СССР "О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения" правового статуса, пользовались мерами социальной защиты, установленными для участников войны, тогда как для членов семей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы и не приобретших статуса участников ВОВ на основании ранее действовавшего законодательства, предусмотрен иной объем мер социальной защиты.
Взаимосвязанные положения ст. 23.1 Федерального закона "О ветеранах" и п. 19 ст. 44 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, предусматривающие установление ежемесячной денежной выплаты родителям военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, с учетом ранее приобретенного правового статуса и обусловленного им объема льгот, которыми пользовались до 01 января 2005 года, отличной от размера выплаты участникам войны, не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права граждан.
Согласно Определению Конституционного Суда РФ от 04 апреля 2007 года N 331-О-П, не допускается установление родителям и женам военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, у которых до 01 января 2005 года в соответствии с Законом СССР N 313-1 возникло и было реализовано право пользования льготами, предусмотренными для участников ВОВ из числа военнослужащих, ЕДВ в размере ниже размера данной выплаты, назначаемой в соответствии с подпунктом 2 пункта 4 статьи 23.1 ФЗ "О ветеранах". К кругу лиц, у которых до 01 января 2005 года в соответствии с Законом СССР N 313-1 возникло и было реализовано право пользования такими льготами, относятся родители и жены военнослужащих, гибель или смерть которых наступила до 16 января 1995 года, то есть до даты вступления в силу ФЗ "О ветеранах", в то время как датой смерти сына истца является ДД.ММ.ГГГГ.
С учетом изложенного, время гибели военнослужащего при установлении размера ЕДВ имеет юридическое значение.
При новом правовом регулировании, когда у истицы уже возникло право на указанную меру социальной поддержки (ЕДВ), с принятием Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий уже не были отнесены к участникам Великой Отечественной войны.
С 01 января 2005 года размер ЕДВ для участников Великой Отечественной войны был установлен в размере 1050 руб., а для членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, членов семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также членов семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда - 150 руб.
Несостоятельными суд находит доводы истца и представителя истца о том, что различий в перечне льгот, которые распространяются на членов семей военнослужащих, погибших при исполнении служебных обязанностей (обязанностей военной службы) после 16 января 1995 года не имеется, а перечень мер социальной поддержки зависит не от даты гибели (смерти) военнослужащего, а от категории ветеранов, к которой относился погибший (умерший) в соответствии с законодательством.
Вышеуказанная позиция истца не соответствует законодательству РФ, поскольку право на получение мер социальной поддержки, предоставленных государством, возникло у истицы только после гибели ДД.ММ.ГГГГ ее сына – С.А.В.. после вступления в действие ФЗ "О ветеранах".
Закон СССР от 01 августа 1989 года N 131-1 "О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения" утратил силу с 16 января 1995 года в связи с принятием Федерального 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах".
При новом правовом регулировании, когда у Серебряковой Г.Г. уже возникло право на указанную меру социальной поддержки - ежемесячную денежную выплату, с принятием Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, а также приравненных к ним лиц, уже не были отнесены к участникам Великой Отечественной войны.
Определяющим фактором для разрешения возникшего спора является дата гибели военнослужащего, поскольку к лицам, у которых до 01 января 2005 года в соответствии с Законом N 131-1, возникло право пользования соответствующими льготами, относятся родители и жены военнослужащих, погибших вследствие ранения, контузии, увечья, полученных при исполнении воинских обязанностей, гибель или смерть которых наступила до 16 января 1995 года.
Члены семей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, с учетом ранее приобретенного ими в соответствии с предписаниями ст. 7 Закона СССР "О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения" правового статуса пользовались мерами социальной защиты, установленными для участников войны, тогда как для членов семей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы и не приобретших статуса участников войны на основании ранее действовавшего законодательства, был предусмотрен иной объем мер социальной защиты.
Такое правовое регулирование было направлено на сохранение ранее предоставлявшегося членам семей, в том числе родителям, военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, объема мер социальной защиты, что согласовывалось с предписаниями Конституции Российской Федерации и не нарушало конституционный принцип равенства.
Согласно ст. 23.1 Федерального закона "О ветеранах", ежемесячная денежная выплата представляет собой неотъемлемую составляющую социальной поддержки ветеранов и членов их семей, по своей правовой природе направленную на восполнение потерь для граждан, ранее являвшихся получателями натуральных льгот и гарантий, и тем самым - на обеспечение гарантирования стабильности их юридического статуса (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2005. года N 502-О).
Введенные п. 4 ст. 23.1 Федерального закона "О ветеранах" размеры ежемесячной денежной выплаты различаются в зависимости от категории ветеранов и членов их семей. Такая дифференциация основана на объективных обстоятельствах, связанных в том числе с моментом приобретения соответствующего правового статуса (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 13 октября 2009 года N 1125-О-П).
Таким образом, взаимосвязанные положения ст. 23.1 Федерального закона "О ветеранах" и п. 19 ст. 44 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, предусматривающие установление ежемесячной денежной выплаты членам семей погибших при исполнении обязанностей военной службы военнослужащих с учетом ранее приобретенного ими правового статуса и обусловленного им объема льгот, которыми они пользовались до 01 января 2005 года, в размере, отличном от размера такой выплаты участникам войны, не могут расцениваться как нарушающие конституционные права граждан.
При таких обстоятельствах суд не усматривает оснований для удовлетворения исковых требований.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░ ░░░ ░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░