7п-506
РЕШЕНИЕ
28 ноября 2019 года город Архангельск
Судья Архангельского областного суда Витязев А.В., рассмотрев жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью «Управляющая Компания «Заречная» Рашидова Э.А. на постановление судьи Октябрьского районного суда города Архангельска от 24 октября 2019 года,
установил:
постановлением судьи Октябрьского районного суда города Архангельска от 24 октября 2019 года общество с ограниченной ответственностью «Управляющая Компания «Заречная» (сокращенное наименование ООО «УК «Заречная») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.4 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Защитник юридического лица Рашидов Э.А. в жалобе просит отменить судебный акт, ссылаясь на отсутствие вины общества во вмененном деянии.
Проверив дело в полном объеме, рассмотрев доводы жалобы и заслушав защитника Рашидова Э.А., поддержавшего ее, прихожу к следующему.
Статьей 6.4 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта.
Статьей 1 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» определено, что санитарно-эпидемиологические требования - это обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона № 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в том числе выполнять требования санитарного законодательства.
Статьей 22 названного Федерального закона установлены санитарно-эпидемиологические требования к отходам производства и потребления.
Согласно пункту 1 данной статьи отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Из материалов дела усматривается, что ООО «УК «Заречная» является управляющей организацией, обслуживающей многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> в городе Архангельске.
Частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса РФ установлено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом.
Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (часть 1.1 статьи 161 ЖК РФ).
В соответствии с подпунктами «г,д» пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491, содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя:
- уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества;
- сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме.
Постановлением Главного государственного санитарного врача СССР от 5 августа 1988 года № 4690-88 утверждены Санитарные правила содержания территорий населенных мест (СанПиН 42-128-4690-88), которые следует строго соблюдать для обеспечения санитарного состояния территорий населенных мест (улиц, площадей, парков, скверов и других мест общественного пользования, проездов внутри микрорайонов и кварталов), а также жилых и гражданских зданий.
В силу пунктов 1.2 и 3.2 названных санитарных правил, система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов. Твердые бытовые отходы следует вывозить на полигоны (усовершенствованные свалки), поля компостирования, перерабатывающие и сжигательные заводы, а жидкие бытовые отходы - на сливные станции или поля ассенизации.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22 сентября 2014 года № 58 утверждены санитарные правила СП 3.5.3.3223-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дератизационных мероприятий», в соответствии с пунктом 3.11 которых санитарно-гигиенические мероприятия включают: содержание в чистоте контейнерных площадок для сбора мусора; использование плотно закрывающихся емкостей для пищевых и бытовых отходов и регулярная их очистка; ежедневный вывоз мусора с дворовых территорий.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июня 2010 года № 64 утверждены СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» пунктом 8.2.5 которых установлено, что для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5. Расстояние от контейнеров до жилых зданий, детских игровых площадок, мест отдыха и занятий спортом должно быть не менее 20 м, но не более 100 м.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 7 июня 2017 года № 83 утверждены санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 3.5.2.3472-17 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дезинсекционных мероприятий в борьбе с членистоногими, имеющими эпидемиологическое и санитарно-гигиеническое значение».
В силу пункта 4.4 СанПиН 3.5.2.3472-17 не допускается образование свалок бытового и крупногабаритного мусора на дворовых территориях, на не установленных для этих целей участках территории населенных пунктов и прилегающих к населенным пунктам.
Как установлено судьей районного суда и подтверждается материалами дела, должностным лицом Управления Роспотребнадзора по Архангельской области проведена проверка и осмотр дома 5 по улице Стивидорская в городе Архангельске на основании обращения жильца (К. Д.А.), при осмотре указанной территории установлено, что управляющей компанией в нарушение пунктов 1.2, 3.2 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», пункта 3.11 СП3.5.3.3223-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дератизационных мероприятий», пункта 8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», пункта 4.4 СанПиН 3.5.2.3472-17 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дезинсекционных мероприятий в борьбе с членистоногими, имеющими эпидемиологическое и санитарно-гигиеническое значение», с контейнерной площадки не обеспечен своевременный вывоз бытовых отходов и мусора, допущено переполнение контейнера и образование неконтролируемой свалки твердых бытовых отходов в месте расположения контейнерной площадки и на прилегающей территории, а так же отсутствует специальная заасфальтированная (забетонированная) площадка, оборудованная водонепроницаемым покрытием под вышеуказанный контейнер для сбора отходов (контейнер установлен на грунт) и для сбора бытовых отходов не используется плотно закрывающаяся емкость (крышка отсутствует).
Выявленные нарушения зафиксированы в протоколе осмотра от 28 августа 2019 года с приложением фото/видеоматериалов и заявителем не оспариваются.
Вопреки доводам защитника, все фактические и юридически значимые обстоятельства данного административного правонарушения установлены на основании полно и всесторонне исследованных материалах дела об административном правонарушении, подтверждаются представленными доказательствами: протоколом об административном правонарушении, протоколом осмотра территории с приложенными фотоматериалами, видеоматериалом, обращением К. Д.А., выпиской из ЕГРЮЛ в отношении ООО «УК «Заречная», уставом юридического лица, договором управления многоквартирным домом № № и другими материалами дела, получившими правильную юридическую оценку в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ, совокупность которых является достаточной для объективного вывода о виновности общества в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.4 КоАП РФ.
Оснований не доверять представленным доказательствам не имеется.
В соответствии с вышеприведенными санитарными требованиями очистка и уборка территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор и быстрое удаление бытовых отходов, ежедневный вывоз мусора с дворовых территорий, содержание в чистоте контейнерных площадок, что в данном случае ООО «УК «Заречная» не выполнено.
Кроме того, в силу пункта 3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года № 170, на организации по обслуживанию жилищного фонда возложены обязанности обеспечивать на обслуживаемой территории не только своевременную ее уборку, но и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием, по организации вывоза отходов и контроля за выполнением графика удаления отходов.
Вопреки доводам подателя жалобы, юридические лица, оборудующие места сбора твердых коммунальных отходов (в том числе контейнерные площадки) должны производить очистку от мусора мест сбора твердых коммунальных отходов и прилегающих территорий своими силами согласно графику либо договору с обслуживающей жилищный фонд организацией. В случае же отсутствия графика лица, осуществляющие сбор твердых коммунальных отходов на данной площадке, несут солидарную ответственность за своевременный вывоз отходов и уборку контейнерной площадки.
Частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ определено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
ООО «УК «Заречная» не приняты все зависящие от него меры для соблюдения санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилого дома 5 по улице Стивидорская в городе Архангельске, причин, объективно препятствующих этому, не установлено.
Доводы подателя жалобы о том, что субъектом вмененного правонарушения ООО «УК «Заречная» не является, поскольку не установлен собственник земельного участка, где расположена контейнерная площадка, отсутствуют доказательства принадлежности контейнерной площадки и прилегающей территории к общему имуществу, были предметом судебной проверки и обоснованно признаны несостоятельными.
Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 1.2 статьи 161 ЖК РФ).
В соответствии с пунктом 26(1) минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 апреля 2013 года № 290, в данный перечень включены работы по организации и содержанию мест накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок.
1 июля 2018 года собственником жилого дома по адресу: город Архангельск, улица Стивидорская, дом 5 заключен договор управления данным многоквартирным домом с ООО «УК «Заречная», в соответствии с которым управляющая организация приняла на себя обязательства по выполнению работ по надлежащему содержанию и текущему ремонту общедомового имущества.
Материалами дела установлено и в жалобе не оспаривается тот факт, что контейнерная площадка предназначена для сбора и вывоза твердых бытовых отходов, которой пользуются жильцы дома № 5, следовательно, обязанность по ее содержанию в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства лежит на управляющей компании.
В рассматриваемом случае место нахождение контейнера для сбора ТБО (на придомовой территории или вне ее) правового знание не имеет.
По существу, в жалобе защитника не содержится каких-либо новых данных, не учтенных судьей при рассмотрении дела об административном правонарушении, и не содержится обстоятельств, способных послужить основанием для отмены или изменения судебного постановления.
Порядок и срок давности привлечения ООО «УК «Заречная» соблюдены.
Административное наказание назначено обществу в виде административного штрафа в пределах санкции статьи 6.4 КоАП РФ и в минимальной размере.
Нормы материального права применены и истолкованы правильно, существенных нарушений норм процессуального права не допущено.
Руководствуясь статьями 30.7 и 30.9 КоАП РФ,
решил:
постановление судьи Октябрьского районного суда города Архангельска от 24 октября 2019 года оставить без изменения, жалобу защитника ООО «УК «Заречная» Рашидова Э.А. - без удовлетворения.
Судья А.В. Витязев