Дело № 2-447/2015г.
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 мая 2015 года
Камышловский городской суд Свердловской области в составе:
председательствующего судьи Деева Д.Л.
при секретаре Шмелевой В.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело исковому заявлению Камышловского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Комфорт» об обязании исполнить требования санитарного законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Камышловский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с указанным иском, указав следующее. Камышловской межрайонной прокуратурой с привлечением специалистов Роспотребнадзора проведена проверка на качество питьевой воды по жалобе жителей поселка санаторий «Обуховский». Установлено, что водоснабжение (обеспечение водой) населения, предприятий и организаций Обуховского сельского поселения осуществляет ООО «Комфорт», одним из видов деятельности которого является распределение воды. Жители обеспечиваются водой из скважины, расположенной по <адрес>. Проверкой предприятия установлено, что зона санитарной охраны скважины 1 пояса строго режима на скважине не организована, отсутствует ограждение. В нарушение требований природоохранного и санитарного законодательства, ООО «Комфорт» осуществляет свою деятельность без проекта зон санитарной охраны источников водоснабжения с заключением государственного санитарно-эпидемиологического надзора, а также без организации зоны санитарной охраны скважины. Неисполнение требований закона создает угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний. Просит признать бездействие общества незаконным и обязать ответчика организовать зону санитарной охраны скважины в составе трех поясов, провести ограждение зоны первого пояса (строго режима), разработать и согласовать проект ЗСО водоисточника (скважины), расположенного по <адрес> с территориальным отделом Роспортебнадзора для получения санитарно-эпидемиологического заключения.
В судебном заседании и.о. заместителя Камышловского межрайонного прокурора Патраков С.С. исковые требования поддержал в полном объеме, просил установить строи выполнения требований до 01.06.2016 года. Добавил, что именно на ответчике лежит обязанность по выполнению указанных предписаний закона, в связи с осуществлением ими деятельности по использованию источника.
Представитель ООО «Комфорт» в судебное заседание не явился, хотя о дне суда были извещены надлежащим образом. О причинах неявки суд в известность не поставил. Судом определено рассмотреть дело в порядке заочного производства. В письменном заявлении ООО «Комфорт» (л.д.23) указало, что данная водозаборная скважина передана муниципалитетом без разработанных ЗСО. Считают, что бремя по приведению в соответствие с Сан Пин лежит на органе местного самоуправления. Также указало, что транспортировка холодной воды является регулируемым видом деятельности при рассмотрении тарифов на 2014-2015 год, не предусмотрены средства в расходной части тарифа на подготовку и разработку ЗСО.
Представитель территориального отдела Роспотребнадзора в письменном отзыве указали, что требования прокурора подлежат удовлетворению, так как неисполнение требований закона создает угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний. Также просили рассмотреть дело без их участия.
Заслушав истца, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
В силу ст. 19 названного Закона индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарно- эпидемиологическим требованиям.
Согласно ст. 43 Водного кодекса Российской Федерации, для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений. Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14.03.2002 года N 10, утверждены Санитарные правила и нормы "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02", которые обязательны для исполнения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами (далее Правила).
В соответствии с п. 1.4 Правил, на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхности, так и из подземных источников, организуются зоны санитарной охраны.
Указанными Правилами обязанность по организации и эксплуатации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, включающая в себя разработку проекта, составной частью которого является план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории зоны санитарной охраны и предупреждению загрязнения источника, возлагается на организации, осуществляющие эксплуатацию систем водоснабжения.
Зоны санитарной охраны организуются в составе трех поясов, при этом первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения (п. 1.5 Правил).
Пункт 1.6 вышеуказанных Правил предусматривает, что организация зон санитарной охраны должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются: определение границ зоны и составляющих ее поясов; план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории зоны санитарной охраны и предупреждению загрязнения источника; правила и режима хозяйственного использования территорий трех поясов зоны санитарной охраны.
Проект ЗСО с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке (п. 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02).
Судом установлено, что водоснабжение (обеспечение водой) населения, предприятий и организаций Обуховского сельского поселения осуществляет ООО «Комфорт», одним из видов деятельности которого является распределение воды. Таким образом, общество является исполнителем по снабжению питьевой водой жителей поселения при эксплуатации водозаборных сооружений - скважины, расположенной по <адрес>..
Из справки Роспотребнадзора от 18.02.2015 года (л.д.7-9) и акта проверки (л.д.10) установлено, что зона санитарной охраны скважины 1 пояса строго режима на скважине не организована, отсутствует ограждение. В нарушение требований природоохранного и санитарного законодательства, ООО «Комфорт» осуществляет свою деятельность без проекта зон санитарной охраны источников водоснабжения с заключением государственного санитарно-эпидемиологического надзора, а также без организации зоны санитарной охраны скважины.
Исследовав представленные доказательства, суд соглашается с доводами прокурора, обратившегося в защиту интересов неопределенного круга о том, что проект зоны санитарной охраны источника водоснабжения в нарушении указанных выше требований природоохранного и санитарного законодательства ответчиком не разработан, кроме того, не организована зона санитарной охраны скважины в составе трех поясов.
С учетом приведенных норм материального права, и установленных судом обстоятельств, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных прокурором требований. Срок, указанный прокуратурой, суд считает реальным.
Довод ответчика, что бремя по приведению скважины в соответствие с Сан Пин лежит на органе местного самоуправления не состоятелен, так как в силу закона именно юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям. То есть, обязанность устанавливать и соблюдать зоны санитарной охраны источников водоснабжения возлагается на лицо, осуществляющее их эксплуатацию. При этом выполнение или невыполнение предыдущим владельцем источников водоснабжения обязанности по установлению таких зон, обязанности действующей организации, осуществляющей эксплуатацию скважин в настоящее время, выполнять требование санитарно-эпидемиологического законодательства не исключает. Установление зон санитарной охраны в силу прямого указания закона есть деятельность по обеспечению соответствия качества питьевой воды санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Руководствуясь ст.ст.194- 198, 235 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Иск Камышловского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Комфорт» об обязании исполнить требования санитарного законодательства удовлетворить.
Обязать ООО «Комфорт» в срок до 01.06.2016 года привести в соответствие с санитарно-эпидемиологическими требованиями территорию зоны санитарной охраны подземного источника питьевого водоснабжения (скважины), расположеного по <адрес>: организовать зону санитарной охраны скважины в составе трех поясов, провести ограждение зоны первого пояса, разработать и утвердить проект организации зон санитарной охраны.
Заявление об отмене заочного решения может быть подано ответчиком в Камышловский городской суд Свердловской области в течение семи дней со дня вручения ему копии решения.
Заочное решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд через Камышловский городской суд в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене заочного решения, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья Д.Л.Деев