Судья С.П.Шустикова Дело № 33-1746/2016
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Семенчиной Л.А.,
судей Кореневой И.В., Орловой И.А.
при секретаре Забоевой Н.Ю.,
рассмотрев в судебном заседании 17 марта 2016 года дело по апелляционной жалобе Министерства строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми на решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 21 декабря 2015 года, которым
признано за Соколовским Ю.М. право на получение жилищного сертификата для приобретения (строительства) жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в соответствии с законодательством Российской Федерации с учетом очередности умершей С.Т.И. с датой постановки на учет 27.03.1996 по категории «инвалиды» составом семьи 4 человека, в том числе, Соколовской А.О., С.М.Ю., С.Д.Ю..
Обязана администрация муниципального образования городского округа «Воркута» включить Соколовского Ю.М. в составе семьи: Соколовской А.О., С.М.Ю., С.Д.Ю., в списки граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы с датой постановки на учет умершей С.Т.И. 27.03.1996 по категории «инвалиды».
Заслушав доклад судьи Кореневой И.В., судебная коллегия,
У С Т А Н О В И Л А:
Соколовский Ю.М. и Соколовская А.О. обратились с иском к администрации МО ГО «Воркута», Министерству архитектуры и строительства РК о признании права на получение жилищной субсидии с датой постановки на учет умершей С.Т.И. 27.03.1996 очередностью по категории «инвалиды», об обязании включить Соколовского Ю.М. в составе семьи: Соколовской А.О., С.М.Ю.., С.Д.Ю.. в списки граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы с датой постановки на учет умершей С.Т.И.И. - 27.03.1996 очередностью по категории «инвалиды». Истцы считают, что за ними, как за членами семьи умершей подлежит сохранение права на получение жилищной субсидии по очереди С.Т.И.
Определением суда РК от 02.12.2015 к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Соколовский О.М. и Краснянская Н.Я.
Соколовский Ю.М., Соколовская А.О. в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме по доводам искового заявления, с отзывами ответчиков не согласился.
Третьи лица Соколовский О.М., Краснянская Н.Я., извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело без их участия.
Администрация МО ГО «Воркута», извещенная надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, просила рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.
Министерство архитектуры и строительства Республики Коми, извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, просило рассмотреть дело без участия своего представителя.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие сторон и третьего лица и судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Минстроя по РК просит отменить решение суда, ссылаясь на нарушение норм материального права, неверное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, указывая на неправомерный перевод очереди на истца.
Дело в суде апелляционной инстанции рассматривается в соответствии со статьями 167 и 327 ГПК РФ в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства и не сообщивших об уважительных причинах неявки.
Судом первой инстанции установлено, что С.Т.И. состояла в списках очередников на получение жилья за пределами РКС с датой постановки на учет 27.03.1996 по категории «инвалиды» составом семьи 6 человек, в т.ч. Соколовский О.М. - сын, Соколовский Ю.М. - сын, Соколовская А.О. - невестка, С.М.Ю.. - внучка, Краснянская Н.Я. – сватья.
21 октября 2008 года С.Т.И. умерла, что подтверждается свидетельством о смерти серии I-ЕА <Номер обезличен>.
Решением общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации МО ГО «Воркута» от 14.11.2008 (протокол <Номер обезличен> от 14.11.2008) С.Т.И. снята с очереди в связи со смертью.
При рассмотрении дела судом установлено, что Соколовский Ю.М. состоит в списках очередников на получение жилья за пределами РКС в составе семьи Краснянской Н.Я., с датой постановки на учет 13.05.1997 по категории «пенсионеры» составом семьи 5 человек, в т.ч. С.О.М. - брат зятя, Соколовская А.О. - дочь, Соколовский Ю.М. - зять, С.М.Ю. – внучка.
05 марта 2015 года Соколовский Ю.М. обратился к руководителю администрации МО ГО «Воркута» с заявлением, в котором просил восстановить его и его семью в очереди на переселение за пределами г.Воркуты с учетом даты постановки умершей матери С.Т.И. 27.03.1996 по категории «инвалиды».
Общественной комиссией по жилищным вопросам Соколовскому Ю.М. было отказано в сохранении очереди на получение социальных выплат для приобретения жилья за пределами города Воркуты, с учетом даты постановки на учет 27.03.1996 и очередности по категории «инвалиды», умершей матери С.Т.И. в соответствии со ст.1 Федерального Закона РФ от 25.10.2002 № 125-ФЗ, ст.4 ГК РФ и в связи со вступлением в силу Федерального закона от 17.07.2011 №212-ФЗ с 01.01.2012.
Выражая несогласие с указанным решением истцы обратились в суд.
Разрешая спор и удовлетворяя требования Соколовских, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что Литовченко А.А. как член семьи гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера, но умершего до получения жилищной субсидии и до вступления в силу изменений в Федеральный закон N 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», не может быть лишен права на получение жилищной субсидии исходя из факта смерти его матери до 1 января 2012 года.
Судом при рассмотрении дела учтено, что на день смерти С.Т.И. была зарегистрированной по адресу: <Адрес обезличен>-А, <Адрес обезличен>. Вместе с ней по указанному адресу значились зарегистрированными: Соколовский Ю.М., Соколовская А.О., С.М.Ю., Краснянская Н.Я., С.О.М..
С.Т.И. в заявлении о включении в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» в качестве членов своей семьи она указывала - Соколовского Ю.М., С.О.М., Соколовскую А.О., С.М.Ю.., Краснянскую Н.Я.
Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия находит вывод суда правильным, основанным на нормах действующего законодательства.
Так, ст. 1 Федерального закона от 25 октября 2002 № 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" определены категории граждан, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений.
В соответствии со ст.4 названного Закона право граждан, выезжающих или выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на получение и использование жилищных субсидий подтверждается государственным жилищным сертификатом.
Федеральным законом от 17.07.2011 № 212-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" ст.1 Федерального закона от 25.10.002 № 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" изложена в новой редакции. В частности, в ст.1 появилась норма о том, что в случае смерти гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии, право на ее получение (с учетом даты постановки на учет такого гражданина и очередности предоставления жилищной субсидии) сохраняется за членами его семьи. В этом случае получателем жилищной субсидии является один из членов семьи такого гражданина, действующий на основании нотариально заверенной доверенности, выданной ему другими совершеннолетними членами семьи.
Федеральный закон от 17.07.2011 № 212-ФЗ вступил в действие с 1 января 2012 года (ст.2 данного Закона).
До внесения указанных изменений Федеральным законом от 25.10.2002 № 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" возможность сохранения за членами семьи умершего гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии, права на ее получение, прямо в ст.1 Федерального закона № 125-ФЗ предусмотрена не была.
Вместе с тем прямого запрета на указанное правопреемство Федеральный закон от 25.10.2002 № 125-ФЗ в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, не содержал.
В соответствии с ч.2 ст.19 Конституции РФ государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
По смыслу подлежащих применению к спорным отношениям названных норм материального права, члены семей граждан, состоявших на учете в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий для приобретения жилых помещений в связи с переселением из районов Крайнего Севера, но умерших до введения в действие Федерального закона N 212-ФЗ, то есть до 1 января 2012 года, так же как и члены семей граждан, состоявших на учете на получение жилищных субсидий, но умерших после 1 января 2012 года, сохраняют право на получение жилищной субсидии на приобретение или строительство жилого помещения. Иное толкование указанных нормативных положений привело бы к неоправданным различиям в объеме прав граждан, относящихся к одной и той же категории (член семьи гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии), в зависимости от даты смерти гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии.
Доводы апелляционной жалобы Минстроя РК в подтверждение своей позиции по делу основаны на ошибочном толковании закона, поскольку право гражданина на получение жилищной субсидии, приобретенное им до вступления в силу новой редакции Федерального закона от 25 октября 2005 года № 125 «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», не может быть ограничено принятыми в дальнейшем нормативными правовыми актами, т.к. придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан, фактически означает утрату для этих лиц права на получение жилищной субсидии, приобретенного в соответствии с ранее действовавшим законодательством.
Таким образом, разрешая спор, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Руководствуясь статьями 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 21 декабря 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: