Дело № 2-49/2016
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 января 2016 года город Севастополь
Ленинский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего - судьи Прохорчук О.В.
секретарь судебного заседания – Шинкаренко В.В.,
с участием представителей:
истца – Самородов И.Э., доверенность № 4-2150 от 25.06.2015,
ответчика – Департамента имущественных и земельных отношений города Севастополя – Шалык А.Н., доверенность № 04 от 12.01.2016,
ответчика – Правительства Севастополя – Доденков А.Ю., доверенность б/н от 28.09.2015,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску Еремеевой С.А. к Департаменту имущественных и земельных отношений города Севастополя, Правительству Севастополя о признании отказа незаконным и обязании совершить определенные действия,
установил:
Еремеева С.А. обратилась в Гагаринский районный суд города Севастополя с иском к Главному управлению имущественных и земельных отношений, Правительству Севастополя, об обязании изменить вид разрешенного использования земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> в границах землепользования СТ «Афганец», участок №, принадлежащего истцу на праве собственности с «для ведения садоводства» на «для индивидуального дачного строительства», с отнесением этих земель к землям населенных пунктов.
Исковые требования мотивированы тем, что в соответствии со статьей 12 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2 настоящего Федерального конституционного закона, а также если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.
Статьёй 6 Закона города Севастополя от 25.07.2014 № 46-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя» установлено, что разрешенным использованием земельных участков признаются виды функционального использования земельного участка в пределах его целевого назначения, определенные документами, подтверждающими право на земельный участок, землеустроительной и градостроительной документацией, утверждённой в установленном порядке до вступления в силу Федерального конституционного закона. До утверждения правил землепользования и застройки, утверждения лесохозяйственных регламентов, разрешенное использование земельных участков определяется в порядке, установленном Правительством Севастополя с учетом утверждённых документов территориального планирования (при их наличии).
Согласно статье 12 указанного Закона города Севастополя завершение оформления права на земельные участки, начатое до принятия Федерального конституционного закона, осуществляется на основании действующих решений органа местного самоуправления и решений о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 года.
Желание истца изменить вид разрешенного использования земельного участка не влечет никаких нарушений и не препятствует его осуществлению как собственника земельного участка.
Определением Гагаринского районного суда города Севастополя от 04.08.2015 гражданское дело по подсудности передано в Ленинский районный суд города Севастополя.
Определением Ленинского районного суда города Севастополя от 11.11.2015 ненадлежащий ответчик – Главное управление имущественных и земельных отношений Правительства Севастополя замене надлежащим – Департамента имущественных и земельных отношений Правительства Севастополя.
30.12.2015 представитель истца подал заявление об уточнении исковых требований, в котором истец просит признать отказ Главного управления имущественных и земельных отношений от 02.03.2015 № 02-12/Е-107/1 незаконным. Обязать Департамент имущественных и земельных отношений города Севастополя изменить вид разрешенного использования земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> в границах землепользования СТ «Афганец», участок №, принадлежащего истцу на праве собственности с «для ведения садоводства» на «для индивидуального дачного строительства», с отнесением этих земель к землям населенных пунктов.
В судебном заседании представитель истца уточненные исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске. Считает, что оснований для отказа ответчиком в удовлетворении заявления истца изменить вид разрешенного использования земельного участка не имеется.
Представители ответчиков возражали против удовлетворения иска по основаниям, изложенным в письменных отзыве и возражениях.
Заслушав пояснения представителей сторон, изучив материалы дела, суд считает иск подлежащим частичному удовлетворению по следующим о основаниям.
Судом установлено, что Еремеева С.А. является собственником земельного участка №, расположенного по адресу: <адрес>, в границах землепользования СТ «Афганец», что подтверждается государственным актом на право собственности на земельный участок серии №, выданным 06.11.2008.
Земельный участок общей площадью 0,1200 га, целевое назначение: «для ведения садоводства».
Решением сессии Севастопольского городского Совета № 125 от 14.12.2010 истцу было дано согласие на изменение целевого назначения земельного участка с «для ведения садоводства» на «для индивидуального дачного строительства» и дано разрешение на разработку документации по землеустройству.
02.02.2015 Еремеева С.А. обратилась в Главное управление имущественных и земельных отношений города Севастополя с заявлением об изменении разрешенного вида использования принадлежащего ей земельного участка с «для ведения садоводства» на «для индивидуального дачного строительства».
По результатам рассмотрения обращения истцу был дан ответ от 02.03.2015 за № 02-12/Е-107/1, согласно которому Главное управление имущественных и земельных отношений считает, что изменение вида разрешенного использования земельного участка возможно только после утверждения Правил землепользования и застройки города Севастополя.
В соответствии со статьей 12 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе выданные государственными; и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2 настоящего Федерального конституционного закона, а также, если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.
Статьей 12.1 Федерального конституционного закона № 6-ФКЗ от 21.03.2014 предусмотрено, что до 01 января 2017 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования земельных отношений могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Статьей 6 Закона города Севастополя от 25.07.2014 № 46-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя» установлено, что разрешенным использованием земельных участков признаются виды функционального использования земельного участка в переделах его целевого назначения, определенные документами, подтверждающими право на земельный участок, землеустроительной и градостроительной документацией, утвержденной в установленном порядке до вступления в силу Федерального конституционного закона. До утверждения правил землепользования и застройки, утверждения лесохозяйственных регламентов, разрешенное использование земельных участков определяется в порядке, установленном Правительством Севастополя с учетом утвержденных документов территориального планирования (при их наличии).
В соответствии со статьей 12 Закона города Севастополя от 25.07.2014 № 46-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя» завершение оформления права на земельные участки, начатое до принятия Федерального конституционного закона, осуществляется на основании действующих решений органа местного самоуправления и решений о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 года.
Порядок предоставления земельных участков в соответствии с положениями настоящей статьи определяется Правительством Севастополя.
В соответствии со статьей 13 Закона № 46-ЗС от 25.07.2014 «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя» до 01 января 2017 года предоставление земельных участков, перевод земель из одной категории в другую, изъятие земельных участков для государственной собственности, изменение (установление) разрешенного использования земельного участка осуществляется вне зависимости от наличия правил землепользования и застройки, документов территориального планирования, лесохозяйственных регламентов, документации по планировке территории. Правила землепользования и застройки могут быть разработаны до утверждения документов территориального планирования.
Постановлением Правительства Севастополя от 30.09.2014 № 332 урегулирована процедура оформления правоустанавливающих документов на земельные участки гражданам, не успевшим оформить до 21.03.2014 документы на землю, но получившими разрешение органов местного самоуправления города Севастополя на разработку документации по землеустройству.
Одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территории и требованиями законодательства (подпункт 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации подразделены по целевому назначению на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.
Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации).
Зонирование территории для строительства регламентируется Градостроительным кодексом Российской Федерации, в пункте 7 статьи 1 которого содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
В соответствии со статьей 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации утверждение правил землепользования и застройки территорий относится к полномочиям органов местного самоуправления.
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, которые подразделяются на основные, условно разрешенные и вспомогательные виды разрешенного использования (части 1 и 2 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Статьей 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации определен порядок предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства.
Так, физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства (далее - разрешение на условно разрешенный вид использования), направляет заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в комиссию (часть 1 статьи 39 настоящего Кодекса).
Частью 12 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что физическое или юридическое лицо вправе оспорить в судебном порядке решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения.
Градостроительным кодексом Российской Федерации предусмотрен порядок предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, который направлен на реализацию одного из общих принципов градостроительного законодательства, предполагающего участие граждан и их объединений в осуществлении градостроительной деятельности и обеспечение свободы такого участия (часть 5 статьи 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Сведения о том, что изменение вида разрешенного использования земельного участка истца с «для ведения садоводства» на «для индивидуального дачного строительства» затрагивает интересы населения, отсутствуют.
С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что изменение вида разрешенного использования земельного участка не влечет никаких нарушений действующего законодательства и не препятствует осуществлению прав истца как собственника земельного участка.
Однако, как усматривается из ответа Главного управления имущественных и земельных отношений от 02.03.2015 № 02-12/Е-107/1 заявление истца от 02.02.2015 не было рассмотрено по существу с принятием конкретного решения и ей не было отказано в изменении вида разрешенного использования земельного участка, то есть заявление истца ответчиком не разрешено по сути.
Согласно положениям статей 56, 59, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне их надлежит доказывать, принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Оценивая доказательства по делу в их совокупности, суд находит требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению частично, так как ответчиком не было принято решение по заявлению истца от 02.02.2015 об отказе в изменении вида разрешенного использования земельного участка.
Руководствуясь статьями 194-199, 321 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
иск удовлетворить частично.
Обязать Департамент имущественных и земельных отношений города Севастополя рассмотреть заявление Еремеевой С.А. от 02.02.2015 об изменении вида разрешенного использования земельного участка.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд города Севастополя в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья
В окончательной форме решение принято 01.02.2016.