Судья: Бенерович О.В. Дело № 7-21-105
Р Е Ш Е Н И Е
10 февраля 2017 года город Владивосток
Судья Приморского краевого суда Судницына С.П., рассмотрев жалобу государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Приморскому краю Бабан А.Ю. на решение судьи Тернейского районного суда Приморского края от 15 ноября 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении МУП «Коммунальный комплекс п. Терней»,
у с т а н о в и л а:
Постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Приморскому краю Бабан А.Ю. № от ДД.ММ.ГГГГ юридическое лицо МУП «Коммунальный комплекс п. Терней» признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного статьёй 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто штрафу в размере 100 000 рублей.
Решением судьи Тернейского районного суда Приморского края от 15 ноября 2016 года указанное постановление отменено, производство по делу прекращено в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
На решение судьи должностным лицом, вынесшим постановление, подана жалоба, в которой поставлен вопрос об отмене решения судьи как незаконного и необоснованного.
Законный представитель МУП «Коммунальный комплекс п. Терней» в судебное заседание не явился, защитника не направил. Учитывая, что юридическое лицо извещено о времени и месте судебного заседания, считаю возможным рассмотреть жалобу в отсутствие законного представителя МУП «Коммунальный комплекс п. Терней».
Изучив материалы дела, доводы жалобы, заслушав объяснения представителей Управления Росприроднадзора по Приморскому краю Сайко Л.В. и Бабана А.Ю., поддержавших доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии со статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно части 1 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и, способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую природную среду установлены Федеральным законом от 24 июля 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
В соответствии со статьей 1 указанного Федерального закона под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
При этом под обращением с отходами названной нормой подразумевается деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов; под размещением отходов - хранение и захоронение отходов; под хранением отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования; под захоронением отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду; под накоплением отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.
Статьей 11 Федерального закона № 89-ФЗ установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду регулируется Федеральным законом от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Федеральный закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения).
Согласно пункту 1 статьи 2 названного Закона санитарно-эпидемиологическое благополучие население обеспечивается посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (пункт 3 статьи 39 Федерального закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населении).
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30 мая 2001 года № 16 утверждены Санитарные правила «СП 2.1.7.1038-01 Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов» (далее СП 2.1.7.1038-01).
Согласно пунктам 1.1 и 1.2 данных Правил настоящие Санитарные правила устанавливают гигиенические требования к устройству, содержанию и эксплуатации полигонов для твердых бытовых отходов. Требования настоящих правил являются обязательными для соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, деятельность которых связана с проектированием и эксплуатацией полигонов для твердых бытовых отходов.
В силу пункта 5.1СП 2.1.7.1038-01 Правил складирование ТБО допускается только на рабочей карте и в соответствии с Инструкцией по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов.
В силу пункта 8 статьи 12 Федерального закона от 24 июля 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и Перечня готовых товаров, включая упаковку, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2015 года № 1886-р автомобильные шины и холодильные камеры подлежат утилизации. Захоронение данных отходов запрещается.
Как следует из материалов дела, на основании приказа руководителя Управления Росприроднадзора по Приморскому краю от ДД.ММ.ГГГГ № в период с ДД.ММ.ГГГГ Управлением проведена внеплановая выездная проверка МУП «Коммунальный комплекс п. Терней» на предмет соблюдения лицензионных требований и условий при осуществлении деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности.
В ходе обследования полигона твердых бытовых отходов, расположенного по адресу: <адрес>, в 2 км севернее ориентира: <адрес> выявлен факт беспорядочного размещения отходов производства и потребления вне рабочих карт, а также факт размещения отходов потребления и производства подлежащих утилизации (автомобильных шин, холодильных камер).
Указанный полигон твердых бытовых отходов находится в пользовании МУП «Коммунальный комплекс п. Терней» в соответствии с договором о передаче недвижимого имущества в безвозмездное пользование № от ДД.ММ.ГГГГ.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении МУП «Коммунальный комплекс п. Терней» протокола об административном правонарушении и вынесения постановления о привлечении юридического лица к административной ответственности предусмотренной статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Рассмотрев жалобу законного представителя юридического лица, судья районного суда пришел к выводу о недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Согласно статье 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела.
К числу обстоятельств, подлежащих в силу статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выяснению по делу об административном правонарушении, относятся наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом предусмотрена административная ответственность, и виновность лица в совершении административного правонарушения.
Оцениваются доказательства на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в их совокупности (статья 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Установленные процессуальные требования судья не выполнил, допустив существенное нарушение процессуальных требований, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу части 1 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть 2 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В соответствии с частью 1 статьи 26.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях документы признаются доказательствами, если сведения, изложенные или удостоверенные в них организациями, их объединениями, должностными лицами и гражданами, имеют значение для производства по делу об административном правонарушении.
Прекращая производство по делу судья пришел к выводу о том, что протокол об административном правонарушении и акт обследования территории не могут являться достаточными доказательствами совершения юридическим лицом вмененного правонарушения, поскольку из акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ следует, что обследование проводилось в районе береговой полосы по адресу: <адрес>, срок окончания обследования (ДД.ММ.ГГГГ) не согласуется с датой начала обследования (ДД.ММ.ГГГГ).
Вместе с тем, судья не дал оценки тому, что протокол об административном правонарушении, составлен уполномоченным должностным лицом соответствии со статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в протоколе отражены. Неточности, содержащиеся в Акте обследования территории от ДД.ММ.ГГГГ в части даты и места обследования очевидно являются технической ошибкой, поскольку данный акт подписан должностным лицом Росприроднадзора ДД.ММ.ГГГГ, что исключает завершение обследования ДД.ММ.ГГГГ, место обследования - полигон ТБО, расположенный по адресу: <адрес>, в 2 км севернее ориентира: <адрес>, отражено как в самом акте, так и в фототаблице к акту. Из представленного в суд договора о передаче недвижимого имущества в безвозмездное пользование № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что полигон твердых бытовых отходов в районе поселка Терней с ДД.ММ.ГГГГ находится в безвозмездном пользовании МУП «Коммунальный комплекс п. Терней», согласно выписки из ЕГРЮЛ МУП «Коммунальный комплекс п. Терней» осуществляет, в том числе деятельность по сбору, обработке и утилизации отходов.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В ходе производства по делу административный орган пришел к выводу о том, что МУП «Коммунальный комплекс п. Терней» не были предприняты все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательства при осуществлении деятельности, связанной с размещением и захоронением отходов.
По делу не усматривается наличие непреодолимых обстоятельств, в силу которых юридическое лицо допустило нарушение требования действующего законодательства. Ненадлежащая организация работы полигона твердых бытовых отходов не является обстоятельством, исключающим ответственность юридического лица.
Указанные обстоятельства оставлены судьей без внимания, оценка в судебном решении им не дана.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело.
Поскольку при пересмотре дела об административном правонарушении судьей районного суда не соблюдены требования пункта 7 статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, решение судьи подлежит отмене, а дело - направлению судье на новое рассмотрение.
Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
р е ш и л а:
решение судьи Тернейского районного суда Приморского края от 15 ноября 2016 года отменить, направить жалобу законного представителя муниципального унитарного предприятия «Коммунальный комплекс п. Терней» Боровик А.Н. на новое рассмотрение в Тернейский районный суд Приморского края.
Судья Судницына С.П.