Дело №2-1719/17
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 марта 2017 г. г.Махачкала
Судья Советского районного суда г. Махачкалы Магомедова Д.М.,
при секретаре Буттаевой З.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Кировского района г. Махачкалы в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации МО ГО «город Махачкала», МБОУ «Гимназия №33» в порядке ст.45 ГПК РФ о понуждении устранить нарушения законодательства об обеспечении антитеррористической защищенности и санитарно-эпидемиологическом благополучии населения,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора Кировского района г. Махачкалы в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации МО ГО «город Махачкала», МБОУ «Гимназия №33» в порядке ст.45 ГПК РФ о понуждении устранить нарушения законодательства об обеспечении антитеррористической защищенности и санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, ссылаясь на то, что прокуратурой Кировского района г.Махачкалы в ходе надзорной деятельности выявлены нарушения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и обеспечении безопасности и антитеррористической защищенности в Муниципальном бюджетном образовательном учреждении «Гимназия №33», расположенном по адресу ул.М.Гаджиева, 174, г.Махачкала, Республика Дагестан.
Согласно письму, полученному из ОП по Кировскому району УМВД РФ по г.Махачкале, в целях обеспечения общественного порядка и безопасности на объектах системы образования, предотвращения террористических актов, экстремистских акции, преступлений и правонарушений в отношении несовершеннолетних и сопровождающих их лиц, сотрудниками отдела полиции по Кировскому району УМВД РФ по <адрес> осуществлено обследование помещений и прилегающей территории МБОУ «Гимназия №33». В ходе обследования выявлены следующие нарушения:
- отсутствуют камеры видеонаблюдения;
- частичное ограждение по периметру территории школы;
- отсутствует тревожная кнопка;
- освещение территории школы в вечернее время осуществляется частично.
Таким образом, установление системы видеонаблюдения, является обязательным, выполнение данных мероприятий необходимо для пресечения преступлений террористической направленности и является мерой по обеспечению безопасности жизни и здоровья воспитанников и работников учреждения.
Обязанность по финансированию мероприятий по установке системы видеонаблюдения в образовательном учреждении возложена на администрацию муниципального образования городской округ «город Махачкала», как учредителя учреждения (п.5 ч.1 ст.9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», п.6.1 ч.1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
В ходе проверки в МБОУ «Гимназия №33» установлено, что указанные требования нарушены, поскольку отсутствует система видеонаблюдения в здании образовательного учреждения. Из Устава МБОУ «Гимназия №33» следует, что школа является муниципальным бюджетным образовательным учреждением, учредителем которого является администрация муниципального образования городской округ «город Махачкала».
Отсутствие видеонаблюдения свидетельствует о террористической уязвимости школы и ненадлежащей профилактике терроризма со стороны должностных лиц, что влечет нарушение не только действующего законодательства, но и право на безопасность обучающихся и сотрудников муниципального образовательного учреждения.
В судебном заседании помощник прокурора Кировского района г. Махачкала Мусаев Р.М. заявленные исковые требования уточнил, просил удовлетворить требования к Администрации МО ГО «город Махачкала», МБОУ «Гимназия №33» в части установления камер наблюдения, в остальной части прекратить в связи с добровольным устранением требований прокурора.
Представитель Администрации г. Махачкалы по доверенности Магомедэминов Р.Х. в судебном заседании пояснил, что принимаются меры для устранения указанных нарушений.
Директор МБОУ «Гимназия №33» Джамалов Б.М. в судебном заседании также пояснил, что принимаются меры по антитеррористической защищенности, представив суду возражения по которым в иске просил отказать.
Выслушав мнения сторон, исследовав доказательства, суд находит требования заместителя прокурора Кировского района г. Махачкала подлежащими частичному удовлетворению.
Прокуратурой Кировского района г.Махачкалы в ходе надзорной деятельности выявлены нарушения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и обеспечении безопасности и антитеррористической защищенности в Муниципальном бюджетном образовательном учреждении «Гимназия №33», расположенном по адресу ул.М.Гаджиева, 174, г.Махачкала, Республика Дагестан.
Согласно письму, полученному из ОП по Кировскому району УМВД РФ по г.Махачкале, в целях обеспечения общественного порядка и безопасности на объектах системы образования, предотвращения террористических актов, экстремистских акции, преступлений и правонарушений в отношении несовершеннолетних и сопровождающих их лиц, сотрудниками отдела полиции по Кировскому району УМВД РФ по г.Махачкале осуществлено обследование помещений и прилегающей территории МБОУ «Гимназия №33». В ходе обследования выявлены следующие нарушения:
- отсутствуют камеры видеонаблюдения;
- частичное ограждение по периметру территории школы;
- отсутствует тревожная кнопка;
- освещение территории школы в вечернее время осуществляется частично.
В соответствии с п.2 ч.3 ст.28 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ №- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.
Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (п.2 ч.6 ст.28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №- Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Охрана здоровья обучающихся включает в себя и обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность (п.8 ч.1 ст.41 Федерального закона № 273-ФЗ).
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» определены основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы, профилактики терроризма и борьбы с ним, поставлены задачи минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
В силу ст.2 вышеуказанного Закона одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации является приоритет мер предупреждения терроризма и минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
Согласно подпункту «д» п. 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной 5 октября 2009 года Президентом РФ, одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств.
В силу пп. «з» п. 15 Концепции предупреждение (профилактика) терроризма предполагает решение задач по разработке и введению в действие типовых требований по обеспечению защищенности от террористических угроз критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей, к которым относятся и образовательные учреждения.
Частью 13 ст. 30 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» установлено, что в зданиях образовательных организаций должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий (п.1), в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения (п.2).
Таким образом, установление системы видеонаблюдения, является обязательным, выполнение данных мероприятий необходимо для пресечения преступлений террористической направленности и является мерой по обеспечению безопасности жизни и здоровья воспитанников и работников учреждения.
Обязанность по финансированию мероприятий по установке системы видеонаблюдения в образовательном учреждении возложена на администрацию муниципального образования городской округ «город Махачкала», как учредителя учреждения (п.5 ч.1 ст.9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», п.6.1 ч.1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
В соответствии с ч. 1 ст.42 Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» требования к зданиям и сооружениям, а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса), установленные данным Федеральным законом, не применяются вплоть до реконструкции или капитального ремонта к зданиям и сооружениям, введенным в эксплуатацию до вступления в силу таких требований.
Однако в целях унификации действующего законодательства положения ч.2 ст.42 Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» устанавливают необходимость применения понятия «свод правил», принятых до его вступления в силу, которые должны применяться на обязательной основе для обеспечения требований безопасности зданий и сооружений. При таких обстоятельствах, необходимо исходить из приоритета обеспечения безопасности воспитанников и работников учреждения во время образовательного процесса, охраны от возможных посягательств со стороны третьих лиц, необходимости принятия профилактических мер, направленных на противодействие террористической деятельности.
В ходе проверки в МБОУ «Гимназия №33» установлено, что указанные требования нарушены, поскольку отсутствует система видеонаблюдения в здании образовательного учреждения. Из Устава МБОУ «Гимназия №33» следует, что школа является муниципальным бюджетным образовательным учреждением, учредителем которого является администрация муниципального образования городской округ «город Махачкала».
Кроме того, согласно статье 28 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ в образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны выполняться требования санитарного законодательства.
В соответствии с п. 3.1 Санитарно-эпидемиологических правил СаНПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно - эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189, территория общеобразовательной организации должна быть ограждена и озеленена.
В соответствии с ч.3 ст. 123.21 ГК РФ учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а в случаях, установленных законом, также иным имуществом. При недостаточности указанных денежных средств или имущества субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения в случаях, предусмотренных пунктами 4-6 статьи 123.22 и пунктом 2 статьи 123.23 ГК РФ, несет собственник соответствующего имущества.
Согласно ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий (бездействия), нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц. Категория лиц, чьи интересы затрагивает настоящее исковое заявление, непосредственно и персонально изменчива, поэтому настоящее исковое заявление направляется в интересах неопределенного круга лиц.
Отсутствие видеонаблюдения свидетельствует о террористической уязвимости школы и ненадлежащей профилактике терроризма со стороны должностных лиц, что влечет нарушение не только действующего законодательства, но и право на безопасность обучающихся и сотрудников муниципального образовательного учреждения.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 194-199,254 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░» ░ ░░░░ «░░░░░░░░ №33», ░ ░░░░ ░░ 01.09.2017 ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░.