Дело № 2-283/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
8 июля 2016 года город Питкяранта
Питкярантский городской суд Республики Карелия в составе:
Председательствующего судьи Пуцыкиной Н.Ю.
При секретаре Рогальской И.В.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Четаева Романа Геннадиевича, Четаева Геннадия Владимировича к администрации Питкярантского муниципального района, администрации Импилахтинского сельского поселения о признании незаконным постановления администрации Питкярантского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ №, о предоставлении жилого помещения
УСТАНОВИЛ:
Иск предъявлен по тем основаниям, что Четаев Р.Г. является инвалидом детства первой группы и проживает с отцом-Четаевым Г.В. в неблагоустроенном жилом помещении- <адрес>. Его заболевание входит в перечень заболеваний, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 16.07.2006 № 378, в связи с чем, он имеет право на внеочередное предоставление жилья.
Семья Четаевых была поставлена на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий ДД.ММ.ГГГГ. В настоящее время, постановлением администрации Питкярантского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ №, утвержден протокол заседания жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого Четаев Р.Г. и члены его семьи сняты с учета в качестве нуждающихся в получении жилых помещений на территории Импилахтинского сельского поселения, в связи с утратой основания, дающего право на получение жилого помещения по договору социального найма, поскольку матери Четаева Р.Г. принадлежит на праве собственности жилое помещение.
Считают, что действия администрации Питкярантского муниципального района по принятию решения о снятии Четаева Р.Г. с учета незаконны, поскольку нарушают конституционные права и охраняемые законом интересы Четаева Р.Г..
С учетом уточненных требований истцы просят признать незаконным постановление администрации Питкярантского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ в части утверждения протокола заседания жилищной комиссии при администрации Питкярантского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № о снятии Четаева Р.Г. и членов его семьи с учета в качестве нуждающихся в получении жилых помещений на территории Импилахтинского сельского поселения; обязать администрацию Питкярантского муниципального района исключить из протокола заседания жилищной комиссии при администрации Питкярантского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № сведения о снятии Четаева Р.Г. и членов его семьи с учета в качестве нуждающихся в получении жилых помещений на территории Импилахтинского сельского поселения; обязать администрацию Питкярантского муниципального района и администрацию Импилахтинского сельского поселения, предоставить истцам во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение, площадью <данные изъяты> кв.м., оборудованное специальными средствами и приспособлениями в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида на территории Импилахтинского сельского поселения.
В судебном заседании истец Четаев Г.В. и представитель истцов Перякин Н.Д., действует на основании ордера, исковые требования поддержали по вышеуказанным основаниям.
Представитель ответчика - представитель администрации Питкярантского муниципального района Тихонова Н.М., действует на основании доверенности, иск не признала. Пояснила, что оснований для признания Четаева Р.Г. и Четаева Г.В. нуждающимися в жилых помещениях в настоящее время не имеется, в связи с чем, отсутствуют основания для предоставления жилья.
Истец Четаев Р.Г. в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен.
Представитель ответчика- представитель администрации Импилахтинского сельского поселения в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен. Просил дело рассмотреть в отсутствие представителя ответчика.
Третьи лица Четаева Т.В., Четаева Е.Ю. в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены.
Суд, изучив материалы дела, заслушав истца Четаева Г.В., представителя истцов Перякина Н.Д., представителя ответчика Тихонову Н.М., приходит к следующим выводам.
Статьей 25 Всеобщей декларации прав человека в жизненный уровень человека, необходимый для поддержаний здоровья и благосостояния его самого и его семьи, включается такой обязательный компонент, как жилище. Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено также в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (статья 11).
С учетом положений международно-правовых актов в статье 40 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на жилище.
Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации).
Согласно пункту "к" статьи 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство отнесено к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к исключительной компетенции законодателя (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 12 апреля 2011 года N 551-О-О).
Согласно пункту 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
На основании части первой статьи 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 указанной статьи случаев.
Пункт 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ предусматривает, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 названного Кодекса перечне.
В соответствии с ч. 3 ст. 57 ЖК РФ гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия данных решений.
Ст. 52 ЖК РФ предусмотрено, что жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.
Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями.
С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении от заявителя этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет, а также с указанием перечня документов, которые будут получены по межведомственным запросам. Органом, осуществляющим принятие на учет, самостоятельно запрашиваются документы (их копии или содержащиеся в них сведения), необходимые для принятия гражданина на учет, в органах государственной власти, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся данные документы (их копии или содержащиеся в них сведения) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, если такие документы не были представлены заявителем по собственной инициативе. В случае представления документов через многофункциональный центр расписка выдается указанным многофункциональным центром.
В судебном заседании установлено, что истцы Четаев Г.В. и Четаев Р.Г. зарегистрированы в муниципальном жилом помещении –<адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., в том числе жилой- <данные изъяты> кв.м.. Кроме них, в жилом помещении зарегистрированы: бывшая невестка Четаева Г.В. – Четаева Е.Ю. и внучка ФИО12.
Четаев Р.Г. является инвалидом детства, имеет первую группу инвалидности бессрочно, что подтверждается справкой серии <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ Четаев Р.Г. обратился в администрацию Импилахтинского сельского поселения с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Постановлением администрации Импилахтинского поселения утвержден протокол заседания жилищной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ и Четаев Р.Г. признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, поставлен в очередь на получение жилой площади на состав семьи 5 человек, поскольку на дату вынесения решения, в спорном жилом помещении была зарегистрирована мать Четаева Р.Г. – Четаева Т. В..
В соответствии со справкой ГБУЗ РК «Питкярантская центральная районная больница» от ДД.ММ.ГГГГ Четаев Р.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, страдает заболеванием, отнесенным к тяжелым формам хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, перечень которых утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации № 378 от 16.06.2006 и имеет право на улучшение жилищных условий. Как пояснил в суде истец Четаев Г.В., его сын Четаев Р.Г. в силу имеющегося у него заболевания не может проживать один, поскольку нуждается в постореннем уходе.
Родителями Четаева Р.Г. являются Четаев Г.В. и Четаева Т.В., которые с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время состоят в зарегистрированном браке.
По сведениям филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по РК Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Четаева Т.В. является собственником квартиры <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ, общей площадью <данные изъяты> кв.м., Четаев Г.В. жилых помещений на праве личной собственности не имеет.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Решением жилищной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ при администрации Питкярантского муниципального района Четаев Р.Г. и члены его семьи сняты с учета в качестве нуждающихся в получении жилых помещений на территории Импилахтинского сельского поселения согласно п.2 ч.1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ, в связи с тем, что мать Четаева Р.Г. имеет в собственности жилое помещение.
Как пояснила в суде представитель ответчика Тихонова Н.М., при рассмотрении вопроса о снятии Четаева Р.Г. и членов его семьи с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, администрация Питкярантского муниципального района учитывала жилищную обеспеченность Четаевой Т.В., а также количество зарегистрированных в спорном жилом помещении и пришла к выводу, что жилищная обеспеченность превышает учетную норму площади жилого помещения.
В соответствии с постановлением администрации Питкярантского муниципального района № 58-н от 10.02.2016 учетная норма площади жилого помещения для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в п. Импилахти установлена в размере 8 квадратных метров жилой площади на 1 гражданина.
Разрешая спор по существу, суд исходит из того, что размер занимаемого семьей Четаевых жилого помещения в составе четырех человек превышает установленную учетную норму (8,85 кв.м. на одного человека), в связи с чем, оснований для восстановления Четаева Р.Г. на жилищном учете не имеется.
Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу, что при вынесении постановления № от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении Протокола заседания жилищной комиссии при администрации Питкярантского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № и протокола № от ДД.ММ.ГГГГ права и интересы Четаева Р.Г. не нарушены, и их нельзя признать незаконными.
Статьей 17 Закона N 181-ФЗ от 24 ноября 1995 года "О социальной защите инвалидов в РФ" предусмотрено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 01 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 17 декабря 2009 года N 1563-О-О указал, что в силу статей 12, 130 (часть 1) и 132 (часть 1) Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление; местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью; органы местного самоуправления, в частности, самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет.
Положениями Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" (статьи 14, 50), а также положениями Жилищного кодекса РФ (статьи 14, 19) предусмотрено осуществление органами местного самоуправления полномочий по учету граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставление таким гражданам в установленном порядке жилых помещений по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда.
Содержащееся в п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ условие о предоставлении гражданам жилых помещений вне очереди, если такие граждане страдают тяжелыми видами хронических заболеваний (пункт 4 части 1 статьи 51 ЖК РФ), закрепляет только особенность реализации жилищных прав и не возлагает какие-либо дополнительные обязанности на органы местного самоуправления.
Конституционный Суд Российской Федерации также указал, что часть 3 статьи 17 Закона N 181-ФЗ, являясь по своему характеру отсылочной нормой, применяется в системной взаимосвязи с положениями жилищного законодательства.
В указанной связи, применительно к обстоятельствам данного дела с учетом положений ч. 3 ст. 57 ЖК РФ обязанность по предоставлению жилого помещения лежит на органе местного самоуправления.
Кроме этого суд учитывает, что согласно ч. 6 ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2004 года N 817 "Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь" предусмотрен перечень заболеваний, дающий инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь.
Пунктом 2 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27 июля 1996 года N 901, определены основания признания инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающимися в улучшении жилищных условий для принятия их на учет.
Порядок предоставления жилого помещения в порядке очередности или в льготном (внеочередном) порядке данный пункт Правил не устанавливает. Согласно пункту 6 указанных выше Правил жилые помещения инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляются на каждого члена семьи в пределах нормы, устанавливаемой органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Дополнительная жилая площадь в виде отдельной комнаты предоставляется инвалидам в соответствии с перечнем заболеваний, утвержденным Правительством Российской Федерации. Предоставление инвалиду жилого помещения в домах государственного или муниципального жилищного фонда осуществляется с учетом его права на дополнительную жилую площадь.
Данный пункт также не устанавливает права внеочередного предоставления жилого помещения членам семьи инвалида, а лишь разъясняет, какой размер и вид жилой площади (в виде отдельной комнаты) подлежит предоставлению инвалиду.
Вышеизложенные нормы свидетельствуют о том, что законодатель, предусматривая право лица, страдающего тяжелой формой хронического заболевания, включенного в соответствующий перечень, на внеочередное предоставление жилого помещения, исходил из необходимости оградить его и проживающих совместно с ним лиц от неблагоприятных проявлений, которые сопутствуют заболеванию.
В связи с чем, при обеспечении жилищных прав Четаева Р.Г. и обеспечении его жилым помещением во внеочередном порядке следует учитывать требования, установленные в части 5 статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", а именно: состояние здоровья и другие заслуживающие внимание обстоятельства, к которым относится, в том числе его нуждаемость в уходе, возраст других членов семьи, имеющиеся жилищные условия.
При этом, в силу вышеназванных норм закона наличие заболевания, дающего право на льготы, не является безусловным основанием для признания нуждающимися в жилых помещениях. Помимо прочего, для постановки на жилищный учет заявитель должен быть обеспечен жилым помещением менее нормы и должна отсутствовать невозможность выделить ему в пользование отдельное помещение. При этом обеспеченность жилым помещением определяется в зависимости от площади всех жилых помещений, находящихся в пользовании или собственности у заявителя и членов его семьи. Таким образом, право на внеочередное представление жилья и дополнительную площадь неразрывно связано с необходимостью признания нуждающимся в улучшении жилищных условий, в связи с чем, без признания таковым реализовано быть не может.
Судом установлено, что супруги Четаевы до настоящего времени состоят в зарегистрированном браке, в ДД.ММ.ГГГГ Четаева Т.В. приобрела жилое помещение, которое суд в соответствии с нормами Семейного кодекса РФ признает общим имуществом супругов. На момент постановки Четаева Р.Г. и членов его семьи на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, оснований для постановки на учет, не имелось, поскольку Четаева Т.В. была зарегистрирована в спорном жилье, жилищная обеспеченность превышала учетную норму. Кроме того, истец Четаев Г.В. пояснил, что в квартире по месту регистрации фактически проживает только он с сыном Четаевым Р.Г.. Невестка- Четаева Е.Ю. и внучка- ФИО12, супруга -Четаева Т.В. проживают в г. Питкяранта. На момент рассмотрения дела истцы не состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в связи с чем, оснований для предоставления жилья во внеочередном порядке не имеется, а, следовательно, в удовлетворении исковых требований истцам следует отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Четаеву Роману Геннадиевичу и Четаеву Геннадию Владимировичу отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Питкярантский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий Н.Ю.Пуцыкина
Мотивированное решение составлено в порядке ст. 199 ГПК РФ 13 июля 2016 года.