Гражданское дело № 2-1705/2014
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 ноября 2014 года город Липецк
Левобережный районный суд г. Липецка в составе судьи Геворкян Е.Л.
при секретаре Димитриади Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Микрюковой ФИО8 об обжаловании действия (бездействия) органа государственной власти,
УСТАНОВИЛ:
Микрюкова Л.Н. обратилась в суд с заявлением об оспаривании действия (бездействия) органа государственной власти и указала, что она является собственником домовладения № «а» по <адрес>, общей площадью 43,2 кв. м, в том числе жилой 33,1 кв. м. В соответствии с Постановлением главы администрации г. Липецка от 15.08.2000 г. № Микрюковой Л.Н. о разрешении произвести строительство пристройки к указанному дому она ее возвела и с целью регистрации своих прав на объект недвижимого имущества: жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью 96,0 кв. м, обратилась в Управлении Росреестра по Липецкой области. 11.08.2014 г. ей было сообщено о приостановлении государственной регистрации в связи с тем, что площадь жилого дома 96 кв. м по сведениям кадастрового паспорта не соответствует сведениям, указанным в ЕГРП, в связи с чем заявителю предложено в соответствии со ст. 51 Градостроительного кодекса РФ (ГрК РФ) без указания конкретного пункта уточнить, на основании чего произошло увеличение площади, и представить документы о законности данного изменения. 29.08.2014 г. заявитель дополнительно представила регистратору постановление главы администрации г. Липецка от 15.08.2000 г. № о предоставлении земельного участка для домовладения № «а» по <адрес> и разрешении пристройки к дому, сарая и автостоянки, а также кадастровую выписку от 21.07.2014 г. Однако, 12.09.2014 г. заявителю отказано в совершении регистрационных действий, поскольку не представлены документы о законности изменения объекта недвижимого имущества в соответствии со ст. 51 ГрК РФ, а также имеется ссылка на п.п. 2, 4 ст. 29 ЖК РФ, согласно которой жилое помещение может быть сохранено в реконструированном состоянии на основании решения суда. Полагая данный отказ противоречащим действующему законодательству, Микрюкова Л.Н. просила суд признать его незаконным и обязать Управление Росреестра по Липецкой области произвести государственную регистрацию права в отношении объекта недвижимого имущества: каркасно-засыпной, облицованный кирпичом жилой дом общей полезной площадью 96,0 кв. м, с хозяйственными постройками, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый номер №.
В судебное заседание Микрюкова Л.Н. не явилась, письменным заявлением просила рассмотреть дело в ее отсутствие с участием ее представителя Микрюковой Ю.В., что суд считает возможным в соответствии с ч. 5 ст. 167, ч. 1 ст. 48, ст. 53 ГПК РФ.
Представитель заявителя Микрюкова Ю.В. заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель заинтересованного лица Управления Росреестра по Липецкой области Назаров Д.Е. возражал против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на то, что при проведении правовой экспертизы представленных заявителем документов было выявлено, что объект недвижимости был реконструирован, и не были представлены документы, подтверждающие соблюдение при реконструкции градостроительных и строительных норм. Кроме того, не проводилась исполнительная съемка объекта, пристройка, сарай и автостоянка не были предъявлены приемочной комиссии при администрации г. Липецка, чем нарушены п. 3.8, 3.9 Постановления № от 15.08.2000 г., в связи с чем оспариваемый отказ в государственной регистрации права собственности вынесен законно и обоснованно.
Представитель заинтересованного лица МБУ «Земельные ресурсы города Липецка» Фурсова А.М. также возражала против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на то, что площадь объекта существенно изменилась, и из представленных заявителем документов не следует, что постройка соответствует градостроительным нормам.
Заинтересованное лицо государственный регистратор Управления Росреестра по Липецкой области Стюфляева И.И. в судебное заседание не явилась, будучи извещена о времени и месте рассмотрения дела, о причинах своей неявки суд не уведомила, в связи с чем суд признает их неуважительными, и в соответствии с ч. 3 ст. 167, ч. 2 ст. 257 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в ее отсутствие.
Выслушав доводы представителей участвующих в деле лиц, исследовав представленные доказательства, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. ст. 245, 249 ГПК РФ суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений, в частности, по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих. При этом обязанности по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
Статьями 254-255 ГПК РФ также предусмотрено, что гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы. К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ
"О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" недвижимое имущество (недвижимость), права на которое подлежат государственной регистрации в соответствии с настоящим Федеральным законом, это, в том числе здания, сооружения, жилые и нежилые помещения.
Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также - государственная регистрация прав) - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Отказ в государственной регистрации прав либо уклонение соответствующего органа от государственной регистрации могут быть обжалованы заинтересованным лицом или судебным приставом-исполнителем в суд, арбитражный суд (ст. 2 указанного закона).
В силу ст. 16 закона государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя. В случае, если право возникает на основании акта государственного органа или акта органа местного самоуправления, заявление о государственной регистрации права подается лицом, в отношении которого приняты указанные акты. К заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения. Если иное не установлено настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами, документы, необходимые для государственной регистрации прав, представляются заявителем. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, не вправе требовать у заявителя документы, необходимые для проведения государственной регистрации прав, если такие документы (сведения, содержащиеся в них) находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы в соответствии со статьей 17 настоящего Федерального закона являются основаниями для государственной регистрации прав (за исключением разрешений на строительство и разрешений на ввод объекта в эксплуатацию) либо если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, самостоятельно запрашивает такие документы (сведения, содержащиеся в них) в соответствующих органах и организациях, если заявитель не представил их по собственной инициативе.
Основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним согласно ст. 17 закона являются, в частности, акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания.
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением предусмотренных настоящим Федеральным законом, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 настоящего Федерального закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации (ч. 2 ст. 17 закона).
Согласно ст. 19 закона государственная регистрация прав приостанавливается государственным регистратором при возникновении у него сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав, в подлинности представленных документов или достоверности указанных в них сведений, а также в случае непредставления документов (сведений, содержащихся в них), запрашиваемых органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, по межведомственным запросам. Государственный регистратор обязан принять необходимые меры по получению дополнительных документов и (или) сведений и (или) подтверждению подлинности документов, достоверности указанных в них сведений. В день принятия решения о приостановлении государственной регистрации прав государственный регистратор обязан подготовить в письменной форме уведомление о приостановлении государственной регистрации прав и об основаниях принятия такого решения и выдать или направить его заявителю (заявителям) Заявитель (заявители) вправе представить дополнительные доказательства наличия у них оснований для государственной регистрации прав, а также подлинности документов и достоверности содержащихся в них сведений. В случае, если государственная регистрация прав приостановлена по причине непредставления необходимых для государственной регистрации прав документов (сведений, содержащихся в них), запрашиваемых органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, по межведомственным запросам, заявитель (заявители) уведомляется (уведомляются) о его (об их) праве представить такие документы по собственной инициативе.
В соответствии со ст. 20 закона в государственной регистрации прав может быть отказано, в частности, в случаях, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства; акт государственного органа или акт органа местного самоуправления о предоставлении прав на недвижимое имущество признан недействительным с момента его издания в соответствии с законодательством, действовавшим в месте его издания на момент издания; не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя; ответ органа государственной власти или органа местного самоуправления на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для государственной регистрации прав, если соответствующий документ не представлен заявителем по собственной инициативе.
При принятии решения об отказе в государственной регистрации прав заявителю направляется по указанному в заявлении о государственной регистрации прав адресу сообщение о причинах отказа с обязательной ссылкой на положения настоящей статьи, послужившие основанием для принятия такого решения. Отказ в государственной регистрации прав может быть обжалован заинтересованным лицом в суд, арбитражный суд. Если отказ в государственной регистрации прав признан судом необоснованным (не соответствующим основаниям, указанным в настоящем Федеральном законе) и в решении суда указано на необходимость осуществить государственную регистрацию прав, она осуществляется без заявления о государственной регистрации прав на основании соответствующего решения суда, вступившего в законную силу и поступившего в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, и документов, ранее помещенных в дело правоустанавливающих документов.
