Решение по делу № 2-985/2011 от 18.04.2011

Решение по гражданскому делу

                                                                                                                              Дело № 2-985/2011 г.

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ  РОССИЙСКОЙ   ФЕДЕРАЦИИ

18 апреля 2011 года                                                                                            г. Воркута

Мировой судья Шкрябина И.Д.

Тундрового судебного участка г. Воркуты Республики Коми,

При секретаре  Якимович С.О.,

Без участия сторон,

Рассмотрев в открытом судебном заседании 18 апреля2011 года в г. Воркуте, гражданское дело по иску Прокурора города Воркуты в интересах Желудковой МЕ к Государственному Учреждению-Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Воркуте Республики Коми о взыскании оплаты стоимости проезда к месту отдыха и обратно,У С Т А Н О В И Л;

Прокурор города Воркуты обратился в суд с иском в интересах Желудковой МЕ к Государственному Учреждению-Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Воркуте Республики Коми о взыскании оплаты стоимости проезда к месту отдыха и обратно. Указав в обоснование иска, что истец выезжал в 2010 году за пределы г. Воркуты дляпроведения отдыха.  На обращение  к ответчику  об оплате проезда к месту отдыха и обратно за 2010 год истец получил отказ. Полагают, что в соответствии со ст. 34 Закона «О государственных  гарантиях  и компенсациях для лиц, работающих и проживающих  в районах  Крайнего Севера и приравненных  к ним  местностях»  истец имеет право на компенсацию  расходов по проезду к месту отдыха и обратно. Просят суд обязать ответчика  оплатить проезд   к месту отдыха и обратно согласно представленных проездных документов на железнодорожном транспорте.

В  судебном заседании истец, извещенный судом надлежащим  образом о времени и месте судебного разбирательства, участия не принимал. В представленном суду заявлении от <ДАТА2> просит рассмотрение дела проводить в свое отсутствие, настаивая на исковых требованиях.

В судебное  заседание не явился  ответчик, извещенный  судом, надлежащим образом  о времени и месте судебного разбирательства. Уважительности  причин неявки суду  не представлено.

С учетом требований  ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотрение   дела провести в отсутствие сторон,  по имеющимся   в деле  доказательствам, признавая их наличие достаточным   для  рассмотрения  дела  по существу   заявленных  требований.

Телефонограммой от <ДАТА2> Прокурор города <АДРЕС> просит рассмотрение дела проводить в свое отсутствие, настаивая на заявленных требованиях.

Решением <НОМЕР> от <ДАТА3>  истцу  отказано  в выплате компенсации  расходов  на  оплату стоимости  проезда, ввиду того, что  истцом не представлен документ подтверждающий  период пребывания  в месте отдыха.  

В представленном суду возражении на иск, ответчик исковые требования не признал,  указав в возражение, что истцом не представлен документ подтверждающий  пребывание истца в месте отдыха, что является нарушением утвержденных постановлением Правительства РФ от <ДАТА4> <НОМЕР> Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда. Кроме того, указали, что  с <ДАТА5>  вступил в действие приказ <НОМЕР> от <ДАТА6> Министерства  здравоохранения  и социального развития Российской Федерации «Об утверждении Разъяснения о применении  правил  компенсации расходов  на  оплату  стоимости  проезда  пенсионерам,  являющимся  получателями   трудовых  пенсий  по старости  и по  инвалидности и проживающим в районах  Крайнего Севера   и приравненных  к ним   местностях, к месту отдыха на  территории Российской  Федерации и обратно, утвержденных постановлением  Правительства Российской Федерации  от 01 апреля 2005 года  <НОМЕР>», согласно п. 5 которого пенсионеру надлежит представлять доказательства, подтверждающие его нахождение (пребывание) на отдыхе, в том числе самоорганизованном, на территории  Российской  Федерации. В связи с чем, заявленные требования считают неправомерными и просят   в иске  полностью отказать.

Исследовав материалы дела, суд приходит  к следующему.

Согласно ст. 34 Закона Российской Федерации  от <ДАТА7> <НОМЕР> «О государственных  гарантиях  и компенсациях для лиц, работающих и проживающих  в районах  Крайнего Севера и приравненных  к ним  местностях» (в ред. от <ДАТА8>) компенсация  расходов  на оплату стоимости  проезда пенсионерам, являющимся  получателями  трудовых пенсий по старости и по инвалидности, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно один раз  в два года  осуществляется  в порядке,  размере и на условиях, определяемых  Правительством  Российской Федерации.

Право истца на получение пенсии, подтверждается сведениями, представленными   Государственным Учреждением - Управлением Пенсионного фонда РФ по г. <АДРЕС> Республики <АДРЕС>.

Из пенсионного дела истца усматривается, что Желудкова М.Е. <ДАТА9> рождения, является получателем трудовой пенсии по старости. По данным трудовой книжки истец не работает  с <ДАТА10>

Законом  Российской Федерации «О государственных   гарантиях  и компенсациях для  лиц,   работающих и проживающих в районах Крайнего  Севера и приравненных к ним   местностях»  исходя  из  цели  предоставления   государственных  гарантий и компенсаций  по возмещению  дополнительных материальных  и физиологических затрат гражданам   в связи  с работой  и проживанием в экстремальных  природно - климатических   условиях Севера  (преамбула),  учитывая  право  каждого на охрану  здоровья  и  поощрение  деятельности,  способствующей  укреплению  здоровья   (ст. 41  ч. 1 и 2  Конституции  Российской   Федерации), и в соответствии  с задачами  социального  государства, закрепленными в статье 7 Конституции Российской   Федерации - предусматривает   комплекс  мер, направленных  на социальную защиту  названной  категории  граждан, в том  числе   закрепляет  право  определенных им  лиц  на   бесплатный проезд в пределах  Российской   Федерации к месту  отдыха  и  обратно  один раз в   два года.

По своей  правовой  природе,   данный вид государственной поддержки  является  льготой, носящий компенсационный характер. Право на такого рода льготу непосредственно из Конституции Российской Федерации не вытекает, поэтому определение оснований ее предоставления, круга субъектов, на которых она  распространяется, источника и порядка ее финансирования  входит в компетенцию законодателя, который был вправе поручить решение этих вопросов Правительству Российской Федерации.  Правительство Российской  Федерации  в свою очередь обязано обеспечить  адекватную   реализацию названного  Закона в соответствии  с его смыслом  (статьи 10,18,114 пункты «е» и «ж» части 1 ст. 115 часть 1 Конституции   Российской  Федерации»).

В частности на Правительство Российской Федерации частью 2 статьи  4 Закона  Российской Федерации «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих  и проживающих в районах Крайнего Севера  и приравненных к ним   местностях» возложено  установление  порядка  возмещения затрат на указанную льготу. Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от <ДАТА7>  <НОМЕР> «О порядке  введения   в действие Закона  Российской Федерации  «О государственных  гарантиях и компенсациях  для  лиц, работающих и проживающих  в районах Крайнего Севера и приравненных   к ним местностях»  Правительство   Российской   Федерации   обязывалось  в срок  до <ДАТА11>  привести  свои решения в соответствие  с названным Законом,  разработать и принять  вытекающие  из него  нормативные акты  (пункт 5).

В силу ст. 4 Закона от <ДАТА7>  источником финансирования затрат  на государственные гарантии и компенсации, предусмотренные указанным Законом, для лиц, получающих государственные пенсии,  является  Пенсионный фонд  Российской  Федерации.

В соответствии  со ст.  18  Федерального Закона  от <ДАТА12>  <НОМЕР>  «О трудовых пенсиях  в Российской  Федерации»  введенного в действие с <ДАТА13>, назначение, перерасчет размеров и выплат трудовых пенсий, включая организацию их доставки,  производится органом,  осуществляющим  пенсионное  обеспечение в соответствии  с Федеральным Законом  «Об обязательном  пенсионном страховании в  Российской  Федерации» по месту жительства лица, обратившегося за трудовой пенсией. В соответствии  со ст. 5 Федерального Закона  от <ДАТА14>  <НОМЕР> «Об обязательном пенсионном страховании в Российской   Федерации»  предусмотрено, что Пенсионный фонд РФ является страховщиком, который осуществляет   обязательное  пенсионное   страхование  в Российской  Федерации.

В соответствии с пунктом 2  Постановления от  <ДАТА4> <НОМЕР>  «Об утверждении Правил  компенсации расходов на оплату стоимости проезда   пенсионерам,  являющимся  получателями трудовых пенсий по старости  и по  инвалидности  и проживающим в районах  Крайнего Севера  и приравненных   к ним  местностях,  к месту   отдыха  на  территории   Российской   Федерации  и обратно», финансовое обеспечение расходов, связанных с реализацией Правил, осуществляется за счет средств  федерального  бюджета.

Ссылку ответчика в представленном суду отзыве на вышеуказанные Правила <НОМЕР>, утвержденных постановлением Правительства РФ от <ДАТА4> <НОМЕР>, (далее Правила)  в части отсутствия оснований оплаты проезда истцу, как не представившему доказательств подтверждающих место отдыха, предоставление ему соответствующих услуг, либо документ подтверждающий его отдых самостоятельно, суд признает несостоятельной по следующим основаниям.

Постановлением Правительства РФ  от <ДАТА4>  <НОМЕР> утверждены  «Правила  компенсации расходов  на оплату стоимости  проезда   пенсионерам,   являющимся   получателями   трудовых  пенсий  по старости   и по   инвалидности и проживающим в районах   Крайнего Севера  и приравненных   к ним   местностях,  к месту  отдыха  на территории  Российской Федерации и обратно»,  которые определяют   порядок,  размер  и   условия  компенсации  расходов  на оплату  стоимости проезда   неработающим  пенсионерам  к  месту отдыха  и обратно  и распространяются   на правоотношения,  возникшие   с <ДАТА15> Также и  разъяснениями  к Приказу  <НОМЕР> от  <ДАТА16>, п. 1 определен порядок, размер и условия  осуществления компенсации расходов на оплату стоимости проезда  неработающим пенсионерам,   являющимся  получателями   трудовых пенсий по старости  и по   инвалидности,  проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно.

Указанные правовые нормы регулируют вопросы компенсационного возмещения произведенных пенсионером  расходов на  оплату стоимости  проезда к месту отдыха и обратно при условии  использования пенсионером  отдыха, где  предоставляются  услуги по организации отдыха (дома отдыха, санатории,  профилактории и др.) пункт 10 Правил. Вопросы проведения  отдыха пенсионером вне специализированных мест организационного отдыха, данными  Правилами не регулируются, и по мнению суда не ограничивают в указанной части  права   пенсионеров.

Реализация права  пенсионера  на получение  указанной компенсации по оплате  проезда к месту отдыха и обратно, не может быть поставлена в зависимость от выбранной гражданином   формы  отдыха.

Ограничение прав пенсионеров на получение гарантированной государством  компенсации проезда  один раз в два года к месту отдыха и обратно из-за отсутствия документа полученного в учреждении,  предоставляющем услуги  по организации отдыха, при том, что указанные граждане  являются пенсионерами и проживают в районах Крайнего Севера, ставит их в неравное положение с теми, кто отдыхает организованно.

Данное ограничение противоречит ст. 19 Конституции РФ,  в силу которой  государство   гарантирует равенство прав и свобод человека вне зависимости от каких-либо обстоятельств.

Кроме того, ст.  ст. 33, 34  Закона  Российской  Федерации «О государственных гарантиях  и компенсациях для  лиц, работающих и проживающих  в районах Крайнего Севера и приравненных   к ним  местностях» не связывают  компенсацию  расходов  на оплату  стоимости   проезда  к месту  отдыха  и обратно  с отдыхом  с пребыванием  пенсионера  в санатории,  профилактории,   доме  отдыха,  на  туристической  базе  либо в ином  месте, где  ему  были   предоставлены   услуги  по  организации   отдыха.

Право на отдых и социальное  обеспечение является  конституционной нормой   гражданина РФ.

Принцип верховенства закона, (в данном случае Закона РФ от <ДАТА7> <НОМЕР>)  выражается  в соответствии  конституции  и настоящему закону  подзаконных нормативных актов, к которым относятся иные нормативные акты.

По аналогии с Законом  «О праве  граждан  Российской Федерации  на свободу  передвижения   и выбор места жительства  в пределах Российской  Федерации» каждый  гражданин имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания  и жительства в пределах Российской  Федерации.  Таким образом, свобода выбора места жительства,  передвижения, соответственно  и выбора места  отдыха,  законодателем  закреплена  как  основополагающее право гражданина на реализацию своих прав гарантированных   Конституцией   РФ. 

Таким образом, сам по себе факт регистрации или  отсутствие  такого  не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и не может служить основанием  ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией РФ,  федеральными законами   и законодательными актами  субъектов РФ.

Определением Конституционного Суда РФ от 02.02.2006 г. № 38-О высказана правовая позиция, согласно которой любые документы, подтверждающие факт пребывания  (нахождения) пенсионера в месте отдыха (в том числе самоорганизованного), могут рассматриваться органами  Пенсионного фонда Российской Федерации для принятия решения об оплате компенсации расходов на оплату стоимости проезда. Поскольку получателям  трудовых пенсий по старости  и по инвалидности не гарантируется  предоставление путевок для отдыха и лечения на предусмотренных   Законом Российской Федерации  «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц,  работающих  и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях»   условиях, нормативные положения, содержащиеся в п.п. 7 и 9 Правил  (утв.  постановлением Правительства РФ от 01.04.2005 года № 176) не могут рассматриваться как препятствующие возмещению пенсионерам фактически произведенных  расходов по оплате  стоимости проезда  к любому месту  в Российской Федерации,  избранному  ими для отдыха, в том числе для самостоятельно  организованного, и обратно - при наличии доказательств,  подтверждающих нахождение  (период пребывания)   пенсионера в этом месте отдыха.

Таким образом, подтверждение пребывания пенсионера в месте отдыха документом о регистрации по месту пребывания  не является основанием для отказа пенсионеру в оплате стоимости проезда. Факт пребывания пенсионера в месте самоорганизованного отдыха может быть подтвержден любыми документами, в том числе и  проездными документами.

Оценивая представленные суду доказательства в их совокупности, суд приходит  к выводу  об удовлетворении   требований истца в части оплаты стоимости проезда к месту отдыха и обратно за 2010 год,  и, следовательно,  с  Государственного   Учреждения - Управления Пенсионного  фонда РФ в городе  <АДРЕС> РК   надлежит взыскать  в пользу истца расходы по проезду к месту отдыха и обратно в общей сумме 4012, 20 руб., согласно представленных суду проездных документов по маршруту: Воркута-Пенза и обратно по стоимости в плацкартном вагоне пассажирского поезда, согласно пп. А п. 10. Правил от <ДАТА4> и п 7 Разъяснений утвержденных приказом от <ДАТА16> <НОМЕР> Министерства здравоохранения и социального развития Российской  Федерации (из расчета: за минусом сервисных услуг, иных расходов, связанных  с получением  пенсионером  в транспортной организации  документов о стоимости проезда).

Таким образом, с учетом изложенного, суд находит требования истца обоснованными и  подлежащими удовлетворению. Взыскание надлежит произвести с Государственного Учреждения-Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Воркуте Республики Коми.

  На основании ст. 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию госпошлина в размере 400,00 руб. в бюджет муниципального образования городского округа «Воркута».

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198   ГПК РФ, судья

Р Е ШИ Л:

Иск  Прокурора города Воркуты в интересах  Желедковой  МЕ удовлетворить.

Взыскать с Государственного Учреждения- Управления Пенсионного фонда РФ в городе Воркуте Республике Комив пользу  Желедковой  МЕ проживающей по адресу: г. Воркута,  ул.,  оплату  проезда  к  месту отдыха  и обратно в  сумме  4012 руб. 20 коп.  (четыре тысячи  двенадцать руб. 20 коп.).

Взыскать с Государственного Учреждения- Управления Пенсионного фонда РФ в городе  <АДРЕС> Республике <АДРЕС> государственную  пошлину в размере 400, 00 руб. в бюджет муниципального образования городского округа «Воркута».

Решение может быть обжаловано  в Воркутинский  городской   суд через Тундровый судебный участок г. Воркуты Республики Коми в течение  10 дней.

Мировой судья                                                                                                   Шкрябина И.Д.

2-985/2011

Категория:
Гражданские
Суд
Тундровый судебный участок г. Воркуты
Судья
Шкрябина Ия Дмитриевна
Дело на странице суда
tundrovy.komi.msudrf.ru
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее