Судья Середа А.Н. дело № 7-122 2017 г.
Р Е Ш Е Н И Е
20 июля 2017 года город Майкоп
Судья Верховного суда Республики Адыгея Шишев Б.А., рассмотрев жалобу представителя лица, привлеченного к административной ответственности Юзбашова А.С. – Бжемуховой Ф.А. на постановление судьи Майкопского городского суда от 06.07.2017 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ, рассмотренном в отношении Юзбашова А.С.,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Майкопского городского суда от 06.07.2017 г. Юзбашов А.С. подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 2000 рублей с принудительным административным выдворением за пределы Российской Федерации, за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ, выразившегося в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении установленного срока – с 07.11.2015 г. проживал без постановки на миграционный учет.
В жалобе, поданной на постановление, представитель Бжемухова Ф.А. просит его изменить, исключив наказание в виде административного выдворения. При этом в жалобе указывает, что доказательств, подтверждающих необходимость применения такой меры ответственности как административное выдворение, не представлено, судом не исследовано наличие тесных семейных связей Юзбашова А.С. на территории Российской Федерации, что может означать вмешательство в семейную жизнь, являющееся недопустимым в силу сложившихся норм международного права, в частности Конвенции о защите прав человека и основных свобод, согласно которой не допускается вмешательство государства в осуществление права на уважение личной и семейной жизни.
Проверив доводы жалобы, изучив административный материал, заслушав Юзбашова ФИО9, его представителя Бжемухову Ф.А., поддержавших доводы жалобы, свидетелей ФИО10, ФИО1, ФИО2, оценив в совокупности доказательства, собранные по делу, прихожу к следующему.
Согласно ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что в результате проверки паспортного режима было выявлено, что гражданин Армении Юзбашов ФИО9 нарушил режим пребывания на территории РФ, выразившийся в уклонении от выезда за пределы РФ по истечении срока пребывания, чем совершила административное правонарушение, предусмотренное ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ,
Таким образом, действия Юзбашова А.С. образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ.
Вместе с тем, при назначении наказания не в полной мере учтены требования ч. 2 ст. 4.1 КоАП РФ, согласно которой при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
В силу ч. 2 ст. 1.1 КоАП РФ данный Кодекс основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах Российской Федерации.
Согласно положениям ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (г. Рим, 4 ноября 1950 года) каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни. Не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
Санкция ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ предусматривает наложение административного штрафа в размере от 2000 до 5000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
В Постановлении от 14 февраля 2013 года № 4-П Конституционный Суд Российской Федерации признал, что устанавливаемые в законодательстве об административных правонарушениях правила применения мер административной ответственности должны не только учитывать характер правонарушения, его опасность для защищаемых законом ценностей, но и обеспечивать учет причин и условий его совершения, а также личности правонарушителя и степени его вины, гарантируя тем самым адекватность порождаемых последствий (в том числе для лица, привлекаемого к ответственности) тому вреду, который причинен в результате административного правонарушения, не допуская избыточного государственного принуждения и обеспечивая баланс основных прав индивида (юридического лица) и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от административных правонарушений; иное - в силу конституционного запрета дискриминации и выраженных в Конституции Российской Федерации идей справедливости и гуманизма - было бы несовместимо с принципом индивидуализации ответственности за административные правонарушения (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19 марта 2003 года N 3-П, от 13 марта 2008 года N 5-П, от 27 мая 2008 года N 8-П, от 13 июля 2010 года N 15-П, от 17 января 2013 года N 1-П и др.).
В рассматриваемом случае обстоятельств, отягчающих административную ответственность, судьей городского суда не установлено.
При рассмотрении дела судом, в нарушение требований ст. 26.1 КоАП РФ, сведения о личности лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, а также обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела исследовались не в полном объеме.
Из документов, приложенных к жалобе, а также обстоятельств, установленных судом при рассмотрении жалобы, следует, что на территории Российской Федерации проживают родители Юзбашова А.С., согласно справке МСЭ №, его отец – ФИО4 является инвалидом второй группы, в связи с чем, Юзбашов А.С. осуществляет за ними уход.
Юзбашов А.С. имеет постоянное место жительства в <адрес>, что подтверждается справкой о составе семьи № и общественной характеристикой председателя ТОС.
Кроме того, из показаний, допрошенных в качестве свидетелей матери, сожительницы и сестры Юзбашова А.С. следует, что по указанному адресу вместе с ним проживает его несовершеннолетний сын – ФИО5, находящийся на его иждивении и являющийся гражданином Российской Федерации.
Также согласно протоколу ультразвукового исследования Арутюнян Нарине, которая является сожительницей Юзбашова А.С., находится на 5 неделе беременности. За пределами Российской Федерации, в том числе в Республике Армения, родственников и жилья не имеет.
Назначение наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, такой меры ответственности, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения баланса публичных и частных интересов в рамках производства по делам об административных правонарушениях.
В соответствии с п. 2 ст. 27 ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства не разрешается в случае, если в отношении иностранного гражданина вынесено решение об административном выдворении за пределы Российской Федерации, в течение пяти лет со дня административного выдворения за пределы Российской Федерации, что не исключает серьезного вмешательства со стороны государства в осуществление права Юзбашова А.С. на уважение семейной жизни.
Мотивы в обоснование назначения Юзбашову А.С. наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации, позволяющие сделать вывод о том, что имелась необходимость применения к нему такой меры ответственности, судьей городского суда в постановлении не приведены.
С учетом конкретных обстоятельств настоящего дела назначение Юзбашову А.С. административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации противоречит требованиям ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.
Принимая во внимание выраженную в упомянутом Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации правовую позицию, постановление судьи Майкопского городского суда от 06.07.2017 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ, подлежит изменению путем исключения из него указания на назначение Юзбашову А.С. административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь п. 2 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
постановление судьи Майкопского городского суда от 06.07.2017 г. в отношении Юзбашова ФИО9 по ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ изменить. Исключить из него указание на назначение наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации. В остальной части постановление оставить без изменения.
Судья Верховного Суда
Республики Адыгея – Шишев Б.А.
Копия верна:
судья Верховного суда
Республики Адыгея Б.А. Шишев