Дело № 2-35/2016
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 января 2016 года г. Анива
Анивский районный суд Сахалинской области в составе:
председательствующего судьи Нужного И.В.
при секретаре Гляуделене О.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО4, ФИО5, ФИО6 к ФИО2, администрации муниципального образования «Анивский городской округ» о признании утратившей право пользования жилым помещением, признании права проживания и пользования жилым помещением на условиях социального найма, признании права собственности на жилое помещение в порядке бесплатной приватизации,
установил:
18 декабря 2015 года ФИО4, ФИО5, ФИО6 обратились в суд с исковым заявлением, указав в нем, что на основании ордера № от 15 августа 2000 года их семье было предоставлено жилое помещение по адресу: <адрес>. Квартира была включена в число служебных и принадлежала Министерству обороны РФ.
Постановлением мэра Анивского городского округа от 11 декабря 2012 года №-п вышеуказанная квартира включена в реестр муниципального имущества Анивского городского округа.
Приказом Министра обороны РФ от 25 апреля 2012 года № «О передаче объектов недвижимого имущества в собственность муниципального образования «Анивский городской округ» Сахалинской области» <адрес> по адресу: <адрес>, передана в собственность городского округа, в связи с чем истцы обратились в МКУ «Центр жилищных отношений» с заявлением о заключении договора социального найма и передаче жилого помещения в собственность в порядке бесплатной приватизации в
Истцам было отказано в заключении договора социального найма и передаче в общую собственность жилого помещения, по причине того, что квартира имеет статус служебного. Вместе с тем, после передачи жилого помещения в муниципальную собственность к нему применяется правовой режим, установленный для жилого помещения, предоставленного по договору социального найма.
В квартире кроме истцов также зарегистрирована ФИО8 Брак между ФИО2 и ФИО4 расторгнут ДД.ММ.ГГГГ. Ответчик выехала за пределы Сахалинской области в 2014 году, однако с регистрационного учета не снялась. В настоящее время место ее жительства не известно.
Изложив указанные обстоятельства в заявлении, истцы просят признать ФИО3 утратившей право пользования спорным жилым помещением, признать за ФИО4, ФИО5 и ФИО6 право проживания и пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, на условиях социального найма, а также признать право общей долевой собственности за ними на указанную квартиру в равных долях по 1/3 доли в порядке бесплатной приватизации.
В судебном заседании истцы ФИО4 и ФИО6 на исковых требованиях настаивали по изложенным в исковом заявлении основаниям.
Истец ФИО5 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен, представил заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие, исковые требования поддерживает в полном объеме.
Представитель ответчика администрации муниципального образования «Анивский городской округ» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен.
Ответчик ФИО2 в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещалась по последнему известному месту жительства, в суд вернулся конверт с отметкой почтовой службы об истечении срока хранения.
В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца ФИО5, представителя ответчика администрации муниципального образования «Анивский городской округ», ответчика ФИО2
Выслушав истцов ФИО4 и ФИО6, свидетелей ФИО9 и ФИО10, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый гражданин имеет право на жилище.
Согласно ст. 69 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке.
Если гражданин перестал быть членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, но продолжает проживать в занимаемом жилом помещении, за ним сохраняются такие же права, какие имеют наниматель и члены его семьи. Указанный гражданин самостоятельно отвечает по своим обязательствам, вытекающим из соответствующего договора социального найма.
Как следует из материалов дела, 15 августа 2000 года Южно-Сахалинской квартирно-эксплуатационной частью района Министерства обороны Российской Федерации ФИО13 ФИО14. на состав семьи из 4 человек – жену ФИО3 и сыновей ФИО5 и ФИО6 предоставлено служебное жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, что подтверждается ордером № на занятие служебного жилого помещения.
Согласно свидетельству о расторжении брака I-ФС №, выданному ДД.ММ.ГГГГ Отделом ЗАГС г. Южно-Сахалинска агентства ЗАГС Сахалинской области, брак между ФИО4 и ФИО2 прекращен ДД.ММ.ГГГГ на основании решения мирового судьи судебного участка № 2 Анивского района от ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании установлено, что в 2014 году ФИО2 собрав вещи, добровольно покинула квартиру и позднее с новой семьей выехала за пределы Сахалинской области.
Истцами никаких препятствий в проживании ФИО2 в жилом помещении не чинилось.
Данное обстоятельство подтверждено свидетелями ФИО9 и ФИО10.
Согласно справке о составе семьи от 16 сентября 2015 года, выданной МКУ «Центр жилищных отношений», ФИО4, ФИО5 и ФИО6 по настоящее время зарегистрированы и проживают в спорном жилом помещении. ФИО2 также остается зарегистрированной по указанному адресу.
Согласно ст.71 Жилищного кодекса Российской Федерации временное отсутствие нанимателя жилого помещения по договору социального найма, кого-либо из проживающих совместно с ним членов семьи или всех этих граждан не влечет за собой изменение их прав и обязанностей по договору социального найма.
Однако, если отсутствие в жилом помещении указанных лиц не носит временного характера то заинтересованные лица (наймодатель, наниматель, члены семьи нанимателя) вправе потребовать в судебном порядке признания их утратившими право на жилое помещение на основании ч. 3 ст. 83 ЖК РФ.
В соответствии с ч. 3 ст. 83 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае выезда нанимателя и членов его семьи в другое место жительства договор социального найма жилого помещения считается расторгнутым со дня выезда.
В судебном заседании установлено, что ответчик ФИО2 не проживает в квартире истца, переехала на другое место жительства, вещей ее в спорном жилом помещении не имеется, что свидетельствует о ее отказе от пользования жилым помещением истца, а также об отказе в одностороннем порядке от прав и обязанностей по договору найма жилого помещения.
В соответствии с частью 2 статьи 3 Закона РФ «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» от 25 июня 1993 года № 5242-1 «Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации».
В соответствии со ст. 7 Закона РФ "О праве граждан РФ на свободу передвижения выбор места пребывания и жительства в пределах РФ" снятие гражданина Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства производится органом регистрационного учета в следующих случаях: выселение из занимаемого жилого помещения или признание утратившим право пользования жилым помещением – на основании вступившего в законную силу решения суда.
При таких обстоятельствах, в соответствии с ч. 3 ст. 83 Жилищного кодекса Российской Федерации в связи с расторжением ответчиком в отношении себя договора социального найма, суд приходит к выводу, что требование истцов о признании ФИО2 утратившей право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, подлежит удовлетворению.
В части исковых требований о признании за ФИО4, ФИО5 и ФИО6 права проживания и пользования жилым помещением на условиях социального найма, признании права общей долевой собственности в порядке бесплатной приватизации на спорное жилое помещение суд приходит к следующему.
В судебном заседании подтверждено, что на момент рассмотрения дела истцы продолжают проживать в спорной квартире, несут бремя расходов по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги, до настоящего времени требований о выселении из занимаемого жилого помещения к ним не предъявлялось.
Установлено, что ФИО4, ФИО5 и ФИО6 ранее не предпринимали никаких мер к реализации права на приобретение в собственность жилых помещений в порядке бесплатной приватизации.
Согласно приказу Министра обороны Российской Федерации № от 25 апреля 2012 года, <адрес> в <адрес> передана в собственность муниципального образования «Анивский городской округ» <адрес>.
Таким образом, право собственности Министерства обороны Российской Федерации на переданный объект недвижимости в <адрес>, прекращено с даты издания названного приказа Министра обороны Российской Федерации на основании частей 8 и 10 статьи 3 Федерального закона от 08 декабря 2011 года № 423-ФЗ «О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации – городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, в муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и возникло право собственности муниципального образования «Анивский городской округ» на данное имущество.
Решение о безвозмездной передаче военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации – городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, муниципальную собственность является основанием для прекращения отражения на балансе организаций объектов военного недвижимого имущества, исключения сведений о них из государственного реестра федерального имущества и отражения этих объектов на балансе субъекта Российской Федерации – города Федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга либо муниципального образования, которым такое имущество передано (часть 12 статьи 3 Федерального закона № 423-ФЗ от 08 декабря 2011 года).
С принятием указанного решения переданное недвижимое имущество теряет статус военного недвижимого имущества в понимании Федерального закона от 31 мая 1996 года № 61-ФЗ «Об обороне» и Федерального закона от 06 февраля 1997 года № 27-ФЗ «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» (часть 13 статьи 3 Федерального закона № 423-ФЗ от 08 декабря 2011 года).
Постановлением мэра Анивского городского округа №-п от 11 декабря 2012 года вышеуказанная квартира включена в реестр муниципального имущества Анивского городского округа.
Желая реализовать свое право на приватизацию занимаемой квартиры в бесплатном порядке, истцы обратились в МКУ «Центр жилищных отношений» с заявлением о заключении договора социального найма, в чем им было отказано, в связи с тем, что квартира имеет статус служебного жилого помещения.
Статьей 2 Закона Российской Федерации от 04 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» предусмотрено право граждан, занимающих жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных указанным Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, с согласия совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Пунктом 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 8 от 24 августа 1993 года «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» разъяснено, что требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в собственность проживающих в нем лиц подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан, так как этим право граждан наделила статья 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».
В пункте 8 названного Постановления также указано, что, исходя из смысла преамбулы и статей 1, 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием.
Согласно статье 6 Закона «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
Статьей 11 Закона «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» предусмотрено, что каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно в порядке приватизации жилого помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
Исходя из этого положения, право на бесплатное приобретение в собственность занимаемого жилья, предполагает создание гражданам равных правовых условий реализации данного права. Устанавливая в законодательном порядке право граждан на получение жилья в собственность, государство обязано обеспечить и возможность реализации данного права.
Согласно статье 4 Закона «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», не подлежат приватизации служебные жилые помещения.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Факт принятия решения о передаче служебных жилых помещений, которые находились в государственной собственности и были закреплены за государственными предприятиями или учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, в муниципальную собственность предполагает изменение статуса жилого помещения.
Следовательно, при передаче в муниципальную собственность такие жилые помещения утрачивают статус служебных и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма, поэтому граждане, которые занимают указанные жилые помещения, вправе приобрести их в собственность в соответствии с положениями статьи 2 Закона «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».
Таким образом, служебные жилые помещения, которые находились в государственной собственности и были закреплены за государственными предприятиями или учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а впоследствии были переданы в муниципальную собственность, могут быть приобретены гражданами в порядке приватизации.
При разрешение спора суда учитывает, что спорное жилое помещение, ранее находившееся в федеральной собственности и предоставленное ФИО4 и членам его семьи как служебное, передано в собственность муниципального образования «Анивский городской округ», в связи с чем утратило статус служебного. К спорному жилому помещению применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.
Истцы, проживающие в спорном жилом помещении на момент передачи его из федеральной собственности в собственность муниципального образования «Анивский городской округ», приобрели право пользования им на условиях социального найма и в соответствии с положениями статьи 2 Закона «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» имеют право приобрести его в собственность.
Учитывая, что истцы не использовали свое право на приватизацию жилого помещения, суд приходит к выводу, что исковые требования о признании права собственности ФИО4, ФИО5 и ФИО6 на спорное жилое помещение в равных долях обоснованы и подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования ФИО4, ФИО5, ФИО6 удовлетворить.
Признать ФИО3 утратившей право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>.
Признать за ФИО4, ФИО5, ФИО6 право пользования и проживания в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, на условиях договора социального найма.
Признать право долевой собственности ФИО4, ФИО5, ФИО6 в порядке бесплатной приватизации на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, по 1/3 доли в праве собственности каждому.
Решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд через Анивский районный суд в течение месяца со дня вынесения.
Председательствующий И.В. Нужный