Решение по делу № 33-20443/2018 от 08.11.2018

Судья: Кадурин С.А. Дело № 33-20443/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

20 ноября 2018 года г. Ростов-на-Дону

Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда

в составе председательствующего Татуриной С.В.,

судей: Маримова В.П., Корниенко Г.Ф.,

при секретаре Гребенкиной Э.П.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ганженко М.А. к УСЗН Чертковского района Ростовской области о признании права на получение социальных льгот по оплате жилья, отопления, электроэнергии, как пенсионеру проработавшему в сельской местности не менее десяти лет из числа работников с медицинским образованием, по апелляционной жалобе Ганженко М.А. на решение Чертковского районного суда Ростовской области от 06 сентября 2018 года.

Заслушав доклад судьи Маримова В.П., судебная коллегия

установила:

Ганженко М.А. обратилась в суд с иском к УСЗН Чертковского района Ростовской области о признании права на получение социальных льгот по оплате жилья, отопления, электроэнергии, как пенсионеру, проработавшему в сельской местности не менее десяти лет из числа работников с медицинским образованием. В обоснование исковых требований указала, что свою трудовую деятельность она начала 01.08.1967г. в должности фельдшера по обслуживанию вызовов Хохольской ЦРБ, затем в связи с изменением места ее жительства 03.09.1968 года, была принята на должность патронажной медицинской сестры Семилукской ЦРБ. С 01.02.1969г. зачислена на должность производственной медсестры Чертковской железнодорожной больницы, где проработала до 17.11.1969г., с указанной даты и до 21.04.1975г. работала рентгенлаборантом Чертковской районной больницы. С 03.01.1977г. и по 01.10.1979г. работала в должности процедурной медицинской сестры терапевтического отделения Чертковской железнодорожной больницы ЮВжд, там же продолжила свою трудовую деятельность в период с 30.08.1986г. по 01.04.1995г. в должности дежурного фельдшера поликлинического отделения, пользовалась мерами социальной поддержки по оплате жилья, отопления, электроэнергии и других коммунальных услуг. Впоследствии выплата льгот ей была прекращена.

В июне 2018г. она обратилась в УСЗН Администрации Чертковского района Ростовской области с заявлением о назначении льгот как медицинскому работнику-пенсионеру согласно п.6 ст.1 Областного закона Ростовской области «О социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в Ростовской области» №274-ЗС от 17.01.2005г., просила признать за ней право на льготы как медицинскому работнику-пенсионеру. УСЗН Администрации Чертковского района Ростовской области ей было отказано в удовлетворении заявления в связи с тем, что она работала медицинским работником в узловой больнице станции Чертково Юго-Восточной железной дороги «МПС» и не попадает под действие Областного закона Ростовской области №274-ЗС от 17.01.2005 г. «О социальной поддержке отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в Ростовской области», Областного закона Ростовской области №504-ЗС от 30.06.2006г. «О внесении изменений в областной закон «О размерах, условиях и порядке возмещения расходов на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающих и проживающих в сельской местности».

Полагая данный отказ незаконным, истица просила суд признать за ней право на получение социальных льгот по оплате жилья, отопления, электроэнергии, как пенсионеру, проработавшему в сельской местности не менее десяти лет из числа работников с медицинским образованием и обязать Управление социальной защиты населения Администрации Чертковского района Ростовской области предоставить ей указанные меры социальной поддержки.

Решением Чертковского районного суда Ростовской области от 06 сентября 2018г. исковые требования Ганженко М.А. оставлены без удовлетворения.

В апелляционной жалобе Ганженко М.А. считает решение суда первой инстанции незаконным, необоснованным, просит решение отменить и принять новое решение об удовлетворении исковых требований.

Апеллянт, ссылаясь на доводы, аналогичные исковому заявлению, указывает на то, что Ганженко М.А. проживала и проживает в сельской местности, работала медицинским работником и имеет право на льготы по оплате жилья и коммунальных услуг (отопления и освещения). Отнесение учреждений, организаций к учреждениям здравоохранения не связано с организационно-правовой формой, а зависит от вида собственности и предмета деятельности.

В возражениях на апелляционную жалобу УСЗН Администрации Чертковского района Ростовской области просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Рассмотрев материалы дела в соответствии с ч.1 ст.327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в жалобе, посчитав возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся сторон, извещенных надлежащим образом о месте и времени судебного заседания в порядке ст.167 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований, предусмотренных положениями ст.330 ГПК РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции.

В соответствии со ст.12 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22.07.1993г. №5487-1, действовавших до 01.01.2012г. и подлежащих применению к спорным отношениям, к государственной системе здравоохранения относятся федеральные органы исполнительной власти в области здравоохранения, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области здравоохранения, которые в пределах своей компетенции планируют и осуществляют меры по охране здоровья граждан.

К государственной системе здравоохранения также относятся находящиеся в государственной собственности и подчинённые федеральным органам исполнительной власти или органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области здравоохранения лечебно-профилактические и научно-исследовательские учреждения, образовательные учреждения, фармацевтические предприятия и организации, аптечные учреждения, санитарно-профилактические учреждения, территориальные органы, созданные в установленном порядке для осуществления санитарно-эпидемиологического надзора, учреждения судебно-медицинской экспертизы, службы материально-технического обеспечения, предприятия по производству медицинских препаратов и медицинской техники и иные предприятия, учреждения и организации.

В государственную систему здравоохранения входят медицинские организации, в том числе лечебно-профилактические учреждения; фармацевтические предприятия и организации; аптечные учреждения, создаваемые федеральными органами исполнительной власти в области здравоохранения, другими федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

К муниципальной системе здравоохранения относятся органы местного самоуправления, уполномоченные на осуществление управления в сфере здравоохранения, а также находящиеся в муниципальной собственности медицинские, фармацевтические и аптечные организации, которые являются юридическими лицами.

Статья 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993г. №5487-1 (в редакции, действовавшей до 01.01.2005г.) предусматривала, что врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и посёлках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством (ч.2 ст.63).

Пунктами 13,50 статьи 35 Федерального закона от 22.08.2004г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законом «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в ст.63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан были внесены изменения.

Часть 2 статьи 63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан, закреплявшая право врачей, провизоров, работников со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающих и проживающих в сельской местности и посёлках городского типа, а также проживающих с ними членов их семей на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством, признана утратившей силу. Одновременно в неё были введены часть четвёртая, пятая и шестая, согласно которым меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников федеральных специализированных организаций здравоохранения устанавливаются Правительством Российской Федерации, меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения устанавливаются органами местного самоуправления (введены Федеральным законом от 22.08.2004г. №122-ФЗ).

В связи со вступлением в силу с 01 января 2012г. Федерального закона от 21 ноября 2011г. №323-Ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан утратили силу.

В соответствии с ч.3 ст.29 Федерального закона от 21.11.2011г. №323-Ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» государственную систему здравоохранения составляют: федеральные органы исполнительной власти в сфере охраны здоровья и их территориальные органы; исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья, органы управления в сфере охраны здоровья иных федеральных органов исполнительной власти (за исключением федеральных органов исполнительной власти, указанных в п.1 указанной части); подведомственные федеральным органам исполнительной власти и исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации медицинские организации и фармацевтические организации, организации здравоохранения по обеспечению надзора в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, судебно - экспертные учреждения, иные организации и их обособленные подразделения, осуществляющие деятельность в сфере охраны здоровья.

В соответствии с ч.4 ст.29 указанного Федерального закона муниципальную систему здравоохранения составляют: органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов осуществляющие полномочия в сфере охраны здоровья; подведомственные органам местного самоуправления медицинские организации и фармацевтические организации.

Федеральным законом от 21.11.2011г. №323-Ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» закреплены права медицинских и фармацевтических работников и меры их стимулирования. Правительству Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления предоставлено право устанавливать дополнительные гарантии и меры социальной поддержки медицинским работникам и фармацевтическим работникам за счёт соответственно бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов (ч.2 ст.72).

Согласно ч.2 ст.72 Федерального закона №323-Ф3 Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе устанавливать дополнительные гарантии и меры социальной поддержки медицинским работникам и фармацевтическим работникам за счёт соответственно бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Статьей 153 Федерального закона №122-ФЗ установлено, что в рамках длящихся правоотношений для лиц, у которых возникло до 01 января 2005 года право на компенсации в натуральной форме или льготы и гарантии, носящие компенсационных характер, закреплённые в отменяемых настоящим Федеральным законом нормах, настоящий Федеральный закон не может рассматриваться как не допускающий реализацию возникшего в указанный период права на эти компенсации, льготы и гарантии в форме и размерах, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

При издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего Федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия: вновь устанавливаемые размеры и условия оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеров и условий выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на 31 декабря 2004г.; при изменении после 31 декабря 2004г. порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объём финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.

