Дело №2а-4092/19
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 декабря 2019 года Сормовский районный суд г.Н.Новгорода
В составе: председательствующего судьи Солодовниковой С. В.,
при секретаре Свинцовой В. Е.
с участием представителя административного истца ФИО4, представителя административных ответчиков администрации г. Н. Новгорода, администрации Сормовского района г. Н. Новгорода ФИО5,
Рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к администрации г. Н. Новгорода, Управлению архитектуры и строительства администрации г. Н. Новгорода, администрации Сормовского района г. Н. Новгорода о признании незаконным решения, возложении обязанности,
установил:
Административный истец обратился в Сормовский районный суд г.Н.Новгорода с административным иском к Управлению архитектуры и строительства администрации г. Н. Новгорода, администрации Сормовского района г. Н. Новгорода, просил признать незаконным отказ от ДД.ММ.ГГГГ. в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: г. <адрес>; возложить на ответчика обязанность выдать уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве (реконструкции) параметров объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке по адресу: <адрес> установленным параметрам и допустимости размещения объекта строительства на земельном участке; признать уведомление о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства, надлежащим уведомлением о строительстве уполномоченного органа.
В обоснование заявленного указал следующее: ДД.ММ.ГГГГ. истец обратился к ответчику с заявлением о планируемом строительстве (реконструкции) жилого дома, расположенного по адресу: г<адрес> с приложением всех необходимых документов. В обоснование заявления указал, что будет производится реконструкция жилого дома, а именно, возведение второго этажа. ДД.ММ.ГГГГ истцом было получено уведомление о несоответствии, в котором истцу отказано в удовлетворении заявления, поскольку земельный участок и планируемый к реконструкции жилой дом расположены в территориальной зоне ТЖи-3 (зона индивидуальной высокоплотной жилой застройки), а также земельный участок находится в границах полосы воздушных подходов ОАО «Международный аэропорт Нижний Новгород». Считает, указанным отказом нарушены его права и гарантированный свободы и интересы.
Судом в качестве соответчика по делу привлечена администрация г. Нижнего Новгорода.
Представитель административного истца в судебном заседании административный иск поддержала в полном объеме.
Представитель административных ответчиков администрации г. Н. Новгорода, администрации Сормовского района г. Н. Новгорода в судебном заседании административный иск не признала.
Выслушав лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, дав оценку собранным по делу доказательствам в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на их всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании, суд приходит к следующему.
В силу ст.ст. 218, 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (ч. 9).
При разрешении публично-правового спора для удовлетворения заявленных требований необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого решения (действия) закону или иному нормативному правовому акту, регулирующему спорное правоотношение, и нарушение этим решением (действием) прав либо свобод заявителя.
Как установлено судом, истцу принадлежит на праве собственности земельный участок площадью 438кв.м. по адресу: г. <адрес>, кадастровый №, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование - жилой частный сектор.
Кроме того, истцу принадлежит на праве собственности жилой дом по указанному адресу, общей площадью 36,40кв.м.
ДД.ММ.ГГГГ. истец обратился в администрацию г. Н. Новгорода с уведомлением о планируемой реконструкции жилого дома.
ДД.ММ.ГГГГ. в адрес истца направлено уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемой реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке. Уведомление мотивировано тем, земельный участок и планируемый к реконструкции жилой дом расположены в территориальной зоне ТЖи-3 (зона индивидуальной высокоплотной жилой застройки). В соответствии со ст. 29.4 Правил землепользования и застройки г. Н. Новгорода, минимальный отступ от индивидуального жилого дома до границ земельного участка - 3м., до красной линии – 5м. Сведения о разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства(реконструкции) в администрацию г. Н. Новгорода не представлены; земельный участок и жилой дом расположены в границах полосы воздушных подходов ОАО «Международный аэропорт «Нижний Новгород».
В соответствии со ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Не допускается выдача разрешений на строительство при отсутствии правил землепользования и застройки, за исключением строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения муниципальных районов, объектов капитального строительства на земельных участках, на которые не распространяется действие градостроительных регламентов или для которых не устанавливаются градостроительные регламенты, и в иных предусмотренных федеральными законами случаях.
Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 - 6 настоящей статьи и другими федеральными законами.
В целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, …
Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления… в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство: проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство; проводят проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка либо в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также красным линиям. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации или указанной схемы планировочной организации земельного участка на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции; выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления…. отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции. Неполучение или несвоевременное получение документов, запрошенных в соответствии с частями 7.1 и 9.1 настоящей статьи, не может являться основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство.
Отказ в выдаче разрешения на строительство может быть оспорен застройщиком в судебном порядке.
Таким образом, отказ в выдаче разрешения на строительство может иметь место в случае несоответствия документов требованиям градостроительного плана земельного участка.
При разрешении заявленных требований суд исходит из того, что земельный участок и планируемый к реконструкции жилой дом расположены в территориальной зоне ТЖи-3 (зона индивидуальной высокоплотной жилой застройки).
Согласно части 2 статьи 38 ГрК РФ применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются указанные в части 1 настоящей статьи размеры и параметры, их сочетания.
В соответствии со статьей 40 ГрК РФ правообладатели земельных участков, размеры которых меньше установленных градостроительным регламентом минимальных размеров земельных участков либо конфигурация, инженерно- геологические или иные характеристики которых неблагоприятны для застройки, вправе обратиться за разрешениями на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
Отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства разрешается для отдельного земельного участка при соблюдении требований технических регламентов.
Вопрос о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства подлежит обсуждению на публичных слушаниях, проводимых в порядке, определенном уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений, предусмотренных статьей 39 ГрК РФ.
На основании заключения о результатах публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении такого разрешения или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет указанные рекомендации главе местной администрации.
В соответствии со ст. 29.4 Правил землепользования и застройки г. Н. Новгорода, минимальный отступ от индивидуального жилого дома до границ земельного участка - 3м., до красной линии – 5м. Сведения о разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства(реконструкции) истцом в администрацию г. Н. Новгорода не представлены.
Кроме того, земельный участок и жилой дом расположены в границах полосы воздушных подходов ОАО «Международный аэропорт «Нижний Новгород».
Воздушным кодексом Российской Федерации установлено, что проектирование, строительство и развитие городских и сельских поселений, а также строительство и реконструкция промышленных, сельскохозяйственных и иных объектов в пределах приаэродромной территории должны проводиться с соблюдением требований безопасности полетов воздушных судов, с учетом возможных негативных воздействий оборудования аэродрома и полетов воздушных судов на здоровье граждан и деятельность юридических лиц и по согласованию с собственником аэродрома (статья 46); размещение в районе аэродрома зданий, сооружений, линий связи, линий электропередачи, радиотехнических и других объектов, которые могут угрожать безопасности полетов воздушных судов или создавать помехи в работе радиотехнического оборудования, устанавливаемого на аэродроме, должно быть согласовано с собственником аэродрома и осуществляться в соответствии с воздушным законодательством Российской Федерации (статья 47).
Требования воздушного законодательства носят специальный характер и должны учитываться уполномоченными органами муниципальных образований при принятии решений о развитии городских и сельских поселений или при выдаче разрешений на строительство объектов в пределах приаэродромной территории: проектирование, строительство и развитие городских и сельских поселений вблизи аэропортов, а также строительство и реконструкция зданий, сооружений на данной территории должны производиться с соблюдением требований безопасности полетов воздушных судов, с учетом возможных негативных воздействий оборудования аэродрома и полетов воздушных судов на здоровье граждан и на деятельность юридических лиц.
На основании пунктов 1, 5.2 Положения о Федеральном агентстве воздушного транспорта, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 396, Росавиация является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти в сфере воздушного транспорта (гражданской авиации), использования воздушного пространства Российской Федерации, аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации и авиационно-космического поиска и спасания, в том числе в отношении имущества, переданного федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным государственным учреждениям и казенным предприятиям, подведомственным Росавиации.
Как следует из материалов дела, при обращении с уведомлением в администрацию г. Н. Новгорода, административный истец подтверждения согласования реконструкции жилого дома в Росавиации не представил.
Таким образом, отказ в выдаче истцу разрешения на строительство дома не нарушает права истца, поскольку установленные ограничения направлены на защиту жизни и здоровья граждан.
Отказывая в удовлетворении требований, суд приходит к выводу о том, что нарушения прав и законных интересов административного истца со стороны ответчиков допущено не было, административному истцу дан установленной формы ответ на заявление о выдаче разрешения на реконструкцию, в сроки, предусмотренные законодательством.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного иска ФИО1 к администрации г. Н. Новгорода, Управлению архитектуры и строительства администрации г. Н. Новгорода администрации Сормовского района г. Н. Новгорода о признании незаконным решения, возложении обязанности, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца после его вынесения в окончательной форме в Нижегородский областной суд через Сормовский районный суд г.Нижнего Новгорода.
Председательствующий