Дело № 2-280/2014 г. (2-280 – 2-284, 2-295/2014)
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 июля 2014 года с. Константиновка
Константиновский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Зинченко С.В.,
при секретаре Осетровой Т.И.,
с участием прокурора Константиновского района Денисюка В.В.,
представителя ответчика – глава Орловского сельсовета Константиновского района
Комендантской О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Константиновского района Амурской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Орловского сельсовета Константиновского района об обязании зарегистрировать право собственности на автомобильные дороги в границах сельского поселения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Константиновского района Амурской области в интересах неопределенного круга лиц – жителей Константиновского района обратился в суд с исками к администрации Орловского сельсовета Константиновского района, в которых просит обязать администрацию Орловского сельсовета зарегистрировать право собственности на автомобильные дороги общего пользования, расположенные по следующим улицам: ул. Веснина протяженностью 1,5 км, идентификационный номер10 230844 НП МП 10 В-002, ул. Амурская протяженностью 1,0 км идентификационный номер10 230844 НП МП 10 В-001, ул. Луговая протяженностью 0,7 км, идентификационный номер10 230844 НП МП 10 В-006, ул. Шелеста протяженностью 1,0 км., идентификационный номер10 230844 НП МП 10 В-003, ул. Бугровая протяженностью 1,3 км., идентификационный номер10 230844 НП МП 10 В-005, ул. Центральная протяженностью 1,5 км., идентификационный номер10 230844 НП МП 10 В-004 в границах с. Орловка Константиновского района в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.
На основании определения Константиновского районного суда от 16 июля 2014 года по ходатайству представителя ответчика были соединены в одно производство гражданские дела №№2-280;2-281;2-282;2-283;2-284;2-295/2014, возбужденные по вышеуказанным искам прокурора, исходя из требования по каждой отдельно взятой автомобильной дороге, в соответствии со ст.151 ч.4 ГПК РФ.
В обоснование заявленных требований прокурор по каждому из предъявленных исков указал, что прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства о муниципальной собственности в деятельности администрации Орловского сельсовета. В ходе проверки установлено, что в местном бюджете Орловского сельсовета на 2014 год на содержание и ремонт дорог местного значения заложено 157,128 тыс. рублей, не проведена паспортизация по каждой из указанных автомобильных дорог в с. Орловка Константиновского района. До настоящего времени администрацией Орловского сельсовета мер по регистрации права собственности на автомобильные дороги, расположенные по ул. Веснина протяженностью 1,5 км, идентификационный номер10 230844 НП МП 10 В-002, ул. Амурская протяженностью 1,0 км идентификационный номер10 230844 НП МП 10 В-001, ул. Луговая протяженностью 0,7 км, идентификационный номер10 230844 НП МП 10 В-006, ул. Шелеста протяженностью 1,0 км., идентификационный номер10 230844 НП МП 10 В-003, ул. Бугровой протяженностью 1,3 км., идентификационный номер10 230844 НП МП 10 В-005, ул. Центральной протяженностью 1,5 км., идентификационный номер10 230844 НП МП 10 В-004 в границах с. Орловка Константиновского района не принято. Следовательно, в нарушение действующего законодательства, бюджетные средства расходуются на объекты, юридически не являющиеся муниципальной собственностью и не внесенные в реестр муниципальной собственности.
Таким образом, органом местного самоуправления - администрацией Орловского сельсовета дорожная деятельность в отношении дорог, расположенных по ул.Веснина протяженностью 1,5 км, идентификационный номер10 230844 НП МП 10 В-002, ул. Амурская протяженностью 1,0 км идентификационный номер10 230844 НП МП 10 В-001, ул. Луговая протяженностью 0,7 км, идентификационный номер10 230844 НП МП 10 В-006, ул. Шелеста протяженностью 1,0 км., идентификационный номер10 230844 НП МП 10 В-003, ул. Бугровой протяженностью 1,3 км., идентификационный номер10 230844 НП МП 10 В-005, ул. Центральной протяженностью 1,5 км., идентификационный номер10 230844 НП МП 10 В-004 в границах с. Орловка Константиновского района нарушает права неопределенного круга лиц – жителей Константиновского района, поскольку невыполнение мер по организации безопасности дорожного движения в границах Новопетровского сельсовета угрожает безопасности дорожного движения, создаёт условия для совершения дорожно-транспортных происшествий и как следствие угрожает жизни и здоровью жителей Константиновского района, являющихся участниками дорожного движения.
В судебном заседании прокурора Константиновского района Денисок В.В. полностью поддержал заявленные требования по доводам, указанным в исковых заявлениях, настаивал на их удовлетворении.
Представитель ответчика – глава администрации Орловского сельсовета Комендантская О.А. исковые требования прокурора признала в полном объеме и суду пояснила, что фактически бюджет поселения с. Орловка дотационный, средства на проведение работ по оформлению дорог местного знания в собственность сельсовета, в бюджете на 2014 год не предусмотрены, для оформления автомобильных дорог, по которым предъявлены иски прокурором, в собственность сельсовета требуются значительные денежные средства, в настоящее время оформлены документы на выполнение работ по проведению кадастровых работ по межеванию границ земельного участка, срок, в который прокурор требует произвести действия по регистрации дорог вполне разумен и достаточен для сельсовета.
Выслушав пояснения прокурора и представителя ответчика, исследовав доказательства, представленные в материалах дела, учитывая полное признание ответчиком иска, которое судом принимается, так как не противоречит закону и не нарушает права и охраняемые интересы других лиц, суд приходит к выводу, что заявленные требования прокурора подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
Поданные в суд исковые заявления прокурора направлено на защиту интересов граждан, поскольку ненадлежащее техническое состояние дорог нарушает права граждан на безопасность дорожного движения в границах муниципального образования.
Как установлено в судебном заседании судом и следует из материалов дела, на автомобильные дороги по ул. Веснина протяженностью 1,5 км, идентификационный номер10 230844 НП МП 10 В-002, ул. Амурская протяженностью 1,0 км идентификационный номер10 230844 НП МП 10 В-001, ул. Луговая протяженностью 0,7 км, идентификационный номер10 230844 НП МП 10 В-006, ул. Шелеста протяженностью 1,0 км., идентификационный номер10 230844 НП МП 10 В-003, ул. Бугровой протяженностью 1,3 км., идентификационный номер10 230844 НП МП 10 В-005, ул. Центральной протяженностью 1,5 км., идентификационный номер10 230844 НП МП 10 В-004 право муниципальной собственности до настоящего времени не зарегистрировано, что подтверждается письменной информацией из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним предоставленной Управлением Росреестра по Амурской области (Тамбовский отдел).
В соответствии с ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007г. № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц.
Частью 8 статьи 6 названного закона установлено, что к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 50 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в собственности поселений могут находиться автомобильные дороги местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также имущество, предназначенное для обслуживания таких автомобильных дорог.
Пункт 5 части 1 статьи 14 данного закона относит к вопросам местного значения поселения дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу статей 2, 4 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - государственная регистрация прав) - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты.
Кроме того, в силу ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995г. № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
В соответствии со ст. 210 ГК РФ бремя содержания имущества несет собственник.
Частью 18 статьи 5 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрена обязанность проведения классификации автомобильных дорог. Согласно п. 6 Правил классификации автомобильных дорог в Российской Федерации их отнесения к категориям автомобильной дороги осуществляется по результатам оценки технического состояния автомобильной дороги, проводимой в порядке, установленным Министерством транспорта Российской Федерации в отношении автомобильной дороги местного значения - органом местного самоуправления.
В соответствии с п.5 ч.1 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» №131-Ф3 от 06.10.2003 года, к вопросам местного значения поселения относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Вместе с тем как установлено в судебном заседании и не оспаривалось ответчиком, объекты недвижимости - автомобильные дороги, расположенные по ул.Веснина протяженностью 1,5 км, идентификационный номер10 230844 НП МП 10 В-002, ул. Амурская протяженностью 1,0 км идентификационный номер10 230844 НП МП 10 В-001, ул. Луговая протяженностью 0,7 км, идентификационный номер10 230844 НП МП 10 В-006, ул. Шелеста протяженностью 1,0 км., идентификационный номер10 230844 НП МП 10 В-003, ул. Бугровая протяженностью 1,3 км., идентификационный номер10 230844 НП МП 10 В-005, ул. Центральная протяженностью 1,5 км., идентификационный номер10 230844 НП МП 10 В-004 в границах с. Орловка Константиновского района не имеют регистрацию право собственности в установленном законом порядке и соответственно не включены в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или муниципального значения.
Таким образом, указанные обстоятельства свидетельствуют о бездействии администрации Орловского сельсовета по непринятию необходимых мер к регистрации права собственности на указанные объекты недвижимости.
При установленных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что бездействием администрации Орловского сельсовета нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц - жителей Константиновского района, поскольку непринятие мер к государственной регистрации права собственности на указанные автомобильные дороги ведет к. ухудшению технического состояния данных объектов, а ненадлежащее техническое состояние в свою очередь нарушает права граждан на безопасное дорожное движение в границах муниципального образования, в связи с чем, исковые требования прокурора подлежат удовлетворению и полном объеме.
В соответствии со ст. 204 ГПК РФ, в случае, если суд устанавливает определенные порядок и срок исполнения решения суда, обращает решение суда к немедленному исполнению или принимает меры по обеспечению его исполнения, на это указывается в резолютивной части решения суда.
Названный срок необходимо устанавливать с учетом характера дела, а также действий, которые следует совершить в целях устранения в полном объеме допущенного нарушения прав и свобод заявителя.
Учитывая, что полномочия администрации Орловского сельсовета Константиновского района по регистрации права собственности на недвижимость являются расходными обязательствами, устранение незаконности которых подлежит осуществлению исполнительному органу местного самоуправления, что требует принятия организационных и административно хозяйственных мероприятий, на основании ст. 206 ГПК РФ суд считает необходимым определить срок исполнения решения суда в шесть месяцев, который является разумным и достаточным, позволяющим ответчику совершить необходимые действия для устранения выявленных нарушений в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Константиновского района Амурской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Орловского сельсовета Константиновского района Амурской области об обязании зарегистрировать право собственности - удовлетворить.
Обязать администрацию Орловского сельсовета Константиновского района Амурской области зарегистрировать право собственности на автомобильные дороги общего пользования, расположенные в границах с. Орловка Константиновского района Амурской области: ул.Веснина протяженностью 1,5 км, идентификационный номер10 230844 НП МП 10 В-002, ул. Амурская протяженностью 1,0 км идентификационный номер10 230844 НП МП 10 В-001, ул. Луговая протяженностью 0,7 км, идентификационный номер10 230844 НП МП 10 В-006, ул. Шелеста протяженностью 1,0 км., идентификационный номер10 230844 НП МП 10 В-003, ул. Бугровая протяженностью 1,3 км., идентификационный номер10 230844 НП МП 10 В-005, ул. Центральная протяженностью 1,5 км., идентификационный номер10 230844 НП МП 10 В-004 в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Константиновский районный суд Амурской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в апелляционном производстве.
Председательствующий: Зинченко С.В. �