Из приведённых выше правовых положений, следует, что федеральным законодательством установлено по существу не право, а обязанность органов государственной власти субъектов РФ установить меры социальной поддержки проживающим в сельской местности работникам медицинских организаций, находящимся в их ведении, которые предоставлялись им по состоянию на 01 января 2005г.

В силу ст.1 Областного закона Ростовской области от 17.01.2005г. №274-ЗС «О социальной поддержке отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в Ростовской области» компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг производится врачам, провизорам, работникам со средним и высшим медицинским и фармацевтическим образованием, непосредственно осуществляющим медицинскую или фармацевтическую практику в медицинских организациях государственной областной и муниципальной систем здравоохранения, работающих и проживающих на территориях муниципальных районов в Ростовской области. Компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг производится с учётом членов семей лиц, указанных в настоящем пункте и принятых на работу до 01.01.2005г., если члены семьи проживали совместно с ними и пользовались льготами по оплате жилья и коммунальных услуг по состоянию на 01.01.2005г., при условии дальнейшего совместного проживания.

Из материалов дела усматривается и судом установлено, что Ганженко М.А. зарегистрирована 08.07.1998г. и проживает в сельской местности по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН.

В 1967г. истец окончила Россошанское медицинское училище по специальности фельдшер, ей присвоена квалификация фельдшера.

Согласно записям в трудовой книжке, Ганженко М.А. с 01.08.1967г. принята в Хохольскую ЦРБ на должность фельдшера по обслуживанию вызовов и 27.08.1968г. освобождена от должности фельдшера в связи с переменой места жительства. 03.09.1968г. принята на должность патронажной медсестры по детству Семилукской Центральной райбольницы и 21.01.1969г. освобождена от занимаемой должности по ст.46 КЗОТ; 01.02.1969г. зачислена на должность производственной медсестры Чертковской ж/д больницы, 11.04.1969г. переведена на должность медстатистика и 21.04.1975г. освобождена от занимаемой должности согласно поданного заявления; 20.05.1975г. зачислена медсестрой детского отделения Меловской райбольницы, 10.07.1975г. переведена на должность пом.сан.врача и 20.12.1976г. освобождена от занимаемой должности пом.сан.врача согласно поданного заявления; 03.01.1977г. зачислена на должность процедурной медсестры терапевтического отделения Чертковской ж/д больницы и 01.10.1979г. освобождена от занимаемой должности согласно поданного заявления по собственному желанию; 08.10.1979г. зачислена на работу пом.сан.врача по гигиене детей и подростков в Меловскую санэпидстанцию и 08.04.1980г. освобождена от занимаемой должности согласно поданного заявления; 09.04.1980г. зачислена на должность рентгенлаборанта Чертковской ж/д больницы и 14.10.1981г. освобождена от занимаемой должности по собственному желанию; 15.10.1981г. принята на должность рентгенлаборанта Меловской райбольницы, 01.07.1982г. переведена временно на должность фельдшера ОМК и 01.08.1986г. освобождена от занимаемой должности по собственному желанию; 30.08.1986г. зачислена на должность дежурного фельдшера поликлинического отделения Узловой больницы ст.Чертково ЮВжд и 01.04.1995г. уволена в связи с окончанием трудового договора (контракта).

С 01.10.1996г. Ганженко М.А.. является пенсионером по старости.

Обращение Ганженко М.А. в УСЗН Администрации Чертковского района Ростовской области по вопросу предоставления мер социальной поддержки, как медицинскому работнику - пенсионеру оставлено без удовлетворения по причине того, что истец работала медицинским работником в медицинском учреждении в определенные периоды, которое не относится к медицинской организации государственной и муниципальной систем здравоохранения.

Оставляя без удовлетворения исковые требования Ганженко М.А., суд руководствовался ст.56 ГПК РФ, ст.12, 63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22.07.1993 г. № 5487-1, положениями ст.35 Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законом «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в ст.63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, положениями Федерального закона от 21 ноября 2011 г. №323-Ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Областного закона Ростовской области от 17 января 2005 г. №274-ЗС «О социальной поддержке отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в Ростовской области» и исходил из того, что Ганженко М.А не может быть отнесена к субъектам, на которых распространяются положения Областного закона Ростовской области от 17 января 2005г. №274-ЗС «О социальной поддержке отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в Ростовской области».

К такому выводу суд пришел установив, что в стаж работы истца, дающий право на меры социальной поддержки, может быть учтен только период работы истца с 17.11.1969г. по 21.04.1975г. рентгенлаборантом Чертковской ЦРБ, составляющий 5 лет 5 месяцев 5 дней, что менее 10 лет необходимого стажа работы в сельской местности.

Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда, поскольку они соответствуют представленным по делу доказательствам и не опровергнуты в суде апелляционной инстанции.

Довод жалобы о том, что Ганженко М.А. проживала и проживает в сельской местности, работала медицинским работником и имеет право на льготы по оплате жилья и коммунальных услуг (отопления и освещения), выводов суда не опровергает.

Не учитывая периоды работы истца для предоставления социальных льгот: с 01.02.1969г. по 21.04.1975г., с 03.01.1977г. по 01.10.1979г., с 09.04.1980г. по 14.10.1981г., с 30.08.1986г. по 01.04.1995г. суд пришел к верному выводу, что Ганженко М.А. не относится к категории медицинских работников, работающих и проживающих в сельской местности и занятых на должностях в федеральных государственных учреждениях здравоохранения, в медицинских организациях государственной областной и муниципальной систем здравоохранения, поскольку Чертковская железнодорожная больница, Узловая больница ст.Чертково ЮВжд, в которой осуществляла медицинскую деятельность истец в указанные периоды, не входит в систему государственных и муниципальных органов здравоохранения.

Доводы жалобы о том, что отнесение учреждений, организаций к учреждениям здравоохранения не связано с организационно-правовой формой, а зависит от вида собственности и предмета деятельности, основаны на неправильном толковании апеллянтом норм материального права, поскольку в силу приведенных выше норм действующего законодательства меры социальной поддержки распространяются на медицинских и фармацевтических работников, проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), занятых на должностях в федеральных государственных учреждениях здравоохранения, медицинских организациях государственной областной и муниципальной систем здравоохранения.

Установив, что БУЗ Воронежской области «Семилукская районная больница» расположена в г.Семилуки Воронежской области, к сельской местности не относится, суд правомерно не нашел оснований для того, чтобы учесть периоды работы истца с 01.08.1967г. по 27.08.1968г. - фельдшером Хохольской ЦРБ; с 03.09.1968г. по 21.01.1969г. - патронажной медсестрой Семилукской ЦРБ. При этом суд верно указал на непредоставление доказательств отнесения территории рабочего поселка Хохольский Воронежской области, в которой расположена БУЗ Воронежской области «Хохольская районная больница» к сельской местности.

Руководствуясь п.6 ст.1 Областного закона от 17.01.2005 №274-ЗС «О социальной поддержке отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в Ростовской области», в соответствии с которым компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг производится пенсионерам, работавшим на территории Ростовской области либо прибывшим из других субъектов Российской Федерации, а также учитывая, что периоды работы истца с 20.05.1975г. по 09.07.1975г. медсестрой Меловской райбольницы, с 10.07.1975г. по 20.12.1976г. помощником сан.врача Меловской СЭС, с 08.10.1979г. по 08.04.1980г. помсанврача по гигиене Меловской СЭС, с 15.10.1981г. по 01.08.1986г. рентгенлаборантом, фельдшером Меловской райбольницы, проходили на территории Меловского района Луганской области Украины, суд обоснованно не засчитал указанные периоды при решении вопроса о предоставлении мер социальной поддержки истцу.

Исходя из вышеизложенных обстоятельств, а также из подлежащих применению к спорным отношениям норм материального права Ганженко М.А. не может быть отнесена к субъектам, на которых распространяются положения Областного закона Ростовской области от 17.01.2005г. № 274-ЗС «О социальной поддержке отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в Ростовской области», в связи с чем основания для удовлетворения исковых требований у суда первой инстанции отсутствовали.

Правоотношения сторон и закон, подлежащий применению, определены судом правильно, обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании представленных доказательств, оценка которым дана с соблюдением требований ст.67 ГПК РФ, подробно изложена в мотивировочной части решения, а доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о неправильности выводов суда и не содержат оснований, предусмотренных ст.330 ГПК РФ, для отмены судебного решения.

Руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия,

определила:

решение Чертковского районного суда Ростовской области от 06 сентября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Ганженко М.А. – без удовлетворения.

Председательствующий:

Суд:

Мотивированный текст апелляционного определения изготовлен 04.12.2018г.

33-20443/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Ганженко М.А.
Ответчики
УСЗН Администрации Чертковского района РО
Суд
Ростовский областной суд
Судья
Маримов Валерий Петрович
20.11.2018Судебное заседание
10.12.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.12.2018Передано в экспедицию
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее