Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дело № 2-2888/2015
г. Тюмень 5 мая 2015 г.
Центральный районный суд г. Тюмени в составе:
председательствующего судьи Урубковой О.В.
при секретаре Макушевой С.А.
с участием представителя истца Плиткан С.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Правительства Тюменской области к Межрайонному отделу по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Тюменской области, судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Тюменской области Горбунова Е.В., Управлению Федеральной службы судебных приставов по Тюменской области об освобождении от уплаты исполнительского сбора,
У С Т А Н О В И Л:
Истец Правительство Тюменской области обратилось в суд с иском к ответчикам Межрайонному отделу по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Тюменской области, судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Тюменской области Горбунова Е.В., Управлению Федеральной службы судебных приставов по Тюменской области об освобождении от уплаты исполнительского сбора, взыскиваемого на основании постановления судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ Требования мотивированы тем, что решением Ярковского районного суда Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ на Правительство Тюменской области возложена обязанность предоставить Гончаров В.В. благоустроенное жилое помещение не менее 18 кв.м общей площади на территории Ярковского района Тюменской области, отвечающее санитарным и техническим требованиям, из специализированного жилищного фонда Тюменской области, в связи с чем ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное производство, а постановлением от ДД.ММ.ГГГГ с Правительства Тюменской области взыскивается исполнительский сбор в сумме 50000 рублей. Однако Правительство Тюменской области не имело возможности исполнить требования судебного пристава-исполнителя, содержащиеся в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ по уважительным причинам, а именно в виду отсутствия на территории Ярковского района Тюменской области готовых для заселения жилых помещений, отвечающих требованиям, установленным судебным решением. Пунктом 3 постановления Правительства Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ № 101-п «О реализации полномочий в области жилищных отношений» установлено, что в целях реализации статьи 13 Жилищного кодекса Российской Федерации, Закона Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых им по договорам социального найма, и предоставления жилых помещений в Тюменской области», областных целевых программ Главное управление строительства Тюменской области осуществляет приобретение квартир в собственность Тюменской области самостоятельно либо через уполномоченное в установленном законом порядке лицо путем заключения договора купли-продажи, договора участия в долевом строительстве многоквартирного жилого дома или договора уступки участником долевого строительства прав требований по договору. При размещении государственного заказа по заключению договоров участия в долевом строительстве многоквартирных жилых домов Главным управлением строительства Тюменской области соблюдаются требования Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных служб». После проведения соответствующих процедур по приобретению и оформлению в собственность Тюменской <адрес> жилых помещений, распоряжением Правительства Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ № 119-рп «О включении жилых помещений в государственный специализированный жилищный фонд Тюменской области с отнесением помещений к жилым помещениям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в государственный специализированный жилищный фонд на территории <адрес> включены 20 жилых помещений и администрацией <адрес> ведется работа по заключению договора найма специализированного жилого помещения с Гончаров В.В. То есть Правительством Тюменской области приняты все необходимые меры для надлежащего исполнения обязательства.
Представитель истца Правительства Тюменской <адрес> Плиткан С.М. в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель ответчиков Управления Федеральной службы судебных приставов по Тюменской <адрес>, Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам УФССП по Тюменской области, судебный пристав-исполнитель Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Тюменской области Горбунова Е.В., третье лицо Гончаров В.В. в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Выслушав объяснения представителя истца Правительства Тюменской области Плиткан С.М., исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению.
Судом установлено следующее.
Как установлено судом, ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Тюменской области возбуждено исполнительное производство на основании решения Ярковского районного суда Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ, по предоставлению жилого помещения Гончаров В.В. Правительству Тюменской области установлен срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе 5 дней.
Согласно ст.428 ГПК РФ, исполнительный лист выдается судом взыскателю после вступления судебного постановления в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, если исполнительный лист выдается немедленно после принятия судебного постановления. Исполнительный лист выдается взыскателю или по его просьбе направляется судом для исполнения.
В соответствии со ст.30 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона. Постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий и исполнительского сбора, наложенного судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа, исполняются без возбуждения по ним отдельного исполнительного производства до окончания исполнительного производства, в ходе которого вынесены указанные постановления. После окончания основного исполнительного производства судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство по вынесенным и неисполненным постановлениям о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий и исполнительского сбора, наложенного судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа.
Статья 64 указанного Федерального закона предусматривает, что исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе. Судебный пристав-исполнитель вправе совершать следующие исполнительные действия: взыскивать исполнительский сбор.
Согласно ст.105 данного Федерального закона, в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Статья 112 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» устанавливает, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом. Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей. Должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора. Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
В силу п.1 ст.401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательств ч. 2 ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера; должен применяться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированности. Взыскание с должника исполнительского сбора на основании № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" производится, если исполнительный документ в установленный срок не исполнен им без уважительных причин.
Следовательно, для применения такой меры ответственности как исполнительский сбор должно быть установлено, что должник, имевший возможность в установленный срок, исполнить требование исполнительного документа, умышленно или вследствие своей халатности, небрежности или не должной осмотрительности, необходимые действия не совершил. Основанием для взыскания исполнительского сбора является совокупность двух условий: невыполнение должником требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, и отсутствие у должника уважительных причин такого исполнения.
Согласно ст.56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Тюменской <адрес> вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в сумме 50000 рублей в отношении должника Правительства Тюменской <адрес>.
Пунктом 3 постановления Правительства Тюменской <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 101-п «О реализации полномочий в области жилищных отношений» установлено, что в целях реализации статьи 13 Жилищного кодекса Российской Федерации, Закона Тюменской <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых им по договорам социального найма, и предоставления жилых помещений в Тюменской <адрес>», областных целевых программ Главное управление строительства Тюменской <адрес> осуществляет приобретение квартир в собственность Тюменской <адрес> самостоятельно либо через уполномоченное в установленном законом порядке лицо путем заключения договора купли-продажи, договора участия в долевом строительстве многоквартирного жилого дома или договора уступки участником долевого строительства прав требований по договору. При размещении государственного заказа по заключению договоров участия в долевом строительстве многоквартирных жилых домов Главным управлением строительства Тюменской области соблюдаются требования Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных служб».
Как пояснила представитель истца в суде, в настоящее время, а именно ДД.ММ.ГГГГ с Гончаров В.В. заключен договор № найма жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Копия указанного договора представлена суду.
Оценивая доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что должник в срок, установленный судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, не имел реальной возможности исполнить требования, содержащиеся в исполнительном документе, но на момент разрешения спора произвел действия свидетельствующие об исполнении решения суда, поэтому оснований для возложения ответственности на Правительство Тюменской области за нарушение обязательств суд не находит, в связи с чем иск Правительства Тюменской области об освобождении от уплаты исполнительского сбора подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.3, 12, 56, 67, 194-198 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Иск Правительства Тюменской области удовлетворить.
Освободить Правительство Тюменской области от уплаты исполнительского сбора, взыскиваемого на основании постановления судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ г.
Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Центральный районный суд г. Тюмени.
Судья Урубкова О.В.