Докладчик: Никифорова Р.Ф. Дело №33-3036-12
Судья: Балашникова В.П.
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
17 сентября 2012 года г.Чебоксары
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе:
председательствующего Никифоровой Р.Ф.,
судей Агеева О.В., Савельевой Г.В.,
при секретаре Туркиной О.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Иголкина И.Л. о признании представления прокурора г.Новочебоксарск незаконным,
поступившее по апелляционному представлению прокурора г.Новочебоксарск на решение Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 23 июля 2012 года, которым постановлено:
Признать представление прокурора г.Новочебоксарск «Об устранении нарушений федерального законодательства о противодействии коррупции» от 22 июня 2012 года №03-03-12 незаконным.
Заслушав доклад судьи Никифоровой Р.Ф., судебная коллегия
у с т а н о в и л а :
22 июня 2012 года прокурором г.Новочебоксарск Чувашской Республики в адрес <данные изъяты> Новочебоксарского городского собрания депутатов ФИО. вынесено представление «Об устранении нарушений федерального законодательства о противодействии коррупции». В представлении прокурора указано, что Иголкин И.Л. в числе <данные изъяты> городского собрания не представил работодателю сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, которые необходимо им представить во исполнение требований ч.7.1 ст.40 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ст.8 Федерального закона от 25.12.2008г №273-ФЗ «О противодействии коррупции». В этом же представлении указано о безотлагательном его рассмотрении, принятии мер по устранению указанных нарушений и обеспечению надлежащего выполнения требований законодательства в последующем, а также решения вопроса о привлечении к дисциплинарной ответственности виновных лиц.
Не согласившись с данным представлением, Иголкин И.Л. обратился в суд с заявлением о признании его незаконным по тем основаниям, что представление прокурора возлагает на него, как на <данные изъяты> городского собрания, не являющегося муниципальным служащим и осуществляющим свои полномочия <данные изъяты> без отрыва от основной деятельности <данные изъяты> дополнительные обязанности.
В судебном заседании заявитель Иголкин И.Л. поддержал свое заявление.
Представитель заинтересованного лица – Новочебоксарского городского собрания депутатов Ильина Е.А. также просила признать представление прокурора незаконным, поскольку заявитель не является муниципальным служащим, в связи с чем на него не распространяются ограничения и запреты, изложенные в ФЗ «О противодействии коррупции».
Прокурор Александрова Н.В. в судебном заседании просила производство по делу прекратить, ввиду отзыва прокуратурой оспариваемого представления и отсутствием предмета рассмотрения.
Заявитель Иголкин И.Л. возражал против прекращения производства по делу.
Судом вынесено указанное выше решение, на которое прокурором г.Новочебоксарск ЧР принесено апелляционное представление.
В апелляционном представлении ставится вопрос об отмене решения суда и прекращении производства по делу, в связи с отзывом прокурором своего представления.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, выслушав выступление прокурора Абросеева Р.В., поддержавшего представление, объяснения заявителя Иголкина И.Л. и выступление представителя заинтересованного лица – Новочебоксарского городского собрания депутатов ЧР Курочкина К.Е., возражавших против удовлетворения представления, судебная коллегия приходит к следующему.
Рассматривая заявление Иголкина И.Л. по правилам главы 25 ГПК РФ, т.е. в порядке производства по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, суд установил, что к моменту разрешения его по существу оспариваемое заявителем представление прокурором было отозвано 12.07.2012 года, в связи с чем участвующий в процессе прокурор и просил производство по делу прекратить, полагая, что предмет рассмотрения отсутствует.
Этот же довод указан и в апелляционном представлении прокурора в качестве основания для отмены решения суда.
Судебная коллегия находит, что данный довод не может быть принят во внимание и являться основанием для отмены решения суда.
Так, в соответствии со ст. 21 Федерального закона от 17 января 1992 года №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» предметом прокурорского надзора являются: соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций (п.1); соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами, указанными в настоящем пункте. При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором (п.2).
Согласно ст.22 этого же Федерального закона прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе: по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов, указанных в п.1 ст.21 настоящего ФЗ, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона; требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций; вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов (п.1). Также прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом, возбуждает производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостерегает о недопустимости нарушения закона (п.2). Прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в п.1 ст.21 настоящего Федерального закона, освобождает своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов; опротестовывает противоречащие закону правовые акты, обращается в суд или арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными; вносит представление об устранении нарушений закона (п.3).
В силу ст.24 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме (п.1).
Таким образом, представление об устранении нарушений закона выносится прокурором по результатам проведения проверок исполнения законов на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения закона, т.е. является определенным процессуальным актом прокурорского реагирования на установленное каким-либо лицом нарушение закона.
При изложенных обстоятельствах сам по себе факт отзыва прокурором своего представления из Новочебоксарского городского собрания депутатов, без какой-либо мотивации, обоснования, т.е. преждевременности его вынесения либо ошибочности выводов проверки и т.д. не может являться основанием для прекращения производства по заявленному Иголкиным И.Л. требованию.
Судебная коллегия находит, что судом первой инстанции правомерно рассмотрено требование Иголкина И.Л. по существу с принятием по нему решения.
Как разъяснено в п.17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009г. N2
"О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" судья не вправе прекратить производство по делу, если оспариваемое решение, действие (бездействие) уже отменено, но заявитель настаивает на рассмотрении дела по существу и устранении допущенных нарушений его прав и свобод либо препятствий к их осуществлению, поскольку в этом случае должен быть исследован вопрос о том, были ли при этом устранены в полном объеме допущенные нарушения прав и свобод заявителя, что может быть сделано только при рассмотрении заявления по существу.
В данном случае прокурором не представлено сведений об отсутствии в действиях заявителя Иголкина И.Л. нарушения требований ч.7.1 ст.40 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ст.8 Федерального закона от 25.12.2008г №273-ФЗ «О противодействии коррупции», о чем указывалось им в оспариваемом представлении.
Других доводов апелляционное представление не содержит.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не усматривает оснований, влекущих удовлетворение апелляционного представления и отмену состоявшегося решения.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Апелляционное представление прокурора г.Новочебоксарск на решение Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 23 июля 2012 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи