Решение по делу № 33а-17794/2016 от 13.09.2016

Судья Рупова Г.В. Дело № 33а-17794/2016

                                     Учет №149а

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

4 октября 2016 года город Казань

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:

председательствующего судьи Мочаловой Ю.Р.,

судей Набиева Р.А., Сайдашевой Э.Р.,

при секретаре судебного заседания Гиниатуллине Э.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи
Мочаловой Ю.Р. административное дело по апелляционной жалобе Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №4 по Республике Татарстан на решение Приволжского районного суда города Казани от 18 июля 2016 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №4 по Республике Татарстан к Шакирову А.Т. о взыскании пеней,

                У С Т А Н О В И Л А:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №4 по Республике Татарстан (далее – МРИ ФНС России №4) обратилась в суд с административным исковым заявлением Шакирову А.Т. о взыскании пеней.

В обоснование требований указала, что Шакиров А.Т. в установленные законом сроки не исполнил обязанность по уплате налога на имущество физических лиц в размере 916 рублей, транспортного налога в размере 5 373 рублей и земельного налога в размере 32 781 рубля 47 копеек, в связи с чем на эти недоимки налоговым органом начислены пени в сумме 9 рублей 90 копеек, 59 рублей 11 копеек и 3 515 рублей 59 копеек соответственно.

Налоговым органом Шакирову А.Т. направлялись требования об уплате вышеуказанной    налоговой задолженности, которые остались без исполнения.

МРИ ФНС России №4 просила взыскать с Шакирова А.Т. пени: по налогу на имущество физических лиц в сумме 9 рублей 90 копеек; по транспортному налогу в сумме 59 рублей 11 копеек; по земельному налогу в сумме 3 515 рублей 59 копеек, всего на общую сумму 3 584 рубля 60 копеек.

Суд принял решение об отказе в удовлетворении административного иска, поскольку пришел к выводу о полной оплате Шакировым А.Т. заявленных по настоящему делу сумм.

В апелляционной жалобе МРИ ФНС России №4 просит об отмене решения суда в части отказа в удовлетворении требований о взыскании пеней по земельному налогу в сумме 3 515 рублей 59 копеек, указывая, что эта сумма внесена административным ответчиком по квитанции, в которой он указал код бюджетной классификации (далее – КБК) земельного налога, а не пеней по земельному налогу, и не определил налоговый период, в связи с чем налоговым органом данная оплата зачтена в счет погашения имеющейся у Шакирова А.Т. недоимки по земельному налогу, а не пеней по нему.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель МРИ ФНС России №4 Садриева К.Ю. апелляционную жалобу поддержала.

Судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки (пункт 1).

Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (пункт 2).

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса (пункт 3).

Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора (пункт 4).

Из материалов дела следует, что Шакировым А.Т. своевременно не исполнена обязанность по уплате налога на имущество физических лиц в размере 916 рублей и транспортного налога в размере 5 373 рублей, в связи с чем на указанные недоимки налоговым органом начислены пени в сумме 9 рублей 90 копеек и 59 рублей 11 копеек соответственно.

Кроме того, Шакировым А.Т. в установленные законодательством о налогах и сборах сроки не исполнена обязанность по уплате земельного налога в размере 32 781 рубля 47 копеек (недоимка взыскана судебным приказом от 21 марта 2014 года), на нее налоговым органом начислены пени в сумме 3 515 рублей 59 копеек.

Шакирову А.Т. неоднократно направлялись требования об уплате начисленных пеней, которые остались без исполнения.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

Общая сумма начисленных Шакирову А.Т. пеней превысила 3 000 рублей при направлении ему требования №13855 со сроком исполнения до 18 декабря 2015 года, следовательно, с данного момента времени начинает течь срок обращения в суд.

С настоящим административным исковым заявлением МРИ ФНС России №4 обратилась 25 апреля 2016 года, то есть в предусмотренный законом шестимесячный срок со дня истечения срока исполнения требования об уплате налоговой задолженности, указанной в требовании №13855.

Согласно имеющимся в материалах дела чек-ордерам от 14 июля 2016 года по операциям №147 и №148, Шакировым А.Т. обязанность по уплате пеней по налогу на имущество физических лиц в сумме 9 рублей 90 копеек и пеней по транспортному налогу в сумме 59 рублей 11 копеек исполнена, в связи с чем судом первой инстанции правомерно отказано в удовлетворении административного иска о взыскании с административного ответчика указанных сумм.

Отказ в удовлетворении требований в части взыскания с Шакирова А.Т. пеней по земельному налогу в сумме 3 515 рублей 59 копеек суд мотивировал исполнением административным ответчиком этой обязанности на основании представленному чек-ордеру от 14 июля 2016 года по операции №150.

С таким выводом суд судебная коллегия не может согласиться в силу следующего.

В соответствии с пунктом 7 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации поручение на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства заполняется налогоплательщиком в соответствии с правилами заполнения поручений. Указанные правила устанавливаются Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.

При обнаружении налогоплательщиком ошибки в оформлении поручения на перечисление налога, не повлекшей неперечисления этого налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства, налогоплательщик вправе подать в налоговый орган по месту своего учета заявление о допущенной ошибке с приложением документов, подтверждающих уплату им указанного налога и его перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства, с просьбой уточнить основание, тип и принадлежность платежа, налоговый период или статус плательщика.

Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 12 ноября 2013 года №107н утверждены Правила указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации.

Согласно пункту 3 названных Правил распоряжение о переводе денежных средств составляется только по одному коду бюджетной классификации (КБК) Российской Федерации.

В силу пунктов 4, 5 Правил в реквизите «104» распоряжения о переводе денежных средств указывается значение КБК в соответствии с законодательством Российской Федерации, состоящее из 20 знаков (цифр).

В чек-ордере от 14 июля 2016 года по операции №150 указан КБК 182 1 06 06043 10 1000 110, который в соответствии с Приказом ФНС России от 27 декабря 2012 №ММВ-7-1/1004@ относится к недоимке по земельному налогу с физических лиц, в то время как пени по земельному налогу с физических лиц имеют иной КБК - 182 1 06 06043 10 2100 110.

Таким образом, чек-ордер от 14 июля 2016 года по операции №150 не подтверждают факт уплаты административным ответчиком пеней по земельному налогу ввиду неверного указания КБК, при этом доказательств того, что им подавалось заявление в налоговой орган о принадлежности платежа, не представлено.

При этом Шакиров А.Т. имел неоплаченную задолженность именно по земельному налогу, превышающую сумму произведенной оплаты по чек-ордеру от 14 июля 2016 года, которая зачтена налоговым органом по выставленному Шакировым А.Т. коду.

При таких обстоятельствах, поскольку наличие налоговой задолженности в виде пеней по земельному налогу в сумме 3 515 рублей 59 копеек подтверждается материалами дела и доказательств ее погашения суду не представлено, при этом административным истцом соблюдены порядок и сроки обращения в суд с настоящим административным исковым заявлением, решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении заявления МРИ ФНС России №4 о взыскании с Шакирова А.Т. пеней по земельному налогу в сумме 3 515 рублей 59 копеек подлежит отмене с принятием в этой части нового решения об удовлетворении административного иска.

Руководствуясь статьями 177, 309, 311, пунктами 1 и 4 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Приволжского районного суда города Казани от 18 июля 2016 года по данному делу отменить в части отказа в удовлетворении административного искового заявления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №4 по Республике Татарстан к Шакирову А.Т. о взыскании пеней по земельному налогу в сумме 3 515 рублей 59 копеек и принять в этой части новое решение.

Взыскать с Шакирова А.Т. в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №4 по Республике Татарстан пени по земельному налогу в сумме 3 515 рублей 59 копеек.

Взыскать с Шакирова А.Т. в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 400 рублей.

В остальной части решение суда оставить без изменения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.

Председательствующий

Судьи

33а-17794/2016

Категория:
Гражданские
Истцы
МРИ ФНС № 4 по РТ
Ответчики
Шакиров А.Т.
Суд
Верховный Суд Республики Татарстан
Дело на сайте суда
vs.tat.sudrf.ru
04.10.2016[Адм.] Судебное заседание
11.10.2016[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.10.2016[Адм.] Передано в экспедицию
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее