Дело № 2-16/2014
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
16 января 2014 года с. Большие Кайбицы
Кайбицкий районный суд Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Багавиева И.А.,
при секретаре Хузиной Г.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску Бичарина Г.Н. к Исполнительному комитету Молькеевского сельского поселения Кайбицкого муниципального района Республики Татарстан о признании права собственности на жилое помещение и земельный участок за лицом, фактически принявшим наследство,
УСТАНОВИЛ:
Бичарина Г.Н. обратилась в суд с иском к Исполнительному комитету Молькеевского сельского поселения Кайбицкого муниципального района РТ о признании права собственности на жилой дом и земельный участок за лицом, фактически принявшим наследство, в связи с тем, что ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> Республики Татарстан умерла тетя истицы – Б.З.И.. После её смерти открылось наследство в виде жилого дома, общей площадью ХХ кв.м., в том числе жилой площадью ХХ кв.м. и земельного участка, общей площадью ХХ кв.м., за кадастровым номером №, находящиеся по адресу: Республика Татарстан, Кайбицкий муниципальный район, <адрес>. Завещание Б.З.И. не оставила. После смерти Б.З.И. истец фактически вступила в права наследования на спорный жилой дом и земельный участок, но у нотариуса права на наследство не оформила. Другие наследники от наследства отказываются в пользу истца. В настоящее время указанный жилой дом и земельный участок перешли во владение и пользование истца, которая фактически приняла наследство, так как после смерти Б.З.И. пользуется домом и земельным участком, оплачивает налоги и несет бремя содержания данного имущества.
В судебное заседание истец Бичарина Г.Н.. не явилась, её интересы на основании доверенности представляет Горшкова О.В., которая поддержала исковые требования своей доверительницы и пояснила суду, что после смерти тети ее доверительницы – Б.З.И., открылось наследство в виде жилого дома и земельного участка, находящихся по адресу: Республика Татарстан, Кайбицкий муниципальный район, <адрес>. Право собственности Б.З.И. на данное имущество не было в установленном порядке зарегистрировано. Её доверительница как наследник, фактически вступившая в права наследования, владеет, пользуется со дня смерти Б.З.И. данным домом и земельным участком, оплачивает налоги, несет бремя содержания данного имущества, в связи с чем просит признать за ней право собственности в порядке наследования на спорный жилой дом и земельный участок. Другие наследники отказываются от наследства.
В судебном заседании ответчик – представитель Исполнительного комитета Молькеевского сельского поселения Кайбицкого муниципального района РТ Козлов А.А., не возражал против удовлетворения иска и пояснил, что истец после смерти своей тети – Б.З.И. владеет и пользуется жилым домом и земельным участком, находящимися по адресу: Республика Татарстан, Кайбицкий муниципальный район, <адрес>, оплачивает налоги, несет бремя содержания данного имущества.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - Бичарин К.И., в судебное заседание не явился, в адресованном суду заявлении просил иск удовлетворить, так как он на имущество, оставшееся после смерти сестры, не претендует и не возражает против вступления в права наследования своей племянницей Бичариной Г.Н.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - нотариус Кайбицкого нотариального округа РТ Рыжова Н.Р., в судебное заседание не явилась, в адресованном суду заявлении просило рассмотреть данное дело в её отсутствие.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора – отдел по Кайбицкому району филиала государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по РТ, будучи надлежащим образом извещенным, в судебное заседание своего представителя не направило, в адресованном суду заявлении просило рассмотреть дело без своего представителя.
Суд в соответствии с положениями части 3 статьи 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся третьих лиц.
Выслушав стороны и исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения исковых требований по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 39 ГПК РФ суд принимает признание представителем ответчика иска, поскольку это не противоречит действующему законодательству и интересам сторон.
Согласно части 2 статьи 218 ГК РФ, в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В статье 1113 ГК РФ установлено, что наследство открывается со смертью гражданина. Согласно свидетельству о смерти, Б.З.И. умерла ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> Республики Татарстан (л.д. 13).
В соответствии со статьей 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
В силу статей 1110-1112 ГК РФ, при наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент. В состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
В судебном заседании установлено, что после смерти Б.З.И. открылось наследство в виде жилого дома, общей площадью ХХ кв.м. и земельного участка, общей площадью ХХ кв.м., за кадастровым номером №, находящиеся по адресу: Республика Татарстан, Кайбицкий муниципальный район, <адрес>.
В силу статей 1141-1143 ГК РФ, наследники по закону призываются к наследованию в порядке очередности. Наследники каждой последующей очереди наследуют, если нет наследников предшествующих очередей, то есть если наследники предшествующих очередей отсутствуют, либо никто из них не имеет права наследовать, либо все они отстранены от наследования, либо лишены наследства, либо никто из них не принял наследства, либо все они отказались от наследства. Судом установлено, что истец является наследником второй очереди по праву представления, так как является дочерью родного брата Б.З.И. – Б.Н.И., умершего ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> Республики Татарстан.
Согласно статье 1152 ГК РФ, для приобретения наследства наследник должен его принять. Принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось. Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
Иной момент возникновения права установлен, в частности, для приобретения права собственности на недвижимое имущество в порядке наследования (пункт 4 статьи 1152 ГК РФ). Так, если наследодателю принадлежало недвижимое имущество на праве собственности, это право переходит к наследнику независимо от государственной регистрации права на недвижимость.
Наследник вправе обратиться с заявлением о государственной регистрации перехода права собственности в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, после принятия наследства. В этом случае, если право собственности правопредшественника не было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, правоустанавливающими являются документы, подтверждающие основание для перехода права в порядке правопреемства, а также документы правопредшественника, свидетельствующие о приобретении им права собственности на недвижимое имущество.
В соответствии с частью 2 статьи 1153 ГК РФ, признается, пока не доказано обратное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности, если наследник вступил во владение или в управление наследственным имуществом, произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества и т.д.
Согласно справке и выписке из похозяйственной книги № 5, выданным Исполнительным комитетом Молькеевского сельского поселения Кайбицкого муниципального района Республики Татарстан, за Б.З.И. числится дом и земельный участок, находящиеся по адресу: Республика Татарстан, Кайбицкий муниципальный район, <адрес> (л.д. 37-38), также право собственности на вышеуказанный земельный участок Б.З.И. подтверждается государственным актом на право собственности на земельный участок серии № (л.д.26-29).
Одним из доказательств того, что лицо имеет на праве собственности дом, является выписка из похозяйственной книги, так как до 1998 года регистрация права собственности строений в сельской местности осуществлялась в похозяйственных книгах и подворных списках. Иного порядка регистрации права собственности, до введения в силу Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», не было. Похозяйственные книги рассматривались как документы первичного учета в сельских Советах народных депутатов, и в них вносилась информация обо всех постоянно проживающих на территории сельского Совета гражданах, в том числе сведения о находящихся в их личном пользовании земельных участках.
Таким образом, законодатель признает сведения из похозяйственной книги о наличии у лица жилого дома основанием для регистрации права собственности на такой объект недвижимости.
В соответствии с частью 1 статьи 131 ГК РФ, право собственности Б.З.И. на спорный жилой дом должно было быть зарегистрировано в установленном законом порядке, и такая регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Вместе с тем установлено, что она пользовалась домовладением как своим собственным, использовала его по назначению, несла бремя по содержанию дома и земельного участка, оплачивала все необходимые платежи. При рассмотрении настоящего иска суд учитывает, что при жизни Б.З.И. считала дом своей собственностью, однако в связи со своей смертью не успела в полном объёме завершить оформление прав на спорный объект недвижимости.
Согласно справке РГУП БТИ по Кайбицкому району № от ДД.ММ.ГГГГ, сведения о принадлежности на праве собственности кому либо вышеуказанного жилого дом в БТИ отсутствуют (л.д. 25).
Согласно статье 9.1. Федерального закона «О введение в действие Земельного кодекса Российской Федерации» от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ, если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок.
Согласно статье 4 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» граждане Российской Федерации, имеющие в фактическом пользовании земельные участки с расположенными на них жилыми домами, приобретенные ими в результате сделок, которые были совершены до вступления в силу Закона СССР от 6 марта 1990 года N 1305-1 "О собственности в СССР", но которые не были надлежаще оформлены и зарегистрированы, имеют право бесплатно приобрести право собственности на указанные земельные участки в соответствии с правилами, установленными статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Из статьи 10 вышеуказанного Закона следует, что распоряжение земельными участками, которые отнесены к собственности поселений, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если федеральным законом не предусмотрено иное. Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для осуществления распоряжения ими.
Судом установлено, что после смерти Б.З.И. открылось наследство в виде жилого дома и земельного участка, истец фактически вступила в права наследования на жилой дом и земельный участок, хотя в установленном законом порядке это не оформила, так как владеет, пользуется со дня смерти Б.З.И. данным домом и земельным участком как своим собственным, платит налоги, коммунальные и страховые платежи.
Согласно информации нотариуса Кайбицкого нотариального округа РТ, после смерти Б.З.И. наследственное дело по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ не открыто (л.д. 51).
Таким образом, учитывая установленные судом обстоятельства, суд приходит к выводу, что истец является фактически принявшей наследство, открывшегося после смерти Б.З.И., поскольку после её смерти фактически вступила в права наследования, следит за сохранностью имущества, производит расходы по содержанию дома, уплачивает налоги и следовательно имеет право на признание за ней в порядке наследования право собственности на жилой дом и земельный участок, находящиеся по адресу: Республика Татарстан, Кайбицкий муниципальный район, <адрес>. Доказательств принятия наследства после смерти Б.З.И. иными лицами, кроме истца, в судебное заседание не представлено, судом при рассмотрении дела не добыто.
Суд выносит данное решение на основе состязательности и равноправия сторон, с учетом доказательств, представленных сторонами, добытых и исследованных в судебном заседании.
Статьей 28 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» предусмотрено, что права на недвижимое имущество, установленные решением суда, подлежат государственной регистрации на общих основаниях. Момент возникновения права определяется решением суда. При этом государственный регистратор не вправе отказать в государственной регистрации права, установленного вступившим в законную силу решением суда.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Бичариной Г.Н. к Исполнительному комитету Молькеевского сельского поселения Кайбицкого муниципального района Республики Татарстан о признании права собственности на жилое помещение и земельный участок за лицом, фактически принявшим наследство, удовлетворить.
Признать за Бичариной Г.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженкой <адрес>, право собственности на жилой дом общей площадью ХХ кв.м., в том числе жилой площадью ХХ кв.м., литеры: А, а, а1, инвентарный номер № с надворными постройками, литеры: Г, Г1, Г2, Г3, Г4, Г5, 1, 2, 3, 4, и на земельный участок общей площадью ХХ кв.м., за кадастровым номером №, находящиеся по адресу: Республика Татарстан, Кайбицкий муниципальный район, <адрес>.
Решение по вступлении в законную силу является основанием для государственной регистрации права.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан в течение месяца со дня провозглашения через Кайбицкий районный суд Республики Татарстан.
Судья И.А. Багавиев