Ст. 25.3 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ
предусмотрено, что основаниями для государственной регистрации права собственности на создаваемый или созданный объект недвижимого имущества, если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдача разрешения на строительство, являются:
документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание;
правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества.
Документом, который подтверждает факт создания объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, или факт создания объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, расположенном в границах населенного пункта и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке), и содержат описание такого объекта индивидуального жилищного строительства, является разрешение органа местного самоуправления на ввод такого объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию или, если такой объект индивидуального жилищного строительства является объектом незавершенного строительства, разрешение на строительство. Разрешение на ввод объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию, разрешение на строительство (сведения, содержащиеся в указанных документах) запрашиваются органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, в органе местного самоуправления, если заявитель не представил указанные документы самостоятельно.
До 1 марта 2015 года разрешение на ввод такого объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию не запрашивается и правоустанавливающий документ на земельный участок является единственным основанием для государственной регистрации прав на такой объект индивидуального жилищного строительства (п. 4 ст. 25.3 указанного закона).
Истребование у заявителя дополнительного документа для государственной регистрации права собственности гражданина на указанный в пункте 1 настоящей статьи объект недвижимого имущества (разрешения на строительство, если таким объектом не является объект незавершенного строительства, документа, подтверждающего внесенные в декларацию об объекте недвижимого имущества сведения, или подобного документа) не допускается. При этом отсутствие этого документа не может являться основанием для приостановления государственной регистрации прав на такой объект недвижимого имущества или для отказа в данной государственной регистрации (п. 5 ст. 25.3 закона).
В судебном заседании установлено, что Микрюкова Л.Н. является собственником домовладения № по <адрес>, общей площадью 43,2 кв. м, в том числе жилой 33,1 кв. м, на основании договора купли-продажи жилого дома от 04.05.2000 г., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 28.05.2000 г. При домовладении имеется земельный участок общей площадью 718 кв. м, кадастровый номер №, принадлежащий Микрюковой Л.Н. на основании договора купли-продажи от 28.12.2006 г. № 2833. В соответствии с Постановлением главы администрации г. Липецка от 15.08.2000 г. № Микрюковой Л.Н. о разрешении произвести строительство пристройки к указанному дому указанная пристройка была ею возведена и с целью регистрации своих прав на объект недвижимого имущества: жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью 96,0 кв. м, заявитель обратилась в Управление Росреестра по Липецкой области.
Согласно копии дела правоустанавливающих документов, заявитель представила на регистрацию заявление о повторной выдаче свидетельства о государственной регистрации права, кадастровую выписку о здании, сооружении, объекте незавершенного строительства и квитанцию об уплате госпошлины (л.д. 139).
11.08.2014 г. заявителю письменно сообщено о приостановлении государственной регистрации в связи с тем, что площадь жилого дома 96 кв. м по сведениям кадастрового паспорта не соответствует сведениям, указанным в ЕГРП, в связи с чем ей предложено в соответствии со ст. 51 Градостроительного кодекса РФ уточнить, на основании чего произошло увеличение площади, и представить документы о законности данного изменения.
29.08.2014 г. заявитель дополнительно представила регистратору постановление главы администрации г. Липецка от 15.08.2000 г. № о предоставлении земельного участка для домовладения № по <адрес> и разрешении пристройки к дому, сарая и автостоянки, а также кадастровую выписку от 21.07.2014 г. (л.д. 49).
12.09.2014 г. заявителю отказано в совершении регистрационных действий, поскольку не представлены документы о законности изменения объекта недвижимого имущества в соответствии со ст. 51 ГрК РФ, а также в связи с тем, что, согласно п.п. 2, 4 ст. 29 ЖК РФ, жилое помещение может быть сохранено в реконструированном состоянии на основании решения суда.
Как следует из объяснений представителей сторон в судебном заседании, Управление Росреестра по Липецкой области в лице государственного регистратора требовало от заявителя представления справки МБУ «Земельные ресурсы города Липецка» о соответствии возведенной ею пристройки требованиям градостроительных и строительных норм и правил с целью проверки данного конкретного обстоятельства.
Основания истребования от заявителя такой справки, равно как и наличия исключительного права на ее выдачу у МБУ «Земельные ресурсы города Липецка», суду не представлены. Более того, в силу вышеизложенных норм права и объяснений представителей сторон Управление Росреестра по Липецкой области было обязано самостоятельно принять необходимые меры по получению дополнительных документов и (или) сведений, что не оспаривалось представителем Управления Росреестра по Липецкой области в судебном заседании, пояснившим, что для истребования таких сведений у службы не было достаточно времени.
Указание в качестве основания для приостановления и отказа в государственной регистрации права собственности заявителю на непредоставление в соответствии со ст. 51 ГрК документов о законности изменения объекта недвижимости суд находит несостоятельным.
Так, ст. 51 ГрК регламентирует основания, порядок выдачи и использования разрешения на строительство, и согласно п. 17 ст. 51 ГрК РФ выдача разрешения на строительство не требуется в случае изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом.
Оснований для таких предположений не имелось.
Между тем, заявитель представила на регистрацию и в суд выданное ей до принятия ГрК РФ и сохраняющее свое действие Постановление главы администрации г. Липецка от 15.08.2000 г. № 3801 о разрешении произвести строительство пристройки к указанному дому.
В связи с этим несостоятельна также ссылка в сообщении об отказе в государственной регистрации на наличие самовольной перепланировки принадлежащего заявителю жилого дома.
Так, в соответствии с ч. 2 ст. 25 ЖК РФ перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
В соответствии с ч. 1 ст. 26 ЖК РФ переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения, и такое решение заявителем представлено.
В соответствии с ч. 6 указанной статьи предусмотренный частью 5 настоящей статьи документ о принятии решения о согласовании перепланировки является основанием проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения.
На основании ч. 1 ст. 29 ЖК РФ самовольными являются переустройство и (или) перепланировка жилого помещения, проведенные при отсутствии основания, предусмотренного частью 6 статьи 26 настоящего Кодекса, или с нарушением проекта переустройства и (или) перепланировки, представлявшегося в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 26 настоящего Кодекса.
При наличии у заявителя вышеуказанного разрешения оснований для вывода о самовольной перепланировке жилого помещения не имеется.
В любом случае, до 1 марта 2015 года разрешение на ввод объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию не запрашивается и правоустанавливающий документ на земельный участок является единственным основанием для государственной регистрации прав на вновь созданный или реконструированный объект индивидуального жилищного строительства (п. 4 ст. 25.3 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ). При таких обстоятельствах ссылка представителя Управления Росреестра на невыполнение заявителем п.п. 3.8, 3.9 Постановления главы администрации г. Липецка от 15.08.2000 г. № 3801.
Представленная в судебное заседание справка МБУ «Земельные ресурсы» о том, что жилой дом № расположен на земельном участке с нарушением ст. 43 Правил землепользования и застройки г. Липецка, а именно, на расстоянии значительно менее 3 метров от границ соседнего участка № по <адрес>, не может быть принята во внимание судом, поскольку представление такого документа на регистрацию не предусмотрено законом. Кроме того, выводы основаны лишь на визуальном осмотре, в связи с чем их нельзя признать достоверными. На момент принятия решения об отказе в регистрации права на объект недвижимости такими сведениями Управление Росреестра не располагало, фактически возлагая на заявителя обязанность по представлению не предусмотренного законом документа, имея при этом возможность истребовать его самостоятельно в порядке, изложенном выше.
На момент рассмотрения дела заявителем представлены документы, свидетельствующие об отсутствии нарушений требований пожарной безопасности (л.д. 72), угрозы жизни и здоровью граждан (л.д. 73-75), требованиям СанПиН (л.д. 93-94), а также возражений со стороны собственников смежных земельных участков и расположенных на них домовладений по поводу размещения дома на земельном участке (л.д. 78, 79).
При таких обстоятельствах суд считает возможным заявленные требования удовлетворить в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 194-199, 257, 258 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░░ № ░░ 12.09.2014 ░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░: ░░░░░░░░-░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ 96 ░░. ░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░> ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ №.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░: ░░░░░░░░-░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ 96 ░░. ░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░> ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ №.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░.░. 03.12.2014 ░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░