Решение по делу № А32-23170/2011 от 26.10.2011

АРБИТРАЖНЫЙСУДКРАСНОДАРСКОГОКРАЯ

350063, г.Краснодар, ул.Красная,6

ИМЕНЕМРОССИЙСКОЙФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Краснодар                                                                                            Дело № А32-23170/11

«26» октября  2011 г.

Резолютивная часть решения объявлена 03 октября 2011 г.

Полный текст решения изготовлен 26 октября 2011 г.

    АрбитражныйсудКраснодарскогокраявсоставе

судьиГонзусИ.П.

приведениипротоколасудебногозаседанияпомощником судьи Восканян М.А.

рассмотреввсудебномзаседанииделопозаявлению

Королева Андрея Викторовича, ст. Отрадная (наименованиезаявителя)

кГлавномууправлениюМЧСРоссиипоКраснодарскомукраю, г. Краснодар(наименованиеответчика)

Третье лицо: Прокуратура Отрадненского района, ст. Отрадная

о признании незаконным и подлежащим отменепостановленияпо делу об административном правонарушении от 16.08.11 № 83

приучастиивзаседании:

отзаявителяне явился, уведомлен,

отответчикаИноземцева В.П. – представителя,

от третьего лица: не явился, уведомлен,

УСТАНОВИЛ:

          Королев Андрей Викторович  (далее - предприниматель) обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и подлежащим отмене постановления Отдела надзорной деятельности Отрадненского района Главного управления МЧС России по Краснодарскому краю (далее – управление) от 16.08.11 № 83 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) виде штрафа в сумме 1000 руб.

Предприниматель явку представителя в судебное заседание не обеспечил, о времени и месте проведения судебного разбирательства извещен надлежащим образом, на удовлетворении требований настаивает, доводы изложены в заявлении.

            По мнению заявителя, проверка проведена с грубыми нарушениями требований Федерального закона от 26.12.08 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ), а именно отсутствовали правовые основания для проведения проверки (распоряжение (приказ), заявитель заблаговременно не извещен о времени проведения проверки. Кроме того, предприниматель указал, что оспариваемое постановление вынесено с нарушением срока давности привлечения к административной ответственности, предусмотренного статьей 4.5 КоАП РФ.

Представитель ответчика в судебном заседании заявленные требования не признал, просил суд в удовлетворении заявленных требований отказать, возражения изложены в отзыве.

Свои возражения ответчик мотивировал тем, что факт совершения заявителем административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, подтверждается материалами дела об административном правонарушении, следовательно, предприниматель на основании оспариваемого постановления правомерно привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 20.4 КоАП РФ, поскольку заявителем при эксплуатации АЗС допущены многочисленные нарушения противопожарных правил и норм.

            Третье лицо явку представителя в судебное заседание не обеспечило, о времени и месте проведения судебного разбирательства извещено надлежащим образом, заявленные требования не поддерживает, возражения изложены в отзыве.

            По мнению третьего лица, оспариваемое постановление вынесено в полном соответствии с требованиями действующего законодательства, проверка в отношении предпринимателя проведена без нарушений требований Закона № 294-ФЗ, поскольку его действие не распространяется при осуществлении прокурорского надзора.  

            Суд установил, что заявитель зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя за основным государственным регистрационным номером 304234512700139, зарегистрирован по адресу: Краснодарский край, Отрадненский район, ст. Отрадная, ул. Октябрьская, 237.

            Должностным лицом прокуратуры Отрадненского района, с привлечением специалиста ответчика с 06.06.11 по 15.06.11проведена проверка АЗС предпринимателя, расположенной в ст. Удобной Отрадненского района, автодорога Удобная – Передовая, 4 + 600 км. В ходе проверки выявлены следующие нарушения требований пожарной безопасности:

- автоматическая пожарная сигнализация АЗС находится в неисправном состоянии                   (пункт 98 ППБ 01.03);

- у пожарного водоема и по направлению движения к нему отсутствуют соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий), с нанесением на них цифр, указывающих расстояние до водоисточника (пункт 90 ППБ 01.03);

- пожарный щит АЗС укомплектован неисправными средствами пожаротушения (пункт 108 ППБ 01-03);

- заправочный островок АЗС не укомплектован огнетушителями (пункт 763                         ППБ 01-03);

- АЗС не обеспечена знаками пожарной безопасности, дорожными знаками «Ограничение максимальной скорости» для движения заправляемого транспорта по территории АЗК (АЗС) со скоростью не более 20км/ч, табличками «Остановка мототранспорта за 15 м для предупреждения водителей мототранспорта о необходимости выключения двигателя на расстояние не менее 15 м от ТРК, табличками «Обязательная высадка пассажиров» (на АЗС эти таблички устанавливаются в зоне «общественного центра»), дорожными знаками «Движение транспортных средств с опасными грузами запрещено» (пункт 759 ППБ 01-03);

- емкости – накопители не оснащены датчиками уровня, обеспечивающими подачу сигнала оператору АЗС при их номинальном заполнении ( пункт 39 НПБ 111-98);

- резервуары для хранения топлива не оборудованы системами контроля их герметичности (пункт 46 НПБ 111-98);

- резервуары для хранения топлива не оборудованы системами предотвращения их переполнения, обеспечивающими при достижении 90%-го заполнения резервуара автоматическую сигнализацию (световую и звуковую) персоналу АЗС, а при 95%-м заполнении – автоматическое прекращение наполнения резервуара не более чем за 5 с (пункт 54 НПБ 111-98);

- во всех помещениях, а также у наружных сооружений, на видных местах не вывешены таблички с указанием категории помещения по взрывопожарной и пожарной опасности, класса взрывоопасных или пожароопасных зон по ПУЭ, работника ответственного за пожарную безопасность, инструкции о мерах пожарной безопасности (пункт 753 ППБ 01-03).

По результатам проведенной проверки территориальным отделом ответчика в Отрадненском районе составлен акт от 15.06.11 № 62, подписанный должностным лицом управления. Копия акта под роспись вручена заявителю только 23.06.11.

                        Должностным лицом прокуратуры Отрадненского района 23.06.11, в присутствии предпринимателя, вынесено постановление о возбуждении в отношении заявителя дела об административном правонарушении по части 1 статьи 20.4 КоАП РФ. Копия постановления под роспись вручена предпринимателю.

            Материалы дела об административном правонарушении прокуратурой Отрадненского района переданы в территориальный отдел управления по подведомственности для рассмотрения по существу.

             Главным государственным инспектором Отрадненского района по пожарному надзору16.08.11, в присутствии предпринимателя, рассмотрены материалы дела об административном правонарушении, в результате чего вынесено оспариваемое постановление № 83 о привлечении предпринимателя к административной ответственности по части 1 статьи 20.4 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в сумме 1000 руб. Копия постановления под роспись вручена заявителю.

            Не согласившись с вышеуказанным постановлением, предприниматель обратился в арбитражный суд с заявлением о его оспаривании.

            Принимая решение по данному делу, суд руководствовался следующим.

            В силу статьи 1 Федерального закона № 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - Закон № 69-ФЗ) первичными мерами пожарной безопасности являются реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.

           Согласно части 2  статьи 37 Закона № 69-ФЗ предприятия обязаны соблюдать требования пожарной безопасности. В силу части 1 статьи 38 вышеуказанного Федерального закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества и лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.

   На основании статьи 5 Закона № 123-ФЗ каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности.

Целью создания системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре.

Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.

Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в обязательном порядке должна содержать комплекс мероприятий, исключающих возможность превышения значений допустимого пожарного риска, установленного настоящим Федеральным законом, и направленных на предотвращение опасности причинения вреда третьим лицам в результате пожара.

Пунктом 94 ППБ 01-03 предусмотрено, что установки пожарной автоматики должны находиться в исправном состоянии и постоянной готовности, соответствовать проектной документации.

В силу пункта 90 ППБ у гидрантов и водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним должны быть установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий). На них должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника.

В соответствии с пунктом 108 ППБ 01-03 помещения, здания и сооружения необходимо обеспечивать первичными средствами пожаротушения в соответствии с приложением N 3.

Первичные средства пожаротушения должны содержаться в соответствии с паспортными данными на них и с учетом положений, изложенных в приложении N 3. Не допускается использование средств пожаротушения, не имеющих соответствующих сертификатов.

Согласно пункту 763 ППБ 01-03 АЗС должны оснащаться первичными средствами пожаротушения.

Как предусмотрено пунктом 759 ППБ 01-03 АЗК (АЗС) должны быть обеспечены:

- знаками пожарной безопасности;

-дорожными знаками "Ограничение максимальной скорости" для движения заправляемого транспорта по территории АЗК (АЗС) со скоростью не более 20 км/ч;

-табличками "Остановка мототранспорта за 15 м для предупреждения водителей мототранспорта о необходимости выключения двигателя на расстоянии не менее 15 м от ТРК;

-табличками "Обязательная высадка пассажиров" (на АЗК эти таблички устанавливается в зоне "общественного центра");

-дорожными знаками "Движение транспортных средств с опасными грузами запрещено".

В силу пункта 39 НПБ 111-98 при оснащении АЗС очистными сооружениями для атмосферных осадков, загрязненных нефтепродуктами, эти сооружения должны отвечать следующим требованиям:

- оборудование очистных сооружений, в свободное пространство которого могут поступать пары топлива, должно располагаться подземно;

- емкости-накопители (при наличии) необходимо оснащать датчиками уровня, обеспечивающими подачу сигнала оператору АЗС при их номинальном заполнении.

Резервуары для хранения топлива должны быть оборудованы системами контроля их герметичности (пункт 46 НПБ 111-98).

Резервуары для хранения топлива должны быть оборудованы системами предотвращения их переполнения, обеспечивающими при достижении 90%-го заполнения резервуара автоматическую сигнализацию (световую и звуковую) персоналу АЗС, а при 95%-м заполнении - автоматическое прекращение наполнения резервуара не более чем за 5 с. Если технологической системой предусмотрено прекращение наполнения резервуара топливом только в автоматическом режиме, то допускается вместо указанной сигнализации предусматривать сигнализацию об автоматическом прекращении наполнения при достижении 95%-го заполнения резервуара (пункт 54 НПБ 111-98).

Пунктом 753 ППБ 01-03 предусмотрено, что во всех производственных, административных, складских и вспомогательных помещениях, а также у наружных сооружений, на видных местах должны быть вывешены таблички с указанием:

- категории помещения по взрывопожарной и пожарной опасности;

- класса взрывоопасных или пожароопасных зон по ПУЭ;

- работника, ответственного за пожарную безопасность;

- инструкции о мерах пожарной безопасности;

- номеров телефонов вызова пожарной охраны и ответственных за руководство работами по локализации и ликвидации пожароопасных ситуаций и пожаров со стороны эксплуатирующей организации.

Материалами дела об административном правонарушении подтверждается, а также по существу не оспариваются заявителем, что при эксплуатации АЗС, расположенной в                        ст. Удобной Отрадненского района, автодорога Удобная – Передовая, 4 + 600 км предпринимателем допущены многочисленные нарушения требований противопожарных правил и норм, указанные в оспариваемом постановлении.

            Предпринимателем не представлены доказательства принятия всех зависящих от него мер по соблюдению требований пожарной безопасности при эксплуатации вышеуказанной АЗС.

При таких обстоятельствах, суд считает, что в действиях предпринимателя усматривается состав административного правонарушения, предусмотренного частью                       1 статьи 20.4 КоАП РФ.

            В соответствии с частью 1 статьи 1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.

   Частью 2 статьи 4.5 КоАП РФ предусмотрено, что при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

Совершенное учреждением административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ относиться к длящимся правонарушениям, следовательно, подлежит применению норма, действующая на момент обнаружения правонарушения.

Административное правонарушение обнаружено при проведении  проверки, а именно 15.06.11, то есть в день составления территориальным отделом управления акта проверки № 62, следовательно, при определении срока давности привлечения к административной ответственности следует руководствоваться положениями статьи 4.5 КоАП РФ, в редакции действовавшей на день обнаружения правонарушения, то есть 15.06.11.

Согласно части 1 статьи 4.5 постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения.

Поскольку совершенное заявителем административное правонарушение предусмотренное частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ является длящимся правонарушением, двухмесячный срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ начинает исчисляться с даты обнаружения правонарушения, то есть с 15.06.11 и заканчивается 15.08.11.

Вместе с тем, заявитель привлечен к административной ответственности оспариваемым постановлением 16.08.11, то есть с нарушением двухмесячного срока давности, предусмотренного статьей 4.5 КоАП РФ на один день.

Пунктом 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ предусмотрено, что производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае истечение сроков давности привлечения к административной ответственности.

Доводы предпринимателя о том, что проверка проведена с грубыми нарушениями требований Закона № 294-ФЗ, а именно отсутствовали правовые основания для проведения проверки (распоряжение (приказ), заявитель заблаговременно не извещен о времени проведения проверки, не принимаются судом ввиду следующего.

    Проверка в отношении заявителя проведена прокуратурой Отрадненского района с привлечением специалиста управления, что подтверждается материалами дела об административном правонарушении и не оспаривается заявителем.

Пунктом 3 статьи 1 Закона № 294-ФЗ предусмотрено, что положения настоящего Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются при осуществлении прокурорского надзора.

Исходя из вышеизложенного, предприниматель на основании оспариваемого постановления неправомерно привлечен к административной ответственности по части                        1 статьи 20.4 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 1000 руб.

В соответствии с частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.

 При таких обстоятельствах, требования предпринимателя о признании незаконным и подлежащим отмене постановления от 16.08.11 № 83 о привлечении  к административной ответственности по части 1 статьи 20.4 КоАП РФ виде штрафа в сумме 1000 руб. являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

           На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями2.1, 4.5, 20.4, 25.4, 25.5, 26.1, 26.2, 28.2, 28.4, 29.7, 30.1, 30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статьями 29,  167-171, 176, 210, 211  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

 

Р  Е  Ш  И  Л:

 

Признать незаконным постановление Главного управления МЧС России по  Краснодарскому краю о привлечении  Королева  Андрея Викторовича,  23.01.1971 года рождения, уроженца г. Запорожье, зарегистрированного в качестве предпринимателя Администрацией Отрадненского сельского округа Отрадненского района Краснодарского края 16.05.02 за № 3549, ОГРН 304234512700139, зарегистрированного по месту жительства:  352990, Отрадненский район, ст. Отрадная, ул. Крупской, 40 к административной ответственности по части 1 статьи 20.4 КоАП РФ в виде штрафа 1000 руб. и отменить его полностью.

Решение может быть обжаловано в десятидневный срок с даты его принятия в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд  через Арбитражный суд Краснодарского края.

Судья                                                                                                     И.П.Гонзус

А32-23170/2011

Категория:
Другие
Статус:
Решение суда первой инстанции: Признать решение адм. органа незаконным и отменить его полностью
Истцы
Королев Андрей Викторович
Суд
АС Краснодарского края
Судья
Гонзус Игорь Павлович
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее