Решение по делу № 2-1351/2018 ~ М-1218/2018 от 11.10.2018

Дело № 2-1351/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

05 декабря 2018 года                                                                       г. Алушта

Судья Алуштинского городского суда Республики Крым Говорова В.В., при секретаре Жовнерчук Н.В., с участием представителя истца Тороповой И.В., ответчика Коско В.В., представителя ответчика Вербицкого И.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Алуштинского городского суда Республики Крым гражданское дело по иску Администрации города Алушты Республики Крым к Коско Вадиму Вячеславовичу о признании отсутствующим права собственности, истребовании имущества из чужого незаконного владения

                                              УСТАНОВИЛ:

Администрация города Алушты Республики Крым обратилась с иском к Коско В.В. о признании отсутствующим права собственности, истребовании имущества из чужого незаконного владения.

Исковые требования мотивированы тем, что в ходе выполнения Администрацией города Алушты осмотра земель, находящихся в муниципальной собственности, стало известно, что на <адрес> в <адрес> расположено строение, без разрешения на то собственника земельного участка – Администрации города Алушты.

ДД.ММ.ГГГГ между Маломаякским сельским советом и предпринимателем ФИО2 заключен договор аренды земельного участка площадью 0,055 га, который находится в <адрес>, на набережной в районе панс. «Береговой» под размещение павильона (раздел 1, п.2.1., 2.2. Договора) сроком на три года.

Пунктом 2.4. Договора от ДД.ММ.ГГГГ было предусмотрено, что расходы по улучшению состояния земельного участка, проведенные арендатором без согласия арендодателя, возмещению не подлежат.

Пункт 3.2. Договора от ДД.ММ.ГГГГ закрепил, что арендатор вправе при согласии арендодателя, определенном в отдельном соглашении сторон, проводить улучшение состояния земельного участка, возводить в определенном законом порядке постройки и сооружения, закладывать насаждения.

Указанный договор прошел государственную регистрацию и зарегистрирован в книге Государственной регистрации договоров аренды земли Маломаякского сельского совета, о чем сделана запись ДД.ММ.ГГГГ .

В соответствие с решением Маломаякского сельского совета от ДД.ММ.ГГГГ «О продлении договора аренды земельного участка ЧП ФИО7» договор от ДД.ММ.ГГГГ продлен сроком на 10 лет. Указанным решением также предусмотрено, что земельный участок передается для размещения торгового павильона.

Во исполнение указанного решения между Маломаякским сельским советом и частным предпринимателем ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ заключен договор аренды того же земельного участка (кадастровый ) для размещения торгового павильона, сроком на 10 лет (п. 1.1., 3.1., 5.1. Договора).

Договор прошел государственную регистрацию и зарегистрирован в книге Государственной регистрации договоров аренды земли Маломаякского сельского совета, о чем сделана запись ДД.ММ.ГГГГ .

Пунктами 7.3. и 9.2. Договора от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрены идентичные положения в части того, что какие-либо улучшения земельного участка производятся только с письменного согласия арендодателя.

Пунктом 11.2 Договора определены случаи прекращения договора в том числе, в случае окончания срока, на который он заключен. Таким образом, договор аренды прекратил свое действие ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно Постановления Верховного Совета АРК «О Региональных правилах застройки и использования территорий в Автономной <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) временные объекты торговли и обслуживания - отдельно стоящие, встроенные и пристроенные объекты, с ограниченным сроком эксплуатации, предполагающие возможность демонтажа; как правило, срок эксплуатации данных объектов на конкретном участке определяется решением местного органа исполнительной власти, паспортом временного объекта торговли (обслуживания), договором аренды (помещения) земельного участка

Торговый павильон - объект торговли, имеющий торговую и подсобную часть (более 10 кв. м), выполненный из легких ограждающих конструкций с подключением к подземным инженерным сетям и предназначенный для временного пребывания людей в зависимости от функционального назначения (торговый, выставочный, остановочный и т. д.), предполагающий возможность демонтажа (раздел 11 – Определение основных терминов).

    В Разделе 2 Региональных правил застройки и использования территорий в Автономной Республике Крым, утвержденных Постановлением Верховной Рады Автономной Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрено, что прибрежная защитная полоса - часть водоохранной зоны Черного и Азовского морей: пляжи и территория, прилегающая к пляжам, шириной не менее 100 метров, которая должна преимущественно использоваться для эксплуатации природных лечебных климатических и талласо-ресурсов, а также для размещения берегозащитных сооружений и сооружений, связанных с использованием морской акватории для отдыха на воде (эллинги прогулочных плавсредств, аттракционы на воде, любительское рыболовство, охота, а также объекты, непосредственно связанные с рекреационной деятельностью - буфеты, киоски и др.); основанием для назначения прибрежной защитной полосы в границах населенного пункта являются местные правила застройки, а в границах округа санитарной охраны - граница территории зоны охраны строгого режима.

Согласно технического паспорта, выданного ООО «Бюро технической инвентаризации в АР Крым», здание является торговым павильоном.

В соответствие с договором дарения строения, торгового павильона от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ФИО2 и Коско Вадимом Вячеславовичем отчуждалось здание, торговый павильон (п.2 договора).

Согласно кадастрового паспорта здания от ДД.ММ.ГГГГ строение с кадастровым номером 90:15:051001:442, площадью 46,20 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, л. Набережная, <адрес>, назначение: нежилое здание является торговым павильоном.

Согласно Выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, удостоверяющая проведенную государственную регистрацию прав, от ДД.ММ.ГГГГ на кадастровый номер объекта: 90:15:051001:442 объект недвижимости является торговым павильоном.

Малореченским сельским советом и исполкомом Алуштинского городского совета не выдавалось разрешение на размещение временно объекта торговли (далее по тексту – НТО) - торгового павильона, принадлежащего ныне ФИО1 в связи с чем, размещение такого объекта нарушает права Муниципалитета.

Размещение объекта, которое согласно законодательства, действовавшего как в момент его возведения, так и на сегодняшний день является временным, без получения на то документов разрешительного характера и согласия собственника земельного участка, а также сама государственная регистрация наличия права собственности как на объект недвижимого имущества, нарушают тем самым права Муниципалитета.

Земельный участок, переданный в аренду по Договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ, предоставлялся из земель, занятых улицами, площадями, набережными, что усматривается из следующего:

- пункты 1.1., 2.1. Договора,

- схема и кадастровый план земельного участка, являющиеся приложением к Договору,

- Акт установления границ участка в натуре, являющийся приложением к Договору.

Согласно ситуационной выкопировки, земельный участок, на котором расположен НТО, является набережной и расположен в зоне городской рекреации.

    В соответствии Правилами землепользования и застройки утвержденными решением Алуштинского городского совета от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Правил землепользования и застройки на часть территории муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым», данный земельный участок расположен в зоне городской рекреации (Р-2).

    Зоны рекреации включают в себя участки, используемые и предназначенные для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом, с расположенными на них объектами для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом, а также занятые скверами, парками, городскими садами, бульварами, набережными, пляжами.

    Застройка этой территории осуществляется в соответствии с законодательством, государственных стандартов и норм, утвержденной градостроительной документации.

    Таким образом на законодательном уровне был предусмотрен запрет возведения капитальных сооружений в границах 100-метровой прибрежной защитной полосе части водоохранной зоны Черного моря.

Исходных данных на проектирование либо согласований на строительство объекта недвижимого имущества – торгового павильона, ФИО7 управлением градостроительства и архитектуры Алуштинского городского совета и Администрации города Алушты, не предоставлялось.

На момент возведения строения, так и на сегодняшний день градостроительной документаций не предусмотрено возведение на земельном участке каких-либо капитальных строений.

При решении вопроса о признании вещи недвижимостью, независимо от осуществления государственной регистрации права собственности на нее, необходимо установить наличие у нее признаков, способных относить ее в силу природных свойств или на основании закона к недвижимым объектам.

Для признания имущества недвижимым необходимо представить доказательства возведения его в установленном законом и иными нормативными актами порядке на земельном участке, предоставленном для строительства объекта недвижимости, с получением разрешительной документации с соблюдением градостроительных норм и правил.

    В ходе осмотра земельного участка ДД.ММ.ГГГГ установлено, что строение по конструктивным элементам является временным, каковым является также и в силу законодательства как Украины, так и Российской Федерации, однако зарегистрировано как объект недвижимости, что противоречит нормам права.

Запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП, Реестр) в отношении несуществующего объекта не может быть сохранена по причине ее недостоверности.

Противоречия между правами на недвижимость и содержащимися в Реестре сведениями о них могут быть устранены как самим правообладателем, так и судом по иску лица, чьи права и законные интересы нарушаются сохранением записи о праве собственности на это недвижимое имущество при условии отсутствия у последнего иных законных способов защиты своих прав.

    В пункте 2. Определения Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ -О-П разъяснено, что самовольное строительство представляет собой правонарушение, которое состоит в нарушении норм земельного законодательства, регулирующего предоставление земельного участка под строительство, либо градостроительных норм, регулирующих проектирование и строительство. Поэтому лицо, осуществившее самовольную постройку, не является ее законным владельцем.

    Лицо, которое осуществило или осуществляет самовольное строительство недвижимого имущества, не приобретает права собственности на него.

Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет.

Собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

Договор аренды земельного участка является прекращенным ввиду истечения срока, на который он был заключен. Вместе с тем, согласно Акта осмотра от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок до настоящего времени самовольно используется Коско В.В. путем размещения на нем торгового павильона, что свидетельствует о нарушении прав собственника земельного участка – Администрации города Алушты.

Действующее земельное законодательство не предусматривает случаев предоставления земельных участков без оформления земельных отношений, поскольку их использование без надлежащего оформления нарушает принципы земельного законодательства.

    Органы местного самоуправления, с момента заключения договора аренды земельного участка не совершили юридически значимых действий по признанию права предпринимателя на использования земельных участков с расположением на нем объектов недвижимости.

    Возведение спорного объекта является незаконным.

Истец просит признать отсутствующим право собственности Коско Вадима Вячеславовича (ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения: <адрес> Украинская Республика, паспорт гражданина Российской Федерации серия 39 14 , дата выдачи: ДД.ММ.ГГГГ, орган, выдавший документ: Отдел УФМС России по <адрес> в <адрес>, код подразделения: 910-018, адрес регистрации: <адрес>) на объект недвижимости: торговый павильон, назначение: нежилое здание, кадастровым номером 90:15:051001:442, площадью 46,20 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>; истребовать из чужого незаконного владения ФИО1 (ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения: <адрес> Украинская Республика, паспорт гражданина Российской Федерации серия 39 14 , дата выдачи: ДД.ММ.ГГГГ, орган, выдавший документ: Отдел УФМС России по <адрес> в <адрес>, код подразделения: 910-018, адрес регистрации: <адрес>) в пользу Администрации <адрес> земельный участок, занимаемый самовольно, расположенный по адресу: <адрес> путем его освобождения в течение 3-х календарных дней с момента вступления в законную силу решения суда.

В судебном заседании представитель истца Торопова И.В., действующий на основании доверенности, исковые требования поддержала по доводам изложенным в заявлении.

В судебном заседании ответчик Коско В.В., представитель ответчика Вербицкий И.Н., действующий на основании доверенности, с иском не согласились. Сообщили, что Коско В.В. по договору дарения приобрел торговый павильон по адресу: <адрес>. Указанный торговый павильон принадлежал на праве собственности ФИО2 Коско В.В. зарегистрировал право собственности на торговый павильон в установленном законом порядке. Ответчик неоднократно обращался в Администрацию города Алушты Республики Крым с заявлением о заключении договора аренды на земельный участок под торговым павильоном, или оформления права собственности на землю. При заключении договора дарения торгового павильона, Коско В.В. знал, что земля под объектом находится у ФИО7 в аренде. Документов о вводе торгового павильона в эксплуатацию ответчик не видел. Ответчик сообщил, что истцом пропущен срок исковой давности. Ответчик просит отказать в удовлетворении иска по изложенным выше основаниям, а также в связи с пропуском срока исковой давности.

Третьи лица Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, ФИО7, будучи надлежащим образом извещены о дате и времени судебного заседания в суд своих представителей не направили. Дело рассмотрено в отсутствие неявившихся третьих лиц.

Суд, заслушав участников процесса, исследовав представленные документы, приходит к следующим выводам.

Согласно п.1 ст.31 Устава муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым, принятого решением Алуштинского городского совета Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N 5/1, Администрация города Алушты - исполнительно-распорядительный орган городского округа, наделенный настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами Республики Крым.

Пунктом 16 ст.32 Устава муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым, принятого решением Алуштинского городского совета Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N 5/1, к полномочиям Администрации города Алушты относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа, в том числе осуществление управления и распоряжения земельными участками, находящимися в муниципальной собственности; предоставление в установленном порядке на основании генерального плана города и проектов планировки и застройки в бессрочное (постоянное) и безвозмездное срочное пользование, аренду, собственность и изъятие земельных участков в пределах города.

В ходе рассмотрения дела установлено, что на земельном участке, находящемся в муниципальной собственности, по адресу: <адрес>, возведен торговый павильон. Торговый павильон принадлежит ответчику Коско В.В., что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Коско В.В. приобрел торговый павильон, расположенный по адресу: <адрес>, на основании договора дарения заключенного с ФИО2

Суду не представлены документы, подтверждающие, что торговый павильон возведен на законных основаниях.

Земельный участок находится в муниципальной собственности, Коско В.В. указанный земельный участок никогда не передавался. ФИО7 владел земельным участком на основании договора аренды. Срок договора аренды закончился ДД.ММ.ГГГГ.

В договоре аренды от ДД.ММ.ГГГГ заключенным между Маломаякским сельским Советом г.Алушты и ФИО2 отражено, что на передаваемом в аренду земельном участке расположено временное сооружение – торговый павильон (п.2.2 Договора), возведение на земельном участке построек и сооружений возможно только при согласии арендодателя в определенном законом порядке (п.9.2 Договора).

Разрешение на возведение построек и сооружений на земельном участке по адресу: <адрес> – собственником земельного участка не выдавалось.

В момент возведения торгового павильона, Республика Крым входила в состав Украины, в связи с чем, к спорным правоотношениям необходимо применять в том числе и законодательство Украины.

Согласно ситуационной выкопировки, земельный участок, на котором расположен торговый павильон, является набережной и расположен в зоне городской рекреации.

    В соответствии Правилами землепользования и застройки утвержденными решением Алуштинского городского совета от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Правил землепользования и застройки на часть территории муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым», данный земельный участок расположен в зоне городской рекреации (Р-2).

    Зоны рекреации включают в себя участки, используемые и предназначенные для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом, с расположенными на них объектами для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом, а также занятые скверами, парками, городскими садами, бульварами, набережными, пляжами.

        Согласно пункту (а) части 3 статьи 83 ЗК Украины в составе земель коммунальной собственности выделяются земли общего пользования населенных пунктов - площади, улицы, проезды, дороги, набережные, пляжи, парки, скверы, бульвары, кладбища, места обезвреживания и утилизации отходов и т.д.

    Основным признаком земельных участков общего пользования следует считать общедоступность к таким участкам неограниченного круга лиц (беспрепятственность пользования) и принадлежность их публичному образованию.

    Согласно статье 31 Закона Украины «О курортах» первая зона санитарной охраны (строгого режима) охватывает также прибрежную полосу моря и прилегающую к пляжам территорию шириной не менее 100 метров.

    В соответствии с пунктом 2 статьи 31 Закона Украины «О курортах» на территории первой зоны запрещается:

    - пользование недрами, не связанное с использованием природных лечебных ресурсов; распашка земель; осуществление любой хозяйственной деятельности; а также другие действия, которые влияют или могут повлиять на развитие опасных геологических процессов, на природные лечебные факторы курорта и его экологический баланс;

    - сооружение любых зданий и других объектов, не связанных с эксплуатационным режимом и охраной природных и лечебных факторов курорта.

    На территории первой зоны разрешается осуществлять деятельность, связанную с использованием природных лечебных факторов, на основании научно обоснованных выводов и результатов государственной санитарно-гигиенической и экологической экспертиз выполнять берегоукрепительные, противооползневые, противообвальные, противокарстовые и противоэрозионные работы, строить волнорезы, буны и другие гидротехнические сооружения, а также устраивать причалы.

    Застройка этой территории осуществляется в соответствии с законодательством, государственных стандартов и норм, утвержденной градостроительной документации.

    Таким образом, на законодательном уровне был предусмотрен запрет возведения капитальных сооружений в границах 100-метровой прибрежной защитной полосе части водоохранной зоны Черного моря.

Нормами материального права, действовавшими на момент возведения торгового павильона было предусмотрено следующее.

Статья 111. Земельного кодекса Украины предусматривает, что обременение прав на земельный участок устанавливается законом или актом уполномоченного на это органа государственной власти, должностного лица или договором путем установления запрета на пользование и / или распоряжение, в том числе путем ее отчуждения.

Вместе с тем, с целью установления правовых и организационных основ градостроительной деятельности и обеспечения устойчивого развития территорий с учетом государственных, общественных и частных интересов ДД.ММ.ГГГГ Верховной Радой Украины принят Закон Украины "О регулировании градостроительной деятельности" от ДД.ММ.ГГГГ -VI.

Так, статьей 28 указанного Закона дано определение временного сооружения торгового, бытового, социально-культурного или другого назначения для осуществления предпринимательской деятельности, согласно которому - это одноэтажное сооружение, изготавливается из облегченных конструкций с учетом основных требований к сооружениям, определенных техническим регламентом строительных изделий, зданий и сооружений, и устанавливается временно, без устройства фундамента.

Порядок размещения временных сооружений для осуществления предпринимательской деятельности до ДД.ММ.ГГГГ был утвержден приказом Министерства регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Украины от ДД.ММ.ГГГГ (далее – Порядок Украины ).

В силу пункта 1.3 названного Порядка под временным сооружением торгового, бытового, социально-культурного или другого назначения для осуществления предпринимательской деятельности понимается одноэтажное сооружение, изготавливается из облегченных конструкций с учетом основных требований к сооружениям, определенных техническим регламентом строительных изделий, зданий и сооружений, и устанавливается временно, без устройства фундамента.

В соответствии с пунктом 2.1 Порядка Украины основанием для размещения временного сооружения является паспорт привязки временного сооружения.

Срок действия паспорта привязки определяется органом по вопросам градостроительства и архитектуры исполнительного органа соответствующего совета или районной государственной администрации согласно генеральному плану, плану зонирования и детальному плану территорий и с учетом сроков реализации их положений (пункт 2.17 Порядка ).

Установка временного сооружения осуществляется в соответствии с паспортом привязки (пункт 2.20 Порядка ).

Пунктом 2.30 Порядка Украины определено, что в случае окончания срока действия, аннулирования паспорта привязки, самовольной установки временного сооружения такое временное сооружение подлежит демонтажу.

Указанные нормы права Украины полностью соотносятся с нормами права Российской Федерации.

Пунктом 6) ст. 2. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" закреплено, что нестационарный торговый объект - торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.

Статья 10. указанного Закона предусматривает, что размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.

Суду не представлено доказательств, что Малореченским сельским советом и исполкомом Алуштинского городского совета выдавалось разрешение на размещение объекта торговли - торгового павильона, принадлежащего ныне Коско В.В. в связи с чем, размещение такого объекта нарушает права истца.

Федеральный закон Федеральный закон ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.

Государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).

Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

В пункте 52 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что в случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.

При решении вопроса о признании вещи недвижимостью, независимо от осуществления государственной регистрации права собственности на нее, необходимо установить наличие у нее признаков, способных относить ее в силу природных свойств или на основании закона к недвижимым объектам.

Для признания имущества недвижимым необходимо представить доказательства возведения его в установленном законом и иными нормативными актами порядке на земельном участке, предоставленном для строительства объекта недвижимости, с получением разрешительной документации с соблюдением градостроительных норм и правил.

Суду не представлено доказательств, что торговый павильон в действительности является объектом недвижимого имущества.

Согласно позиции Президиума ВАС РФ, изложенной в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ N 3809/12, сам по себе факт регистрации объекта как недвижимого имущества в отрыве от его физических характеристик в ЕГРП не означает, что объект является недвижимой вещью.

Согласно части 1 статьи 209 Гражданского кодекса собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом (часть 2 статьи 209 Гражданского кодекса).

Факт государственной регистрации права собственности ответчика на спорный объект нарушает права собственника земельного участка, поскольку значительно ограничивает возможность реализации последним имеющихся у него правомочий. Нарушенное право восстанавливается исключением из реестра записи о праве собственности ответчика на торговый объект.

Как установлено в ходе рассмотрения дела, договор аренды земельного участка является прекращенным ввиду истечения срока, на который он был заключен. Вместе с тем, земельный участок до настоящего времени самовольно используется Коско В.В. путем размещения на нем торгового павильона, что свидетельствует о нарушении прав собственника земельного участка – Администрации города Алушты.

Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 60 Земельного кодекса Российской Федерации нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случае самовольного занятия земельного участка. В соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 60 Земельного кодекса Российской Федерации действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права.

Действующее земельное законодательство не предусматривает случаев предоставления земельных участков без оформления земельных отношений, поскольку их использование без надлежащего оформления нарушает принципы земельного законодательства.

    Статьей 76. Земельного кодекса регламентировано, что самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками. Приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их загрязнении, других видах порчи, самовольном занятии, снос зданий, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве, а также восстановление уничтоженных межевых знаков осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет.

    Коско В.В. приобрел торговый павильон будучи зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя. Предпринимательская деятельность осуществляется на свой страх и риск. Осуществляя покупку объекта без разрешения на строительство и при отсутствии документов на землю, ответчик должен был знать о негативных последствиях, которые могут возникнуть в данной ситуации.

Требование Администрации города Алушты Республики Крым о признании отсутствующим право собственности Коско В.В. на торговый павильон, в данном случае суд рассматривает как способ устранения препятствий в пользовании и распоряжении землями, составляющими территорию муниципального образования.

Исходя из положений статей 304, 305 ГК РФ собственник или иное лицо, владеющее имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

Заявление представителя ответчика о пропуске истцом срока исковой давности, отклоняется судом. По смыслу статьи 208 Гражданского кодекса РФ исковая давность не распространяется на требование о признании отсутствующим права собственности, истребовании имущества из чужого незаконного владения, если истец владеет этим земельным участком.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Администрации города Алушты Республики Крым к Коско Вадиму Вячеславовичу о признании отсутствующим права собственности, истребовании имущества из чужого незаконного владения.

В соответствии со ст.98 ГПК РФ с ответчика в пользу муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 98, 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Администрации города Алушты Республики Крым к Коско Вадиму Вячеславовичу о признании отсутствующим права собственности, истребовании имущества из чужого незаконного владения - удовлетворить.

Признать отсутствующим право собственности Коско Вадима Вячеславовича на объект недвижимости: торговый павильон, назначение: нежилое здание, кадастровый , площадью 46,20 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>.

Истребовать из чужого незаконного владения Коско Вадима Вячеславовича в пользу Администрации города Алушты земельный участок, занимаемый самовольно, расположенный по адресу: <адрес>, путем освобождения его в течение 3 (трех) календарный дней с момента вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с ФИО1 в пользу муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым государственную пошлину в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Крым через Алуштинский городской суд Республики Крым в течение месяца с даты принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 06 декабря 2018 года.

                     Судья                                                        В.В.Говорова

2-1351/2018 ~ М-1218/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Администрация города Алушты Республики Крым
Ответчики
Коско В.В.
Другие
Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым
Загородный О.В.
Суд
Алуштинский городской суд
Судья
Говорова Валерия Валерьевна
11.10.2018[И] Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.10.2018[И] Передача материалов судье
12.10.2018[И] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.10.2018[И] Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
12.10.2018[И] Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
30.10.2018[И] Предварительное судебное заседание
23.11.2018[И] Судебное заседание
05.12.2018[И] Судебное заседание
06.12.2018[И] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.12.2018[И] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее