Решение по делу № 2а-249/2019 ~ М-89/2019 от 12.02.2019

Дело № 2а-249/2019

УИД № 24RS0003-01-2019-000131-62

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

п. Балахта 19 июня 2019 года

Балахтинский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Лябзиной Т.Г.,

с участием помощника прокурора Балахтинского района Красноярского края Леончук А.А.,

при секретаре Дорш О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Балахтинского района Красноярского края в интересах Российской Федерации и Муниципального образования Балахтинский район Красноярского края к Большесырскому сельсовету Балахтинского района Красноярского края, депутату Большесырского сельсовета Балахтинского района Красноярского края Артемьевой ФИО8 о признании незаконными действий об отклонении ДД.ММ.ГГГГ проекта решения о досрочном прекращении полномочий депутата Артемьевой ФИО9 объявлении ей устного замечания, возложении обязанности принять решение о досрочном прекращении полномочий депутата Артемьевой ФИО10

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Балахтинского района Красноярского края обратился в суд в интересах Российской Федерации и Муниципального образования Балахтинский район Красноярского края с административным исковым заявлением к Большесырскому сельсовету Балахтинского района Красноярского края, депутату Большесырского сельсовета Балахтинского района Красноярского края Артемьевой ФИО11 о признании незаконными действий об отклонении ДД.ММ.ГГГГ проекта решения о досрочном прекращении полномочий депутата Артемьевой ФИО12., объявлении ей устного замечания, возложении обязанности принять решение о досрочном прекращении полномочий депутата Артемьевой ФИО13 ссылаясь на то, что прокуратурой в 2018 г. проведена проверка исполнения законодательства о противодействий коррупции в отношении лиц, замещающих муниципальные должности в Большесырском сельском Совете депутатов, в ходе которой выявлены нарушения антикоррупционного законодательства, в том числе при предоставлении сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера своих и близких родственников депутата. Проверка показала, что депутат Большесырского сельского Совета депутата Артемьева ФИО14 в разделе 1 справки о доходах не отразила доход, полученный в 2017 г. от ФИО7 и в <данные изъяты>» в размерах <данные изъяты> рублей и <данные изъяты> рублей соответственно. Депутатом Большесырского сельского Совета депутатов Артемьевой ФИО15 требования антикоррупционного законодательства исполнены ненадлежащим образом, Губернатору края представлены недостоверные сведения о доходах, полученных в 2017 г. В связи с выявленными нарушениями антикоррупционного законодательства прокурором района председателю Большесырского сельского Совета депутатов ДД.ММ.ГГГГ вынесено представление об устранении выявленных нарушений, в том числе с требованием о принятии решения о досрочном прекращении полномочий депутата. Представление рассмотрено ДД.ММ.ГГГГ на сессии Большесырского сельского Совета депутатов. По результатам голосования отклонен проект о досрочном прекращении полномочий депутата Артемьевой ФИО16 Принятое решение мотивировано отсутствием умысла на предоставление недостоверных сведений. Фактически Большесырским сельским Советом депутатов решение о досрочном прекращении полномочий депутата не принято. Указанное решение противоречит требованиям международного и национального законодательства о противодействии коррупции. РФ присоединилась к международной Конвенции ООН против коррупции, и признала за собой обязательства в целях поощрения честности и неподкупности, ответственности, а также надлежащего управления публичными делами и публичным имуществом, создавать поддерживать и укреплять такие системы, какие способствуют прозрачности и предупреждают возникновение коллизии интересов, устанавливать меры и системы, обязывающие публичных должностных лиц представлять соответствующим органам декларации. Среди прочего, о внеслужебной деятельности, занятиях, инвестициях, активах и о существенных дарах или выгодах, в связи с которыми может возникнуть коллизия интересов в отношении их функций в качестве публичных должностных лиц, а также дисциплинарные и другие меры в отношении публичных должностных лиц, которые нарушают эти нормы. Основанием для прекращения полномочий депутата представительным органом муниципального образования является факт получения представительным органом сведений о нарушении депутатом ограничений, установленных законом. При этом, представительный орган лишен права дифференцированной оценки подобных действий: за установлением оснований должно последовать прекращение полномочий депутата. Наличие объективного юридического факта, по сути, императивно связывает представительный орган в решениях, исключая какую-либо дискрецию. Учитывая, что деятельность депутатов различного уровня и членов Совета Федерации носит публичный характер и связана представительством интересов граждан, соответствие антикоррупционным требованиям при реализации полномочий является неотъемлемым условием особого статуса. Неисполнение требований антикоррупционного законодательства рассматривается как основание для невозможности дальнейшего исполнения полномочий. Данная позиция согласуется с государственной политикой в сфере противодействия коррупции. Не основанные на нормах права и установленных фактах действия органа местного самоуправления влекут неисполнение государством одной из важнейших задач по соблюдению законодательства в сфере противодействия коррупции. Интересы государства, муниципального образования Большесырский сельсовет, неопределенного круга лиц состоят в том, чтобы лица, замещающие муниципальные должности, в числе которых и депутаты, добросовестно исполняли свои публичные обязанности, направленные в том числе, на предупреждение и борьбу с коррупцией. Просит признать незаконными действия Большесырского сельского Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ об отклонении проекта решения о досрочном прекращении полномочий депутата Артемьевой ФИО17 объявлении ей устного замечания: возложить на Большесырский сельский Совет депутатов обязанность в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу принять решение о досрочном прекращении полномочий депутата Артемьевой ФИО18

Впоследствии прокурор дополнил исковые требования, указывая, что возложение на представительный орган обязанности принять какое-либо решение может быть не исполнено, что повлечет за собой необходимость повторного обращения в суд с аналогичными требованиями, просит признать исключить абзац второй резолютивной части искового заявления, дополнить резолютивную часть искового заявления абзацем следующего содержания: «Прекратить полномочия депутата Большесырского сельского Совета депутатов Артемьевой ФИО19 в связи с утратой доверия».

Впоследствии прокурор уточнил исковые требования, указывая, что Большесырским сельским Советом депутатов 05.02.2019г. принято решение о прекращении полномочий депутата Артемьевой ФИО20 по собственному желанию. Учитывая, что на момент принятия названного решения имелись основания для прекращения полномочий в связи с утратой доверия, которые возникли после ДД.ММ.ГГГГ., т.е. после окончания сроков для предоставления сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также уточняющих сведений, просит дополнить резолютивную часть искового заявления абзацами следующего содержания: «Признать незаконным прекращение полномочий депутата Большесырского сельского Совета депутатов Артемьевой ФИО21 по собственному желанию; прекратить полномочия депутата Большесырского сельского Совета депутатов Артемьевой ФИО22. в связи с утратой доверия».

В судебном заседании помощник прокурора Балахтинского районного суда Красноярского края Леончук ФИО23. уточненные требования поддержал по изложенным в нем основаниям.

Представитель административного истца Муниципального образования Балахтинского района Красноярского края в судебное заседание не явился о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении административного дела в отсутствие их представителя.

Представитель административного ответчика Большесырский сельсовет Балахтинского района Красноярского края, административный ответчик депутат Большесырского сельского Совета депутатов Артемьева ФИО24 в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников судебного процесса.

Выслушав прокурора, поддержавшего исковые требования, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Статьей 46 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

На основании ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы, местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

В силу ч. 1 ст. 77 Федерального закона от 06 октября 2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы прокуратуры Российской Федерации и другие уполномоченные федеральным законом органы осуществляют надзор за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, конституций (уставов), законов субъектов Российской Федерации, уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов.

В соответствии с положениями части 10 статьи 40 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются досрочно в случаях, прямо указанных в этой части, а также в иных случаях, установленных данным Федеральным законом и иными федеральными законами.

В соответствии с ч. 4 ст.12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 № ит273-ФЗ "О противодействии коррупции", лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Такой порядок утвержден Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 № 558, и предполагает, что сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера представляются по форме утвержденной Президентом Российской Федерации форме справки ежегодно, не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным.К лицам, замещающим муниципальную должность, относятся депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, член избирательной комиссии муниципального образования, действующей на постоянной основе и являющейся юридическим лицом, с правом решающего голоса (абзац семнадцатый ч. 1 ст. 2 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").

Согласно части 7.1 статьи 40 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, иное лицо, замещающее муниципальную должность, должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами. Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральным законом от 03.12.2012 года № 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", Федеральным законом от 07 мая 2013 года № 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами".

Частью 10.1 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, установленных настоящим Федеральным законом.

Согласно части 11 статьи 40 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ решение представительного органа муниципального образования о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, а если это основание появилось в период между сессиями представительного органа муниципального образования, - не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания.

Поскольку все депутаты являются лицами, замещающими муниципальную должность, указанная обязанность распространяется на всех, независимо от того, на постоянной или непостоянной основе они исполнят свои полномочия. Депутаты обязаны соблюдать все ограничения, запреты и обязанности, установленные для лиц, занимающих муниципальную должность. Законом Красноярского края от 19.12.2017 г. № 4-1264 «О представлении гражданами, претендующими на замещение муниципальных должностей, должности главы (руководителя)местной администрации по контракту, и лицами, замещающими указанные должности, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и проверке достоверности и полноты таких сведений» в п. 6 ст. 2 установлено, что лицо, замещающее муниципальную должность представляет сведения о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера Губернатору Красноярского края.

Российская Федерация присоединилась к международной Конвенции ООН против коррупции (ратифицирована Федеральным законом от 08.03.2006 № 40-ФЗ) и признала за собой обязательства в целях поощрения честности и неподкупности, ответственности, а также надлежащего управления публичными делами и публичным имуществом создавать, поддерживать и укреплять такие систему, какие способствуют прозрачности и предупреждают возникновение коллизии интересов; устанавливать меры и системы, обязывающие публичных должностных лиц представлять соответствующим органам декларации, среди прочего, о внеслужебной деятельности, занятиях, инвестициях, активах и о существенных дарах или выгодах, в связи с которыми может возникать коллизия интересов в отношении их функций в качестве публичных должностных лиц, а также дисциплинарные или другие меры в отношении публичных должностных лиц, которые нарушают эти нормы (статьи 1,2, 8). Российская Федерация обязалась принять надлежащие меры по усилению прозрачности и обеспечению для населения эффективного доступа к информации в сфере противодействия коррупции (ст. 13).

Как установлено в судебном заседании, Артемьева ФИО25. является депутатом Большесырского сельского Совета депутатов

Анализ приведенных правовых положений закона позволяет суду сделать вывод о том, что Артемьева ФИО26 как депутат Большесырского сельского Совета депутатов Балахтинского района Красноярского края, обладая особым статусом и выполняя определенные публичные муниципальные функции, обязана на основании вышеприведенных правовых положений представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

Вместе с тем, депутат Большесырского сельского Совета депутатов Артемьева ФИО28 в разделе 1 справки о доходах не отразила доход, полученный в 2017 году от ФИО7 и в <данные изъяты> <данные изъяты> и <данные изъяты> рублей, что подтверждается представлением прокуратуры Балахтинского района Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ г. «Об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции», и не оспаривалось Артемьевой ФИО27 в судебном заседании.

Факт не указания этого имущества, то есть предоставления недостоверных сведений о своем имуществе за 2017 год депутатом Артемьевой ФИО29. подтверждается материалами дела, не оспаривается лицами, участвующими в деле.

Согласно выписки из протокола заседания сессии сельского Совета депутатов Большесырского сельского Совета депутатов Балахтинского района Красноярского края , ДД.ММ.ГГГГ. рассмотрено представление прокуратуры Балахтинского района Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ г. «Об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции» в отношении депутата Артемьевой ФИО30., которая в разделе 1 справки о доходах не указала доход от ФИО7 и от <данные изъяты> Также в разделе 4 справки о доходах супруга она не указала о наличии денежных средств на счете, а по данным ПАО «Сбербанк» на данном счете на ДД.ММ.ГГГГ имелись незначительные денежные средства. На заседании сессии сельского Совета депутатов был заслушан депутат Артемьева ФИО31., пояснила, что в разделе 1 справки о доходах указала только доход по основному месту работы. Дополнительный доход от ФИО7 не указала в связи с тем, что бухгалтерия ФИО7 находится в <адрес>, справка была получена несвоевременно. <данные изъяты> работала по одноразовому договору и при заполнении справки просто забыла указать этот доход. Обязуется, что в дальнейшем такого не произойдет. Раздел 4 справки супруга заполняла на основании выписки ПАО «Сбербанк». Проект решения о досрочном прекращении полномочий депутата Артемьевой ФИО32 Большесырским сельским советом депутатов отклонен, так как факта умышленного сокрытия не выявлено. Депутату Артемьевой ФИО33 вынесено устное замечание, рекомендовано внести корректирующие данные в справки о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и в дальнейшем быть внимательнее, справку о доходах заполнять строго по документам.

Вместе с тем, обязанность по принятию решения о досрочном прекращении полномочий депутата возложена на представительный орган муниципального образования, и установив в действиях Артемьевой ФИО34 нарушения ФЗ «О противодействии коррупции» и ФЗ «Об общих принципах самоуправления в РФ» и основания для досрочного прекращения ее полномочий, Большесырский сельский Совет депутатов Балахтинского района Красноярского края должен был принять соответствующее решение. При этом, суд учитывает, что последствие в виде досрочного прекращения полномочий депутата за неисполнение установленных законом ограничений, связанных с замещением муниципальной должности, является безальтернативным. С заявлением о невозможности выполнить требования закона, о невозможности по объективным причинам представить сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в установленный законом срок Артемьева ФИО35 к Большесырскому сельскому Совету депутатов Балахтинского района Красноярского края не обращалась.

Таким образом, разрешая заявленные требования, суд исходя из того, что предоставление сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера является императивной обязанностью депутата, которая Артемьевой ФИО36. в установленном законом порядке надлежащим образом не исполнена, а вопрос о досрочном прекращении полномочий депутата отнесен к компетенции Большесырского сельского Совета депутатов Балахтинского района Красноярского края, приходит к выводу о том, что не предоставление депутатом сведений и не принятие решения 22.11.2018г. о досрочном прекращении полномочий депутата Большесырского сельского Совета депутатов Балахтинского района Красноярского края расценивается как незаконные действия и депутата и Большесырского сельского Совета депутатов Балахтинского района Красноярского края, в связи с чем, приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора требований прокурора в части признания незаконными действий Большесырского сельского Совета депутатов Балахтинского района Красноярского края об отклонении проекта решения о досрочном прекращении полномочий депутата Артемьевой ФИО37.

Согласно заявления от ДД.ММ.ГГГГ, депутат Артемьева ФИО38 просит прекратить её полномочия как депутата по собственному желанию.

Согласно решения Большесырского сельского Совета депутатов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, досрочно прекращены полномочия депутата Большесырского сельского Совета Артемьевой ФИО39 в связи с отставкой по собственному желанию.

Однако до подачи Артемьевой ФИО40 заявления о прекращении ее полномочий по собственному желанию, возникли обстоятельства, вследствие которых ее полномочия должны были быть прекращены в связи с утратой доверия. В связи с чем досрочное прекращение полномочий депутата в связи с отставкой по собственному желанию является незаконным.

С учетом допущенных депутатом Артемьевой ФИО42 нарушений действующего антикоррупционного законодательства, поскольку Большесырский сельский совет депутатов уже высказал свою позицию по данному вопросу, суд приходит к выводу о необходимости принятия решения о досрочном прекращении ее полномочий, как депутата, в связи с утратой доверия.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Балахтинского района Красноярского края удовлетворить.

Признать незаконным решение Большесырского сельского Совета депутатов Балахтинского района Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ об отклонении проекта решения о досрочном прекращении полномочий депутата Большесырского сельского Совета депутатов Балахтинского района Красноярского края Артемьевой ФИО43.

Признать незаконным прекращение полномочий депутата Большесырского сельского Совета депутатов Балахтинского района Красноярского края Артемьевой ФИО44 по собственному желанию

Прекратить полномочия депутата Большесырского сельского Совета депутатов Артемьевой ФИО45 в связи с утратой доверия.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме с подачей жалобы через Балахтинский районный суд Красноярского края.

Председательствующий:

Мотивированное решение изготовлено 24.06.2019г.

2а-249/2019 ~ М-89/2019

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
прокуратура Балахтинского района
Ответчики
Артемьева Л.А.
Муниципальное образование Балахтинского района
Представительный орган местного самоуправления Большесырский сельский Совет депутатов
Суд
Балахтинский районный суд
Судья
Лябзина Татьяна Георгиевна
12.02.2019[Адм.] Регистрация административного искового заявления
14.02.2019[Адм.] Передача материалов судье
14.02.2019[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
13.03.2019[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.03.2019[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.04.2019[Адм.] Судебное заседание
15.05.2019[Адм.] Судебное заседание
27.05.2019[Адм.] Судебное заседание
19.06.2019[Адм.] Судебное заседание
24.06.2019[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.07.2019[Адм.] Дело оформлено
29.07.2019[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее