Решение по делу № 3-56/2015 от 29.06.2015

№ 3-56/2015

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

03 августа 2015 г. г. Петрозаводск

Верховный Суд Республики Карелия в составе

председательствующего судьи Кудряшовой Е.П.

при секретаре Степаненко А.Ю.,

с участием представителя заявителя Ильиной О.С., представителя заинтересованного лица Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» Литусовой А.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Мартынова С.В. об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости,

УСТАНОВИЛ:

Мартынов С.В. обратился в суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером (...), площадью (...) кв.м, расположенного по адресу: (.....), на котором располагаются находящиеся у заявителя в собственности здания: административное, конюшни, столярного цеха, пилорамы, материального склада, конторы управления и проходной, котельной, сушилки, в размере его рыночной стоимости – (...) руб.

В судебном заседании представитель заявителя Ильина О.С. просила удовлетворить требования, установить кадастровую стоимость земельного участка равной его рыночной стоимости по состоянию на 15 февраля 2015 г.

Представитель Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» Литусова А.И. пояснила, что претензий и замечаний к представленному заявителем отчету и положительному заключению у нее не имеется, не возражала против удовлетворения заявленных требований.

Представители Правительства Республики Карелия, администрации Пряжинского городского поселения, Управления Росреестра по Республике Карелия, Росреестра, администрации Пряжинского национального муниципального района, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.

Заслушав объяснения явившихся представителей лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Судом установлено, Мартынов С.В. является собственником нежилых зданий, расположенных в (.....), в границах земельного участка с кадастровым номером (.....), что подтверждается копией кадастрового паспорта земельного участка, копиями свидетельств о государственной регистрации права собственности (.....), постановлением администрации Пряжинского национального муниципального района от (.....) , которым утверждена схема расположения земельного участка, постановлением администрации Пряжинского национального муниципального района от (.....) , которым изменена площадь земельного участка. Кадастровые работы по поручению Мартынова С.В. выполняло ООО «(...)», директор (...), что подтверждается договором подряда от (.....)

Отношения по установлению кадастровой стоимости земельного участка регулируются нормами ст.ст.65,66 Земельного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Из материалов дела следует, что Мартынов С.В. является собственником зданий и помещений, и в силу ст. 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации имеет исключительное право на приобретение в собственность земельного участка, на котором они расположены. Выкупная цена определяется исходя из кадастровой стоимости земельного участка. Возражения, изложенные в отзыве администрации Пряжинского городского поселения, суд не принимает во внимание, поскольку они опровергаются представленными доказательствами: договором подряда на выполнение кадастровых работ, ответ администрации Пряжинского национального муниципального района о том, что на спорном земельном участке располагаются объекты капитального строительства, принадлежащие Мартынову С.В., отчетом о рыночной оценке земельного участка, из которого следует, что на земельном участке с кадастровым номером (...) имеются постройки. Совокупность приведенных доказательств позволяет суду сделать вывод о том, что у Мартынова С.В. имеется исключительное право на выкуп земельного участка.

В соответствии с п.2 ст.66 Земельного кодекса Российской Федерации, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

Согласно представленным Кадастровой палатой сведениям кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером (...) установлена в размере (...) по состоянию на 12 февраля 2015 г., а удельный показатель кадастровой стоимости на основании постановления Правительства Республики Карелия от 15 мая 2013 г. № 158-П равен (...) /кв.м.

Сведения о земельном участке с кадастровым номером (...) в государственный кадастр недвижимости внесены решением кадастрового органа 12 февраля 2015 г.

Определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в государственный кадастр недвижимости и объекта недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и качественных характеристик, осуществляется в соответствии со ст.24.19 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Данные обстоятельства лицами, участвующими в деле, не оспаривались.

Вместе с тем, п.3 ст.66 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 22 июля 2010 г. №167-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации») установлено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

В соответствии с п.1 ст.66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.

Согласно п.3 Федерального стандарта оценки «Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости (ФСО №4)», утвержденного приказом Минэкономразвития России от 22 октября 2010 г. № 508, под кадастровой стоимостью понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.

Преимущество применения рыночной стоимости земельных участков, определяемой в силу п.1 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации по правилам законодательства об оценочной деятельности, состоит в частности, в том, что ее устанавливают в отношении конкретных земельных участков, а это предполагает большую точность по сравнению с массовой оценкой.

В соответствии со ст.24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии. Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в том числе установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Этой статьей установлен перечень документов, прилагаемых к заявлению о пересмотре кадастровой стоимости. Если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, к заявлению должен прилагаться отчет об оценке, а также положительное экспертное заключение, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, составивший отчет, о соответствии отчета об оценке рыночной стоимости объекта оценки требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям настоящего Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, требованиям стандартов и правил оценочной деятельности такой саморегулируемой организации оценщиков в случаях, установленных этим уполномоченным федеральным органом, и в порядке, которые предусмотрены порядком создания и работы комиссии.

В то же время установление кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости, будучи законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик указанного объекта недвижимости, само по себе не опровергает предполагаемую достоверность ранее установленных результатов государственной кадастровой оценки земель.

В соответствии с п.11 ч.2 ст.7 Федерального закона от 24 июля 2007 г. №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» в государственный кадастр недвижимости подлежат включению сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.

Частью 3 ст.16 названного выше закона предусмотрено, что орган кадастрового учета вправе осуществить кадастровый учет в связи с изменением сведений об объекте недвижимости, в том числе и о его кадастровой стоимости.

Анализ вышеназванных положений закона позволяет сделать вывод о том, что определение кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, возможно посредством указания его рыночной стоимости.

Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим рыночная стоимость, подлежащая внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами массовой оценки и не может быть определена произвольно на произвольную дату.

Таким образом, Мартынов С.В. обоснованно представил отчет об оценке земельного участка, определив его рыночную стоимость по состоянию на 12 февраля 2015 г.

Из представленного отчета от (.....) об оценке рыночной стоимости земельного участка, выполненного ИП (...), следует, что рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером (...), площадью (...) кв.м, расположенного по адресу: (.....), разрешенное использование: производственная деятельность по состоянию на 12 февраля 2015 г. составляет (...) руб.

В соответствии со ст.12 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены указанным Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

Под экспертизой отчета, в силу ст.17.1 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 28 декабря 2010 г. №431-ФЗ), понимаются действия эксперта или экспертов саморегулируемой организации оценщиков в целях проверки отчета, подписанного оценщиком или оценщиками, являющимися членами данной саморегулируемой организации, в соответствии с видом экспертизы, в том числе проверки на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям указанного Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и (или) стандартов и правил оценочной деятельности. Результатом экспертизы отчета является положительное или отрицательное экспертное заключение, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков.

Правильность и обоснованность отчета от (.....) подтверждена экспертизой, которую провела организация (...)» (.....), что подтверждается экспертным заключением , из которого следует, что указанный выше отчет соответствует требованиям Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», Федеральным стандартам оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности.

Суд подверг изучению и анализу представленный отчет об определении рыночной стоимости земельного участка и экспертное заключение. Совокупность исследованных доказательств с учетом их относимости и допустимости позволяет сделать вывод о том, что определение рыночной стоимости земельного участка проведено в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Суд не находит оснований ставить их под сомнение.

В силу ч.4 ст.16 Федерального закона от 24 июля 2007 г. №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» на органы кадастрового учета возложена обязанность по учету изменений в отношении объекта недвижимости на основании решения суда.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об удовлетворении заявления Мартынова С.В. об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером (...) равной его рыночной стоимости (...) руб.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Заявление Мартынова С.В. удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером (...), площадью (...) кв.м, расположенного по адресу: (.....), категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: производственная деятельность, равной его рыночной стоимости в размере (...) рублей по состоянию на 12 февраля 2015 г.

Кадастровую стоимость земельного участка установить на период с 12 февраля 2015 г. и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, в государственный кадастр недвижимости. Датой подачи заявления считать 29 июня 2015 г.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме с подачей жалобы через Верховный Суд Республики Карелия.

Судья Е.П. Кудряшова

Решение в окончательной форме изготовлено 04 августа 2015 г.

3-56/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Мартынов Сергей Владимирович
Другие
Правительство Республики Карелия
ФГБУ "ФКП Росреестра"
Ильина Ольга Сергеевна
Администрация Пряжинского муниципального района
Администрация Пряжинского городского поселения
ФГБУ «ФКП Росреестра»
Управление Росреестра по РК
Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии
Суд
Верховный Суд Республики Карелия
Дело на странице суда
vs.kar.sudrf.ru
29.06.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
30.06.2015Передача материалов судье
01.07.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.07.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.07.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.07.2015Судебное заседание
27.07.2015Судебное заседание
03.08.2015Судебное заседание
04.08.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.08.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.09.2015Дело оформлено
10.09.2015Дело передано в архив
03.08.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее