Решение по делу № 2-1068/2011 ~ М-969/2011 от 06.06.2011

Решение

именем Российской Федерации

г. Махачкала                                                                                                    ДД.ММ.ГГГГ

Судья Ленинского районного суда г. Махачкалы, РД Кадыров О.Г.,

при секретаре ФИО5,

рассмотрев заявление ФИО9 к МО «город Махачкала», Министерству Финансов РД и Министерству образования и науки РД о внеочередном предоставлении жилья,

установил:

ФИО9 обратилась в суд с иском к МО «город Махачкала», Министерству Финансов РД и Министерству образования и науки РД об обязании внеочередного предоставления жилья по договору социального найма.

При этом истица указала, что она ДД.ММ.ГГГГ признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и включена в льготный список для получения жилой площади вне очереди как сирота. Однако Министерство Финансов РД не доводит до бюджета города денежные средства на приобретение жилого помещения, а МО «город Махачкала» длительное время не предоставляет ей жилье по договору социального найма.

ФИО9, представитель Министерства Финансов РД, извещенные надлежаще о времени и месте судебного разбирательства дела, в суд не явились.

Представитель истицы ФИО6 (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ) иск поддержал и просил удовлетворить его по основаниям, изложенным в заявлении.

Представители Министерства образования и науки РД ФИО7 (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ), администрации г. Махачкалы ФИО8 (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ), считая требования незаконными, просили отказать в удовлетворении иска.

Проверив материалы дела, выслушав объяснения явившихся лиц, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению частично.

В соответствии с ч.1 ст.57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

Согласно п.2 ч.2 указанной статьи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.

Аналогичная норма предусмотрена Законом РД от 3 февраля 2006 года N 4 (в ред. Закона РД от 03.11.2006 N 59, от 08.06.2009 N 39) «О категориях граждан, имеющих право на получение жилого помещения из жилищного фонда Республики Дагестан по договору социального найма, и порядке его предоставления данным категориям граждан» (ст.1, абз.3 п.3 ст.2-1).

Согласно абз.2 п.1 ст.2 Закона РД от 3 февраля 2006 года нуждающимися в жилых помещениях, признаются граждане, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договору социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и принятие на учет осуществляется органами местного самоуправления по месту жительства (п.2 ст.2).

В п.3 настоящей статьи указано, что граждане, нуждающиеся в жилых помещениях, для принятия на соответствующий учет подают в орган, осуществляющий принятие на учет, заявление по установленной форме.

К заявлению прилагаются:

документ, подтверждающий право гражданина состоять на учете, относиться к категории граждан, имеющих право на получение жилых помещений, предоставляемых из жилищного фонда Республики Дагестан по договору социального найма;

акт проверки жилищных условий заявителя;

копии паспорта или иного документа, удостоверяющего личность заявителя и членов его семьи;

копия трудовой книжки;

выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о наличии в собственности заявителя и членов его семьи жилого помещения, а также о совершенных заявителем и членами его семьи сделках с жилым помещением за последние пять лет;

справка о составе семьи и других совместно проживающих лицах, выданная в установленном порядке, либо выписка из домовой книги;

копия свидетельства о браке, о расторжении брака и другие документы, подтверждающие родственные отношения гражданина и лиц, указанных в качестве членов его семьи.

В соответствие с п.5 ст.2 Закона РД от 3 февраля 2006 года на каждого гражданина, принятого на учет, заводится учетное дело, в котором содержатся все представленные им документы (далее - учетное дело). Учетному делу присваивается номер, соответствующий порядковому номеру в книге учета.

Органы, осуществляющие принятие на учет, ежеквартально, до 10 числа месяца, следующего за отчетным периодом, представляют в уполномоченный Правительством Республики Дагестан орган (далее - уполномоченный орган) списки и учетные дела граждан, принятых на учет.

Уполномоченный орган составляет сводные списки граждан и по мере введения в эксплуатацию, приобретения, освобождения жилых помещений из жилищного фонда Республики Дагестан по согласованию с Правительством Республики Дагестан принимает решение о предоставлении их гражданам, принятым на учет.

Решение о предоставлении жилого помещения из жилищного фонда Республики Дагестан по договору социального найма является основанием для заключения соответствующего договора социального найма между уполномоченным органом и гражданином в срок, установленный указанным решением (п.1 ст.2.1).

Норма предоставления площади жилого помещения из жилищного фонда Республики Дагестан для категорий граждан, указанных в статье 1 настоящего Закона, устанавливается на одиноко проживающих граждан - 33 кв.м. общей площади (абз.4 п.1 ст.3).

Законом РД от 04.12.2008г. №57 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан государственными полномочиями Республики Дагестан по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. Закона РД от 09.07.2010 N 38) установлено, что указанные лица, не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются администрациями муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Органы местного самоуправления при осуществлении государственных полномочий имеют право: получать из республиканского бюджета Республики Дагестан финансовые средства, необходимые для осуществления государственных полномочий; дополнительно использовать собственные финансовые средства и материальные ресурсы для осуществления государственных полномочий;

обязаны осуществлять государственные полномочия в соответствии с федеральным законодательством, настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Республики Дагестан;

представлять органам исполнительной власти Республики Дагестан, уполномоченным Правительством Республики Дагестан (далее - уполномоченные органы), отчеты об осуществлении государственных полномочий, иные документы и информацию, связанные с осуществлением государственных полномочий и использованием выделенных на эти цели финансовых средств и материальных ресурсов;

Органы государственной власти Республики Дагестан обязаны своевременно и в полном объеме доводить до бюджетов муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан субвенции на осуществление государственных полномочий;

Общий объем субвенций, предоставляемых местным бюджетам для финансового обеспечения государственных полномочий, и их распределение по муниципальным районам и городским округам устанавливаются законом о республиканском бюджете Республики Дагестан на соответствующий финансовый год.

Постановлением Правительства РД от 02.06.2009г. №161 «Об утверждении порядка обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан», действующего до вступления в силу постановления Правительства РД от 19.08.2010г. № 302 о внесении изменений в Порядок обеспечения жильем, предусмотрено, что дети-сироты, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), в приемной семье, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются администрациями муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм (п.2).

Администрации муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан ежегодно, в срок до 1 августа, представляют сведения о лицах, указанных в п.2 настоящего Порядка, которым должно быть предоставлено жилье в планируемом году, в Министерство образования и науки Республики Дагестан по установленной форме (п.5).

Министерство образования и науки Республики Дагестан на основании сведений, представленных администрациями муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан, до 1 сентября представляет сведения о потребности средств, необходимых для осуществления государственных полномочий Республики Дагестан по обеспечению жильем лиц, указанных в п.2 настоящего Порядка, в соответствующем году, в разрезе муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан, в Министерство финансов Республики Дагестан (п.6).

Министерство финансов Республики Дагестан на основании сведений, представленных Министерством образования и науки Республики Дагестан, при формировании республиканского бюджета Республики Дагестан на соответствующий финансовый год и плановый период предусматривает необходимые ассигнования на финансирование расходов по обеспечению жильем лиц, указанных в п.2 настоящего Порядка (п.7).

Администрации муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан:

за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан, предоставляемых в виде субвенций, в соответствии с действующим законодательством приобретают жилые помещения не ниже установленных социальных норм, заключают договор купли-продажи жилого помещения и осуществляют перечисление средств продавцу жилья после подписания акта приема-передачи;

приобретенные жилые помещения предоставляют на основании договоров социального найма лицам, указанным в п.2 настоящего Порядка, по акту приема-передачи (п.8).

Администрации муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан ежемесячно, ежеквартально до 10 числа месяца, следующего за отчетным, и ежегодно до 15 января представляют сведения в Министерство образования и науки Республики Дагестан (п.9).

Из материалов дела о принятии на учет ФИО9, как нуждающейся в улучшении жилищных условий, постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о назначении ФИО1 опекуном в отношении ФИО9 усматривается, что отец ФИО9 умер, а мать является инвалидом группы.

В связи с чем, она принята на учет, как нуждающаяся в улучшении жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ и включена в списки за для получения жилой площади как сирота, что подтверждается сообщением отдела по жилищным вопросам администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ

Принятие ФИО9 на учет, как нуждающаяся в улучшении жилищных условий и включение ее в списки для получения жилой площади как сироты, оставшейся без попечения родителей, соответствует ст.49, 52 ЖК РФ.

Однокомнатная <адрес>, в которой зарегистрирована с ДД.ММ.ГГГГ и проживает ФИО9, принадлежит на праве собственности, ФИО1.

Это подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности, выданной Дагестанской республиканской регистрационной палатой ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, справкой ООО «Управляющая организация » <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ

Сведениями филиала ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» по РД от ДД.ММ.ГГГГ и Управления ФРС по РД ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что ФИО9, проживающая в <адрес>, жилье не имеет.

Таким образом, требования ФИО9 подлежат удовлетворению, обязанность по обеспечению ее, оставшейся без попечения родителей, жильем общей площадью 33 кв.м., законом возложена на МО «город Махачкала».

Доводы представителей Министерства образования и науки РД и администрации <адрес>, которые не оспаривали приведенные обстоятельства, в то же время считали требования ФИО9 не соответствующими закону, не могут быть приняты во внимание.

Представители Министерства образования и науки РД и администрации <адрес> утверждали, что до установления опеки ФИО9 проживала в квартире у своих родителей, была обеспечена жилой площадью. При этом представители сослались на постановление Правительства РД от 19.08.2010г. № 302 о внесении изменений в Порядок обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан, утвержденный постановлением Правительства РД от 02.06.2009г. №161.

Так, п.3 Порядка обеспечения жильем, утвержденного 19.08.2010г., предусмотрено, что для постановки на учет представляются следующие документы:

а) заявление законного представителя ребенка-сироты, ребенка, оставшегося без попечения родителей, или заявление лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении;

б) копия правового акта органа местного самоуправления о направлении ребенка в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на полное государственное обеспечение, о передаче его под опеку (попечительство), в приемную семью;

в) копии паспорта, свидетельства о рождении и документа, удостоверяющего место жительства лица, претендующего на получение жилого помещения;

г) документы, содержащие сведения о жилом помещении, в котором проживал ребенок на момент утраты родительского попечения:

копии правоустанавливающих документов на жилое помещение по месту проживания (регистрации) ребенка и его родителей (ордер, договор приватизации, купли-продажи, мены, дарения, выписка из домовой книги);

выписка из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним с участием ребенка и его родителей;

справка филиала ФГУП "Ростехинвентаризация" по Республике Дагестан о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним с участием ребенка и его родителей;

справка органов местного самоуправления об отсутствии у ребенка и его родителей жилого помещения по договору социального найма;

д) документы, подтверждающие юридический статус детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа:

если родители отказались от ребенка или подкинули его - заявление родителей об отказе от ребенка, согласие родителей на усыновление ребенка другими лицами или акт о подкидывании ребенка (акт о брошенном ребенке);

если родители лишены родительских прав (ограничены в родительских правах), признаны недееспособными (ограниченно дееспособными), безвестно отсутствующими или объявлены умершими - копия решения суда о лишении родителей родительских прав (об ограничении родителей в родительских правах), о признании родителей недееспособными (ограниченно дееспособными), безвестно отсутствующими или объявленными умершими;

если родители умерли - копии свидетельств о смерти;

если родители в заключении или их местонахождение неизвестно - решение суда или документ из органов внутренних дел, подтверждающий данный факт;

если отец записан в свидетельство о рождении ребенка по указанию матери - справка из отдела записи актов гражданского состояния, подтверждающая этот факт (форма N 25).

Все документы представляются в надлежаще заверенных копиях либо в копиях с одновременным представлением оригиналов.

Из справки БТИ <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, домовой книги усматривается, что до ДД.ММ.ГГГГ ФИО9 была зарегистрирована и проживала в <адрес>, жилой площадью 36.9 кв.м.

ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО9 назначено опекунство, она в <адрес> зарегистрирована и проживает с ДД.ММ.ГГГГ и принята на учет, как нуждающаяся в улучшении жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ

В соответствии с ч.1 ст.4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.

В связи с этим, требования п.3 Порядка обеспечения жильем, утвержденного ДД.ММ.ГГГГ, не могут быть применены к отношениям, возникшим в 2009г.

Представители администрации <адрес> утверждали, что МО «город Махачкала» не уклоняется от обязанности предоставления квартиры после получения средств из республиканского бюджета, отсутствие денежных средств на эти цели свидетельствует об отсутствии спора с истицей и права ее на обращение в суд. Истица состоит на учете в списке за и предоставление ей жилья вне очереди нарушит права других лиц, состоящих в данной льготной очереди.

Доводы представителя администрации также суд не может принять во внимание.

МО «город Махачкала» не выполнило п.5 Постановления Правительства РД от 02.06.2009г. №161 Порядка обеспечения жильем в редакции постановления Правительства РД от 19.08.2010г. № 302, потому Министерством образования и науки РД не выполнены требования п.6 указанного Порядка.

Не выполнение требования закона, возложенного на МО «город Махачкала» и Министерство образования и науки РД, их бездействие в течение длительного срока, поставить в вину Министерству финансов РД, тем более - истице не допустимо.

Отсутствие в законодательстве указаний на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников).

Такое право у ФИО9 возникло ДД.ММ.ГГГГ - со дня принятия на учет, как нуждающаяся в улучшении жилищных условий.

Кроме того, требования закона, предусмотренные пп.1 и 2 ч.2 ст. 57 ЖК РФ, не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди; от обеспечения жильем других очередников; от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий; от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников), тем более - от времени включения в список внеочередников. Нет в ней и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории.

При таких обстоятельствах, суд считает требования ФИО9 подлежащими удовлетворению частично.

На основании изложенного и руководствуясь ст.198 ГПК РФ, суд

решил:

иск ФИО9 об обязании предоставления жилья вне очереди удовлетворить частично.

Обязать Администрацию г. Махачкалы предоставить жилье общей площадью 33 кв.м. по договору социального найма вне очереди ФИО9, ДД.ММ.ГГГГг.р., оставшейся без попечения родителей.

В остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Верховный суд Республики Дагестан в течение 10 суток со дня его вынесения.

Судья                                                                                                              Кадыров О.Г.

2-1068/2011 ~ М-969/2011

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Османова (Мусаева) Лейла Константиновна
Ответчики
МО "город Махачкала"
Министерство финансов РД
Министерство образования и науки РД
Суд
Ленинский районный суд г. Махачкалы
Судья
Кадыров Осман Гамидович
06.06.2011[И] Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
06.06.2011[И] Передача материалов судье
10.06.2011[И] Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.06.2011[И] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.06.2011[И] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.06.2011[И] Судебное заседание
30.06.2011[И] Судебное заседание
31.08.2011[И] Дело сдано в канцелярию
04.04.2012[И] Дело передано в архив
04.04.2012[И] Дело оформлено
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее