А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
06 июля 2015 г. с. Вачи
Судебный состав Лакского районного суда Республики Дагестан в Кулинском районе в составе председательствующего судьи Максудова М.М.,
при секретаре Рашидовой М.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО5 к Управлению социальной защиты населения администрации МО «<адрес>» о взыскании компенсации за твердое топливо, в сумме 29146 рублей 80 копеек, а также госпошлины в сумме1075 рублей, по апелляционной жалобе и.о. начальника Управления социальной защиты населения в МО «<адрес>» на решение и.о. мирового судьи судебного участка № <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, которым постановлено:
«Иск ФИО5 удовлетворить.
Взыскать с Управления социальной защиты населения администрации МО «<адрес>» в пользу ФИО5 29 146 (двадцать девять тысяч сто сорок шесть) рублей 80 копеек, а также госпошлину 1075 (одну тысячу семьдесят пять) рублей»,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО5 обратилась к мировому судье судебного участка № <адрес> с иском к Управлению социальной защиты населения администрации МО «<адрес>» о взыскании компенсации за твердое топливо в сумме 29 146 рублей 80 копеек, а также госпошлины в сумме 1075 рублей.
В обоснование исковых требований в своем заявлении истица указала, что ДД.ММ.ГГГГ она приобрела в ООО «Буйнакское топливно-сбытовое предприятие» (ООО «БТСП») твердое топливо, а именно каменный уголь с доставкой, для нужд отопления собственного дома по цене 29 146 рублей 80 копеек за 5 тонн угля.
В 2014 году она неоднократно обращалась в Управление социальной защиты населения по <адрес> РД с заявлением о компенсации расходов за приобретенное твердое топливо, так как она относится к категории льготников, имеющих право на льготы по коммунальным услугам.
Однако с УСЗН по <адрес> РД ответа не последовало, хотя ею были поданы все необходимые документы на выплату компенсации коммунальных услуг.
Данный отказ Управления социальной защиты населения по <адрес> РД противоречит ст. 47 Закона РФ «Об образовании» и Закону РД от ДД.ММ.ГГГГ № «О мерах социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в сельской местности и поселках городского типа».
Согласно ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об образовании Российской Федерации» ст. 47 установлено, педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения.
Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.
Законом РД от ДД.ММ.ГГГГ № «О мерах социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности и поселках городского типа», финансирование расходов в денежной форме в виде ежемесячной денежной выплаты по оплате жилого помещения и коммунальных услуг осуществляется за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан. Порядок реализации данных расходных обязательств устанавливаются Правительством РД.
В соответствии с Постановлением Правительства РД от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в РД», педагогическим работникам компенсируются расходы, на приобретение твердого топлива исходя из расчетов на единицу площади жилых помещений по различным ценам, установленным Правительством РД, а в качестве документов о фактически произведенных расходах на приобретение твердого топлива принимаются выданные торгующей организацией или же индивидуальными предпринимателями платежные документы, подтверждающие факт оплаты твердого топлива, его стоимости и даты приобретения.
Данное Постановление Правительства РД противоречит Постановлению Конституционного суда РД от ДД.ММ.ГГГГ года. Конституционный суд РД Постановил: Признать абзац второй части 1 статьи 4 Закона Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ № «О мерах социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности и поселках городского типа» и пункт 15 «Порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в <адрес>», утвержденного Постановлением Правительства Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ № 20, в частях, предусматривающих, что при наличии печного отопления педагогическим работникам компенсируются расходы на приобретение твердого топлива по розничным ценам, установленным Правительством Республики Дагестан для топливоснабжающих организаций, реализующих уголь и дрова населению в <адрес>, с учетом расходов на его доставку, но не более фактически произведенных расходов, подтвержденных документами установленной формы, не соответствующими статьям 21, 40, 48 и 55 Конституции Республики Дагестан, поскольку содержащиеся в них нормативные положения в условиях отсутствия стабильно функционирующих торгующих организаций (индивидуальных предпринимателей), обеспечивающих завоз твердого топлива в объеме, достаточном для удовлетворения потребностей категории граждан, которым законом предусмотрены меры социальной поддержки, ее доставку по месту их жительства и реализацию по фиксированным государством ценам, означают ограничение прав указанных категорий граждан и ухудшают ранее достигнутый уровень их социальной защиты.
Исходя из выше указанного, право на возмещение расходов по оплате жилых помещений с отоплением и освещением в сельской местности, является федеральной мерой социальной поддержки, и является расходными обязательствами РД.
Согласно Постановлению Правительства РД от ДД.ММ.ГГГГ № установлено 66,45 кг угля на 1 кв. м жилого помещения на отопительный сезон.
В соответствии с постановлением Правительства РД от ДД.ММ.ГГГГ № компенсации за твердое топливо она должна получать через УСЗН района.
В результате несоблюдения ответчиком норм действующего законодательства, она не получила причитающиеся ей по закону льготы по коммунальным услугам за 2014 год в размере 29146,80 рублей.
Просила взыскать с ответчика в ее пользу компенсацию за твердое топливо в размере 29146,80 рублей, а также судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 1075 рублей.
Мировым судьей постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель ответчика, исполняющий обязанности начальника УСЗН в МО «<адрес>» ФИО3, просил отменить решение от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное исполняющим обязанности мирового судьи судебного участка № по иску ФИО5 о взыскании компенсации за твердое топливо и принять по делу новое решение по следующим основаниям.
Указанные в решении мирового судьи доводы об отсутствии в квитанции реквизитов продавца твердого топлива, отсутствие указания в квитанции марки угля, а также несоответствие тарифа, присутствовавшим на судебном заседании представителем УСЗН в МО «<адрес>» не было высказано. В квитанции четко указаны и марка угля и стоимость одной тонны и необходимые реквизиты организации.
Истица в судебном заседании не присутствовала, в связи с чем не могла подтвердить свои исковые требования на заседании.
Опрошенный в качестве ответчика представитель УСЗН в МО «<адрес>» ФИО4 указал на заседании, что основной причиной неполучения истицей компенсации является то, что квитанция данной гражданки по причине не подтверждения ООО «БТСП» факта приобретения ей топлива, управлением социальной защиты населения не введена в базу данных представивших квитанции педагогических работников из-за чего осуществление начисления ФИО5 компенсации не представляется возможным.
Ими неоднократно были даны запросы в ООО «БТСП» для уточнения факта приобретения твердого топлива педагогическими работниками района в связи с возникающими сомнениями в действительном приобретении данными категориями граждан угля. На ФИО5 подтверждения о приобретении не были получены.
Считает решение от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное исполняющим обязанности мирового судьи судебного участка № по иску ФИО5 о взыскании компенсации за твердое топливо незаконным и необоснованным.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель ответчика УСЗН в МО «<адрес>» по доверенности ФИО4 изложенные в апелляционной жалобе доводы поддержал и пояснил, что причиной невыплаты ФИО5 денежной компенсации за приобретение твердого топлива явилось то, что УСЗН района был дан письменный запрос в ООО «БТСП» о подтверждении факта приобретения педагогическими работниками района твердого топлива. На ФИО5 подтверждение о приобретении угля они не получили.
Истица ФИО5 в судебном заседании апелляционной инстанции не присутствовала, представила в суд письменное заявление, в котором просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, выслушав мнение представителя ответчика, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В соответствии с п.2 ст.327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции в интересах законности вправе проверить решение суда первой инстанции в полном объеме.
Как установлено судом апелляционной инстанции и следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ истица приобрела в ООО «Буйнакское топливно-сбытовое предприятие» (ООО«БТСП»)твёрдое топливо, а именно каменный уголь, для нужд отопления собственного дома по цене 29 146 рублей 80 копеек рублей за 5 тонн угля.
К исковому заявлению приложены копии заказа-квитанции за №001171, выданной ООО «БТСП» ДД.ММ.ГГГГ, и квитанции к приходному кассовому ордеру ООО «БТСП» с
той же датой, подтверждающие факт приобретения указанного количества
твёрдого топлива за наличный расчёт. ДД.ММ.ГГГГ году истец представила в
Управление социальной защиты населения администрации МО «<адрес>»
документы, подтверждающие произведённые ею расходы на приобретение твёрдого топлива, чтобы ей компенсировали произведённые расходы на приобретение твёрдого топлива, как лицу, имеющему право на льготы по оплате коммунальных услуг, однако сотрудниками УСЗН компенсация произведённых ею расходов до настоящего времени не произведена.
В соответствии со ст. 4 Закона Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ N 64 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О мерах социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в сельской местности и поселках городского типа" (принят Народным Собранием РД ДД.ММ.ГГГГ) компенсация расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам осуществляется в денежной форме в виде ежемесячной денежной выплаты.
Размер компенсации определяется исходя из фактической площади жилых помещений, фактических объемов потребления тепловой энергии, природного газа и электроэнергии на нужды отопления и освещения, а при отсутствии соответствующих приборов учета - исходя из нормативов потребления природного газа и электроэнергии на нужды отопления и освещения, но не более фактически произведенных педагогическими работниками расходов на указанные цели.
При наличии печного отопления педагогическим работникам компенсируются расходы на приобретение твердого топлива исходя из расчета на единицу площади жилых помещений с учетом расходов на его доставку, но не более фактически произведенных расходов.
Статьей 2 этого же Закона предусмотрено, что порядок предоставления мер социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа, в денежной форме в виде ежемесячной денежной выплаты по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, определяется Правительством Республики Дагестан.
Постановлением Правительства РД от ДД.ММ.ГГГГ N 20 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об утверждении порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в <адрес>" (вместе с "Перечнем категорий граждан, имеющих право на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, предусмотренные законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и законодательными и иными нормативными правовыми актами Республики Дагестан") такой порядок определен.
Согласно указанному выше Постановлению, педагогическим работникам компенсация расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения осуществляется в виде ежемесячной денежной выплаты по представлении ими документов, подтверждающих фактически произведенные расходы на оплату жилых помещений, отопления и освещения.
Размер компенсации педагогическим работникам определяется исходя из фактической площади жилых помещений, фактических объемов потребления тепловой энергии, природного газа и электроэнергии на нужды отопления (при использовании электроэнергии на нужды отопления жилых помещений, оборудованных в установленном порядке электроотопительными установками) и освещения, определяемых по показаниям соответствующих приборов учета.
При наличии печного отопления педагогическим работникам компенсируются расходы на приобретение твердого топлива исходя из расчета на единицу площади жилых помещений, производимого в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 306, по розничным ценам, установленным Республиканской службой по тарифам Республики Дагестан с учетом расходов на его доставку, но не более фактически произведенных расходов.
В качестве документов о фактически произведенных расходах на приобретение и доставку твердого топлива принимаются выданные организациями (индивидуальными предпринимателями) платежные документы, подтверждающие факт оплаты, содержащие сведения о виде и количестве приобретенного топлива, его стоимости и стоимости его доставки и дате приобретения: кассовый чек с приложением товарного чека или иные документы, приравненные к кассовому чеку, оформленные на бланках строгой отчетности в соответствии с требованиями Положения об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 359 "О порядке осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники".
Размер компенсации расходов по доставке твердого топлива отдельным категориям граждан, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа (за исключением педагогических работников образовательных учреждений), определяется исходя из фактически понесенных гражданами расходов по оплате транспортных услуг по доставке приобретенного твердого топлива, подтверждаемых документально, но не выше 20 процентов от стоимости приобретенного твердого топлива.
Кроме того, Конституционным Судом Республики Дагестан ДД.ММ.ГГГГ N 1-П "По делу о проверке конституционности частей 1 и 2 статьи 4 Закона Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ N 64 "О мерах социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в сельской местности и поселках городского типа" и пункта 15 "Порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в <адрес>", утвержденного Постановлением Правительства Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ N 20, в связи с обращением гражданина З.." установлено, что значительное количество граждан, пользующихся печным отоплением и имеющих право на компенсацию расходов на приобретение твердого топлива, лишены возможности приобрести топливо по розничным ценам с получением предусмотренных Постановлением Правительства Республики Дагестан документов, подтверждающих указанные расходы, поскольку в сельскую местность и поселки городского типа, где проживают и работают лица, имеющие право на получение компенсации расходов на отопление жилых помещений, из-за отсутствия стабильно функционирующих торгующих организаций (индивидуальных предпринимателей), обеспечивающих завоз и реализацию угля и дров по розничным ценам, твердое топливо в достаточном объеме не завозится.
С учетом этого, п. 1 Постановления признан абзац второй части 1 статьи 4 Закона Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ N 64 "О мерах социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в сельской местности и поселках городского типа" и пункт 15 "Порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в <адрес>", утвержденного Постановлением Правительства Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ N 20, в частях, предусматривающих, что при наличии печного отопления педагогическим работникам компенсируются расходы на приобретение твердого топлива по розничным ценам, установленным Правительством Республики Дагестан для топливоснабжающих организаций, реализующих уголь и дрова населению в <адрес>, с учетом расходов на его доставку, но не более фактически произведенных расходов, подтвержденных документами установленной формы, не соответствующими статьям 21, 40, 48 и 55 Конституции Республики Дагестан, поскольку содержащиеся в них нормативные положения в условиях отсутствия стабильно функционирующих торгующих организаций (индивидуальных предпринимателей), обеспечивающих завоз твердого топлива в объеме, достаточном для удовлетворения потребностей категории граждан, которым законом предусмотрены меры социальной поддержки, ее доставку по месту их жительства и реализацию по фиксированным государством ценам, означают ограничение прав указанных категорий граждан и ухудшают ранее достигнутый уровень их социальной защиты.
Постановлением Республиканской службы по тарифам от ДД.ММ.ГГГГ N 104 на уголь марки ТПКО, ТПК, ТОМ установлен тариф в размере 6080 рублей, 47 коп., а Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> Республики Дагестан был установлен тариф на твердое топливо в размере от 5453 до 5829 рублей.
Как усматривается из материалов дела, ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ приобретен уголь в количестве 5 тонн по цене 5829,36 рублей за одну тонну.
Занимаемая жилая площадь составляет 110,3 кв. м.
Стоимость тонны угля и кубического метра дров указана в расчётных документах включая 20 % от стоимости самого топлива за его доставку до потребителя, в <адрес> РД. Если из стоимости тонны угля и кубического метра дров, указанных в заказе-квитанции, представленной истцом, изъять 20 % от стоимости за его доставку, то цена одной тонны угля составит 5520 рублей, кубического метра дров 800
рублей, что соответствует республиканским тарифам на коммунальный ресурс - твёрдое топливо, которыми установлена цена угля для потребителей в <адрес> РД в пределах от 5453 до 5829 рублей за тонну не считая цены доставки (Постановление РСТ РД от ДД.ММ.ГГГГ № 28).
С учетом установленных нормативов потребления коммунальных услуг и представленных истцом справок о приобретении твердого топлива и его цены, мировым судьей правильно определен размер компенсации, подлежащий взысканию в пользу истца.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с доводами представителя ответчика о том, что представленные истицей документы, подтверждающие факт приобретения твердого топлива не введены в базу данных УСЗН по причине не подтверждения ООО «БТСП» факта приобретения ею топлива, из-за чего не представляется возможным начисления ей компенсации, поскольку ответчиком в суд не представлено доказательств, опровергающих факт приобретения истцом твердого топлива.
Суд апелляционной инстанции также не может считать основанием для отмены принятого мировым судьей решения довод ответчика о том, что истица не присутствовала в судебном заседании и не поддержала исковые требования, поскольку истицей ФИО5 представлено письменное заявление о рассмотрении дела в суде первой инстанции в ее отсутствие. Данное обстоятельство подтверждается материалами дела и отражено в протоколе судебного заседания.
При обращении к мировому судье истцом ФИО5 уплачена государственная пошлина в размере 1075 рублей.
Поскольку исковые требования удовлетворены полностью, мировым судьей правильно взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 1075 рублей с ответчика в пользу истца.
При указанных обстоятельствах мировым судьей правильно применены нормы материального и процессуального права и принято законное решение, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции
О П Р Е Д Е Л И Л:
Решение мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ по делу по иску ФИО5 к Управлению социальной защиты населения в МО «<адрес>» оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.
Определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Верховный Суд Республики Дагестан в течение шести месяцев.
Судья М.М. Максудов