Дело №а-35/2019
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
Р Е Ш Е Н И Е
22 мая 2019 г. г. Махачкала
Верховный Суд Республики Дагестан в составе: председательствующего – судьи Верховного суда Республики Дагестан Гомленко Н.К., при секретаре судебного заседания ФИО9,
с участием административного истца прокурора ФИО6, представителя администрации ГО «<адрес>» ФИО2, председателя Правления ГОО « <адрес> - наш город» ФИО3, представителей ГОО « Каспийск – наш город» ФИО7 и ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению и.о. Прокурора <адрес> ФИО4 в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и муниципального образования «<адрес>» к муниципальному образованию ГО « <адрес>», Собранию депутатов городского округа «<адрес>» о признании недействующими со дня принятия (утверждения) Правила землепользования и застройки городского округа «<адрес>», утвержденных решением Собрания депутатов городского округа « <адрес>» № от <дата> «Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа « <адрес>»,
У С Т А Н О В И Л :
И.О. прокурора <адрес> ФИО4 в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и муниципального образования «<адрес>» обратился в Каспийский городской суд с иском к муниципальному образованию ГО «<адрес>», Собранию депутатов городского округа «<адрес>» о признании недействующими со дня принятия ( утверждения) Правила землепользования и застройки городского округа «<адрес>», утвержденных решением Собрания депутатов городского округа «<адрес>» № от <дата> «Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа « <адрес>».
В обоснование иска ссылался на нарушения требований Градостроительного кодекса Российской Федерации и несоответствие Правил землепользования и застройки ГО «<адрес>» Генеральному плану <адрес>, утвержденному решением Собрания депутатов городского округа «<адрес>» № от <дата>, а также на нарушение порядка их обсуждения и принятия.
Определением Каспийского городского суда от <дата> к участию по делу в качестве заинтересованных лиц привлечены Министерство строительства и ЖКХ Республики Дагестан, а также председатель Правления ГОО « Каспийск- наш город» ФИО3 и член правления ФИО5
Этим же определением суда дело передано на рассмотрение по подсудности в Верховный Суд Республики Дагестан.
В судебном заседании прокурор ФИО6 (направление на участие в деле) поддержал административное исковое заявление, просил его удовлетворить по основаниям, изложенным в заявлении.
Председатель Правления ГОО «Каспийск- наш город» ФИО3 и член правления ФИО5, а также представитель ФИО7 просили удовлетворить заявление прокурора, признать недействительными со дня их утверждения Правила землепользования и застройки ГО « <адрес>» (далее ПЗЗ <адрес>), ссылаясь на их противоречие нормам Градостроительного кодекса РФ, функциональным зонам Генерального плана ГО «<адрес>», нарушение порядка опубликования и обсуждение проекта ПЗЗ <адрес>.
Извещенные надлежащим образом Собрание депутатов городского округа «<адрес>» и Министерство строительства и ЖКХ РД в судебное заседание не явились, о причинах неявки не сообщили, поэтому дело рассмотрено без их участия.
Изучив материалы дела, заслушав доводы прокурора ФИО6, заинтересованных лиц ФИО3, ФИО5, представителя ФИО7, возражения представителя администрации ГО «<адрес>» ФИО2, прихожу к выводу, что исковое заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Законодательство о градостроительной деятельности состоит из Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Градостроительному кодексу Российской Федерации (ст. 3 ГрК РФ).
В соответствии с положениями ст. 2 ГрК РФ законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются в том числе на принципах обеспечения комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории, сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности, осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований сохранения объектов культурного наследия и особо охраняемых природных территорий.
Устойчивое развитие территорий заключается в обеспечении при осуществлении градостроительной деятельности безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечение охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений (п. 3 ст. 1 ГрК РФ).
Пунктом 2 статьи 1, частью 1 статьи 9 ГрК РФ предусмотрено, что территориальное планирование, т.е. планирование развития территорий, осуществляется в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения и направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В свою очередь, градостроительное зонирование территорий муниципальных образований осуществляется в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов (пункт 6 статьи 1 ГрК РФ).
К документам территориального планирования муниципального образования относится генеральный план городского округа (пункт 3 части 1 статьи 18 ГрК РФ), а правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования (пункт 8 статьи 1 ГрК РФ).
Генеральный план городского округа как документ территориального планирования является обязательным для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений, в том числе при разработке правил землепользования и застройки (часть 3 статьи 9 и пункт 2 части 1 статьи 18 ГрК РФ).
При подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных в том числе генеральным планом муниципального образования (пункт 2 части 1 статьи 34 ГрК РФ).
Из пунктов 2, 5, 6, 7 и 8 статьи 1, пункта 1 части 2 статьи 33 ГрК РФ следует, что установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях установления правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом параметры планируемого развития территорий, предусмотренных для соответствующей функциональной зоны.
Градостроительное зонирование согласно пункту 6 статьи 1 данного Кодекса - это разделение территорий городов и других муниципальных образований на зоны в целях установления для каждой из них соответствующих градостроительных регламентов, к документам градостроительного зонирования относятся правила землепользования и застройки - документ, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения, в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений (пункт 8 статьи 1 ГрК РФ). В правила землепользования и застройки наряду с правовыми нормами включаются также карта градостроительного зонирования, на которой отображаются границы территориальных зон, и градостроительные регламенты - нормативные ограничения градостроительной деятельности, вводимые в зависимости от целей использования земельных участков (жилые, торговые, промышленные и т.д.), их размеров, высоты и объема объектов капитального строительства, плотности застройки (глава 4 ГрК РФ).
Судом установлено, что Решением Собрания депутатов городского округа «<адрес>» № от <дата> утверждены Правила землепользования и застройки городского округа « <адрес>» ( далее ПЗЗ 2018 г.), включающие карту градостроительного зонирования ГО «<адрес>», карту границ с особыми условиями использования территории, территориальные зоны, установленные для <адрес>, градостроительные регламенты охранных зон объектов культурного наследия и карту зон с особыми условиями использования территории ГО «<адрес>».
Согласно пункту 20 части 1 статьи 14, части 1 статьи 7 Федерального закона от <дата> N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пункту 3 части 1 статьи 8, части 1 статьи 32 ГрК РФ утверждение правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения поселений, по которым представительным органом местного самоуправления поселения принимаются муниципальные правовые акты.
Из материалов дела следует, что оспариваемые Правила землеустройства и застройки ГО « <адрес>» ( далее ПЗЗ) утверждены уполномоченным органом – Собранием депутатов ГО « <адрес>», опубликованы в установленном законом порядке. По этим основаниям ПЗЗ не оспариваются.
Процедура подготовки и принятия правил землепользования и застройки, их утверждения и внесения в них изменений регламентирована статьями 31 - 33 ГрК РФ и включает в себя принятие главой местной администрации решения о подготовке проекта и утверждение состава и порядка деятельности комиссии по подготовке проекта (далее - комиссия) (части 5, 6 статьи 31 ГрК РФ), официальную публикацию сообщения о принятии такого решения (часть 7 статьи 31 ГрК РФ), проверку проекта органом местного самоуправления на соответствие требованиям технических регламентов, документам территориального планирования (часть 9 статьи 31 ГрК РФ), направление проекта главе муниципального образования для принятия решения о проведении публичных слушаний либо в комиссию на доработку (части 10, 11 статьи 31 ГрК РФ), проведение комиссией публичных слушаний по проекту (части 12, 13, 14 статьи 31 ГрК РФ), внесение комиссией изменений в проект с учетом результатов таких слушаний и представление его главе местной администрации (часть 15 статьи 31 ГрК РФ), который должен принять решение о направлении указанного проекта в представительный орган местного самоуправления или об отклонении проекта и о направлении его на доработку с указанием даты его повторного представления (часть 16 статьи 31 ГрК РФ). Обязательными приложениями к проекту правил землепользования и застройки являются протоколы публичных слушаний по указанному проекту и заключение о результатах таких слушаний (часть 15 статьи 31, часть 1 статьи 32 ГрК РФ).
Статьей 5.1. ГрК РФ предусмотрено, что в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам, предусматривающим внесение изменений в один из указанных утвержденных документов, проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, проектам решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства (далее также в настоящей статье - проекты) в соответствии с уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и с учетом положений настоящего Кодекса проводятся общественные обсуждения или публичные слушания, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Участниками общественных обсуждений или публичных слушаний по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам, предусматривающим внесение изменений в один из указанных утвержденных документов, являются граждане, постоянно проживающие на территории, в отношении которой подготовлены данные проекты, правообладатели находящихся в границах этой территории земельных участков и (или) расположенных на них объектов капитального строительства, а также правообладатели помещений, являющихся частью указанных объектов капитального строительства.
Процедура проведения публичных слушаний состоит из следующих этапов: 1) оповещение о начале публичных слушаний; 2) размещение проекта, подлежащего рассмотрению на публичных слушаниях, и информационных материалов к нему на официальном сайте и открытие экспозиции или экспозиций такого проекта; 3) проведение экспозиции или экспозиций проекта, подлежащего рассмотрению на публичных слушаниях; 4) проведение собрания или собраний участников публичных слушаний; 5) подготовка и оформление протокола публичных слушаний; 6) подготовка и опубликование заключения о результатах публичных слушаний.
Оповещение о начале общественных обсуждений или публичных слушаний не позднее чем за семь дней до дня размещения на официальном сайте или в информационных системах проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, а также в случае, если это предусмотрено муниципальными правовыми актами, в иных средствах массовой информации.
Судом установлено, что публичные слушания по проекту ПЗЗ 2018 г. состоялись <дата>, однако в нарушение требований статьи 5.1 части 3, 4 ГрК РФ процедура проведения публичных слушаний по проекту ПЗЗ 2018 г. была нарушена, оповещение о публичных слушаниях не позднее, чем за 7 дней до дня размещения проекта ПЗЗ не было размещено на официальном сайте администрации ГО « <адрес>», экспозиция проекта не была проведена, доказательств, опровергающих доводы ФИО3 об указанных нарушениях, администрацией ГО « <адрес>» представлены не были.
Согласно статье 31 частям 3 ГрК РФ, подготовка проекта правил землепользования и застройки осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования, с учетом требований технических регламентов, сведений Единого государственного реестра недвижимости, сведений, документов, материалов, содержащихся в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности, заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний и предложений заинтересованных лиц.
Установлено также, что в нарушение требований части 3 статьи 31 ГрК РФ проект ПЗЗ 2018, вынесенный на публичные слушания, был разработан в качестве изменений в ПЗЗ 2016 г., которые признаны недействующими и отменены решением Каспийского городского суда от <дата>, вступившим в законную силу.
Это обстоятельство подтверждается представленным ответчиком проектом ПЗЗ 2018 г., на титульном листе которого указано о внесении изменений в Правила землепользования и застройки городского округа « <адрес>», договором № от <дата>, заключенным между администрацией ГО «<адрес>» и Российским институтом градостроительства и инвестиционного развития «ГИПРОГОР» (подрядчиком), предметом которого являлись «внесение изменений в Правила землепользования и застройки ГО «<адрес> (изменение территориальных зон)»; «Техническим заданием на выполнение работ по внесению изменений в Правила землепользования и застройки ГО « <адрес>» от <дата> (приложение № к договору №), предметом и целями которого являлись приведение ПЗЗ ГО «<адрес>» в соответствие с требованиями Гр.Кодекса РФ и Земельного кодекса РФ в части территориального зонирования регламентов регулирования землепользования и застройки с учетом изменений в Генплан и Правила землепользования и застройки ГО « <адрес>», исходным материалом указан ПЗЗ 2016 г. и материалы проекта Генплана с внесенными изменениями; а также ответом управляющего директора ОАО «ГИПРОГОР» ФИО8 на запрос ФИО3 от <дата>
Оснований для обсуждения вопроса о внесении изменений в проект ПЗЗ 2016 г., предусмотренных статьей 33 ГРК РФ, не имелось, предметом публичных слушаний был проект Правил землепользования и застройки 2018 г.
Из материалов дела следует, что параллельно с обсуждением Правил землепользования и застройки ГО «<адрес>» обсуждались на публичных слушаниях изменения в Градостроительный план <адрес>. Проект изменений в Генплан <адрес> 2018 г. был отклонен по результатам публичных слушаний от <дата>, что подтверждается постановлением администрации ГО « <адрес>» № от <дата> « Об отклонении проекта «О внесении изменений в Генеральный план городского округа «<адрес>» и направлении его на доработку».
Следовательно, на момент обсуждения проекта Правил землепользования и застройки <адрес> измененного Генплана <адрес> 2018 г. не было, действовал ранее принятый в 2016 <адрес>, который не был принят во внимание при разработке ПЗЗ 2018 г.
Из материалов дела следует, что Правила землепользования и застройки 2016 г. на момент обсуждения проекта ПЗЗ 2018 г. на общественных слушаниях были отменены решением Каспийского городского суда от <дата>, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного суда РД от <дата>, однако именно эти ПЗЗ 2016 г. с некоторыми изменениями были выставлены для обсуждения на публичные слушания от <дата>
Указанные обстоятельства подтверждают доводы административного истца и заинтересованных лиц о том, что обсуждение на публичных слушаниях старой редакции Правил землепользования и застройки <адрес> 2016 г., отмененных судебным решением, нарушают права и интересы жителей <адрес>, принявших участие в публичных слушаниях, и свидетельствуют о нарушении порядка принятия и обсуждения Правил землепользования и застройки <адрес>, предусмотренного статьями 31, 32 ГрК РФ.
Доводы представителя администрации ГО « <адрес>» о том, что в связи с отменой решением суда Правил землепользования и застройки <адрес> 2016 г. администрация ГО « <адрес>» не имела времени для обращения в Институт «Гипрогор» с целью разработки нового проекта ПЗЗ 2018 г., поэтому был размещен для ознакомления доработанный самой администрацией ГО « <адрес>» проект ПЗЗ 2016 г. и с учетом замечаний граждан по время публичных слушаний были утверждены ПЗЗ 2018 г., не могут быть приняты во внимание, поскольку они противоречат указанным выше нормам градостроительного законодательства.
Согласно статье 227 части 2 п.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Таким образом, Правила землепользования и застройки ГО «<адрес>» 2018 г. противоречат нормативному правовому акту большей юридической силы - Градостроительному кодеку РФ и нарушают права и интересы жителей <адрес>.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 30 ГрК РФ правила землепользования и застройки разрабатываются в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия.
При этом подготовка проекта правил землепользования и застройки осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования, с учетом требований технических регламентов, результатов публичных слушаний и предложений заинтересованных лиц (часть 3 статьи 31 ГрК РФ).
При подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения (за исключением случая, установленного частью 6 статьи 18 названного кодекса), генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района (пункт 2 части 1 статьи 34 ГрК РФ).
По смыслу приведенных выше норм ГрК РФ, территориальное планирование, как и градостроительное зонирование, преследует единую цель обеспечения устойчивого развития территорий. Вместе с тем документы территориального планирования определяют назначение территорий для достижения названной цели, а правила землепользования и застройки разрабатываются для создания условий по ее достижению исходя из назначения территорий.
С учетом изложенного прихожу к выводу, что положениями ГрК РФ закреплен принцип первичности генерального плана городского округа как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего в себе долгосрочные ориентиры их развития, перед правилами землепользования и застройки.
Правила землепользования и застройки ГО «<адрес>», утвержденные Собранием депутатов ГО «<адрес>» от <дата>, приняты с нарушением указанных норм права, они не соответствуют Генеральному плану <адрес>, территориальные зоны и градостроительные регламенты в них установлены с нарушением функциональных зон и их назначению, закрепленных в Генплане <адрес>.
Так, указанные в ПЗЗ 2018 г. на карте градостроительного зонирования (приложение 1 к ПЗЗ) в составе зон жилой застройки территориальные зоны: «зона многоквартирной жилой застройки зданиями малой и средней этажности домами ( до 8 этажей включительно)»- условно зона « Ж2», «Зона застройки индивидуальными жилыми домами»- условно зона «Ж3» и градостроительные регламенты для этих зон не соответствуют функциональным зонам, закрепленным в Генплане <адрес>. Перечень территориальных зон, в том числе зон «Ж2» и «Ж3», указан в п.39.1 статьи 39 ПЗЗ 2018 г.
В Генплане <адрес>, утвержденном решением Собрания депутатов ГО « <адрес>» № от <дата>, размещенном на официальном сайте администрации <адрес> в сети Интернет в подразделе «Отдел по строительству и архитектуре» раздела « Администрация городского органа», том 1, Положение о территориальном планировании Генерального плана МО ГО « <адрес>», раздел 1.2 « Мероприятия по развитию основных функциональных зон для размещения объектов капитального строительства», стр. 12-14, а также схемой функциональных зон «Основной чертеж» установлены 9 ( девять) функциональных зон:
1) «жилые зоны», включающие многоэтажную жилую застройку ( 9 этажей и выше), средне-этажную жилую застройку ( 4-8 этажей), малоэтажную жилую застройку ( 1-3 этажа, индивидуальное жилищное строительство, в том числе блокированное) и садово-дачную застройку с участками 0,6 га. В жилой зоне допускается размещение объектов социально и культурно-бытового обслуживания населения, объектов здравоохранения, стоянок автотранспорта, гаражей, учреждений школьного и дошкольного образования, культовых зданий и иных объектов, связанных с обслуживанием населения»;
2) «Общественно-деловые зоны», предназначенные для размещения объектов образования, культуры, здравоохранение, спорта, торговли, общественного питания, бытового обслуживания, коммерческой деятельности, административных, культовых зданий, центров деловой активности и другие сооружения;
3) «зоны производственного назначения», предназначенные для размещения промышленных и производственных объектов, научно-производственных центров, объектов производственно-хозяйственного комплекса: коммунальных и складских объектов, включая улицы, площади, дороги, зеленые насаждения, зона в основном располагается на юго-востоке территории <адрес>, за железно-дорожным полотном;
4) «зоны транспортной инфраструктуры», предназначенные для железно-дорожного и автомобильного транспорта, объектов хранения транспортных средств;
5) «зоны инженерной инфраструктуры», предназначенные для размещения сооружений и коммуникаций инженерного оборудования и инфраструктуры;
6) «зоны рекреационного назначения», предназначенные для организации мест отдыха населения, включая территории занятые скверами, парками, лесопарками, пляжами, физкультурно-оздоровительными, спортивно-развлекательными, санаторно-курортными объектами;
7) «зоны сельскохозяйственного использования», предназначенные для территорий, занятых сельско-хозяйственными объектами, огородами, садами, а также пастбищами;
8) «зоны специального назначения», включающие зону размещения кладбищ, полигон ТДО, озеленение в санитарно-защитных зонах, иные зоны спецназначения;
9) «зоны военных и режимных объекто».
Установленная Генпланом <адрес> применительно к территории городского округа «<адрес>» функциональная зона «Жилые», согласно схеме Генплана (Основной чертеж Генплана), включает в себя зоны (подзоны): - «Многоэтажная жилая застройка (9 и выше этажей)», которая соответствует установленной п.4 ч.2 ст.35 ГрК РФ территориальной «зоне застройки многоэтажными жилыми домами»; - «Среднеэтажная жилая застройка (4-8 этажей)», которая соответствует установленной п.З ч.1 ст.35 ГрК РФ территориальной «зоне застройки средне-этажными жилыми домами»»; -«Малоэтажная жилая застройка (1-3 этажа), индивидуальное жилищное строительство, в т.ч. блокированное», соответствующая установленной п.2 ч.2 ст.35 ГрК РФ территориальной «зоне застройки индивидуальными жилыми домами и малоэтажными жилыми домами блокированной застройки»; «садово-дачная застройка», которая соответствует зоне «для ведения садоводства и дачного хозяйства».
Соответственно, установленные статьями 39, 58 П33 2018, в карте градостроительного зонирования (приложение Г к ПЗЗ) территориальная «зона застройки индивидуальными жилыми домами «ЖЗ» и градостроительный регламент для нее (ст.58); статьями 39, 57, в карте градостроительного зонирования (приложение 1 к ПЗЗ) территориальная «зона многоквартирной жилой застройки зданиями малой и средней этажности домами (до 8 этажей включительно) «Ж2» и градостроительный регламент для нее (ст.57), в нарушение требований части 3 статьи 9, статьи 31 (части 9, 10), статьи 33 (п.1 ч.2), статьи 34 (п.2 ч.1), 35 (ч.15) ГрК РФ, устанавливающих приоритет Генплана, не соответствуют установленным Генпланом <адрес> функциональным зонам (подзонам) «Малоэтажная жилая застройка (1-3 этажа), (индивидуальное жилищное строительство, в т.ч. блокированное», «Средне-этажная жилая застройка (4-8 этажей)».
Доводы представителя администрации ГО «<адрес>» о том, что «Зона застройки индивидуальными жилыми домами»-зона «ЖЗ» и территориальная зона «Зона многоквартирной жилой застройки зданиями малой и средней этажности домами (до 8 этажей включительно)-«Ж2», установленные на Карте градостроительного зонирования ПЗЗ 2018 г., соответствует функциональным зонам, установленным на Карте функциональных зон Генплана <адрес>, не состоятельны, они противоречат перечню и назначению 9-ти функциональных зон, указанных в Генплане <адрес> 2016 г.. а также требованиям части 3 статьи 9, статьи 31 (части 9, 10), статьи 33 (п.1 ч.2), статьи 34 (п.2 ч.1), 35 (ч.15) ГрК РФ
В статьях 39, 60 ПЗЗ 2018 г. в составе общественно-деловых зон территориальная «Зона многофункциональной общественно-деловой застройки»- «ОД1» не соответствует закрепленной Генпланом <адрес> функциональной зоне «Общественно-деловая».
В «общественно-деловую зону» зону входят 6 (шесть) зон (подзон) - «административно-деловых учреждений и объектов торговли»; «культурно-досуговой и объектов торговли»; «учебных заведений и дошкольных учреждений»; «учреждений здравоохранения»; «культовых сооружений»; «спортивно-зрелищных объектов», которые не являются многофункциональными. Поэтому всвязи с отсутствием в Генплане <адрес> указаний на «многофункциональные зоны» установленные в ПЗЗ 2018, карте градостроительного зонирования к ним (приложение 1) вместо «общественно-деловой зоны» многофункциональной зоны следует признать незаконным, не соответствующим принципу первичности генплана городского округа, а также целям создания условий для устойчивого развития территории городского округа, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия ( ст. 30 часть 1 пункт 1 ГрК РФ).
Доводы представителя администрации ГО « <адрес>» ФИО2 о том, что градостроительным кодексом не запрещено совмещение территориальных зон, не состоятелен, поскольку против такого территориального планирования высказывались граждане <адрес> во время публичных слушаний, приводили обоснованные доводы, которые не были учтены главой администрации при направлении Пректа ПЗЗ в Собрание депутатов ГО « <адрес>» для утверждения, совмещение территориальных зон в ПЗЗ 2018 г. не соответствует целям территориального планирования ГО «<адрес>», поскольку в зоне «многофункциональной общественно-деловой застройки» возможно строительство многоэтажных жилых домов, тем самым будет нарушена городская инфраструктура, права и интересы жителей <адрес>.
Также не убедительны доводы представителя администрации ГО « <адрес>» о том, что территориальная зона «Зона многофункциональной общественно-деловой застройки» ОД1» соответствует функциональной зоне «Общественно-деловые» в Генплане <адрес> и по своему содержанию полностью совпадает с функциональными подзонами «Культурно-досуговые и объекты торговли» и «Культовых сооружений», поскольку в Генплане <адрес> 2016 г. в зону « общественно-деловая» входит 6-ть подзон, но «зона многофункциональной общественно-деловой застройки» отсутствует.
К тому же функциональные зоны (подзоны) - «административно-деловых учреждений и объектов торговли», - «культурно-досуговые и объектов торговли», - «учебных заведений и дошкольных учреждений», - «учреждений здравоохранения», - «культовых сооружений», - «спортивно-зрелищных объектов» в составе общественно-деловых территориальных зон (ОД1, ОД2, ОДЗ) в ПЗЗ 2018 вообще отсутствуют, они перемещены в состав рекреационных зон.
Таким образом, установленная ПЗЗ 2018 г. «зона многофункциональной общественно-деловой застройки» явно не соответствует Генплану <адрес>, установленной им функциональной зоне «Общественно-деловая», которая не предусматривает высотную и средне-этажную жилую застройку на соответствующей территории городского округа <адрес>.
Согласно статье 216 КАС РФ,в случае признания судом нормативного правового акта не действующим полностью или в части этот акт или его отдельные положения не могут применяться с указанной судом даты.
Решение суда о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части не может быть преодолено повторным принятием такого же акта.
Несмотря на вступившее в законную силу решение Каспийского городского суда от <дата>, признавшего несоответствующим требованиям ГрК РФ включение «зоны многофункциональной общественно-деловой застройки»- «ОД1» в проект ПЗЗ 2016 г., повторно указанная зона была включена в ПЗЗ 2018 г.
Из материалов дела следует, что прокурор <адрес> обращался в суд с административным исковым заявлением от <дата> о признании Правил землепользования и застройки, утвержденных решением Собрания депутатов городского округа «<адрес>» № от 28.7.2016г. недействующими, и решением Каспийского городского суда от <дата> иск удовлетворен. Судом сделан вывод, что в Карте градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки ГО « <адрес>» побережье Каспийского моря в черте городского округа отнесено не только «к рекреационной зоне», но и к «зоне многофункциональной жилой и общественно-деловой застройки», которая согласно п.9 ст.5 ПЗЗ 2016 г. предназначена для размещения объектов общественно-делового назначения в сочетании с многоэтажной и малоэтажной жилой застройки, что противоречит части 5 статьи 35 ГрК РФ. Согласно указанной норме права, «общественно-деловые зоны» предназначены для размещения объектов здравоохранения, культуры, торговли, общественного питания, социального и коммунально-бытового назначения, предпринимательской деятельности, объектов среднего профессионального и высшего образования, административных, научно- исследовательских учреждений, культовых зданий, стоянок автомобильного транспорта, объектов делового, финансового назначения, иных объектов, связанных с обеспечением жизнедеятельности граждан, что не предусмотрено ни Градостроительным кодексом РФ, ни Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, что совмещение двух различных самостоятельных видов разрешенного использования земельных участков: зоны «Общественно-деловая» и зоны «ЖД» - «зоны многофункциональной жилой и общественно-деловой застройки» является неправильным.
Из Генплана <адрес> усматривается, что функциональная зона «Рекреационные», как указано в Основном чертеже Генплана, включает в себя зоны (подзоны) - «зеленых насаждений общего пользования», «объектов отдыха, развлечений, туризма и санаторно-курортного лечения», «пляжи».
Однако, вопреки закрепленной Генпланом в составе «Общественно-деловых» зон - функциональной зоне «спортивно-зрелищных объектов» (Основной чертеж Генплана), в статьях 39, 64 ПЗЗ 2018 г. (в том числе в «Приложение 1. Карта градостроительного зонирования»), объекты спорта включены в состав территориальной зоны «Зоны рекреационного назначения» - в территориальную зону «Зона спортивных сооружений»- «Р1» и «Зоны объектов спорта, отдыха и развлечения, туризма, санаторно-курортного лечения»-«РЗ». Кроме того, вид разрешенного использования земельного участка «Спорт», предусматривающий «устройство площадок для занятий спортом и физкультурой (беговые дорожки, спортивные сооружения)», указан также в градостроительном регламенте для территориальной зоны «Р2»- «Зоны зеленых насаждений общего пользования, внутриквартального озеленения».
Тем самым, все три территориальные зоны (PI, Р2, РЗ) в составе «зон рекреационного назначения» ПЗЗ 2018 г. (ст.ст.39, 64, 65, 66) отведены под размещение объектов спорта, в том числе капитальных объектов, которые согласно Генплану <адрес> размещаются в функциональной зоне (подзоне) «спортивно-зрелищных объектов» в составе функциональной зоны «общественно-деловые».
Соответственно, в ПЗЗ 2018 г. указанные объекты также должны размещаться в территориальных зонах, отнесенных к числу «общественно-деловых», а не в «рекреационных зонах», предназначенных совершенно для других целей, указанных ранее.
Доводы представителя администрации ГО « <адрес>» о том, что установленные в ПЗЗ <адрес> 2018 г. в «рекреационной зоне» территориальные зоны Р1, Р2 и РЗ соответствуют функциональным зонам, установленным в Генплане <адрес>, не состоятельны, они противоречат Генплану <адрес>, которым не предусмотрено сочетание трех самостоятельных зон в одной « рекрационной зоне», и ее функциональному назначению.
Доводы представителя администрации ГО « <адрес>» о том, что в функциональной зоне «Общественно-деловой зоне» предусматривается размещение объектов общественно-деловой застройки различного назначения, в том числе жилой застройки: многоэтажной и среднеэтажной застройки, что установленные ПЗЗ 2018 г. территориальные зоны конкретизируют положения документов территориального планирования в целях определения правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом назначение территории, отнесенной к функциональным зонам, также не убедительны. Они противоречат как назначению функциональной зоны « общественно-деловая», закрепленному в Генплане <адрес> 2016 г., так и положениям ст. 85 части 2 Земельного кодекса РФ, статье 35 части 15 ГрК РФ, которыми предусмотрен учет функциональных зон, предусмотренных Генпланами городских округов, при территориальном планировании городского округа. О несогласии с наименованиями территориальных зон, установленных ПЗЗ 2018 г., по сравнению с наименованиями функциональных зон, установленных Генпланом <адрес>, административный истец не заявляет, обоснование иска прокурора подробно изложено в административном исковом заявлении.
Ссылка представителя ФИО2 на отсутствие в материалах дела о признании недействующими и отмене Правил землепользования и застройки 2016 <адрес> проекта Генерального плана ГО «<адрес>» (корректировка). Том I. Положение о территориальном планировании, текстовая часть Генерального плана, которая является неотъемлемой частью Генплана <адрес>, и по этой причине вынесения судом в 2018 г. решения об удовлетворении иска прокурора <адрес>, не убедительна. Решение Каспийского городского суда от <дата> вступило в законную силу, в силу требований статьи 216 КАС РФ, с признанием в этой части положений ПЗЗ 2016 г. недействующими, они не применяются с момента вступления решения суда в законную силу.
В Генплане <адрес> функциональная зона «Сельскохозяйственного использования», предназначенная для территорий, занятых сельскохозяйственными объектами, огородами, садами, а также пастбищами, в составе двух функциональных зон (подзон) - зоны «ландшафтно-сельскохозяйственные» и зоны «Сельскохозяйственного назначения» - зона «сельскохозяйственных угодий», графически отражены в Основном чертеже Генплана. Однако в статьях 39, 75 ПЗЗ 2018 г. указана лишь одна территориальная зона - «Зона сельскохозяйственных угодий»-«СХ1», соответствующая функциональной зоне «сельско-хозяйственного назначения», территориальная зона «ландшафтно-сельскохозяйственные» в ПЗЗ отсутствует, чем также нарушены права жителей <адрес> на благоприятную окружающую среду.
Возражая против доводов прокурора, представитель администрации ГО «<адрес>» полагает, что установленная в ПЗЗ 2018 г. территориальная зона « Зона сельхозугодий» - «СХ1» не противоречит требованиям п. 1 и п. 2 ч. 2 ст. 36 ГрК РФ, позволяющей при установлении градостроительных регламентов учитывать фактическое использование земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны и возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков и объектов капитального строительства. Однако с этими доводами нельзя согласиться, поскольку правилами ч.2 ст. 36 ГрК РФ предусмотрен при территориальном планировании учет функциональных зон в Генплане городского округа, а не только фактическое использование земельных участков.
В Генплане <адрес> установлены функциональные зоны «Производственные», включающие функциональные зоны (подзоны) «промышленно-производственных объектов», «коммунально-складских объектов» (Основной чертеж Генплана). В ПЗЗ 2018 (статьи 39, 67, 68, 69) и на карте градостроительного зонирования к ним (приложение 1) в составе территориальной «зоны производственно-коммунальных объектов» указаны три территориальные зоны (подзоны): «Зона многофункциональной производственной, коммунальной и общественно-деловой застройки» - «ПК1», «Зона производственно-деловая»-«ПД» и «Зона промышленных и производственных объектов»- «ПК1», которые противоречат указанному в Генплане <адрес> назначению производственных функциональных зон. Так, зоны «производственного назначения» предназначены для размещения промышленных и производственных объектов, научно-производственных центров, объектов производственно-хозяйственного комплекса: коммунальных и складских объектов, они включает в себя улицы, площади и дороги, зеленые насаждения. «Производственная зона» располагается, в основном, на юго-востоке территории городского округа, за железнодорожным полотном».
Из статей 39, 67 ПЗЗ 2018 г. и карты градостроительного зонирования к ним (приложение 1) следует, что в территориальную «зону многофункциональной производственной, коммунальной и общественно-деловой застройки»- «ПКД1» включена также зона «общественно-деловой застройки», что противоречит требованиям частей 7,8 статьи 35 ГрК РФ, запрещающей совмещение двух самостоятельных территориальных зон в одной территориальной зоне.
Изложенным опровергается доводы представителя ФИО2 о том, что в «Производственной зоне» - ПК1, ПКД1 и ПД в ПЗЗ <адрес> 2018 г. содержатся виды разрешенного использования земельных участков, предусмотренные функциональными зонами «Промышленно-производственных объектов» и «Коммунально-складских объектов» Генплана <адрес>.
Также установлено, что в Генплане <адрес> (том 1, «Положения о территориальном планировании Генерального плана МО ГО «<адрес>», раздел 1.2. «Мероприятия по развитию основных функциональных зон для размещения объектов капитального строительства», стр.13), функциональная зона «Зоны специального назначения» включает лишь «зону кладбищ».
Однако в ПЗЗ 2018 г. в эту зону включены помимо размещения кладбищ также «полигон ТБО, озеленение в санитарно-защитных зонах, иные зоны спецназначения».
Между тем согласно п.5 ст.12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» захоронение отходов в границах населенных пунктов запрещено.
Следовательно, установление в ПЗЗ 2018 г. территориальной «зоны складирования, захоронения и утилизации отходов»-«зона СН2» и градостроительного регламента для нее (статьи 39, 71) является незаконным.
Доводы представителя о том, что установленные виды территориальных зон в «Зоне специального назначения» - СН1 и СН2 в ПЗЗ <адрес> 2018 г. содержат виды разрешенного использования земельных участков, предусмотренных функциональной зоной «Зона специального назначения», не убедительны, поскольку Генплан 2016 г. включает лишь одну «зону кладбищ», иные зоны, тем более «полигон ТБО», не предусмотрены.
С учетом изложенного Правила землеустройства и застройки ГО « <адрес>» 2018 г. не соответствуют требованиям Градостроительного и земельного кодексов Российской Федерации, поэтому они подлежат признанию недействующими с момента их принятия и отмене.
Согласно статье 227 КАС РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
В резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) должны содержаться: 1) указание на признание оспоренных решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, на удовлетворение заявленного требования полностью или в части со ссылками на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), и на существо оспоренных решения, действия (бездействия).
В случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом; 4) указание на необходимость опубликования решения суда в определенном официальном печатном издании в установленный судом срок.
В случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 227 КАС РФ, судья
Р Е Ш И Л :
Удовлетворить административное исковое заявление и.о. прокурора <адрес>
Признать незаконным решение Собрания депутатов городского округа «<адрес>» № от <дата> «Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа « <адрес>»,
Признать недействующими и отменить со дня принятия (утверждения) Правила землепользования и застройки городского округа « <адрес>», утвержденные решением Собрания депутатов городского округа «<адрес>» № от <дата> «Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа « <адрес>».
Обязать администрацию ГО « <адрес>» устранить нарушения, допущенные при подготовке и принятии Правил землепользования и застройки ГО « <адрес>» от <дата>
Обязать Собрание депутатов ГО «<адрес>» опубликовать сообщение о принятом решении суда в течение одного месяца после вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено <дата>
Судья Верховного суда
Республики Дагестан Гомленко Н.К.