Судья: Малород М.Н. Дело №2а-113/19
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
21 января 2019 года г. Аксай
Аксайский районный суд Ростовской области в составе:
председательствующего судьи Малород М.Н.
при секретаре Плехановой Ю.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному исковому заявлению Соловьева Антона Андреевича к административному ответчику Ростовской таможне о признании незаконным
- Требования Ростовской таможни об уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидепинговых, компенсационных пошлин, процентов и пени,
- Решения Ростовской таможни о не разрешении въезда в РФ,
установил:
Соловьев А.А. обратился в суд с административным иском к Ростовской таможне и просил признать незаконным Уведомление Ростовской таможни о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пени от ... г. № ..., и решение Ростовской таможни от ... г. о неразрешении въезда в Российскую Федерацию.
В обоснование иска заявитель указал следующие обстоятельства.
... г. гражданином Украины Соловьевым А.А. через таможенный пост МАПП Гуково Ростовской таможни было перемещено на таможенную территорию Таможенного союза транспортное средство марки «ВАЗ 21093», госномер № ..., VIN: № ..., 1989 года выпуска.
На указанное транспортное средство был оформлен временный ввоз по ПТД № ... сроком до ... г..
... г. автомобиль был угнан Саргсяном Г.В., разобран им на запчасти и продан.
По данному факту было возбуждено уголовное дело и ... г. Ворошиловским районным судом г. Ростова-на-Дону был вынесен приговор. Истцу были возвращены только два колеса, о чем имеется постановление о возвращении вещественных доказательств.
Таким образом, административный истец не смог вывезти указанный автомобиль в срок до ... г..
... г. Ростовской таможней на имя истца выставлено Уведомление о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пени № ...
Кроме того, ... г., в связи с неисполнением Соловьевым А.А. вышеуказанного Уведомления Ростовской таможней принято решение в отношении истца о не разрешении въезда в Российскую Федерацию.
Административный истец считает действия таможенного органа по выставлению оспариваемого Уведомления о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пени от ... г. № ... и Решение Ростовской таможни от ... г. о не разрешении въезда в Российскую Федерацию незаконными, поскольку в соответствии с положениями Таможенного кодекса Евразийского экономического союза в случае безвозвратной утраты временно ввезенного товара для личного пользования вследствие непреодолимой силы обратный вывоз таких товаров с таможенной территории Союза не производится. Угон принадлежащего ему транспортного средства, и его последующая утрата свидетельствует о его безвозвратной утрате, в связи с чем, по мнению административного истца, он не обязан осуществлять вывоз автомобиля. На момент выставления уведомления о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пени от ... г. № ... автомобиль был угнан и безвозвратно утерян.
В судебное заседание административный истец Соловьев А.А. не явился. О месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Суд, руководствуясь требованиями ст. 150 КАС РФ пришел к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие административного истца.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности №...1 от ... г. и ордеру № ... от ... г. адвокат Тихонова Ю.В. полностью поддержала требования иска по основаниям и обстоятельствам, изложенным в административном иске.
Представитель административного ответчика Ростовской таможни по доверенности № ... от ... г. Щербаченко Н.А., возражала против удовлетворения административного иска Соловьева А.А. Представила суду письменный отзыв на административный иск, который приобщен судом к материалам дела ( л.д. 32-36).
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства по делу, представленные каждой из сторон, суд приходит к выводу об отказе Соловьеву А.А. в удовлетворении административного иска по следующим основаниям.
В соответствии ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного илц муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и зоконные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из положений п. 2 ст. 1 ТК ЕАЭС, вступившего в силу 01.01.2018, таможенное регулирование в Союзе осуществляется в соответствии с регулирующими таможенные правоотношения международными договорами, включая ТК ЕАЭС, и актами, составляющими право Евразийского экономического союза, а также в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014.
В соответствии с п. 1 ст. 444 «Общие переходные положения» ТК ЕАЭС Кодекс применяется к отношениям, регулируемым международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и возникшим со дня его вступления в силу.
Поскольку рассматриваемые правоотношения возникли до вступления в силу с 01.01.2018 ТК ЕАЭС, судом при разрешении спора применятся норма права, действующие на момент возникновения рассматриваемых правоотношений.
Согласно ч. 2 ст. 358 ТК ТС иностранные физические лица вправе временно ввозить на таможенную территорию ЕАЭС транспортные средства для личного пользования, зарегистрированные на территории иностранных государств, на срок своего временного пребывания, но не более чем на один год, с освобождением от уплаты таможенных платежей.
На момент возникновения рассматриваемых правоотношений порядок перемещения физическими лицами через таможенную границу Евразийского экономического союза товаров для личного пользования и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском, регламентировался главой 49 Таможенного кодекса Таможенного союза и документами, изданными в ее развитие, в частности Соглашением между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан, Правительством Российской Федерации от 18.06.2010 «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском».
Согласно п. 4 ст. 14 Соглашения обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных на территории иностранного государства, перемещенных через таможенную границу физическими лицами, возникает у декларанта с момента регистрации таможенным органом пассажирской таможенной декларации, представленной для выпуска с целью временного нахождения.
В соответствии с п.п. 22 и 23 Приложения 3 к Соглашению транспортные средства для личного пользования, зарегистрированные на территории иностранных государств и временно ввезенные на таможенную территорию Таможенного союза, освобождаются от уплаты таможенных платежей.
В соответствии с п. 3 ст. 11 Соглашения до истечения срока временного ввоза транспортные средства для личного пользования, зарегистрированные на территории иностранного государства, временно ввезенные на таможенную территорию Таможенного союза, подлежат таможенному декларированию таможенному органу с целью выпуска в свободное обращение, обратного вывоза или помещения под таможенные процедуры, установленные ТК ТС.
Согласно под. 2 п. 6 ст. 14 Соглашения при утрате временно ввезенных транспортных средств в период срока их временного ввоза, установленного таможенным органом, за исключением уничтожения (безвозвратной утраты) вследствие аварии или действия непреодолимой силы либо в результате естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки) и хранения, наступает срок уплаты таможенных пошлин, налогов, которым является день утраты, а если этот день не установлен - день регистрации таможенным органом ПТД, поданной для выпуска для личного пользования с целью временного нахождения.
Согласно приговору Ворошиловского районного суда г. Ростова-на-Дону от ... г. транспортное средство марки «ВАЗ 21093», госномер № ВВ7473BI, VIN: № ..., 1989 года выпуска, ... г. было похищено Саргсяном А.А., автомобиль был разобран на запчасти, часть которых продана, часть - утилизирована.
Таким образом, в связи с утратой транспортного средства для личного пользования у Соловьева А.А. возникла обязанность по уплате таможенных платежей, срок уплаты - ... г. (день утраты транспортного средства).
В соответствии с п. 2 ст. 268 ТК ЕАЭС лицо освобождается от исполнения возникшей у него при перемещении через таможенную границу ЕАЭС товаров публично-правовой обязанности по уплате таможенных платежей, в том числе в случаях, если эти товары на таможенной территории ЕАЭС отсутствуют в связи с их обратным вывозом (как это предусмотрено подпунктами 4, 5 пункта 2 статьи 268 ТК ЕАЭС), либо уничтожением вследствие аварии или действия непреодолимой силы (с учетом положений, предусмотренных подпунктом 7 пункта 2 статьи 268 ТК ЕАЭС, частью 2 статьи 88 Закона о таможенном регулировании).
В соответствии с ч. 3 ст. 401 ГК РФ под непреодолимой силой понимаются чрезвычайные и непредотвратимые при данных условиях обстоятельствах. К таким обстоятельствам относятся преимущественно разного рода стихийные явления (землетрясения, наводнение, пожары, и т.д.), а также ряд явлений общественной жизни (военные действия, эпидемии, и т.д.) при условии, что они носят чрезвычайный характер и не могли быть предотвращены лицом при принятии им всех возможных мер.
Преступные действия третьих лиц не относятся к обстоятельствам непреодолимой силы, ввиду отсутствия признаков чрезвычайности и объективной непредотвратимости, следовательно, хищение транспортного средства не является основанием для освобождения физического лица от обязанности по уплате таможенных платежей за утраченное и не вывезенное в установленные таможенным органом сроки временного ввоза транспортное средство.
Согласно разъяснениям, приведенным в п. 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.05.2016 №18 «О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства», при разрешении споров, связанных с уплатой ввозных таможенных пошлин, налогов в случае уничтожения (безвозвратной утраты) временно ввезенных транспортных средств, зарегистрированных на территории иностранных государств, вследствие аварии или действия непреодолимой силы (далее - авария), судам следует учитывать положения пункта 2 статьи 80, пункта 2 статьи 283 и пункта 6 статьи 358 ТК ТС, предусматривающих возможность прекращения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов. Обстоятельством, исключающим обязанность по уплате таможенных платежей, может признаваться неправомерное завладение (хищение, угон) транспортным средством, в результате которого невозможен его обязательный вывоз.
При этом судам необходимо проверять, обращалось ли лицо в компетентные органы по факту хищения (угона) транспортного средства, а также выяснять иные обстоятельства, связанные с выбытием транспортного средства из владения декларанта, в том числе учитывать сведения, характеризующие потерпевшего, принимать во внимание частоту угонов (хищений) ввозимых им транспортных средств.
Из системного толкования вышеназванных нормативных положений с учетом приведенных разъяснений следует, что сам по себе факт хищения транспортного средства, в результате которого невозможен его обязательный вывоз в установленный срок, не является достаточным основанием для прекращения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, без учета иных обстоятельств (в числе прочих и субъективного характера), связанных с выбытием транспортного средства из владения декларанта.
В ходе рассмотрения дела административным истцом не представлено доказательств, что он действовал с той степенью заботливости и осмотрительности, какая требовалась в целях надлежащего исполнения таможенных обязанностей, и что со стороны истца к этому были приняты все меры в целях сохранности транспортного средства – помещение его на охраняемую стоянку, оснащение специальными средствами сигнализации, иные меры.
Кроме того, от административного истца в таможенный орган до окончания срока временного ввоза транспортного средства не поступало какой-либо информации о том, что указанное транспортное средство было угнано.
В связи с нарушением срока временного ввоза (не вывоз транспортного средства в установленный срок) Ростовской таможней в адрес Соловьева А.А. направлено Уведомление о не уплаченных в срок суммах таможенных платежей № ... от ... г. (л.д. 10-11) по всем имеющимся в распоряжении таможенного органа адресам.
В связи с отсутствием оснований для освобождения административного истца от обязанности по уплате таможенных платежей, оснований для признания незаконным Уведомления Ростовской таможни о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, налогов, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пени от № ... от ... г., не имеется.
Согласно п. 4 ст. 270 ТК ЕАЭС в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении товаров для личного пользования таможенный орган в порядке и сроки, которые устанавливаются законодательством государств-членов, направляет плательщику таможенных пошлин, налогов, а также лицам, которые в соответствии с ТК ЕАЭС несут с плательщиком таможенных пошлин, налогов солидарную обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов или, если это предусмотрено законодательством государств-членов, - субсидиарную обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, уведомление о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, налогов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 5 статьи 270 ТК ЕАЭС, и случаев, установленных законодательством государств-членов в соответствии с пунктом статьи 6 ТК ЕАЭС. Форма указанного уведомления, порядок и срок исполнения указанных в нем требований устанавливаются в соответствии с законодательством государств-членов.
В Российской Федерации порядок взыскания таможенных пошлин, налогов и пеней до 04.09.2018 (дата вступления в силу Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации») регламентировался главой 18 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации».
В силу ч. 1 ст. 150 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» принудительное взыскание таможенных пошлин, налогов производится с плательщиков таможенных пошлин, налогов либо за счет стоимости товаров, в отношении которых таможенные пошлины, налоги не уплачены.
В соответствии с ч. 3 ст. 150 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» до применения мер по принудительному взысканию таможенных пошлин, налогов таможенный орган выставляет плательщику таможенных пошлин, налогов требование об уплате таможенных платежей в соответствии со статьей 152 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации»".
Согласно положениям ст. 152 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» требование об уплате таможенных платежей представляет собой извещение таможенного органа в письменной форме о не уплаченной в установленный срок сумме таможенных платежей, а также об обязанности уплатить в установленный этим требованием срок не уплаченную сумму таможенных платежей, пеней и (или) процентов.
Частью 5 ст. 152 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» установлено, что требование об уплате таможенных платежей должно быть направлено плательщику таможенных пошлин, налогов не позднее 10 рабочих дней со дня обнаружения фактов неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей, в том числе если указанные факты выявлены при осуществлении таможенного контроля после выпуска товаров, включая проверку достоверности сведений, заявленных при проведении таможенных операций, связанных с выпуском товаров.
Уведомление № .../№ ... от ... г. о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, налогов, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пени было направлено административному истцу в установленный срок.
Судом не установлено нарушений процедуры направления уведомления. Относительно ошибок при расчете подлежащих уплате таможенных платежей и пеней административным истцом не заявлено. Судом проверена правильность расчета таможенных платежей и пеней, нарушений не установлено.
Пунктом 10 ч. 1 ст. 27 Федерального закона от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» предусмотрено, что въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства не разрешается в случае, если иностранный гражданин или лицо без гражданства в период своего предыдущего пребывания в Российской Федерации уклонились от уплаты налога или административного штрафа либо не возместили расходы, связанные с административным выдворением за пределы Российской Федерации либо депортацией, - до осуществления соответствующих выплат в полном объеме. Порядок погашения иностранными гражданами и лицами без гражданства такой задолженности определяется Правительством Российской Федерации.
На основании данной нормы в порядке, определенном Постановлением Правительства РФ от 14.01.2015 № 12 «О порядке принятия решения о не разрешении въезда в Российскую Федерацию в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства», Приказом ФТС России от 08.08.2017 № 1288 «Об утверждении Порядка рассмотрения материалов, содержащих обстоятельства, являющиеся основанием для принятия (отмены) решения о не разрешении въезда в Российскую Федерацию в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, а также форм решения о не разрешении въезда в Российскую Федерацию в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, решения об отмене решения о не разрешении въезда в Российскую Федерацию в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, уведомления иностранного гражданина или лица без гражданства о принятом решении о не разрешении въезда в Российскую Федерацию» в связи с неисполнением Соловьевым А.А. Уведомления о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пени от ... г. № ..., в срок, определенный ч. 19 ст. 73 Федерального закона о таможенном регулировании, Ростовской таможней было принято решение о не разрешении въезда в Российскую Федерацию в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства от ... г. № ...
Так как в данном случае судом не установлено нарушений прав, свободы и законных интересов административного истца со стороны таможенного органа, действующего в соответствии с требованиями закона и возложенными государством на данный орган обязанностями, оснований для удовлетворения административного искового заявления Соловьева А.А. не имеется.
На основании вышеизложенного, руководствуясь требованиями ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд,
решил:
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 28 ░░░░░░ 2018 ░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░