Решение по делу № 33-9004/2010 от 05.10.2010

Судья: Салтыков Д.С. Дело № 33-9004

14.10.2010 г.

Кассационное определение

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:

председательствующего Бузмаковой О.В.,

судей Валуевой Л.Б., Косенковой Г.В.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Перми 14 октября 2010 года гражданское дело по кассационному представлению прокурора Пермской межрайонной природоохранной прокуратуры на решение Пермского районного суда Пермского края от 20 августа 2010 года, которым постановлено: «Возложить на Администрацию Савинского сельского поселения обязанность по организации сбора и вывоза отходов люминесцентных ламп с участка расположенного между участками по адресам **** и ****, силами организаций, имеющих лицензию на сбор и транспортировку отходов 1 класса опасности, в месячный срок с момента вступления решения в законную силу.

Возложить на Администрацию Пермского муниципального района обязанность по организации деятельности с обращением с отходами люминесцентных ламп собранных с участка расположенного между участками по адресам **** и ****, силами организаций, имеющих лицензию на обезвреживание отходов 1 класса опасности, в месячный срок с момента вступления решения в законную силу.»

Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Валуевой Л.Б., заключение прокурора Сысоевой СМ. об изменении решения суда, судебная коллегия

Установила:

Пермский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском к Администрации Савинского сельского поселения, Администрации Пермского муниципального района. Просил возложить на Администрацию Савинского с/п обязанности по сбору и вывозу отходов люминесцентных ламп силами организаций, имеющих лицензию на сбор и транспортировку отходов 1 класса опасности, в месячный срок с момента вступления решения в законную силу. На Администрацию Пермского муниципального района просил возложить обязанности по обезвреживанию отходов люминесцентных ламп, силами организаций, имеющих лицензию на обезвреживание отходов 1 класса опасности, в месячный срок с момента вступления решения в законную силу.

Заявленные требования мотивировал следующим: на земельном участке, расположенном возле ООО «***» по адресу: ****, находящемся в собственности Администрации Савинского с/п, складируются открытым способом отходы люминесцентных ламп, относящиеся к отходам 1 класса опасности, при этом сведения о собственниках ламп отсутствуют. В месте складирования отходов в воздухе установлено превышение допустимой концентрации паров ртути. В соответствии с законодательством РФ вывоз и утилизация отходов возложены на органы местного самоуправления и хозяйствующие субъекты, имеющие лицензии на данные виды деятельности.

Указанные требования были заявлены прокурором в порядке ст.45 ГПК и ст.25 Федерального закона № 89-ФЗ в целях защиты прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

В судебном заседании прокурор на удовлетворении исковых требований настаивал в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчиков в судебном заседании исковые требования не признал, пояснил, что данные обязанности в силу закона возложены на ответчиков, но не могут быть исполнены ими в связи с отсутствием денежных средств.

Судом постановлено вышеуказанное решение, об изменении которого просит в кассационном представлении пермский межрайонный природоохранный прокурор, указывая, что абзацем вторым резолютивной части решения на Администрацию Пермского муниципального района возложена обязанность по организации деятельности с обращением с отходами люминесцентных ламп, собранных с участка, расположенного между участками по адресам: **** и ****, силами организаций, имеющих лицензию на обезвреживание отходов 1 класса опасности в месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу. При этом суд не учел, что в силу п. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района отнесены именно организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. В заявлении прокурора именно на основании этих норм закона заявлялось требование об обязании Администрации Пермского муниципального района организовать обезвреживание (переработку) отходов люминесцентных ламп, а не обращение с ними. По решению суда на Администрацию Пермского муниципального района возложены обязанности, на выполнение которых она не имеет полномочий. Возлагая указанные обязанности, суд вышел за пределы заявленных требований.

Проверив доводы кассационного представления, судебная коллегия находит решение суда подлежащим изменению в части возложения на Администрацию Пермского муниципального района обязанности по организации деятельности с обращением с отходами люминесцентных ламп, собранных с участка, расположенного между участками по адресам: **** и ****, силами организаций, имеющих лицензию на обезвреживание отходов 1 класса опасности, в месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу, в связи с неправильным применением норм материального права ( п. 4 ч. 1 ст. 362 ГПК РФ).

Согласно ч. 1 ст. 51 ФЗ « Об охране окружающей среды», ч. 1 ст. 22 ФЗ « О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды, здоровья населения и среды обитания, должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами.

В соответствии с п. 3.6 СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.04.2003 года № 80, условия сбора и накопления отходов определяются их классом опасности с учетом агрегатного состояния. Хранение твердых промотходов 1 класса опасности разрешается исключительно к герметичных оборотных (сменных) емкостях ( контейнеры, бочки, цистерны).

В силу ст.ст. 12, 13 Земельного Кодекса РФ целями охраны земель являются предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности. В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи и арендаторы обязаны проводить мероприятия по защите земель от загрязнения, захламления отходами производства и потребления, а также ликвидации последствий загрязнения и захламления земель.

Согласно требованиям ст.ст.8, 9, 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека. Лицензирование деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" - лицензированию подлежат деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV. класса опасности (не подлежит лицензированию деятельность по накоплению отходов I - V класса опасности, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов V класса опасности).

Из материалов дела следует: согласно акту от 28.05.20010г. на земельном участке, расположенном возле ООО «***» по адресу ****, находящемся в собственности Администрации Савинского с/п, складируются отходы люминесцентных ламп открытым способом, из заборов проб воздуха и протокола испытаний следует, что установлено превышение допустимой концентрации паров ртути. На земельном участке, находящемся на территории Савинского с/п, складируются отходы люминесцентных ламп, относящиеся к отходам 1 класса опасности. В месте складирования отходов в воздухе установлено превышение допустимой концентрации паров ртути. В соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом МПР России от 02.12.2002 г. № 786, ртутные и люминесцентные ртутьсодержащие трубки, отработанные и бракованные, относятся к отходам 1 класса опасности. На основании таблицы 1 к Критериям отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей среды, утвержденным приказом МПР России от 15.06.2001 года № 511, отходы 1 класса опасности- чрезвычайно опасные отходы с очень высокой степенью вредного воздействия на окружающую среду.

Удовлетворяя заявленные прокурором требования, суд первой инстанции исходил из следующего.

Организацию деятельности в области обращения с отходами - деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с п. 18 ст. 14, п. 14 ст. 15 закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Согласно ч.1 ст. 13 закона № 89-ФЗ территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. К полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора отходов - прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейшего использования, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов и вывоза бытовых отходов и мусора. К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Под обезвреживанием отходов понимается обработка отходов, в том числе сжигание и обеззараживание отходов на специализированных установках, в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду. Порядок сбора отходов закреплен в решении от 26.04.2007г. № 504 «Об утверждении правил обращения с отходами на территории Пермского муниципального района», согласно п.3.1.5, 3.7.3 сбор использованных люминесцентных ламп, ртутьсодержащих приборов и других опасных отходов... с последующей передачей специализированным предприятиям для обезвреживания. Пунктом 3.4.5 правил запрещается размещение отходов... на территории сельских поселений вне специализированных площадок. Статья 3 закона "Об охране окружающей среды" №7-ФЗ предусматривает ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях. Под охраной окружающей среды понимается деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствии. Экологической безопасностью является состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий (ст.1 закона 7-ФЗ). В соответствии со ст.2 закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее закон 52-ФЗ) органы государственной власти и органы местного самоуправления... обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

Выводы суда об обоснованности заявленных прокурором требований являются правильными, соответствуют установленным обстоятельствам, материалам дела. Из проведенной проверки следует, что отходы люминесцентных ламп размещены открытым способом, т.е. с нарушением требований, предусмотренных п. 3.6 СанПиН 2.1.7.1322-03, в месте размещении отходов работниками ФГУЗ «*» проведены исследования качества атмосферного воздуха, согласно которым при температуре + 20 градусов и выше содержание паров ртути в указанном месте многократно превышает предельно-допустимые концентрации этих загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест.

Вместе с тем доводы кассационного представления об изменении решения суда заслуживают внимания. Возлагая на Администрацию Пермского муниципального района обязанность по организации деятельности с обращением с отходами люминесцентных ламп собранных с участка, расположенного между участками по адресам **** и ****, силами организаций, имеющих лицензию на обезвреживание отходов 1 класса опасности, суд указанный вывод никак не мотивировал, фактически вышел за пределы исковых требований, что является нарушением ч. 3 ст. 196 ГПК РФ.

Возложение на Администрацию Пермского муниципального района обязанности по организации деятельности по обращению с отходами люминесцентных ламп означает, что Администрация обязана организовать сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование, размещение отходов люминесцентных ламп, не имея на совершение этих действий полномочий, установленных Федеральным законом « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Изменяя решение суда в указанной части, судебная коллегия считает возможным принять новое решение в объеме заявленных прокурором требований, обоснованность которых подтверждена выше.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

Определила:

Решение Пермского районного суда Пермского края от 20 августа 2010 года изменить в части возложения на Администрацию Пермского муниципального района обязанности по организации деятельности с обращением с отходами люминесцентных ламп собранных с участка расположенного между участками по адресам **** и ****, силами организаций, имеющих лицензию на обезвреживание отходов 1 класса опасности, в месячный срок с момента вступления решения в законную силу.

Принять в измененной части новое решение.

Возложить на Администрацию Пермского муниципального района обязанность организовать обезвреживание (переработку) отходов люминесцентных ламп, расположенных в гаражных боксах между жилым домом по **** и промплощадкой по ****, силами организаций, имеющих лицензию на обезвреживание отходов 1 класса опасности, в месячный срок с момента вступления решения в законную силу.

Это же решение в остальной части оставить без изменения.

Председательствующий

Судьи:

33-9004/2010

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) изменено (без направления дела на новое рассмотрение)
Истцы
Природоохранный прокурор
Ответчики
Администрация Савинского с/п, Администрация Пермского МР
Суд
Пермский краевой суд
Судья
Валуева Л. Б.
14.10.2010Судебное заседание
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее