Решение по делу № 2-472/2013 ~ М-411/2013 от 29.04.2013

Дело №2-472/2013

       Мотивированное решение

       изготовлено 28 июня 2013 года

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

г.Заполярный                                                            21 июня 2013года

Печенгский районный суд Мурманской области

в составе:

председательствующего - судьи Бодунова П.И.

при секретаре Лыфарь Е.П.,

с участием:

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мурманского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к закрытому акционерному обществу «Русский Лосось» об обязательстве в срок до *.*.* получить положительное заключение государственной экспертизы на деятельность по подготовке к обработке и обработке атлантического лосося на акватории водного объекта - <адрес>; в срок до *.*.* оформить правоустанавливающие документы (договор на водопользование с целью использования акватории) на пользование водным объектом - <адрес>; в срок до *.*.* по согласованию с Баренцово-Беломорским территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству разработать мероприятия по сохранению рыбных запасов при эксплуатации рейдового плавпричала, размещенного на акватории водного объекта - <адрес>

у с т а н о в и л :

Мурманский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к закрытому акционерному обществу «Русский Лосось» об обязательстве в срок до *.*.* получить положительное заключение государственной экспертизы на деятельность по подготовке к обработке и обработке атлантического лосося на акватории водного объекта - <адрес>; в срок до *.*.* оформить правоустанавливающие документы (договор на водопользование с целью использования акватории) на пользование водным объектом - <адрес>; в срок до *.*.* по согласованию с Баренцово-Беломорским территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству разработать мероприятия по сохранению рыбных запасов при эксплуатации рейдового плавпричала, размещенного на акватории водного объекта - <адрес>.

В обоснование иска указал, что ЗАО «Русский Лосось» (далее по тексту общество), в соответствии с Уставом общества осуществляет промышленное рыбоводство, деятельность по воспроизводству рыбы и водных биоресурсов и иную деятельность. Свою деятельность общество реализует с использованием объектов инфраструктуры, расположенные <адрес>. *.*.* общество получило положительное заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы деятельности по товарному выращиванию атлантического лосося в <адрес>. С целью обеспечения организации уставной деятельности общества эксплуатирует модульную убойную линию атлантического лосося, расположенную на <адрес> состоящей из секции , расположенный на <адрес>, относящегося к рыбохозяйственным водным объектам высшей категории. Результатом эксплуатации модульной убойной линии атлантического лосося является лосось потрошенный. Для достижения результата деятельности модульной убойной линии свежий лосось рыбонасосами, установленными на причале, по рыбоводам перекачивается из садков в приемный бункер, установленный на участке забоя рыбы. После отделения морской воды от рыбы на водоотделителе рыба поступает на конвейер убоя, где при помощи электротока низкого напряжения происходит забой рыбы. Транспортировка атлантического лосося от садкового комплекса до модульной убойной линии по акватории водного объекта - <адрес> осуществляется с помощью живорыбного судна.

Ссылаясь на ст.1,9, п.2 ч.1 и п.п.3,4 ч.2 ст.11, главу 9 Водного кодекса РФ, ст.50 ФЗ №166-ФЗ от 20 декабря 2004 года «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», ст.33, ч.1 ст.34 и ч.1 ст.39, главу 6 ФЗ №7-ФЗ от 10 января 2002 года « об охране окружающей среды» ст.22 ФЗ №52-ФЗ «О животном мире», п.13 Положения об охране рыбных запасов и о регулировании рыболовства в водоемах СССР, утвержденного Постановлением Совмина СССР №1045 от 15 сентября 1958 года, ст.1, п.7 ст.11, ст.34 №174-ФЗ от 23 ноября 1995 года «Об экологической экспертизе» и принимая во внимание, что у общества отсутствуют правоустанавливающие документы на пользование водным объектом, в отсутствие мероприятий по сохранению рыбных запасов, согласованных с уполномоченным органом, что общество осуществляет свою деятельность в отсутствие положительного заключения государственной экологической экспертизы, просит удовлетворить исковые требования в полном объеме.

Мурманский межрайонный природоохранный прокурор в судебное заседание не явился. Надлежащим образом был извещен о дате и месте рассмотрения дела по существу.

Представитель ответчика ЗАО «Русский Лосось» в судебное заседание не явился. Надлежащим образом извещен о дате и месте рассмотрения дела по существу. Возражения на исковое заявление прокурора не представил.

Представитель третьего лица - Баренцово-Беломорского территориального управления Федерального агентства по рыболовству в судебное заседание не явился. Надлежащим образом извещен о дате и места рассмотрения дела по существу.

Представитель третьего лица - УправленияРосприроднадзора по Мурманской области в судебное заседание не явился. Надлежащим образом извещен о дате и места рассмотрения дела по существу.

Представитель третьего лица - Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному Федеральному округу в судебное заседание не явился. Надлежащим образом извещен о дате и места рассмотрения дела по существу.

Исследовав письменные материалы дела, находит исковые требования Мурманского межрайонного природоохранного прокурора подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Из материалов дела усматривается, что закрытое акционерное общество «Русский Лосось», в соответствии с Уставом общества осуществляет промышленное рыбоводство, деятельность по воспроизводству рыбы и водных биоресурсов и иную деятельность. Свою деятельность общество реализует с использованием объектов инфраструктуры, расположенные во водоохраной, рыбоохранной зоне <адрес>. *.*.* года общество получило положительное заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы деятельности по товарному выращиванию атлантического лосося в <адрес>.

С целью обеспечения организации уставной деятельности общества эксплуатирует модульную убойную линию атлантического лосося, расположенную на платформе, примыкающей к рейдовому плавпричалу, состоящей из секции , расположенный на <адрес>, относящегося к рыбохозяйственным водным объектам высшей категории. Результатом эксплуатации модульной убойной линии атлантического лосося является лосось потрошенный. Для достижения результата деятельности модульной убойной линии свежий лосось рыбонасосами, установленными на причале, по рыбоводам перекачивается из садков в приемный бункер, установленный на участке забоя рыбы. После отделения морской воды от рыбы на водоотделителе рыба поступает на конвейер убоя, где при помощи электротока низкого напряжения происходит забой рыбы. Транспортировка атлантического лосося от садкового комплекса до модульной убойной линии по акватории водного объекта - <адрес> осуществляется с помощью живорыбного судна.

Данные обстоятельства подтверждаются данными Устава ЗАО «Русский Лосось» (л.д.9-15), выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц (л.д.16-17), заключением экспертной комиссии Управления Роспотребнадзора по Мурманской области (л.д.26-29), заключением комитета по ветеринарии и охране животного мира Мурманской области и Управления Россельхознадзора по Мурманской области (л.д.30-31), санитарно-эпидемиологическим заключением (л.д.32-33), договорами о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления товарного рыболовства, заключенными между Баренцово-Беломорским Территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству и ЗАО «Русский Лосось» (л.д.36-53), актом проверки соблюдения требований природоохранного законодательства (л.д.54-55), данными паспорта гидротехнического сооружения Плавпричал (л.д.56-60).

В соответствии со ст.1 Водного Кодекса РФ (далее ВК РФ), водопользованием признается использованием различными способами водных объектов для удовлетворения потребностей РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, физических лиц, юридических лиц. Акваторией является водное пространство в пределах естественных, искусственных или условных границ.

На основании ст.9 ВК РФ, юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены главой 3 ВК РФ.

Главой 3 ВК РФ, предусмотрено, что право пользования водными объектами возникает на основании договора водопользования или решения о предоставлении водного объекта в пользование, за исключением случаев, предусмотренных п.3 ст.11 ВК РФ.

В соответствии с п.2 ч.1 и п.п.3,4 ст.11 ВК РФ, на основании договоров водопользования, если иное не предусмотрено ч.ч.2,3 настоящей статьи, водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для использования акватории водных объектов, также установлено, что на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, если иное не предусмотрено ч.3 настоящей статьи, водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для размещения причалов, судоподъемных и судоремонтных сооружений, размещения стационарных и (или) плавучих платформ.

Согласно ст.50 Федерального закона №166-ФЗ от 20 декабря 2004 года «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания.

В силу ч.1 ст.34 и ч.1 ст.139 ФЗ №7-ФЗ от 10 января 2002 года «Об охране окружающей среды», размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности. Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

На основании ст.22 ФЗ №52-ФЗ от 24 апреля 1995 года «О животном мире», любая деятельность, влекущая за собой изменение среды обитания объектов животного мира и ухудшение условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, должна осуществляться с соблюдением требований, обеспечивающих охрану животного мира. Хозяйственная деятельность, связанная с использованием объектов животного мира, должна осуществляться таким образом, чтобы разрешенные к использованию объекты животного мира не ухудшали собственную среду обитания и не причиняли вреда сельскому, водному и лесному хозяйству.

Согласно п.13 Положения об охране рыбных запасов и о регурировании рыболовства в водоемах СССР, утвержденного Постановлением Совмина СССР №1045 от 15 сентября 1958 года, при размещении, проектировании, строительстве и вводе в эксплуатацию новых, реконструкции и расширении существующих предприятий, сооружений и других объектов на рыбохозяйственных водоемах, а также при проведении различных видов работ на этих водоемах и в их прибрежных полосах (зонах) объединения, предприятия, учреждения и организации обязаны по согласованию с органами рыбоохраны предусматривать в проектах и сметах и осуществлять мероприятия по сохранению рыбных запасов, а при строительстве плотин - и мероприятия по полному использованию водохранилищ под рыбное хозяйство.

В соответствии со ст.ст.32,33 ФЗ №7-ФЗ от 10 января 2002 года «Об охране окружающей среды», оценка воздействия на окружающую среду проводится в отношении планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду, независимо от организационно-правовых форм собственности субъектов хозяйственной и иной деятельности. Требования к материалам оценки воздействия на окружающую среду устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

Экологическая экспертиза проводится в целях установления соответствия документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность, требованиям в области охраны окружающей среды. Порядок проведения экологической экспертизы устанавливается федеральным законом об экологической экспертизе.

В силу ст.1, п.7 ст.11 ФЗ №174-ФЗ от 23 ноября 1995 года «Об экологической экспертизе», экологическая экспертиза - установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду. Объекты государственной экологической экспертизы, указанные в Федеральном законе от 30 ноября 1995 года N 187-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации", Федеральном законе от 17 декабря 1998 года N 191-ФЗ "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации", Федеральном законе от 31 июля 1998 года N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации".

Согласно ст.34 ФЗ №155-ФЗ от 31 июля 1998 года «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей доне РФ», государственная экологическая экспертиза во внутренних морских водах и в территориальном море (далее - государственная экологическая экспертиза): является обязательной мерой по защите морской среды и сохранению природных ресурсов внутренних морских вод и территориального моря; организуется и проводится в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об экологической экспертизе.

Государственной экологической экспертизе подлежат все виды документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность во внутренних морских водах и в территориальном море.

Все виды хозяйственной и иной деятельности во внутренних морских водах и в территориальном море могут осуществляться только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы, проводимой за счет пользователя природными ресурсами внутренних морских вод и территориального моря.

Объектами государственной экологической экспертизы являются проекты федеральных программ, другие документы и (или) документация, имеющие отношение к региональному геологическому изучению, геологическому изучению, разведке и добыче минеральных ресурсов внутренних морских вод и территориального моря, рыболовству, созданию, эксплуатации, использованию искусственных островов, установок, сооружений, прокладке подводных кабелей, трубопроводов, проведению буровых работ, захоронению грунта, извлеченного при проведении дноуглубительных работ, во внутренних морских водах и в территориальном море, а также обосновывающие другие виды планируемой хозяйственной и иной деятельности во внутренних морских водах и в территориальном море.

Анализ приведенного законодательства, свидетельствует, что ЗАО «Русский Лосось», как предприятие эксплуатирующее рейдовый плавпричал, состоящий из секций , расположенный на <адрес>, осуществляя деятельность по подготовке к обработке и обработке атлантического лосося на акватории указанно водного объекта, не имея правоустанавливающих документов на пользование водным объектом, в отсутствие мероприятий по сохранению рыбных запасов, согласованных с уполномоченным государственным органом и положительного заключения государственной экологической экспертизы, обязано получить положительное заключение государственной экспертизы на деятельность по подготовке к обработке и обработке атлантического лосося на акватории водного объекта - <адрес>, а также в срок до *.*.* оформить правоустанавливающие документы (договор на водопользование с целью использования акватории) на пользование водным объектом - <адрес> и в срок до *.*.* по согласованию с Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному округу разработать мероприятия по сохранению рыбных запасов при эксплуатации рейдового плавпричала, размещенного на акватории водного объекта - <адрес>.

Суд полагает, что согласование должно происходить с Департаментом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному, а не с Баренцево-Беломорским Территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству, как указано в иске прокурором так как первое учреждение обладает надзорными полномочиями по акватории Баренцева моря.

По мнению суда, в срок до *.*.* получить положительное заключение государственной экспертизы на деятельность по подготовке к обработке и обработке атлантического лосося на акватории водного объекта - <адрес>, ответчик не успеет, так как решение вынесено *.*.* и с учетом возможного месячного обжалования решения суда в апелляционном порядке, ставит невозможным исполнить решение суда, поэтому суд считает необходимым указать дату получения указанного заключения через месяц после вступления в законную силу.

При таких обстоятельствах, суд считает в этой части прокурору следует отказать.

С ответчика следует взыскать госпошлину в бюджет Печенгского района, в соответствии с п.3 ч.1 ст.333.19 НК РФ, за три исковых требования в общей сумме <данные изъяты> рублей.

Руководствуясь ст.ст. 194- 198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

исковые требования Мурманского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить частично.

Обязать закрытое акционерное общество «Русский Лосось»:

- получить положительное заключение государственной экспертизы на деятельность по подготовке к обработке и обработке атлантического лосося на акватории водного объекта - <адрес>, в течение месяца после вступления решения в законную силу;

- в срок до *.*.* оформить правоустанавливающие документы (договор на водопользование с целью использования акватории) на пользование водным объектом - <адрес>;

- в срок до *.*.* по согласованию с Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному округу разработать мероприятия по сохранению рыбных запасов при эксплуатации рейдового плавпричала, размещенного на акватории водного объекта - <адрес>

Взыскать с закрытого акционерного общества «Русский Лосось» в бюджет муниципального образования Печенгский район госпошлину в размере <данные изъяты> рублей.

В остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Печенгский районный суд в течение одного месяца с моменты изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий:                                                П.И.Бодунов

2-472/2013 ~ М-411/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Мурманская природоохранная прокуратура
Ответчики
ЗАО "Русский лосось"
Другие
Управление Росприроднадзора по МО
Баренцево-Беломорское территориальное управление Федерального агенства по рыболовству
Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по СЗФО ( Отдел по надзору на море Мурманская область)
Суд
Печенгский районный суд
Судья
Бодунов Петр Иванович
29.04.2013[И] Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
30.04.2013[И] Передача материалов судье
30.04.2013[И] Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
30.04.2013[И] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.05.2013[И] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.06.2013[И] Судебное заседание
21.06.2013[И] Судебное заседание
28.06.2013[И] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.07.2013[И] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.01.2017[И] Дело оформлено
03.04.2017[И] Дело передано в архив
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее