Дело № 2- 2074/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 апреля 2016 года г. Пермь
Ленинский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Шабалиной И.А.,
при секретаре Никитиной А.К.,
с участием представителя истца Кадыровой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кадырова Е.Р. к Департаменту земельных отношений администрации г. Перми о признании отказа в предоставлении в аренду земельного участка незаконным, возложении обязанности предоставить земельный участок,
установил:
Кадыров Е.Р. обратился в суд с иском к Департаменту земельных отношений администрации г.Перми с требованиями о признании отказа Департамента земельных отношений администрации г.Перми № от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении Кадырову Е.Р. в аренду земельного участка, незаконным, возложении на ответчика обязанности предоставить истцу в аренду земельный участок для индивидуального жилищного строительства в первоочередном порядке без проведения аукциона сроком на 10 лет.
В обоснование требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился с заявлением в ДЗО администрации г.Перми о предоставлении ему, как инвалиду <данные изъяты>, земельного участка для индивидуального жилищного строительства в соответствии с Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ». Указал, что проживает вместе с мамой Кадыровой Н.В. в комнате 5-комнатной квартиры, площадью <данные изъяты>. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ ДЗО принято решение об отказе в предоставлении земельного участка, предложено обратиться с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства. Считает данный отказ незаконным. Также ДД.ММ.ГГГГ он обратился в ДЗО с просьбой предоставить информацию о свободных земельных участках, предоставляемых в соответствии со ст.17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ» и ст.39.15 Земельного кодекса РФ, ДД.ММ.ГГГГ получен ответ о том, что в ДЗО отсутствует информация о свободных земельных участках.
Истец просит рассмотреть дело без его участия, о чем представил соответствующее заявление, направил своего представителя.
Представитель истца в судебном заседании доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержала, на удовлетворении требований Кадырова Е.Р. настаивает. Пояснила, что является матерью Кадырова Е.Р., проживает с ним совместно в комнате <данные изъяты> в 5-комнатной квартире, принадлежащей им на праве собственности (по <данные изъяты> доли у каждого), состоят на жилищном учете с ДД.ММ.ГГГГ, малоимущими не признаны.
Ответчик ДЗО администрации г.Перми о месте и времени рассмотрения дела извещен, представителя в судебное заседание не направил, просит рассмотреть дело без участия представителя, поддерживает позицию, изложенную в отзыве на иск. Просят в удовлетворении требований отказать в полном объеме.
Суд, выслушав представителя истца, оценив доводы искового заявления, возражений на иск, исследовав материалы дела не находит оснований к удовлетворению заявленных требований на основании следующего.
В силу абзаца 14 ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
В судебном заседании установлено, что Кадыров Е.Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является инвалидом второй группы, инвалид с детства (л.д. 11 - справка МСЭ).
ДД.ММ.ГГГГ Кадырова Н.В., действующая в интересах Кадырова Е.Р., обратилась в Департамент земельных отношений администрации г.Перми с заявлением о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства и ведения подсобного и дачного хозяйства, садоводства в первоочередном порядке.
ДД.ММ.ГГГГ Департамент земельных отношений администрации письмом № сообщил, что для предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительств в соответствии со ст.17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ необходимо обратиться в департамент земельных отношений администрации г.Перми либо Пермский краевой многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства в соответствии со ст.39.15 Земельного кодекса РФ (образец заявления и перечень документов прилагается), указав, что просьба о предоставлении земельного участка не может быть удовлетворена (л.д.7-8).
ДД.ММ.ГГГГ Кадыров Е.Р. обратился в ДЗО с заявлением о предоставлении информации о свободных земельных участках, предоставляемых в соответствии со ст.17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ» и ст.39.15 Земельного кодекса РФ (л.д.9), ДД.ММ.ГГГГ получен ответ о том, что в ДЗО отсутствует информация о свободных земельных участках (л.д.10).
По сведениям Управления жилищных отношений администрации г.Перми от ДД.ММ.ГГГГ, Кадыров Е.Р. состоит на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в администрации г.Перми с ДД.ММ.ГГГГ, номер очереди в едином городском списке на сегодняшний день – <данные изъяты>, по списку инвалидов – <данные изъяты> (л.д.28).
Согласно справки ООО «Содружество» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в комнате 2 (жилая площадь <данные изъяты>) в квартире <Адрес> зарегистрированы и фактически проживают: Кадырова Н.В. (мать), Кадыров Е.Р. (сын) (л.д.13).
Согласно данных отдела УФМС по Пермскому краю в Кировском районе г.Перми Кадыров Е.Р. с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован по месту жительства по адресу: <Адрес>.
Регистрация истца по указанному адресу с ДД.ММ.ГГГГ подтверждается также копией паспорта Кадырова Е.Р.
Согласно выписки из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним, свидетельств о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ за Кадыровым Е.Р. и Кадыровой Н.В. на праве общей долевой собственности (доля в праве у каждого <данные изъяты> ) зарегистрирована комната, назначение объекта: жилое, общей площадью <данные изъяты>, этаж 2, адрес (местоположение) объекта: <Адрес> (л.д. 12, 26,27).
Исходя из требований действующего законодательства, право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства предусмотрено с целью установления дополнительных гарантий реализации жилищных прав инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, соответственно, связано с нуждаемостью граждан, относящихся к данной категории лиц, в улучшении жилищных условий.
Таким образом, первоочередное обеспечение земельными участками инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, для индивидуального жилищного строительства является мерой социальной поддержки, направленной не на всех инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, а на тех, которые нуждаются в получении такой социальной поддержки как дополнительной гарантии реализации их жилищных прав, то есть на инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, состоящих на жилищном учете или имеющих основания для постановки на жилищный учет. Указанная позиция отражена в «Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за январь - июль 2014 года», утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 01.09.2014 года.
Из пунктов 3, 17 Правил следует, что инвалиды обеспечиваются в первоочередном порядке земельными участками для индивидуального жилищного строительства на основании заявления и справки об инвалидности, подаваемых в установленном порядке в органы местного самоуправления.
Следовательно, право на получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства в первоочередном порядке без проведения аукциона может быть реализовано инвалидом только после его постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Соответственно обязанность предоставить инвалиду земельный участок в первоочередном порядке без проведения аукциона может быть возложена на уполномоченный орган местного самоуправления лишь при наличии данных о постановке инвалида на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту жительства.
Из смысла ст.ст. 2, 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» следует, что законодателем с целью защиты жилищных прав инвалидов, и семей, имеющих в своем составе инвалида, предусмотрено право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства лицам, нуждающимся в улучшении жилищных условий. Предоставление в первоочередном порядке земельного участка для индивидуального жилищного строительства, с учетом цели использования земельного участка, следует рассматривать в качестве меры, направленной на улучшение жилищных условий нуждающихся в жилом помещении граждан.
Таким образом, действующее законодательство ставит в зависимость право инвалидов на первоочередное получение земельного участка для жилищного строительства от наличия нуждаемости соответствующей категории лиц в улучшении жилищных условий.
Следовательно, по настоящему делу при исследовании оснований для предоставления истцу в первоочередном порядке земельного участка для индивидуального жилищного строительства юридически значимым обстоятельством является наличие или отсутствие нуждаемости его в улучшении жилищных условий.
Основания признания граждан нуждающимися в предоставлении жилого помещения закреплены в ст. 51 ЖК РФ, в силу которой гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается Правительством Российской Федерации.
При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Пунктом 1 Решения Пермской городской Думы от 30.05.2006г. №103 в целях организации работы по обеспечению жильем граждан, нуждающихся в жилых помещениях, утверждена учетная норма площади жилого помещения в размере 12 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного члена семьи.
Порядок принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях закреплен ст. 52 ЖК РФ, а именно:
1. Жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.
2. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
3. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями.
4. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении от заявителя этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет, а также с указанием перечня документов, которые будут получены по межведомственным запросам. Органом, осуществляющим принятие на учет, самостоятельно запрашиваются документы (их копии или содержащиеся в них сведения), необходимые для принятия гражданина на учет, в органах государственной власти, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся данные документы (их копии или содержащиеся в них сведения) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, если такие документы не были представлены заявителем по собственной инициативе. В случае представления документов через многофункциональный центр расписка выдается указанным многофункциональным центром.
5. Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных или полученных по межведомственным запросам в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, в данный орган. В случае представления гражданином заявления о принятии на учет через многофункциональный центр срок принятия решения о принятии на учет или об отказе в принятии на учет исчисляется со дня передачи многофункциональным центром такого заявления в орган, осуществляющий принятие на учет.
6. Орган, осуществляющий принятие на учет, в том числе через многофункциональный центр, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о принятии на учет выдает или направляет гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, документ, подтверждающий принятие такого решения. В случае представления гражданином заявления о принятии на учет через многофункциональный центр документ, подтверждающий принятие решения, направляется в многофункциональный центр, если иной способ получения не указан заявителем.
7. Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
Судом установлено, что истец в настоящее время имеет в собственности жилое помещение, где зарегистрирован и проживает совместно с матерью Кадыровой Н.В. по адресу: <Адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним (л.д. 26,27), копией свидетельства о праве собственности (л.д. 12), справкой ООО «Содружество» (л.д. 13).
Таким образом, обеспеченность общей площадью жилого помещения истца и членов его семьи составляет <данные изъяты> на человека (<данные изъяты> : 2 = <данные изъяты>), что более учетной нормы.
С учетом установленных обстоятельств суд приходит к выводу о том, что Кадыров Е.Р., являющийся инвалидом <данные изъяты>, в соответствии со ст. 51 Жилищного кодекса РФ, не является нуждающимся в улучшении жилищных условий, следовательно, на основании ст.17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» не имеет права на первоочередное предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства.
При этом, поскольку приобретение жилого помещения истцом в собственность имело место ДД.ММ.ГГГГ, т.е. после постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (ДД.ММ.ГГГГ в настоящее время при обеспеченности жилым помещением более <данные изъяты> на человека правовых оснований для признания его нуждающимся в жилом помещении для целей предоставления земельного участка в соответствии с Законом РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» не имеется.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, отказ Департамента земельных отношений администрации г.Перми от ДД.ММ.ГГГГ № в предоставлении Кадырову Е.Р. земельного участка для индивидуального жилищного строительства является законным, у ответчика отсутствовали основания для принятия решения об удовлетворении заявленных требований.
Следовательно, правовых оснований для возложения на ответчика обязанности предоставить земельный участок для индивидуального жилищного строительства не имеется. В удовлетворении требований Кадырова Е.Р. следует отказать в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Кадырова Е.Р. к Департаменту земельных отношений администрации г. Перми о признании незаконным отказа Департамента земельных отношений администрации г.Перми от ДД.ММ.ГГГГ № в предоставлении Кадырову Е.Р. в аренду земельного участка, возложении обязанности предоставить земельный участок оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий - подпись
Копия верна. Судья - (И.А.Шабалина)